Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
рабочая программа (1 класс) на тему

Варченко Екатерина Владимировна

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл alt.komm_korrektsionnyy_kurs.docx67.38 КБ

Предварительный просмотр:

КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ: «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

1 КЛАСС

(вариант 2)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Данная рабочая программа коррекционных занятий по альтернативной коммуникации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

     Коррекционные занятия по «Альтернативной коммуникации» являются частью образовательного процесса, формируемой участниками образовательных отношений.

     Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

     Основными задачами коррекционной работы являются

  • выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации,
  • овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

       Общая характеристика учебного предмета:

       У детей класса, не владеющих вербальной речью (таких в классе – 4 человека из 5),  затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает их психическое и интеллектуальное развитие. Поэтому их обучение речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения используются для дополнения речи (речь невнятная, смазанная – 2 человека) или ее замены  (речь отсутствует – 2 человека).

 Коррекционный курс включает следующие разделы:

Развитие речи средствами невербальной коммуникации:

  • Импрессивная речь.
  • Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

В содержании коррекционной программы учтены общие  специфические особенности психического развития детей класса, вариативные формы организации коррекции отклонений развития, необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.

Импрессивная речь.

  • Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
  • Реагирование на собственное имя.
  • Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
  • Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
  • Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, продукты, транспорт, птицы и др.).
  • Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
  • Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
  • Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
  • Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, мой,…). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (один-много, несколько).
  • Понимание простых предложений-инструкций.

     В коррекционной программе по «Альтернативной коммуникации» реализованы  принципы дошкольной коррекционной педагогики:

  • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
  • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
  • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности  развития  детской  речи  применительно  к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
  • принцип  коррекции  и  компенсации,  позволяющий
    определить адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
  • деятельностный   принцип,   определяющий   ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие детей с отклонением в речи.

Краткая характеристика учащихся класса:

  • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

     Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционные занятия по «Альтернативной коммуникации» определены как самостоятельные, на изучение которых в 1 классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

Формы контроля

     При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

Критерии оценивания

Уровни освоения (выполнения) действий/операций

критерии

1.

Пассивное участие/соучастие

действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

 

2.

Активное участие – действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

дд

д

дн

  • по подражанию или по образцу
  • самостоятельно с ошибками
  • самостоятельно

до

сш

с

3.

Сформированность представлений

1.представление отсутствует

-

2.не выявить наличие представлений

?

3.представление на уровне:

  • использования по прямой подсказке
  • использования с косвенной подсказкой (изображение)
  • самостоятельного использования

пп

п

+

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Предметные результаты:

  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.  
  • Формирование умения вступать в контакт, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации.
  • Формирование умения  пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения возникших житейских задач.
  • Формирование умения использования предметов для выражения мысли путем указания на них жестом, взглядом.
  • Использование доступных жестов для передачи сообщения.
  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека (в изученном объёме).
  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал (по возможности) в знакомых коммуникативных ситуациях.
  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.

Базовые учебные действия.

  1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

    2) Формирование учебного поведения:

направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

  • фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
  • фиксирует взгляд на яркой игрушке;
  • фиксирует взгляд на движущей игрушке;
  • переключает взгляд с одного предмета на другой;
  • фиксирует взгляд на лице педагога;
  • фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
  • фиксирует взгляд на изображении;
  • фиксирует взгляд на экране монитора.

умение выполнять инструкции педагога:

  • понимает жестовую инструкцию;
  • понимает инструкцию по пиктограммам;
  • выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

использование по назначению учебных материалов:

  • бумаги; карандаша, мела
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
  • выполняет действие способом рука-в-руке;
  • подражает действиям, выполняемы педагогом;
  • последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

     3) Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени:

  • способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

от начала до конца:

  • при организующей, направляющей помощи педагога способен выполнить посильное задание от начала до конца.

Личностные результаты.

  • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я».
  • Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности.
  • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
  • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
  • Формирование умения вступать в контакт, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации.
  • Формирование умения  пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения возникших житейских задач.
  • Использование доступных жестов для передачи сообщения.
  • Формирование умения использования предметов для выражения мысли путем указания на них жестом, взглядом.
  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека (в изученном объёме).
  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал (по возможности) в знакомых коммуникативных ситуациях.
  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.

      В связи с тем, что среди обучающихся 1 б класса есть дети с разным уровнем развития коммуникации (2 и 3 подгруппы), календарно-тематическое планирование работы с ними написано отдельно для каждой подгруппы. При этом фиксация работы в электронном журнале будет осуществляться параллельно, с опорой на дату проведения занятий.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование учебного материала коррекционных занятий на 2017/2018 учебный год.

Альтернативная коммуникация (2 подгруппа). 1 «б» класс (вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1 модуль.

11

1

Обследование. ИОТ и ТБ.

1

01.09

2

Обследование.

1

04.09

3

Обследование.

1

08.09

4

Обследование.

1

11.09

5

«Помещение школы».

1

15.09

6

«Помещение школы».

1

18.09

7

«Осень».

1

22.09

8

«Осень».

1

25.09

9

«Фрукты».

1

29.09

10

«Фрукты».

1

02.10

11

«Овощи».

1

06.10

2 модуль.

10

12

«Овощи». ИОТ и ТБ.

1

16.10

13

«Игрушки».

1

20.10

14

«Игрушки».

1

23.10

15

 «Обувь».

1

27.10

16

 «Обувь».

1

30.10

17

 «Обувь».

1

03.11

18

 «Обувь».

1

06.11

19

«Посуда».

1

10.11

20

«Посуда».

1

13.11

21

 «Дикие животные».

1

17.11

3 модуль.  

10

22

«Дикие животные». ИОТ и ТБ.

1

27.11

23

«Домашние животные».

1

01.12

24

«Домашние животные».

1

04.12

25

«Зима».

1

08.12

26

 «Зима».

1

11.12

27

 «Зима».

1

15.12

28

 «Зима».

1

18.12

29

«Дикие животные».

1

22.12

30

«Дикие животные».

1

25.12

31

«Домашние животные».

1

29.12

4 модуль.

13

32

«Домашние животные». ИОТ и ТБ.

1

12.01

33

«Одежда».

1

15.01

34

«Одежда».

1

19.01

35

«Теплая одежда».

1

22.01

36

«Теплая одежда».

1

26.01

37

 «Игры и развлечения детей зимой».

1

29.01

38

 «Игры и развлечения детей зимой».

1

02.02

39

«Помощь птицам и животным зимой».

1

05.02

40

«Помощь птицам и животным зимой».

1

09.02

41

«Труд людей зимой».

1

12.02

42

 «Труд людей зимой».

1

16.02

43

44

 «День защитника Отечества».

1

19.02

Уплотнение за 23.02

5 модуль.

45

«8 Марта».ИОТ и ТБ.

1

05.03

46

«Одежда».

1

09.03

47

«Одежда».

1

12.03

48

«Теплая одежда».

1

16.03

49

«Теплая одежда».

1

19.03

50

«Мебель».

1

23.03

51

«Мебель».

1

26.03

52

«Продукты питания».

1

30.03

53

«Продукты питания».

1

02.04

54

«Транспорт».

1

06.04

55

«Транспорт».

1

09.04

56

«Весенняя одежда».

1

13.04

6 модуль.

10

57

«Природные явления весны». «Труд людей весной». ИОТ и ТБ.

1

23.04

58

59

«Сад-огород».

«Прилет птиц».

1

27.04

Уплотнение за 30.04

60

«Обувь».

1

04.05

61

«Посуда».

1

07.05

62

«Лето».

1

11.05

63

«Насекомые».

1

14.05

64

Итоговые занятия.

1

18.05

65

Итоговые занятия.

1

21.05

66

Итоговые занятия.

1

25.05

Тематическое планирование учебного материала коррекционных занятий на 2017/2018 учебный год.

Альтернативная коммуникация (3 подгруппа). 1 «б» класс (вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.

№ п/п

ТЕМА УРОКА

Количество часов

Дата проведения

Примечание

1 модуль.

11

1

Обследование. ИОТ и ТБ.

1

01.09

2

Обследование.

1

04.09

3

Обследование.

1

08.09

4

Обследование.

1

11.09

5

Человек. Артикуляция: звук «А».

1

15.09

6

Человек. Артикуляция: звук «А».

1

18.09

7

Семья. Артикуляция: звук «У».

1

22.09

8

Семья. Артикуляция: звук «У».

1

25.09

9

Осень. Артикуляция: «АУ».

1

29.09

10

Осень. Артикуляция: «АУ».

1

02.10

11

Овощи. Артикуляция: «УА».

1

06.10

2 модуль.

10

12

Овощи. Артикуляция: «УА». ИОТ и ТБ.

1

16.10

13

Фрукты. Артикуляция: «И».

1

20.10

14

Фрукты. Артикуляция: «И».

1

23.10

15

Овощи и фрукты. Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты».

1

27.10

16

Овощи и фрукты. Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты».

1

30.10

17

Одежда. Артикуляция: «О».

1

03.11

18

Одежда. Артикуляция: «О».

1

06.11

19

Игрушки. Артикуляци: «ИО».

1

10.11

20

Игрушки. Артикуляци: «ИО».

1

13.11

21

Игрушки. Артикуляци: «ИО».

1

17.11

3 модуль.  

10

22

Посуда. Артикуляция: «Н – Нь», НА, НО, НУ.

ИОТ и ТБ.

1

27.11

23

Посуда. Артикуляция: «Н – Нь», НА, НО, НУ.

1

01.12

24

Посуда. Артикуляция: «Н – Нь», НА, НО, НУ.

1

04.12

25

Домашние животные. Артикуляция: «М-Мь», МУ-МУ, «П - Пь», ПА-ПА.

1

08.12

26

Домашние животные. Артикуляция: «М-Мь», МУ-МУ, «П - Пь», ПА-ПА.

1

11.12

27

Домашние животные. Артикуляция: «М-Мь», МУ-МУ, «П - Пь», ПА-ПА.

1

15.12

28

Новогодний праздник. Артикуляция: «Б – Бь», БА_БА, БИ

1

18.12

29

Новогодний праздник. Артикуляция: «Б – Бь», БА_БА, БИ

1

22.12

30

Дикие животные. Артикуляция: «Т-Ть», «Д-Дь».

1

25.12

31

Дикие животные. Артикуляция: «Т-Ть», «Д-Дь».

1

29.12

4 модуль.

13

32

Дикие животные. Артикуляция: «Т-Ть», «Д-Дь». ИОТ и ТБ.

1

12.01

33

Зима. Артикуляция: «К-Кь», «Г-Гь».

1

15.01

34

Зима. Артикуляция: «К-Кь», «Г-Гь».

1

19.01

35

Зима. Артикуляция: «К-Кь», «Г-Гь».

1

22.01

36

Зима. Артикуляция: «К-Кь», «Г-Гь».

1

26.01

37

Транспорт. Артикуляция: «Т-Кь», «Д-Гь», «Х-Хь», «Ы».

1

29.01

38

Транспорт. Артикуляция: «Т-Кь», «Д-Гь», «Х-Хь», «Ы».

1

02.02

39

Транспорт. Артикуляция: «Т-Кь», «Д-Гь», «Х-Хь», «Ы».

1

05.02

40

Части суток. Артикуляция: «В -Вь», «Ф - Фь».

1

09.02

41

Части суток. Артикуляция: «В -Вь», «Ф - Фь».

1

12.02

42

Части суток. Артикуляция: «В -Вь», «Ф - Фь».

1

16.02

43

44

День защитника отечества.

1

19.02

Уплотнение за 23.02

5 модуль.

45

Мама, мамин праздник. Артикуляция: «Й», «ЙА». ИОТ и ТБ.

1

05.03

46

Мама, мамин праздник. Артикуляция: «Й», «ЙА».

1

09.03

47

Мама, мамин праздник. Артикуляция: «Й», «ЙА».

1

12.03

48

Части суток. Артикуляция: «Й», «ЙА».

1

16.03

49

Мебель. Артикуляция: «Й», «ЙУ».

1

19.03

50

Мебель. Артикуляция: «Й», «ЙУ».

1

23.03

51

Мебель. Артикуляция: «Й», «ЙУ».

1

26.03

52

Весна. Артикуляция: «Й», «ЙЭ».

1

30.03

53

 Весна. Артикуляция: «Й», «ЙЭ».

1

02.04

54

Весна. Артикуляция: «Й», «ЙЭ».

1

06.04

55

Профессии. Артикуляция: «С».

1

09.04

56

Профессии. Артикуляция: «С».

1

13.04

6 модуль.

10

57

Профессии. Артикуляция: «С». ИОТ и ТБ.

1

23.04

58

59

Птицы весной.  Артикуляция: «Сь».

1

27.04

Уплотнение за 30.04

60

Деревья. Артикуляция: «С».

1

04.05

61

Деревья. Артикуляция: «С».

1

07.05

62

Цветы. Артикуляция: «З».

1

11.05

63

Цветы. Артикуляция: «З».

1

14.05

64

Цветы. Артикуляция: «З».

1

18.05

65

Итоговые занятия.

1

21.05

66

Итоговые занятия.

1

25.05

Учебно-методический комплекс

     Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.

     Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

  • специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрёшки, пирамидки, «шнуровки» и т.п.
  • графические (печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.

Вышеперечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только тех учащихся, для которых она становится доступной.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...

Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе

Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о  себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...

Рабочая программа по курсу математика 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год.Используемый УМК:Учебник: Т.В. Алышева. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные осн...

Рабочая программа по курсу чтение 2 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями) обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования

На изучение предмета отводится 4 часа в неделю, 136 часов в год. Используемый УМК:Учебник: С.Ю. Ильина, А.К. Аксёнова, Т. М. Головкина, М. И. Шишкова «Чтение». 2 класс. Учебник для об...

Рабочая программа по курсу Математика 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Общая характеристика учебного предмета «Математика»Настоящая программа по математике для основной школы является логическим продолжением программы для начальной школы и вместе с ней состав...

Рабочая программа по курсу природоведение 5 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе образования)

Характеристика предмета окружающий мирПриродоведение-это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В т...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Сенсорное развитие" для детей с РАС (вариант 8.4)

Коррекционно-развивающий курс «Сенсорное развитие» входит в обязательную часть учебного плана АООП обучающихся с РАС, вариант 8.4. Программа рассчитана в соответствии с учебным планом...