Статья:''Психологическая готовность к школьному обучению"
статья

Мышевская Елена Евгеньевна

Психологическая готовность к школьному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Психологическая готовность к школьному обучению

№1. Цель: Проведение диагностики учащихся .

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития для освоения школьной программы.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития».

«Зона ближайшего развития» определяется тем, что ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым.

Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи (Л.С.Выготский)

№2. Готовность детей к школе определяется по таким параметрам:

1. Планирование – умение организовать свою деятельность.

2. Контроль – умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью.

- низкий уровень

- средний уровень

- высокий уровень

3.  Мотивация учения

Низкий уровень – ребенок ориентирован только на те свойства предметов, которые доступны органам чувств.

Высокий уровень – желание использовать свои знания.

4. Уровень развития интеллекта

Низкий – неумение слушать другого человека, неумение выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий.

Ниже среднего – неумение слушать другого человека, ошибка в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий.

Средний – неумение слушать другого человека, ошибки в выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез; простые логические операции – сравнение, обобщение выполняется без ошибок.

Высокий – возможны некоторые ошибки   в выполнении логических операций, но эти ошибки ребенок исправляет сам.

Очень высокий – возможность (умение) слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных операций.

№3.

1. Ребенок к школе не готов.

Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация низкая, не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятия.

2. Ребенок к школе готов.

Умеет планировать и контролировать свои действия, ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет выполнять логические операции.

Карта-характеристика готовности ребенка к школе.

1. Желание учиться в школе.

А) Ребенок хочет идти в школу

Б) Особого желания идти в школу пока нет

В) Не хочет идти в школу.

2. Учебная мотивация

А) Осознает важность и необходимость учения;

Б) Привлекательна внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности).

В) Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.

Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию.

- Достаточно легко вступает в контакт, правильно понимает ситуацию, адекватно ведет себя.

- Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении.

Организованность поведения

- Поведение организованное

- Поведение недостаточно организованное

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

Фонематический слух

- нарушения в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива.

- в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения.

Мелкие мышцы руки

- рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом

- рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением.

Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость.

1) Достаточно хорошо ориентируется в пространстве.2) Недостаточно ловок, отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений.

Развитие ВПФ: произвольной памяти, внимания, логического мышления, восприятия.

- Развитие произвольной деятельности.

- Ребенок удерживает цель деятельности, намечает план, доводит дело до конца.

№4 Развитие познавательной деятельности.

А. Кругозор.

- Представление о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет человек.

- Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем мире отрывочны, бессистемны.

Б. Развитие познавательной активности, самостоятельности.

- Любознателен, задания выполняет с интересом, самостоятелен

- уровень активности и самостоятельности низкий

В. Контроль деятельности

Г. Тема деятельности

Обратить внимание на группу здоровья.

Подобрать соответствующие формулировки.

Тема: Психологическая безопасность образовательной среды учреждения.

1 полугодие.

Задачи.

Работа над произвольным поведением ученика.

А) умение детей сознательно подчинить свои действия правилу.

Б) умение ориентироваться на заданную систему требований (наблюдение за учащимися)

В) умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания

Г) снижение агрессивности в поведении школьника (через игру) на уроке, на перемене; придумать свои установки, чтобы закрепить правила поведения на уроке.

Д) осуществлять работу по формированию ученического коллектива, ввести понятие «дружба».

Е) совместная работа учитель-воспитатель, учитель-психолог.

Ж) проведение совместных классных часов, праздников, направленные на произвольность поведения; двигательные сферы, в сфере общения координация школьных страхов и тревожности у младших школьников (психолог – изучение рисунков «в школе», «на улице, во дворе», «семья»).

Отчет за 1 полугодие

За первое полугодие был сформирован коллектив-отряд. Дети дали название нашему отряду «Мушкетеры», придумали девиз: Один за всех, и за одного.

Наше правило на уроках:

Ответить хочешь, не спеши,

А только руку подними (установка правила)

На классном часе мы выбрали командира класса, цветовода, художника-оформителя, санитаров, консультантов.

Теперь у каждого ребенка в классе есть свое дело: Сафронова П. – командир класса, Размеров С. – цветовод (ухаживает за цветами), Смирнова К.,Оглы С. – санитары. Шербан Р. – консультант по математике.  

В нашем классе скучать некогда.

К концу 1-го полугодия все учащиеся освоили правила поведения на уроке и на перемене.

Класс очень дружный.  

Чтобы сплотить коллектив, провела следующие классные часы: «Посвящение в ученики», «Режим дня – основа жизни человека», «Я гражданин страны», «Хочу все знать», «Знание - сила», «Книга – лучший друг».

Совместно с психологом провели классный час «Звездная страна».

Проводится индивидуальная работа с детьми, испытывающих трудности в школьной адаптации.

Задачи на 2 полугодие

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей.

Задача 1. Развитие ВПФ: мышления, памяти, восприятия.

А) развитие произвольной памяти;

Б) развитие произвольного внимания;

В) развитие логического мышления;

Г) продолжаем работать над произвольностью поведения;

Д) развиваем пространственные представления;

Е) развиваем речь, обогащаем словарный запас учащихся, развиваем фонематический слух.

Ж) развиваем графомоторные навыки;

З) умение брать на себя ответственность.

В 1м классе проводится работа по развитию ВПФ: произвольного внимания, памяти; мышления,   развивается речь, фонематический слух, графомоторные навыки; развиваем пространственные представления (на динамических паузах, на уроке математики, письма).

На уроках учащиеся уже самостоятельно планируют контролируют свою работу.

Важно отметить, что учащиеся уже не ходят по классу без разрешения, не выкрикивают.



Предварительный просмотр:

Тема: Психологическая готовность к школьному обучению

№1. Цель: Проведение диагностики учащихся .

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития для освоения школьной программы.

Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития».

«Зона ближайшего развития» определяется тем, что ребенок может достичь в сотрудничестве со взрослым.

Сотрудничество при этом понимается очень широко: от наводящего вопроса до прямого показа решения задачи (Л.С.Выготский)

№2. Готовность детей к школе определяется по таким параметрам:

1. Планирование – умение организовать свою деятельность.

2. Контроль – умение сопоставить результаты своих действий с поставленной целью.

- низкий уровень

- средний уровень

- высокий уровень

3.  Мотивация учения

Низкий уровень – ребенок ориентирован только на те свойства предметов, которые доступны органам чувств.

Высокий уровень – желание использовать свои знания.

4. Уровень развития интеллекта

Низкий – неумение слушать другого человека, неумение выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий.

Ниже среднего – неумение слушать другого человека, ошибка в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий.

Средний – неумение слушать другого человека, ошибки в выполнении более сложных логических операций – абстракция, конкретизация, анализ, синтез; простые логические операции – сравнение, обобщение выполняется без ошибок.

Высокий – возможны некоторые ошибки   в выполнении логических операций, но эти ошибки ребенок исправляет сам.

Очень высокий – возможность (умение) слушать другого человека, выполнять любые логические операции в форме словесных операций.

№3.

1. Ребенок к школе не готов.

Не умеет планировать и контролировать свои действия, мотивация низкая, не умеет слушать другого человека и выполнять логические операции в форме понятия.

2. Ребенок к школе готов.

Умеет планировать и контролировать свои действия, ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях, умеет слушать другого человека и умеет выполнять логические операции.

Карта-характеристика готовности ребенка к школе.

1. Желание учиться в школе.

А) Ребенок хочет идти в школу

Б) Особого желания идти в школу пока нет

В) Не хочет идти в школу.

2. Учебная мотивация

А) Осознает важность и необходимость учения;

Б) Привлекательна внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности).

В) Цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.

Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию.

- Достаточно легко вступает в контакт, правильно понимает ситуацию, адекватно ведет себя.

- Плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении.

Организованность поведения

- Поведение организованное

- Поведение недостаточно организованное

Развитие школьно-значимых психофизиологических функций

Фонематический слух

- нарушения в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива.

- в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения.

Мелкие мышцы руки

- рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом

- рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами ребенок работает с напряжением.

Пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость.

1) Достаточно хорошо ориентируется в пространстве.2) Недостаточно ловок, отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений.

Развитие ВПФ: произвольной памяти, внимания, логического мышления, восприятия.

- Развитие произвольной деятельности.

- Ребенок удерживает цель деятельности, намечает план, доводит дело до конца.

№4 Развитие познавательной деятельности.

А. Кругозор.

- Представление о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет человек.

- Кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем мире отрывочны, бессистемны.

Б. Развитие познавательной активности, самостоятельности.

- Любознателен, задания выполняет с интересом, самостоятелен

- уровень активности и самостоятельности низкий

В. Контроль деятельности

Г. Тема деятельности

Обратить внимание на группу здоровья.

Подобрать соответствующие формулировки.

Тема: Психологическая безопасность образовательной среды учреждения.

1 полугодие.

Задачи.

Работа над произвольным поведением ученика.

А) умение детей сознательно подчинить свои действия правилу.

Б) умение ориентироваться на заданную систему требований (наблюдение за учащимися)

В) умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания

Г) снижение агрессивности в поведении школьника (через игру) на уроке, на перемене; придумать свои установки, чтобы закрепить правила поведения на уроке.

Д) осуществлять работу по формированию ученического коллектива, ввести понятие «дружба».

Е) совместная работа учитель-воспитатель, учитель-психолог.

Ж) проведение совместных классных часов, праздников, направленные на произвольность поведения; двигательные сферы, в сфере общения координация школьных страхов и тревожности у младших школьников (психолог – изучение рисунков «в школе», «на улице, во дворе», «семья»).

Отчет за 1 полугодие

За первое полугодие был сформирован коллектив-отряд. Дети дали название нашему отряду «Мушкетеры», придумали девиз: Один за всех, и за одного.

Наше правило на уроках:

Ответить хочешь, не спеши,

А только руку подними (установка правила)

На классном часе мы выбрали командира класса, цветовода, художника-оформителя, санитаров, консультантов.

Теперь у каждого ребенка в классе есть свое дело: Сафронова П. – командир класса, Размеров С. – цветовод (ухаживает за цветами), Смирнова К.,Оглы С. – санитары. Шербан Р. – консультант по математике.  

В нашем классе скучать некогда.

К концу 1-го полугодия все учащиеся освоили правила поведения на уроке и на перемене.

Класс очень дружный.  

Чтобы сплотить коллектив, провела следующие классные часы: «Посвящение в ученики», «Режим дня – основа жизни человека», «Я гражданин страны», «Хочу все знать», «Знание - сила», «Книга – лучший друг».

Совместно с психологом провели классный час «Звездная страна».

Проводится индивидуальная работа с детьми, испытывающих трудности в школьной адаптации.

Задачи на 2 полугодие

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей.

Задача 1. Развитие ВПФ: мышления, памяти, восприятия.

А) развитие произвольной памяти;

Б) развитие произвольного внимания;

В) развитие логического мышления;

Г) продолжаем работать над произвольностью поведения;

Д) развиваем пространственные представления;

Е) развиваем речь, обогащаем словарный запас учащихся, развиваем фонематический слух.

Ж) развиваем графомоторные навыки;

З) умение брать на себя ответственность.

В 1м классе проводится работа по развитию ВПФ: произвольного внимания, памяти; мышления,   развивается речь, фонематический слух, графомоторные навыки; развиваем пространственные представления (на динамических паузах, на уроке математики, письма).

На уроках учащиеся уже самостоятельно планируют контролируют свою работу.

Важно отметить, что учащиеся уже не ходят по классу без разрешения, не выкрикивают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Как писал В.А.Сухомлинский: «Если в этом возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не...

Родительское собрание для будущих родителей первоклассников. Тема: «Скоро в школу. Психологическая готовность к школьному обучению. Как помочь ребёнку подготовиться к началу школьного обучения»

Задачи данного родительского собрания: Обсудить с родителями проблему психологической готовности к школьному обучению.Создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс п...

Готовность к школьному обучению, как необходимый компонент успешной адаптации ребенка к школе.

Статья, описывающая: фазы адаптации, критерии подготовки к школе, причины школьной дезадаптации....

Статья : " Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

В статье даны психологические особенности учащихся младших классов по каждому возрасту и рекомендации для родителей в деле воспитания учащихся....

Статья "Психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением развития коммуникативных данных"

Статья "Психологические особенности детей младшего школьного возраста с нарушением развития коммуникативных данных"...

Статья " Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

Статья " Психологические особенности детей младшего школьного возраста"...

Статья "Психологические особенности детей младшего школьного возраста

В статье приводятся примеры коммуникативного взаимодействия детей седьмого года развития. Дети в этом возрасте имеют уже самооценку. Однако, у многие сложно складываются взаимоотношения с другими деть...