Главные вкладки

    Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
    рабочая программа (1 класс) на тему

    Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл alt.komm_korrektsionnyy_kurs.docx67.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОРРЕКЦИОННЫЕ ЗАНЯТИЯ: «АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»

    1 КЛАСС

    (вариант 2)

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Данная рабочая программа коррекционных занятий по альтернативной коммуникации разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).

         Коррекционные занятия по «Альтернативной коммуникации» являются частью образовательного процесса, формируемой участниками образовательных отношений.

         Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:

         Основными задачами коррекционной работы являются

    • выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации,
    • овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

    ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ

           Общая характеристика учебного предмета:

           У детей класса, не владеющих вербальной речью (таких в классе – 4 человека из 5),  затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает их психическое и интеллектуальное развитие. Поэтому их обучение речи с использованием альтернативных средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения используются для дополнения речи (речь невнятная, смазанная – 2 человека) или ее замены  (речь отсутствует – 2 человека).

     Коррекционный курс включает следующие разделы:

    Развитие речи средствами невербальной коммуникации:

    • Импрессивная речь.
    • Экспрессия с использованием средств невербальной коммуникации.

    В содержании коррекционной программы учтены общие  специфические особенности психического развития детей класса, вариативные формы организации коррекции отклонений развития, необходимость взаимодействия целей и задач дифференцированного и интегрированного обучения и воспитания детей с разными проявлениями патологии.

    Импрессивная речь.

    • Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, дядя и др.).
    • Реагирование на собственное имя.
    • Узнавание (различение) имён членов семьи, учащихся класса, педагогов.
    • Понимание слов, обозначающих предмет (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, школьные принадлежности, продукты, транспорт, птицы и др.).
    • Понимание обобщающих понятий (посуда, мебель, игрушки, одежда, обувь, животные, овощи, фрукты, продукты, транспорт, птицы и др.).
    • Понимание слов, обозначающих действия предмета (пить, есть, сидеть, стоять, бегать, спать, рисовать, играть, гулять и др.).
    • Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма и др.).
    • Понимание слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно).
    • Понимание слов, указывающих на предмет, его признак (я, мой,…). Понимание слов, обозначающих число, количество предметов (один-много, несколько).
    • Понимание простых предложений-инструкций.

         В коррекционной программе по «Альтернативной коммуникации» реализованы  принципы дошкольной коррекционной педагогики:

    • принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
    • принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
    • принцип генетический, раскрывающий общие закономерности  развития  детской  речи  применительно  к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
    • принцип  коррекции  и  компенсации,  позволяющий
      определить адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого нарушения;
    • деятельностный   принцип,   определяющий   ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие детей с отклонением в речи.

    Краткая характеристика учащихся класса:

    • Общая осведомленность и социально – бытовая ориентировка: навыки самообслуживания сформированы частично, необходим контроль за  внешним видом. В знакомом пространстве ориентируются не в полном объёме, трое детей из пяти  выполняют простые поручения с помощью.

    Особенности психофизического развития: наблюдаются нарушения координационных способностей (точность движений, ритм) трёх из пяти учеников, отмечается напряжённость, скованность, слабая регуляция мышечных усилий, тремор, усиливающийся с возрастанием интеллектуальной или физической нагрузки (один ребёнок). Мышление: обобщения по ситуационной близости не доступны 4 детям из 5, анализ, синтез осуществляет один ребёнок со значительной помощью учителя, остальным детям такой вид работы пока недоступен. Восприятие – требуется организация процесса восприятия. Внимание – неустойчивое, небольшой объём, малая произвольность. Память – механическая, малый объём, перевод в долговременную память существенно затруднён.

    Особенности регуляторной и эмоционально – волевой сферы: целенаправленная деятельность интеллектуального характера не развита, в остальных сферах развита слабо и связана с видом деятельности и воззрением на неё каждого конкретного ребёнка, интерес к деятельности неустойчивый, предлагаемую программу действий фактически не удерживают, один ребёнок –  со стимуляцией, наблюдается быстрое пресыщение деятельностью, к оценке результатов деятельности ограниченный интерес.

    Сформированность учебных навыков: учебные навыки не сформированы.

    Речь: собственная речь у 4 детей из 5 отсутствует, у одного ребёнка представлена аграмматичной фразой эхолаличного характера. Наблюдаются полиморфные нарушения звукопроизношения. Активно повторяют отдельные слова, обозначая ими все стороны жизни. В обращенной речи простые инструкции фактически не понимают.

         Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

    В Федеральном компоненте государственного стандарта коррекционные занятия по «Альтернативной коммуникации» определены как самостоятельные, на изучение которых в 1 классе отведено 66 часов, 2 часа в неделю, 33 учебные недели.

    Формы контроля

         При выполнении заданий оценивается уровень сформированности действий и представлений каждого ученика. Оценка сформированности представлений происходит в ходе выполнения заданий на различные действия.

    Критерии оценивания

    Уровни освоения (выполнения) действий/операций

    критерии

    1.

    Пассивное участие/соучастие

    действие выполняется взрослым (ребёнок позволяет что-нибудь сделать с ним)

     

    2.

    Активное участие – действие выполняется ребёнком:

    - со значительной помощью взрослого

    - с частичной помощью взрослого

    - по последовательной инструкции (изображения или вербально)

    дд

    д

    дн

    • по подражанию или по образцу
    • самостоятельно с ошибками
    • самостоятельно

    до

    сш

    с

    3.

    Сформированность представлений

    1.представление отсутствует

    -

    2.не выявить наличие представлений

    ?

    3.представление на уровне:

    • использования по прямой подсказке
    • использования с косвенной подсказкой (изображение)
    • самостоятельного использования

    пп

    п

    +

    ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

    Предметные результаты:

    • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.  
    • Формирование умения вступать в контакт, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации.
    • Формирование умения  пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения возникших житейских задач.
    • Формирование умения использования предметов для выражения мысли путем указания на них жестом, взглядом.
    • Использование доступных жестов для передачи сообщения.
    • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека (в изученном объёме).
    • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал (по возможности) в знакомых коммуникативных ситуациях.
    • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.

    Базовые учебные действия.

    1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:
    • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
    • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
    • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
    • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
    • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения.

        2) Формирование учебного поведения:

    направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание):

    • фиксирует взгляд на звучащей игрушке;
    • фиксирует взгляд на яркой игрушке;
    • фиксирует взгляд на движущей игрушке;
    • переключает взгляд с одного предмета на другой;
    • фиксирует взгляд на лице педагога;
    • фиксирует взгляд на лице педагога с использованием голоса;
    • фиксирует взгляд на изображении;
    • фиксирует взгляд на экране монитора.

    умение выполнять инструкции педагога:

    • понимает жестовую инструкцию;
    • понимает инструкцию по пиктограммам;
    • выполняет стереотипную инструкцию (отрабатываемая с конкретным учеником на данном этапе обучения).

    использование по назначению учебных материалов:

    • бумаги; карандаша, мела
    • умение выполнять действия по образцу и по подражанию:
    • выполняет действие способом рука-в-руке;
    • подражает действиям, выполняемы педагогом;
    • последовательно выполняет отдельные операции действия по образцу педагога.

         3) Формирование умения выполнять задание:

    в течение определенного периода времени:

    • способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.

    от начала до конца:

    • при организующей, направляющей помощи педагога способен выполнить посильное задание от начала до конца.

    Личностные результаты.

    • Основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я».
    • Социально – эмоциональное участие в процессе общения и деятельности.
    • Формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
    • Понимание обращенной речи и смысла доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и других графических изображений), неспецифических жестов.
    • Формирование умения вступать в контакт, используя традиционные (вербальные) и альтернативные средства коммуникации.
    • Формирование умения  пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речи для решения возникших житейских задач.
    • Использование доступных жестов для передачи сообщения.
    • Формирование умения использования предметов для выражения мысли путем указания на них жестом, взглядом.
    • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека (в изученном объёме).
    • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал (по возможности) в знакомых коммуникативных ситуациях.
    • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.

          В связи с тем, что среди обучающихся 1 б класса есть дети с разным уровнем развития коммуникации (2 и 3 подгруппы), календарно-тематическое планирование работы с ними написано отдельно для каждой подгруппы. При этом фиксация работы в электронном журнале будет осуществляться параллельно, с опорой на дату проведения занятий.

    КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Тематическое планирование учебного материала коррекционных занятий на 2017/2018 учебный год.

    Альтернативная коммуникация (2 подгруппа). 1 «б» класс (вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.

    № п/п

    ТЕМА УРОКА

    Количество часов

    Дата проведения

    Примечание

    1 модуль.

    11

    1

    Обследование. ИОТ и ТБ.

    1

    01.09

    2

    Обследование.

    1

    04.09

    3

    Обследование.

    1

    08.09

    4

    Обследование.

    1

    11.09

    5

    «Помещение школы».

    1

    15.09

    6

    «Помещение школы».

    1

    18.09

    7

    «Осень».

    1

    22.09

    8

    «Осень».

    1

    25.09

    9

    «Фрукты».

    1

    29.09

    10

    «Фрукты».

    1

    02.10

    11

    «Овощи».

    1

    06.10

    2 модуль.

    10

    12

    «Овощи». ИОТ и ТБ.

    1

    16.10

    13

    «Игрушки».

    1

    20.10

    14

    «Игрушки».

    1

    23.10

    15

     «Обувь».

    1

    27.10

    16

     «Обувь».

    1

    30.10

    17

     «Обувь».

    1

    03.11

    18

     «Обувь».

    1

    06.11

    19

    «Посуда».

    1

    10.11

    20

    «Посуда».

    1

    13.11

    21

     «Дикие животные».

    1

    17.11

    3 модуль.  

    10

    22

    «Дикие животные». ИОТ и ТБ.

    1

    27.11

    23

    «Домашние животные».

    1

    01.12

    24

    «Домашние животные».

    1

    04.12

    25

    «Зима».

    1

    08.12

    26

     «Зима».

    1

    11.12

    27

     «Зима».

    1

    15.12

    28

     «Зима».

    1

    18.12

    29

    «Дикие животные».

    1

    22.12

    30

    «Дикие животные».

    1

    25.12

    31

    «Домашние животные».

    1

    29.12

    4 модуль.

    13

    32

    «Домашние животные». ИОТ и ТБ.

    1

    12.01

    33

    «Одежда».

    1

    15.01

    34

    «Одежда».

    1

    19.01

    35

    «Теплая одежда».

    1

    22.01

    36

    «Теплая одежда».

    1

    26.01

    37

     «Игры и развлечения детей зимой».

    1

    29.01

    38

     «Игры и развлечения детей зимой».

    1

    02.02

    39

    «Помощь птицам и животным зимой».

    1

    05.02

    40

    «Помощь птицам и животным зимой».

    1

    09.02

    41

    «Труд людей зимой».

    1

    12.02

    42

     «Труд людей зимой».

    1

    16.02

    43

    44

     «День защитника Отечества».

    1

    19.02

    Уплотнение за 23.02

    5 модуль.

    45

    «8 Марта».ИОТ и ТБ.

    1

    05.03

    46

    «Одежда».

    1

    09.03

    47

    «Одежда».

    1

    12.03

    48

    «Теплая одежда».

    1

    16.03

    49

    «Теплая одежда».

    1

    19.03

    50

    «Мебель».

    1

    23.03

    51

    «Мебель».

    1

    26.03

    52

    «Продукты питания».

    1

    30.03

    53

    «Продукты питания».

    1

    02.04

    54

    «Транспорт».

    1

    06.04

    55

    «Транспорт».

    1

    09.04

    56

    «Весенняя одежда».

    1

    13.04

    6 модуль.

    10

    57

    «Природные явления весны». «Труд людей весной». ИОТ и ТБ.

    1

    23.04

    58

    59

    «Сад-огород».

    «Прилет птиц».

    1

    27.04

    Уплотнение за 30.04

    60

    «Обувь».

    1

    04.05

    61

    «Посуда».

    1

    07.05

    62

    «Лето».

    1

    11.05

    63

    «Насекомые».

    1

    14.05

    64

    Итоговые занятия.

    1

    18.05

    65

    Итоговые занятия.

    1

    21.05

    66

    Итоговые занятия.

    1

    25.05

    Тематическое планирование учебного материала коррекционных занятий на 2017/2018 учебный год.

    Альтернативная коммуникация (3 подгруппа). 1 «б» класс (вариант 2). Преподаватель: Варченко Е.В.

    № п/п

    ТЕМА УРОКА

    Количество часов

    Дата проведения

    Примечание

    1 модуль.

    11

    1

    Обследование. ИОТ и ТБ.

    1

    01.09

    2

    Обследование.

    1

    04.09

    3

    Обследование.

    1

    08.09

    4

    Обследование.

    1

    11.09

    5

    Человек. Артикуляция: звук «А».

    1

    15.09

    6

    Человек. Артикуляция: звук «А».

    1

    18.09

    7

    Семья. Артикуляция: звук «У».

    1

    22.09

    8

    Семья. Артикуляция: звук «У».

    1

    25.09

    9

    Осень. Артикуляция: «АУ».

    1

    29.09

    10

    Осень. Артикуляция: «АУ».

    1

    02.10

    11

    Овощи. Артикуляция: «УА».

    1

    06.10

    2 модуль.

    10

    12

    Овощи. Артикуляция: «УА». ИОТ и ТБ.

    1

    16.10

    13

    Фрукты. Артикуляция: «И».

    1

    20.10

    14

    Фрукты. Артикуляция: «И».

    1

    23.10

    15

    Овощи и фрукты. Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты».

    1

    27.10

    16

    Овощи и фрукты. Обобщение и дифференциация понятий «овощи» и «фрукты».

    1

    30.10

    17

    Одежда. Артикуляция: «О».

    1

    03.11

    18

    Одежда. Артикуляция: «О».

    1

    06.11

    19

    Игрушки. Артикуляци: «ИО».

    1

    10.11

    20

    Игрушки. Артикуляци: «ИО».

    1

    13.11

    21

    Игрушки. Артикуляци: «ИО».

    1

    17.11

    3 модуль.  

    10

    22

    Посуда. Артикуляция: «Н – Нь», НА, НО, НУ.

    ИОТ и ТБ.

    1

    27.11

    23

    Посуда. Артикуляция: «Н – Нь», НА, НО, НУ.

    1

    01.12

    24

    Посуда. Артикуляция: «Н – Нь», НА, НО, НУ.

    1

    04.12

    25

    Домашние животные. Артикуляция: «М-Мь», МУ-МУ, «П - Пь», ПА-ПА.

    1

    08.12

    26

    Домашние животные. Артикуляция: «М-Мь», МУ-МУ, «П - Пь», ПА-ПА.

    1

    11.12

    27

    Домашние животные. Артикуляция: «М-Мь», МУ-МУ, «П - Пь», ПА-ПА.

    1

    15.12

    28

    Новогодний праздник. Артикуляция: «Б – Бь», БА_БА, БИ

    1

    18.12

    29

    Новогодний праздник. Артикуляция: «Б – Бь», БА_БА, БИ

    1

    22.12

    30

    Дикие животные. Артикуляция: «Т-Ть», «Д-Дь».

    1

    25.12

    31

    Дикие животные. Артикуляция: «Т-Ть», «Д-Дь».

    1

    29.12

    4 модуль.

    13

    32

    Дикие животные. Артикуляция: «Т-Ть», «Д-Дь». ИОТ и ТБ.

    1

    12.01

    33

    Зима. Артикуляция: «К-Кь», «Г-Гь».

    1

    15.01

    34

    Зима. Артикуляция: «К-Кь», «Г-Гь».

    1

    19.01

    35

    Зима. Артикуляция: «К-Кь», «Г-Гь».

    1

    22.01

    36

    Зима. Артикуляция: «К-Кь», «Г-Гь».

    1

    26.01

    37

    Транспорт. Артикуляция: «Т-Кь», «Д-Гь», «Х-Хь», «Ы».

    1

    29.01

    38

    Транспорт. Артикуляция: «Т-Кь», «Д-Гь», «Х-Хь», «Ы».

    1

    02.02

    39

    Транспорт. Артикуляция: «Т-Кь», «Д-Гь», «Х-Хь», «Ы».

    1

    05.02

    40

    Части суток. Артикуляция: «В -Вь», «Ф - Фь».

    1

    09.02

    41

    Части суток. Артикуляция: «В -Вь», «Ф - Фь».

    1

    12.02

    42

    Части суток. Артикуляция: «В -Вь», «Ф - Фь».

    1

    16.02

    43

    44

    День защитника отечества.

    1

    19.02

    Уплотнение за 23.02

    5 модуль.

    45

    Мама, мамин праздник. Артикуляция: «Й», «ЙА». ИОТ и ТБ.

    1

    05.03

    46

    Мама, мамин праздник. Артикуляция: «Й», «ЙА».

    1

    09.03

    47

    Мама, мамин праздник. Артикуляция: «Й», «ЙА».

    1

    12.03

    48

    Части суток. Артикуляция: «Й», «ЙА».

    1

    16.03

    49

    Мебель. Артикуляция: «Й», «ЙУ».

    1

    19.03

    50

    Мебель. Артикуляция: «Й», «ЙУ».

    1

    23.03

    51

    Мебель. Артикуляция: «Й», «ЙУ».

    1

    26.03

    52

    Весна. Артикуляция: «Й», «ЙЭ».

    1

    30.03

    53

     Весна. Артикуляция: «Й», «ЙЭ».

    1

    02.04

    54

    Весна. Артикуляция: «Й», «ЙЭ».

    1

    06.04

    55

    Профессии. Артикуляция: «С».

    1

    09.04

    56

    Профессии. Артикуляция: «С».

    1

    13.04

    6 модуль.

    10

    57

    Профессии. Артикуляция: «С». ИОТ и ТБ.

    1

    23.04

    58

    59

    Птицы весной.  Артикуляция: «Сь».

    1

    27.04

    Уплотнение за 30.04

    60

    Деревья. Артикуляция: «С».

    1

    04.05

    61

    Деревья. Артикуляция: «С».

    1

    07.05

    62

    Цветы. Артикуляция: «З».

    1

    11.05

    63

    Цветы. Артикуляция: «З».

    1

    14.05

    64

    Цветы. Артикуляция: «З».

    1

    18.05

    65

    Итоговые занятия.

    1

    21.05

    66

    Итоговые занятия.

    1

    25.05

    Учебно-методический комплекс

         Освоение практики общения и продуктивной коммуникации с окружающими людьми в рамках предметной области «Язык и речевая практика» предполагает использование разнообразного предметного и изобразительного дидактического материала, иллюстрирующего природный и социальный окружающий мир; вербальных и невербальных средств коммуникации.

         Вспомогательными средствами невербальной (альтернативной) коммуникации являются:

    • специально подобранные предметы (различные по форме, величине, цвету наборы материала), пазлы из 2-х и более частей, мозаики, матрёшки, пирамидки, «шнуровки» и т.п.
    • графические (печатные) изображения (тематические наборы, фотографий, рисунков, пиктограмм, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, наборы букв, коммуникативные таблицы и коммуникативные тетради), электронные средства обучения.

    Вышеперечисленные средства обучения используются для развития вербальной коммуникации только тех учащихся, для которых она становится доступной.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс, для детей с ЗПР

    Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс для детей с ОВЗ.

    Рабочая программа по окружающему миру 4 класс для детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Адаптированная рабочая программа по русскому языку 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

    Рабочая программа по русскому языку разработана для ........... (ребёнка с расстройством аутистического спектра), на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начально...

    Адаптационная рабочая программа по физической культуре 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

    Программа разработана для ......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающ...

    Рабочая программа по адаптивной физкультуре 1 класс (для детей с ТМНР)

    Рабочая программа по адаптивной физкультуре для учащихся 1 класса ФГОС (вариант 2)...

    Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по речевой практике 1 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями

    Рабочая программа по русскому языку 2 класс для детей с интеллектуальными нарушениями...