Умение слушать собеседника — коммуникативное универсальное учебное действие
статья

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_statya.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

Умение слушать собеседника — коммуникативное

универсальное учебное действие

Ребенок — не кувшин, который следует заполнить, а лампада, которую следует зажечь. Средневековые гуманисты

Ребенок начинает общаться и говорить с раннего возраста. К поступлению в школу он обычно обладает (в той или иной мере) целым рядом коммуникативных компетенций (лингвистической, дискурсивной, стратегической, социальной, социокультурной, речевой и др.)1 и достиг определенного уровня развития общения.

В состав базовых (т.е. абсолютно необходимых для начала обучения в школе) предпосылок для дальнейшего развития коммуникативных навыков входят следующие компоненты:

— потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

— владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

— приемлемое (т.е. не негативное, а желательно эмоционально-позитивное) отношение к процессу сотрудничества;

— ориентация на партнера по общению;

— умение слушать собеседника.

Проблема развития у младших школьников умения слушать и слышать является одним из условий нравственного воспитания и интеллектуального развития. При разработке методических приемов формирования данного умения необходимо стремиться сохранить детскую активность внутренней психической деятельности, когда знания, изучаемые на уроках, вызывают в ученике живой интерес.

Л.В. Занков писал: «Жизнь следует понимать и в смысле духовной жизни — мысли, чувства, стремления. Духовная жизнь может быть интенсивной, богатой, разносторонней, а может быть бедной, вялой, однобокой» [1, 467].

В Толковом словаре С.И. Ожегова дано следующее разграничение понятий: «Слушать — воспринимать слухом что-нибудь (слушать музыку, слушать лектора), следовать чьим-нибудь советам, приказам»; «Слышать — различать, воспринимать что-нибудь слухом (слышать голоса спорящих); замечать, чувствовать, слышать для подтверждения сказанного...» [2, 703]. Слышать — это еще и размышлять, сопереживать говорящему, совершать вместе с ним некую внутреннюю психическую деятельность, мобилизовать себя на рассуждение, участие в диалоге по поводу услышанного.

В ходе формирования у младших школьников умения слушать и слышать учителю важно: а) четко ставить учебные задания и формулировать вопросы; уточнять, все ли услышали и поняли задание; вести урок спокойным, ровным голосом, сохраняя комфортную и доброжелательную обстановку; б) выдерживать паузы. Позиция учителя во время паузы заключается в наблюдении за внутренним процессом работы учеников по внешним признакам их деятельности. В ходе самостоятельного выполнения учениками задания учитель ходит по рядам, знакомится с разными способами решения, отмечает ошибки. Ошибка ученика предоставляет возможность для проведения коллективной работы, реализации принципа осознания детьми процесса учения. Каждый ученик, помогающий однокласснику разобраться в допущенной ошибке, и сам развивается, воспитывает в себе важнейшие нравственные качества (в частности, доброту). Продолжительность паузы определяется учителем в зависимости от темпа выполнения задания.

Также важно регулярно проводить коллективный анализ выполненных заданий. С этой целью учитель может пригласить к доске школьника, который выполнил задание не полностью или с ошибкой. Пока ученик не закончит отвечать, его выслушивают до конца не перебивая. По окончании ответа поднимают руки те, кто увидел ошибку и хочет помочь однокласснику разобраться в ней, кто нашел причину ошибки или может предложить более рациональные пути решения. В процессе анализа выполненного задания и ответа на вопрос, поставленный учителем, могут высказаться все желающие. Не допускается унижение личности отвечающего — ни учитель, ни ученики не показывают своих отрицательных эмоций замечаниями или мимикой. Учитель приучает школьников не бояться ошибок, так как ошибиться может любой.

В ходе данной работы необходимо соблюдать два условия: ученики не должны повторять мысли одноклассников в ходе обсуждения заданий; учитель не должен повторять ответы учащихся.

Создать на уроке атмосферу сотрудничества, помочь ученикам услышать друг друга, а значит, высказать свое мнение по поводу ответа одноклассника, согласиться или не согласиться с мнением того, кто только что ответил, а может, даже дополнить ответ новыми фактами помогают «Правила дружной работы»:

Умей слушать и слышать.

Сопереживай.

Говори толково.

Будь краток.

Эти правила мы обсуждаем и составляем в I классе и следуем им на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Начиная с I класса возможно использование такой эффективной формы работы, требующей от учеников умения слышать друг друга, как групповая. При формировании умения работать в группе также помогают особые правила.

Перед работой договоритесь, кто и что будет делать.

Помогайте друг другу.

Не спорьте зря, а доказывайте.

Урок для школьника — это не парта, доска и 45 минут. Это время познания себя и окружающего мира, свершения новых открытий, поиска верных вариантов решения, сомнений, сожалений, радости, учебы на своих ошибках... Все это — часть его жизни. То, каким будет урок, во многом зависит от учителя, от его отношения к работе, а главное, от любви к детям, от умения слушать и слышать их.

Список литературы

1. Занков Л.В. Избр. пед. труды. 3-е изд., доп. М., 1999.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Рос. академия наук; Институт рус. языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М., 1999.

3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пос. для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2011.

4. Система Л.В. Занкова в Мурманской области: Из опыта работы образовательных учреждений Мурманской области / Сост. Т.Е. Соколова, И.Ю. Ковалева. Мурманск, 2008.

5. Соколова Т.Е. Системный подход к развитию речи младших школьников: Учеб.метод. пос. Самара, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа " Формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий"

Задача учителей начальной школы , обеспечить условия для развития целостной личности младшего школьника. Средством решения этой задачи выступает учебная деятельность, организуемая по поводу различног...

Курсовая работа по теме: «Методический анализ УМК и проектирование урока, направленного на формирование у младших школьников умения учиться как основы развития универсальных учебных действий»

Обращение к разработке Программы развития универсальных учебных действий на начальной ступени школы отвечает новым социальным запросам, закрепленным Федеральным Государственным образовательным станда...

Доклад по теме: Познавательные универсальные учебные действия. Формирование умения решать задачи"

Усвоение общего приема решения задач в начальной школе базируется на сформированности логических операций – умении анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее и различное, осуществлят...

Формирование универсальных учебных действий и универсальных учебных умений у обучающихся начальной школы средствами интерактивных дидактических материалов.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает в основу формирован...

публикация на тему "Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное учебное действие"

Умение слушать собеседника - коммуникативное универсальное  учебное действие -  доклад на РМОРяд коммуникативных и речевх компетенций ребенка на момент поступления в школу. Проведение диагно...

Учебное действие моделирование как одно из учебных действий, необходимое для формирования умения учиться

На основе изучения механизма формирования учебного действия моделирования определён комплекс педагогических условий  эффективного формирования учебного действия моделирование младших школьников. ...