Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
рабочая программа (4 класс)
Рабочая программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._rech_i_alternativnaya_kommunikatsiya.docx | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребёнок» г.Смоленска».
УТВЕРЖДАЮ: Приказ №_____ от «___» августа 2019 г. директор:____________ С.А. Дюг | СОГЛАСОВАНО: Зам. директора по учебной работе: _________________ И.В. Вдовенкова | ПРИНЯТО: на педагогическом совете Протокол №__ от «__» августа 2019г. | РАССМОТРЕНО: на МО учителей начальных классов и воспитателей Протокол № 1 от «__» августа 2019 г. руководитель МО:__________ Л.В. Мартыненкова |
Рабочая программа учебного предмета
«Речь и альтернативная коммуникация»
для обучающихся
4 класса
на 2019/2020 учебный год
Программу составила:
Дакаева Анастасия Руслановна
учитель начальных классов
г. Смоленск
2019
- Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида на основании приказа Минобразования РФ №29/2065-п от 10 апреля 2002 г. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;
- Учебного плана ОГБОУ «Центр образования и развития «Особый ребенок» г. Смоленска»;
- Программы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» - программно-методические материалы под ред. И.М. Бгажноковой. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007;
- Воронкова В.В. Букварь. 1 класс: для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. М.: Просвещение. 2012. 143с.
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим обучение детей речи и коммуникации включает целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а так же на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Задачи:
- Формирование способности пользоваться доступными средствами коммуникации и общения – вербальными и невербальными.
- Учить пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности;
- Развитие речи как средства коммуникации в связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребёнка. Понимание слов, обозначающих объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека. Умение использовать усвоенный словарный материал в коммуникативных ситуациях.
- Формирование навыка чтения в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова. Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Формирование навыка письма в доступных ребенку пределах.
- Учить узнавать графический образ буквы.
Учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» является основной частью предметной области «Язык и речевая практика». Программа реализуется в 4 классе для детей с умственной отсталостью (2 вариант).
- Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Предметные результаты:
- Понимание слов, обозначающие объекты и явления природы, объекты рукотворного мира и деятельность человека.
- Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.
- Узнавание и различение напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий.
- Формирование навыка понимания смысла узнаваемого слова.
- Копирование с образца отдельных букв, слогов, слов.
- Самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов.
- Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
- соотнесение иллюстрации со знакомым текстом.
Личностные результаты:
- Социально-эмоциональное участие доступным способом в процессе общения и совместной деятельности.
- Владение правилами поведения в учебной ситуации.
- Уважительное отношение к окружающим: взрослым, детям.
- Умение реагировать на имя, просьбу, запрет.
- Умение понимать похвалу и простые формы вежливости.
- Реакция ожидания в ответ на ситуацию взаимодействия со знакомым взрослым.
- Проявления вербальных и невербальных средств коммуникации в конкретной ситуации взаимодействия со сверстником.
- Интерес к взаимодействию со знакомым сверстником.
Программа формирования БУД
Личностные:
- Приветствовать одноклассников при встрече, прощаться;
- входить и выходить из учебного помещения со звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;
- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);
- следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
- передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
- радоваться вместе с детьми;
- подражать действиям, выполняемыми педагогом;
- последовательно выполнять отдельные операции действия по образцу педагога.
Регулятивные:
- умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- умение совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса;
- умение выполнять инструкции педагога;
- умение направлять взгляд на говорящего взрослого, задание;
- использование по назначению учебных материалов;
- формирование учебного поведения выполнение задания: в течение определенного периода, от начала до конца;
- переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
- последовательное выполнение нескольких заданий;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
Познавательные:
- делать выводы вместе с учителем в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
- находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
- самостоятельное написание изученных букв, слогов, слов;
- Чтение слогов, слов, предложений и небольших текстов с изученными буквами.
- выполнять инструкции о переходе с одного задания к другому.
Коммуникативные:
- учить оформлять свою мысль в устной речи (на уровне простого предложения или жестов);
- развивать умение слушать и понимать речь других;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- готовность к нахождению и обучению среди сверстников, к коммуникативному взаимодействию в группе обучающихся;
- сообщение учителю об окончании задания;
- направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);
- следить за объяснением учителя;
- поднимать руку при ответе. Вставать и выходить из-за парты;
- умение выполнять инструкции педагога;
- использование по назначению учебных материалов;
- умение выполнять действия по образцу и по подражанию.
3. Содержание учебного предмета
В I полугодии – 48 часов, во в II полугодии – 51 час, всего – 99 часов.
1. Раздел «Коммуникация»
Установление контакта с собеседником: установление зрительного контакта с собеседником, учет эмоционального состояния собеседника. Реагирование на собственное имя. Приветствие собеседника звуком (словом, предложением). Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением, поднятой рукой). Выражение своих желаний звуком (словом, предложением). Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением). Ответы на вопросы словом (предложением). Прощание с собеседником звуком (словом предложением).
2. Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации».
Понимание простых по звуковому составу слов. Узнавание и различение имен членов семьи, учащихся класса, педагогов. Понимание слов, обозначающих предмет. Понимание обобщающих понятий. Понимание слов, обозначающих действие предмета. Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма). Называние и употребление отдельных звуков, звукоподражаний, звуковых комплексов. Называние и употребления простых по звуковому составу слов. Называние собственного имени. Называние имел членов семьи. Называние употребления слов обозначающих предмет. Называние обобщающих понятий. Называние и употребление слов, обозначающих число, количество предметов. Пересказ небольшого текста. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
3. Раздел «Чтение и письмо».
Узнавание (различение) образов графем (букв). Графические действия с использование элементов графем: обводка, штриховка, печатание букв, написание прописных букв. Списывание слов и текстов. Самостоятельная запись букв, слов и предложений. Узнавание звука в слоге, слове. Соотнесение звука с буквой. Узнавание графического изображения буквы. Называние буквы. Чтение слога, слова, предложения, текста.
4. Календарно-тематическое планирование предмета
«Речь и коммуникация» в 4 «А» классе
№ п/п | Содержание | Количество часов | Дата проведения | ||
По плану | По факту | ||||
I четверть - 27 часов | |||||
1. | Приветствие – прощание (звуки, слова, жесты). | 1 | 2.09 | ||
2. | Беседа «Как я провел лето?». | 1 | 3.09 | ||
3. | Составление рассказа «Мои каникулы». | 1 | 5.09 | ||
4. | Гласные А,О, У. Чтение слогов. Написание (обводка) букв, слогов. Узнавание звуков на слух. | 2 | 9.09 10.09 | ||
5. | Гласные И, Ы. Звук и буква М. Чтение слогов. Написание (обводка) букв, слогов. Узнавание звуков на слух. | 2 | 12.09 16.09 | ||
6. | Звук и буква С, З. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 3 | 17.09 19.09 23.09 | ||
7. | Звук и буква Ж, Ш. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 2 | 24.09 26.09 | ||
8. | Чтение коротеньких рассказов. Задавание вопросов предложением по прочитанному тексту. | 2 | 30.09 1.10 | ||
9. | Звук и буква Л, Н, Р. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 2 | 3.10 7.10 | ||
10. | Составление предложений по серии картинок. | 1 | 8.10 | ||
11. | Звук и буква К, Г. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 2 | 10.10 14.10 | ||
12. | Составление предложений по серии картинок. | 1 | 15.10 | ||
13. | Звук и буква В. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 2 | 17.10 21.10 | ||
14. | Составление предложений по сюжетной картинке. | 1 | 22.10 | ||
15. | Беседа «Осень». | 1 | 24.10 | ||
16. | Написание букв и слогов под диктовку. | 1 | 28.10 | ||
17. | Составление звуко-буквенной схемы слов. | 2 | 29.10 31.10 | ||
II четверть – 21 час | |||||
1. | Написание букв и слогов под диктовку. | 1 | 11.11 | ||
2. | Звук и буква Т, Д. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 3 | 12.11 14.11 18.11 | ||
3. | Упражнения на изменение темпа речи в соответствии с заданной ситуацией. | 1 | 19.11 | ||
4. | Чтение рассказа. Пересказ по вопросам. | 1 | 21.11 | ||
5. | Звук и буква Т, Д. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 3 | 25.11 26.11 28.11 | ||
6. | Звук и буква Я, Е, Ё. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 3 | 2.12 3.12 5.12 | ||
7. | Чтение слогов и слов с мягкими согласными. | 2 | 9.12 10.12 | ||
8. | Звук и буква Б, П. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 2 | 12.12 16.12 | ||
9. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 | 17.12 | ||
10. | Звук и буква Й. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 1 | 19.12 | ||
11. | Буква Ь, Ъ. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. | 2 | 23.12 24.12 | ||
12. | Составление рассказа «Новый год». Беседа на тему «Зимние праздники». Игры по теме занятия. | 1 | 26.12 | ||
III четверть – 27 часов | |||||
1. | Написание букв и слогов под диктовку. Беседа на тему «Мои каникулы». | 1 | 13.01 | ||
2. | Звук и буква Э. Написание строчной и заглавной буквы. Чтение слов и предложений, текстов. | 2 | 14.01 16.01 | ||
3. | Различение твердых и мягких согласных при чтении. Различение твердых и мягких согласных на слух. | 2 | 20.01 21.01 | ||
5. | Списывание слов с рукописного текста. | 1 | 23.01 | ||
6. | Звук и буква Ю. Написание строчной и заглавной буквы. Чтение слов и предложений.Выделение звуков в словах. | 2 | 27.01 28.01 | ||
7. | Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 2 | 30.01 3.02 | ||
8. | Составление рассказа о себе с помощью визуального плана. | 2 | 4.02 6.02 | ||
9. | Звук и буква Ч. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 2 | 10.02 11.01 | ||
10. | Звук и буква Щ. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 2 | 13.02 17.02 | ||
11. | Чтение рассказа. Составление пересказа. | 1 | 18.02 | ||
12. | Звук и буква Ф. Чтение слогов, слов. Написание (обводка) слогов, слов. Выделение звуков в словах. | 3 | 20.02 2.03 3.03 | ||
13. | Чтение слоговых таблиц со стечением согласных. | 2 | 5.03 10.03 | ||
14. | Написание изученных букв, слогов под диктовку. | 2 | 12.03 16.03 | ||
15. | Беседа на тему «Весна». Составление рассказа по визуальному плану. | 1 | 17.03 | ||
16. | Составление звуко-буквенной схемы слов. Понятие предложения. | 2 -1 час | 19.03 9 марта | ||
IV четверть – 24 часов | |||||
1. | Понятие предложения. Определение границ предложения в тексте. | 2 | 30.03 31.03 | ||
2. | Составление предложений на заданную тему. | 2 | 2.04 6.04 | ||
3. | Составление и запись простых предложений. | 4 | 7.04 9.04 13.04 14.04 | ||
4. | Списывание с рукописного текста. | 2 | 16.04 20.04 | ||
5. | Составление рассказа по сюжетной картинке. | 1 | 21.04 | ||
6. | Подбор слов на заданный звук, их запись. | 2 | 23.04 27.04 | ||
7. | Составление предложений из заданных слов. Их запись. | 2 | 28.04 30.04 | ||
8. | Составление рассказа «Моя семья». | 1 | 7.05 | ||
9. | Повторение пройденного материала за год. | 8 | 12.05 14.05 18.05 19.05 21.05 25.05 26.05 28.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс (для детей с ТМНР)
Рабочая программа по коррекционному курсу "Альтернативная коммуникация" 1 класс ФГОС (вариант 2)...
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" для ребенка с РАС ( 2 вариант) 2 класс
Программа разработана для ребенка с тотальным недоразвитием тяжелой степени, отягощенной РАС. 2 класс. Рассчитана на 102 ч....
Адаптированная рабочая программа предмета "Речь и альтернативная коммуникация" ( 2 вариант) 2 класс
Данная программа разработана с опорой на реестр образовательных программ для детей с умственной отсталостью (2 вариант). Планирование сформировано с учетом видов деятельности детей на уроке....
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 1в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, «Положения о рабочих материалах (программах) по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Альтернативная коммуникация» 2в класс
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы МКОУ школы-интерната, , «Положения о рабочих программах по учебному предмету педагога МКОУ школы-интерната городского округа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по коррекционному курсу «Альтернативная коммуникация» 3 класс (2 вариант)
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,«АДАПТИВНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 5»У ребенка с умеренной, тяжелой, глубокой у...
Рабочая программа предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
Рабочая программа по учебному предмету "Речь и альтернативная коммуникация" для обучающихся по АООП (вариант 2)...