Сохранение эмоционального здоровья младших школьников на начальном этапе обучения
статья

Антонова Марина Вениаминовна

Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни.

Создание благоприятной среды для формирования здоровой личности является одной из главных задач современной школы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sohr._emots._zdorovya.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Сохранение эмоционального здоровья младших школьников на начальном этапе обучения

Антонова М.В., учитель начальных классов

ГБОУ средняя школа №46

Создание благоприятной среды для формирования здоровой личности является одной из главных задач современной школы. Эмоциональное здоровье — это категория, без которой трудно понять происхождение способности преодолевать трудности, трансформировать негативные эмоции и сохранять стабильность своей жизни. Современные психолого-педагогические исследования с тревогой отмечают факт ухудшения эмоционального состояния и самочувствия учеников. Все больше и больше детей находятся в состоянии эмоциональной напряженности. Такие дети уязвимы, особенно чувствительны к предполагаемой обиде и остро реагируют на отношения окружающих. Увеличивается число детей с неврозами, а также дети с отклоняющимися формами поведения [3].

Школьный возраст — это значительный период жизни, определяющий эмоциональный мир человека и механизмы его регуляции. В контексте обучения и воспитания особенно часто возникают критические оценочные ситуации, которые вызывают эмоциональный стресс у школьников; в будущем последствия эмоционального перенапряжения становятся устойчивыми и проявляются в образе жизни и поведении. Наступает период жизни, когда результаты эмоциональной регуляции становятся автономными: состоявшийся человек будет проявлять интерес ко всему новому и с благоговением относиться к жизни или, наоборот, трудности жизни будут способствовать формированию незрелой идентичности, становлению «неудачника», и он будет чувствовать себя беспомощным в этом мире, предопределяя для себя источники новых страхов. Сформированный тот или иной хронотоп (А.А. Ухтомский, М.М. Бахтин, В.П. Зинченко, В.В. Ляудис) и история жизни определяют систему эмоциональных отношений и восприятия мира, переживание его безопасности или, наоборот, чуждости [6].

Школьная тревожность является ключевым показателем устойчивого эмоционального недостатка. Она выражается в волнении и беспокойстве в учебных ситуациях, в ожидании плохого отношения с учителями и одноклассниками, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Чувство беспокойства в школьном возрасте неизбежно, поскольку познание всегда сопровождается беспокойством. Повышенная тревожность в школе может быть вызвана ситуационными факторами, а также индивидуальными особенностями ребенка (темперамент, характер).

Неспособность учащихся справляться со школьной программой которая может быть вызвана высоким уровнем сложности, недостаточным уровнем развития высших психических функций ребенка, недостаточной профессиональной компетентностью учителя и психическим синдромом хронической неуспешности, способствует формированию и закреплению школьной тревожности. Эмоциональное неблагополучие некоторых школьников может  провоцировать регулярные повторяющиеся ситуации контроля и оценки, неблагоприятные отношения  с учителями (стиль взаимодействия учителя с учениками, завышенные требования и избирательное отношение к ребенку). Неадекватные ожидания со стороны родителей также играют значительную роль в закреплении тревожности [10].

Тревожность ребенка, поступающего в школу, обусловлена новой социальной ситуацией и периодом адаптации и, как следствие, усилением психического напряжения. Школа стандартизирует условия жизни ребенка, что приводит к множеству отклонений от предначертанного пути развития. Школьная тревожность среди детей-первоклассников характеризуется эмоциональным расстройством и неуверенностью за свое благополучие.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что на состояние школьной тревожности учащихся на начальном этапе обучения влияют различные факторы: учебная перегрузка; неспособность ученика справиться со школьной учебной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; неблагоприятные отношения с учителями; оценочные ситуации в школе.

Учебная перегрузка обусловлена разнообразными сторонами современной системы обучения. Во-первых, они связаны со структурой учебного года, то есть с неравномерностью распределения и смены учебной нагрузки и отдыха. Во-вторых, перегрузка может быть вызвана загруженностью ребенка учебными делами в течение рабочей недели. В-третьих, свой вклад в перегрузки учащихся (особенно младших школьников) вносит существующая продолжительность урока.

Неадекватные ожидания со стороны родителей являются типичной причиной внутриличностного конфликта ребенка, что, в свою очередь, приводит к формированию и закреплению тревожности в целом. С точки зрения школьной тревожности — это прежде всего, ожидания относительно школьной успеваемости. Чем больше родителей ориентировано на достижение высоких образовательных результатов для ребенка, тем более ребенок встревожен [4].

Неблагоприятные отношения с учителями как фактор формирования школьной тревожности являются многослойными. Во-первых, беспокойство может порождаться стилем взаимодействия с учениками, которого учитель придерживается. Во-вторых, завышенные требования учителей к ученикам, которые часто не соответствуют возрасту детей, могут также формировать тревожность. В-третьих, тревожность может быть вызвана избирательным отношением учителя к конкретному ребенку, особенно в связи с систематическим нарушением правил поведения этим ребенком в классе.

Регулярно повторяющиеся оценочные ситуации в школе оказывают сильное влияние на эмоциональное состояние школьников, поскольку проверка интеллектуальных способностей обычно является наиболее психологически неудобной ситуацией, особенно, если она связана с социальным статусом личности. Л.И. Божович отмечает, что стремление к уважению и авторитету в глазах одноклассников, родителей, учителей, стремление получить хорошую оценку «своих усилий, а не качество проделанной работы», в конечном итоге, определяют эмоционально-напряженный характер оценочной ситуации [5].

Система обучения ребенка в коллективе сверстников включает такие факторы, которые могут оказать негативное влияние на эмоциональное здоровье ученика и привести к возникновению школьных страхов. Детские страхи, обычно простые и быстро проходящие, частично сменяются более сложными и затяжными, характерными для взрослых. В многообразии эмоциональных состояний (радость, грусть, гнев и т. д.) страх младшего школьника занимает особое место. Внешняя обстановка, окружающая среда во многом определяют эмоциональное благополучие ребенка. Этот факт отмечает выдающийся ученый В.М. Бехтерев, указывая на необходимость учитывать исключительную впечатлительность и эмоциональную чувствительность ребенка, «особенно в таких вопросах, как охрана психического здоровья». Анализ научной литературы показывает, что для психологической науки проблема страхов не нова. Школьные страхи, как и любое другое эмоциональное явление, являются динамичными, т.е. изменяются со временем и под воздействием различных внешних и внутренних факторов [2].

Когда ребенок поступает в школу, меняется его социальный статус. Это приводит к переориентации ребенка на социальные нормы и отношения. По мнению разных авторов: Н.И. Гуткиной, О.В. Хухлаевой и др. — ребенок, готовый к обучению в школе, не боится ее. Первоклассник с удовольствием входит в класс, он готов общаться с учителем, выполнять его требования, учиться чему-то новому, соответствовать требованиям школы. Однако особенности учебного заведения, взаимодействие учителя с классом, особенности эмоционального развития первоклассника и другие причины могут поколебать представление ребенка о своем статусе ученика, и могут проявиться школьные страхи.

А.И. Захаров на основании наблюдений выявил, что если в младшем школьном возрасте и возникает страх, то чаще всего – это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья. «Это выражается в страхах сделать что-то не так, не правильно, не так, как следует, как нужно, быть не тем, кого уважают. Это говорит о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено понятием «совесть», как центральное новообразование, младшего школьного возраста» [8].

В первые две недели обучения в школе в основном присутствуют режимные страхи (дети боятся проспать, опоздать), а также пространственные страхи (не найти свой класс, заблудиться). Особенно сильно проявляется страх помещений у первоклассников из школ с предметным обучением, где дети вынуждены переходить из кабинета в кабинет.

В процессе адаптации ребенок не только привыкает к своему новому статусу, но и к окружению. Очень важно, чтобы ребенку помогли сориентироваться в пространстве школы – так можно избежать страха перед школьными помещениями, страха потеряться. Знакомство с одноклассниками позволит ребенку, во-первых, не боятся их, а во-вторых, первоклассник увидит, что вокруг такие же ребята с такими же переживаниями, как и у него. В процессе адаптации к школе эти страхи сменяются страхами отношений (учитель будет ругать) и страхами не успеть, не понять объяснений. Некоторых детей начинают беспокоить отношения в классе, которые так же связаны с учебным процессом.     Например, дети боятся, что одноклассники отвлекут их от урока. Таким образом, психологически грамотно организованная адаптация первоклассника к школе позволит избежать возникновения целого ряда школьных страхов.

В период второго-третьего года обучения на первое место выходят «индивидуализированные» страхи, то есть школьные страхи, обусловленные индивидуальной траекторией развития ребенка. В четвертом классе появляются страхи «не поступить в гимназию», «плохо окончить начальную школу». 

Сохранение эмоционального здоровья школьников — это целесообразно организованная система психологических воздействий. Основными направлениями и задачами психологической работы по сохранению эмоционального здоровья являются:  снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста; снижение уровня агрессивности; снижение психоэмоционального напряжения; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого; обучение приемам релаксации; обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомимика; развитие умения понимать и выражать свои эмоции [7].

Решение этих последовательных задач происходит при взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, как непосредственно с младшими школьниками, так и с ближайшим социальным окружением ребенка — учителем и родителями. Реализация данных задач является основой для  организации  всей деятельности школьного психолога: диагностической, профилактической, коррекционно-развивающей и просветительской, консультативной [9].

Диагностическая работа в данном направлении включает в себя выявление детей с эмоциональными проблемами: тревожностью, страхами, агрессивностью; а также выявление индивидуальных особенностей эмоциональной сферы школьников.

Психологическое просвещение и консультирование  педагогов и родителей по сохранения эмоционального здоровья младших школьников  включает в себя работу, направленную на формирование знаний в области психологии эмоций, навыков конструктивного отреагирования собственных негативных эмоциональных состояний и формирования элементарных навыков конгруэнтной коммуникации с детьми [1].

Коррекционно-развивающая работа по сохранению психологического здоровья в младшем школьном возрасте проводится с использованием психогимнастики, которая является одним из основных и адекватных методов работы школьного психолога для данного возраста и решаемой проблемы. В психогимнастике имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет как психопрофилактический так и коррекционный характер. Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей [11].

Для обеспечения психологических условий благоприятных для сохранения эмоционального здоровья младших школьников необходимо обучение педагогов навыкам конгруэнтной коммуникации, которые в наибольшей степени способствуют разрешению педагогических ситуаций, созданию ситуации успеха у школьников, благоприятного психологического климата в классе,  атмосферы доверия и сотрудничества.

Метод конгруэнтной коммуникации в системе отношений взаимодействия  «ребенок  — взрослый»  базируется   на  идеях принципах гуманистической психологии. Основная цель конгруэнтной коммуникации — обеспечений системы психолого-педагогических условий позитивного личностного развития   ребенка.

Наиболее эффективна  в работе по сохранению эмоционального здоровья младшего школьника специально составленная программа, которая компелирует в себе различные методы и техники психологической коррекции.

Цель программы: сохранение эмоционального здоровья младших школьников.

Задачи программы:

— снижение тревожности у детей старшего дошкольного возраста;

— снижение уровня агрессивности;

— снижение психоэмоционального напряжения;

— развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека;

— развитие умения понимать и выражать свои эмоции;

— обучение приемам релаксации;

-обучение детей выразительным средствам: мимика, жесты, пантомима.

В качестве основы при разработке программы нами были использованы элементы психогимнастики, которая является одним из основных методов работы школьного психолога и наиболее адекватным методом для данного возраста и решаемой проблемы.

Структура занятий:

  1. Вводная часть – ритуал приветствия.
  2. Основная часть – основные упражнения.
  3. Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания.

Содержание программы по сохранению эмоционального здоровья  у детей

младшего школьного возраста

Занятие 1. А вот и МЫ.

Цель: знакомство участников с правилами поведения на занятиях, сплочение, сближение детей в группе, создание положительной атмосферы.

Вводная часть. Слово ведущего. Правила работы в группе. Знакомство.

Основная часть. Имя оживает. Ласковое имя. Рисунок своего имени.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 2. Я люблю…

Цель: формирование оптимального эмоционального тонуса, снятие психофизической нагрузки, нивелирование тревожности.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Переходы.  Разыщи радость.

Основная часть – основные упражнения. Рисование на тему: «Я люблю больше всего…» Танцевальный этюд «Подари движение».

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 3. Настроение.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие способности понимать свое эмоциональное состояние, релаксация.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Настроение.

Основная часть – основные упражнения. Этюд «Солнечный зайчик».  Рисование на тему «Мое настроение». Упражнение «Тренируем эмоции». Передай улыбку другому.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 4. Сказочная страна «Радость».

Цель: Обучение выражению радости, снижение эмоционального напряжения.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Радость можно выразить жестом.

Основная часть – основные упражнения. Зоопарк. Как доставить радость другому человеку? Медвежата выздоровели (этюд на выражение радости).  Собираем добрые слова.

 Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 5. Путешествие по стране «Грусти».

Цель: Обучение выражению мимикой и пантомимикой чувства грусти.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Имя шепчут волны.

Основная часть – основные упражнения. Чтение рассказа «Леша и Аня в деревне». Скульпторы.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 6. Злость.

Цель: обучение пониманию чувства злости у других людей.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Этюд для выражения гнева «Злой пес».  Конкурс хвастунов.

Основная часть – основные упражнения. Работа со сказкой Е. Вишневой «Как ромашки с васильками поссорились». Рисунок по сказке.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 7. Обида.

Цель: обучение пониманию чувства обиды.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Передай Эмоцию. Отдыхалка.

Основная часть – основные упражнения.

Лесовичок и его внучок. Обиженный кустик. Рисунок на тему «Моя обида».

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 8. Мои чувства.

Цель: обучение детей способам владения чувствами.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Этюд «Разные настроения».

Основная часть – основные упражнения.  Золотая книга сказок. Сказка «Три совета старушки» (О. Хухлаева) [12].

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 9. Новичок.

Цель: тренировка самоорганизации, снятие напряженности.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок.  Скучно, скучно так сидеть.

Основная часть – основные упражнения. Комплименты. Дракон кусает свой хвост.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 10. Ласка.

Цель: тренировка самоорганизации, снятие напряженности.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Миниконкурс «Назови и покажи».

Основная часть – основные упражнения. Этюд «Страшный зверь». Рисование по приведенному этюду. Этюд «Ласка». Минута шалости. Комплекс «Волшебный сон».

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 11. Общая история

Цель: помощь детям в выражении своей индивидуальности; обучение высказыванию своих мыслей; обучение адекватным способам взаимодействия и взаимопонимания.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок.

Основная часть – основные упражнения. Сочиняем «Общую историю». Инсценировка «Общей истории». Коллективный рисунок по сочиненной «Общей истории». Иголка и нитка.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 12. Волшебный лес.

Цель: обучение способам передачи эмоционального состояния героя; развитие способности понимать чувства другого.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок.

Основная часть – основные упражнения. Этюд «Ежик» и  «Тропинка». Рисование на тему «Волшебный лес». Упражнение «Танец». Этюд «Ежики смеются».

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 13. Я все люблю.

Цель: создание положительного эмоционального фона, помощь в восприятии красоты окружающего мира.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок.

Основная часть – основные упражнения. Этюд «Утро». Этюд «Радость». Этюд «Шарик». Рисование по темам. Этюд «Я всё люблю».

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 14. Солнце в ладошке.

Цель: подведение итогов, формирование нового опыта взаимоотношений,  развитие произвольного контроля за своими действиями, снятие двигательной расторможенности, негативизма, воспитание новых способов общения.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Мальчик (девочка) — наоборот.

Основная часть – основные упражнения. Этюд «Солнце в ладошке». Этюд «Просто так». Клеевой дождик. Идем за синей птицей! Встреча сказочных героев.

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Занятие 15. Правила Дружбы.

Цель: развитие социальной активности детей, развитие умения делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками.

Вводная часть – ритуал приветствия. Волшебный цветок. Найди друга. Секрет.

Основная часть – основные упражнения. Цветик-семицветик. Рисование на тему «Новоселье». Правила дружбы. Релаксация «Улыбка».

Заключительная часть – рефлексия, ритуал прощания. Ладошки.

Программа рассчитана на 15 занятий, одно занятие продолжительностью 25-35 минут. Интенсивность занятий – 2 раза в неделю. В программе использованы игры,  упражнения, этюды, разработанные Белопольской И.Л., Кряжевой Н.Л.,  Хухлаевой О.В. Чистяковой М.И.

Список литературы

1. Аракелов Н.Е. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МГУ, сер. Психология. – 2008. - №1. – С. 18
2. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Моногр. – СПб., 2002.
3. Безруких М.М.. Здоровьесберегающая школа. – М., 2004.
4. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопр. психологии. – 2003. – №1. – С. 104-113.
5. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. – М.: Педагогика, 1990. – 144 с.
6. Бугаева Н.Н. Комфорт младших школьников в образовательной деятельности. – Начальная школа. – 2004. – №4.
7. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В.Д. Сонькина. – М.: ИВФ РАО, 2002. – 181с.
8. Ковалев В.В. Проблема факторов риска в возникновении нарушений психического здоровья в детском возрасте и ее значение для профилактики // Психогигиена детей и подростков. – М., 1985. – С. 56–65.
9. Куликова Т.И., Декина Е.В. Психологическое обеспечение деятельности классного руководителя по развитию личности и индивидуальности учащихся. – Тула: Левша, 2008. – 88с. 
10. Прихожан А.М. Тревожность и страх у младших школьников // Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1994. – С. 42–47.
11. Романов А.А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач.– М.: Плэйт, 2002.– 112 с.
12. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3 - 9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. – М.: Генезис, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ СХЕМ-ОПОР ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Данная статья предназначена для учителей английского языка, работающих в начальной школе. В статье говорится о применении схем-опор на уроках английского языка для более легкого усвоения учебного мате...

Сохранение психического и физического здоровья младших школьников через поддержание их эмоционального настроя

Разработана программа «Здоровые дети» целью, которой является создание в школьном образовательном процессе условий для сохранения и укрепления физического, психического, духовного здоровья детей, для ...

Эмоциональное здоровье младших школьников

Младший школьный возраст является значимым периодом жизни, влияющим на становление эмоционального мира личности....

Статья «Методика формирования навыков чтения на английском языке при обучении младших школьников на начальном этапе»

В статье говориться о формировании навыков чтения на начальном этапе, о трудностях при обучении, о способах преодоления данных трудностей...