Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа (4 класс)

Дакаева Анастасия Руслановна

Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый  ребёнок» г.Смоленска».

УТВЕРЖДАЮ:

Приказ №_____

от «___» августа 2019 г.       директор:____________ С.А. Дюг

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по учебной работе:

_________________

И.В. Вдовенкова

ПРИНЯТО:

на педагогическом совете

Протокол №__

от «__» августа 2019г.

РАССМОТРЕНО:

на МО учителей начальных классов и воспитателей

Протокол №  1

от «__»  августа  2019 г.

руководитель МО:__________  Л.В. Мартыненкова

Рабочая программа учебного предмета

 «Речь и альтернативная коммуникация»

для обучающихся

4 класса

на 2019/2020 учебный год

Программу составила:

Дакаева Анастасия Руслановна

учитель начальных классов

г. Смоленск

2019

  1. Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
  • Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
  • Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
  • Программы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» - программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
  • Воронкова В.В. Букварь. 1 класс: для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. М.: Просвещение. 2012. 143с.

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

     Задачи:

  1. Формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
  2. Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
  3. Развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
  4. Формирование навыка чтения в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  5. Формирование навыка письма в доступных ребенку пределах.
  6. Учить узнавать графический образ буквы.

Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).

  1. Планируемые результаты

В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Предметные результаты:

  • Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
  • Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
  • Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
  • Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.
  • Копирование  с образца отдельных букв, слогов, слов.
  • Самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов.
  • Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
  • соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.

Личностные результаты:

  • Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
  • Владение правилами поведения в учебной ситуации.
  • Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
  • Умение реагировать на имя, просьбу, запрет.
  • Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
  • Реакция ожидания в ответ на ситуацию  взаимодействия со знакомым взрослым.
  • Проявления вербальных и невербальных средств коммуникации в конкретной ситуации взаимодействия со сверстником.
  • Интерес   к взаимодействию со знакомым сверстником.

Программа формирования БУД

Личностные:

  • Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;
  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
  • радоваться вместе с детьми;
  • подражать действиям, выполняемыми педагогом;
  • последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.

Регулятивные:

  • умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
  • умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
  •  переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
  • последовательное выполнение нескольких заданий;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

Познавательные:

  • делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
  • находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
  • самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
  • Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
  • выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.

Коммуникативные:

  •  учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
  • развивать умение слушать и понимать речь других;
  • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
  • готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
  • сообщение учителю об окончании задания;
  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
  • следить за объяснением учителя;
  • поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
  • умение выполнять инструкции педагога;
  • использование по назначению учебных материалов;
  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Содержание учебного предмета

В I полугодии – 48 часов, во в II полугодии – 51 час, всего – 99 часов.

1. Раздел «Коммуникация»

Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением, поднятой рукой). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Прощание с собеседником звуком (словом предложением).

2. Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».

Понимание простых по звуковому составу слов.  Узнавание и различение имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих действие предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние и употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние и употребления простых по звуковому составу слов. Называние собственного имени. Называние имел членов семьи. Называние употребления слов обозначающих предмет. Называние обобщающих понятий. Называние и употребление слов, обозначающих число, количество предметов. Пересказ небольшого текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

3. Раздел «Чтение и письмо».

Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использование элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, написание прописных букв. Списывание слов и текстов. Самостоятельная запись букв, слов и предложений. Узнавание звука в слоге, слове. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы. Называние буквы. Чтение слога, слова, предложения, текста.

4. Календарно-тематическое планирование предмета

«Речь и коммуникация» в 4 «А» классе

п/п

Содержание

Количество

часов

Дата проведения

По плану

По факту

I четверть - 27 часов

1.

Приветствие – прощание (звуки, слова, жесты).

1

2.09

2.

Беседа «Как я провел лето?».

1

3.09

3.

Составление рассказа «Мои каникулы».

1

5.09

4.

Гласные А,О, У. Чтение слогов. Написание (обводка) букв, слогов. Узнавание звуков на слух.

2

9.09

10.09

5.

Гласные И, Ы. Звук и буква М. Чтение слогов. Написание (обводка) букв, слогов. Узнавание звуков на слух.

2

12.09

16.09

6.

Звук и буква  С, З. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

3

17.09

19.09

23.09

7.

Звук и буква Ж, Ш. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

2

24.09

26.09

8.

Чтение коротеньких рассказов. Задавание вопросов предложением по прочитанному тексту.

2

30.09

1.10

9.

Звук и буква Л, Н, Р. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

2

3.10

7.10

10.

Составление предложений по серии картинок.

1

8.10

11.

Звук и буква К, Г. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

2

10.10

14.10

12.

Составление предложений по серии картинок.

1

15.10

13.

Звук и буква В. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

2

17.10

21.10

14.

Составление предложений по сюжетной картинке.

1

22.10

15.

Беседа «Осень».

1

24.10

16.

Написание букв и слогов под диктовку.

1

28.10

17.

Составление звуко-буквенной схемы слов.

2

29.10

31.10

II четверть – 21 час

1.

Написание букв и слогов под диктовку.

1

11.11

2.

Звук и буква Т, Д. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

3

12.11

14.11

18.11

3.

Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией.  

1

19.11

4.

Чтение рассказа. Пересказ по вопросам.

1

21.11

5.

Звук и буква Т, Д. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

3

25.11

26.11

28.11

6.

Звук и буква Я, Е, Ё. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

3

2.12

3.12

5.12

7.

Чтение слогов и слов с мягкими согласными.

2

9.12

10.12

8.

Звук и буква Б, П. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

2

12.12

16.12

9.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

1

17.12

10.

Звук и буква Й. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

1

19.12

11.

Буква Ь, Ъ. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов.

2

23.12

24.12

12.

Составление рассказа «Новый год». Беседа на тему «Зимние праздники». Игры по теме занятия.

1

26.12

III четверть – 27 часов

1.

Написание букв и слогов под диктовку. Беседа на тему «Мои каникулы».

1

13.01

2.

Звук и буква Э. Написание строчной и заглавной буквы. Чтение слов и предложений, текстов.

2

14.01

16.01

3.

Различение твердых и мягких согласных при чтении.

Различение твердых и мягких согласных на слух.

2

20.01

21.01

5.

Списывание слов с рукописного текста.

1

23.01

6.

Звук и буква Ю. Написание строчной и заглавной буквы. Чтение слов и предложений.Выделение звуков в словах.

2

27.01

28.01

7.

Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

2

30.01

3.02

8.

Составление рассказа о себе с помощью визуального плана.

2

4.02

6.02

9.

Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

2

10.02

11.01

10.

Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

2

13.02

17.02

11.

Чтение рассказа. Составление пересказа.

1

18.02

12.

Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах.

3

20.02

2.03

3.03

13.

Чтение слоговых таблиц со стечением согласных.

2

5.03

10.03

14.

Написание изученных букв, слогов под диктовку.

2

12.03

16.03

15.

Беседа на тему «Весна». Составление рассказа по визуальному плану.

1

17.03

16.

Составление звуко-буквенной схемы слов. Понятие предложения.

2

-1 час

19.03

9 марта

IV четверть – 24 часов

1.

Понятие предложения. Определение границ предложения в тексте.

2

30.03

31.03

2.

Составление предложений на заданную тему.

2

2.04

6.04

3.

Составление и запись простых предложений.

4

7.04

9.04

13.04

14.04

4.

Списывание с рукописного текста.

2

16.04

20.04

5.

Составление рассказа по сюжетной картинке.

1

21.04

6.

Подбор слов на заданный звук, их запись.

2

23.04

27.04

7.

Составление предложений из заданных слов. Их запись.

2

28.04

30.04

8.

Составление рассказа «Моя семья».

1

7.05

9.

Повторение пройденного материала за год.

8

12.05

14.05

18.05

19.05

21.05

25.05

26.05

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)

Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс

Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....

Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс

Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 2в класс

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...

Рабочая программа предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся по АООП (вариант 2)...