Рабочая программа кружка "Народные игры" 1-4 классы
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Кузьмина Светлана Викторовна

Рабочая программа кружка "Народные игры" рассчитан на четыре года. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_1-4k_narodnye_igry.docx47.19 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Пушкинская ООШ №22"

Внеурочная деятельность

"Народные игры"

2017-2021 учебный год

Срок реализации 4 года

Программу составила:

учитель начальных классов,

Кузьмина Светлана Викторовна.

Мичурино - 2017

Оглавление

  1. Пояснительная записка……………………………………...стр.3

  1. Планируемые результаты…………………………………..стр.4

  1. Оценка планируемых результатов…………………………стр.5

  1. Учебно-методическое обеспечение………………………..стр.6

  1. Тематическое планирование…………………………….....стр.7-10

  1. Выводы ……………………………………………………...стр.11

  1. Пояснительная записка

   Рабочая программа кружка «Народные игры» для 1 -4 классов  составлена в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного  стандарта начального общего образования  и Программы внеурочной деятельности.

Актуальность: давно забытые народные игры, а они являются неотъемлемой частью патриотического воспитания детей.  В народных играх сохранились особенные черты русского характера.  Знакомя детей с народными играми, мы через игровой фольклор расширяем и закрепляем знания детей о  народном творчестве.  Развиваем в них духовный творческий  патриотизм, интерес к истокам  народного творчества.

Сохранение и возрождение национальной культуры является одной из первостепенных задач. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать их красоту, желание узнавать о них больше, формировать стремление оказывать посильную помощь людям, которые его окружают, воспитывать в детях толерантность.  Поэтому надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Игра – это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую нравственность.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, отождествляют зверей и птиц, домашних животных с добрыми и злыми силами людей и лесов, изображают в лицах содружество или борьбу человека с этими силами.Так у меня возникла необходимость в создании кружка «Народных игр».

Проблема: Недостаточное количество времени уделяется взрослыми организации народных игр для детей. В этом случае дети даже просто не знают названий каких-то игр, и не могут самостоятельно играть или организовать игру, не говоря уже о том, что игры у разных народов разные.

Цель: содействие всестороннему развитию личности на основе овладения обучающимися  народными играми, укрепление здоровья через физкультурно-оздоровительную деятельность.  Повысить двигательную активность детей младшего школьного возраста, через организацию народных игр.

Задачи:

  • Познакомить младших школьников  с народными играми, отражающими национальный аспект, с историей возникновения  игр.
  • Содействовать укреплению здоровья, разностороннему физическому развитию воспитанников.
  •  Научить детей играть активно и самостоятельно.
  • Обучить правилам народных игр.
  • Приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение;проявлять инициативу.
  • Развивать физические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость.
  • Воспитывать культуру общения со сверстниками и формировать навыки сотрудничества в условиях учебной, игровой и соревновательной деятельности.
  • Способствовать воспитанию нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности
  • Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к сверстникам, честности, отзывчивости, содействие развитию психических процессов (памяти, мышления, внимания) в ходе двигательной активности.

Направленность:   художественно-эстетическая

 

Целью художественно — эстетического направления является воспитание художественного вкуса и формирование у учащихся потребности в эстетическом саморазвитии.

Структура художественно — эстетического направления представлена кружком "Народные игры" 

Содержание

  • 1-й год обучения– 34 часов в год
  • 2-й год обучения—34 часов в год
  • 3-й год обучения—34 часов в год
  • 4-й год обучения—34 часов в год

  1.  Планируемые результаты

Игры являются средством формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:

  • характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
  • находить ошибки при проведении игр, отбирать способы их исправления;
  • общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
  • обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и игровой деятельности;
  • организовывать самостоятельную игровую деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места проведения игр;
  • планировать и распределять нагрузку и отдых в процессе игровой деятельности;
  • управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
  • технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта при использовании их в игровой деятельности.
  • умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
  • умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
  • умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по изучению игр являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Предметными результатами освоения учащимися программы являются следующие умения:

  • планировать игры в режиме дня, организовывать отдых и досуг;
  • излагать факты истории возникновения игр, характеризовать их роль и значение в жизнедеятельности человека, связь с трудовой и военной деятельностью;
  • представлять игру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при организации и проведении игр, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
  • бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения игр;
  • организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью;
  • характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время игр;
  • взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
  • в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
  • подавать команды, вести подсчет при организации и проведении игр.

  1. Оценка планируемых результатов

    Текущая проверка возможна при проведении каждой игры.

По итогам изучения проводится итоговое занятие в форме эстафеты, игры, соревнований. Это позволяет увидеть, насколько ученики научились играть, как они способны в разнообразной игровой обстановке применять умения и навыки в естественных видах движений.

Оцениваются:

  • знание правил игры и умение соблюдать их в её процессе;
  • умение целесообразно и согласованно действовать в игре;
  • умение использовать в определённых игровых ситуациях знакомые двигательные действия.

    Перечисленные умения оцениваются с учётом допускаемых ошибок. Условно их разделяют на: мелкие и существенные.

    К мелким можно отнести:

  • ошибки, связанные с небольшими отклонениями от целесообразного использования двигательных действий, но не оказывающие явно отрицательного влияния на результат игровых действий;
  • пассивность ученика во взаимодействиях с другими играющими, нарушение второстепенных правил игры.

   Существенными ошибками можно считать:

  • нецелесообразное применение двигательных действий, которые нарушают, искажают ход игры или не соответствуют требованиям этики игры;
  • несогласованность взаимодействий играющих; преимущественно игра на себя;

незнание или нарушение основных правил.

          Программа предполагает самостоятельную игровую деятельность учащихся, направленную на организацию и проведение соревнований и праздников по играм внутри класса, подвижных перемен, внутришкольных мероприятий с включением народных игр, где организаторами будут сами учащиеся.

Ожидаемый   результат

  • Укрепление здоровья детей, формирования у них навыков здорового образа жизни.
  • Обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр
  • Развитие умений работать в коллективе, лидерских качеств
  • Развить фантазию настолько, чтобы потом  сам мог изобретать подобные игры
  • Формирования у детей и уверенности в своих силах.
  • Умение применять игры в самостоятельных занятиях.

Система представления результатов обучающихся:

  • участие в  фольклорном досуге, развлечениях, спортивных праздниках;
  • презентации итогов работы

  

  1. Учебно-методическое обеспечение
  1. Богданов, Г.П. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом / Г.П. Богданов, О.У. Устенов – М., 2016.
  2. Горский, В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное основное образование» под редакцией В.А. Горского, -2-е изд. – М., Просвещение 2017
  3. Кенеман, А.В. Детские подвижные игры народов СССР / А.В. Кинеман - М.: Просвещение, 1988г.
  4. Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». Под редакцией Руссковой,

Л.В. М., Просвещение. 2016г.

  1. Патрикеев, А.Ю. «Подвижные игры» 1-4 классы. Учебно-методическое пособие. М., ВАКО. 2017г.

V.  Тематическое планирование

1год обучения (2017-2018 год)

№п/п

Дата

Тема

1

Русская  народная   игра  "Гуси - лебеди"

2

Русская  народная   игра  "У медведя во бору"

3

Русская  народная  игра "Филин и пташки"

4

Русская  народная   игра "Краски"

5

Русская  народная  игра "Кот и мышь"

6

Русская народная  игра  "Лапта"

7

Русские народные  игры "Игровая", "Почта"

8

Русские народные  игры "Коршун", Гуси"  

9

Башкирские народные игры "Липкие пеньки""Палка - кидалка"

10

Бурятские народные игры " Табун", Иголка, нитка и узелок"

11

Бурятские народные игры " Волк и ягнята", "Ищет палочку"

12

Дагестанские народные игры " Палочка - стукалочка", Надень папаху"

13

Дагестанские народные игры "Подними платок", Слепой медведь"

14

Игры народов Коми "Стой, олень!", "Охота на оленей"

15

Игры народов Коми " Невод"

16

Игры народов Коми " Ловля оленей"

17

Фольклорный  досуг  «Русские народные игрища».

18

Русские народные  игры "Волк"

19

Русские народные  игры « Птицелов"

20

Русские народные  игры  "Блуждающий мяч"

21

Русские народные  игры  "Шар"

22

Русская  народная  игра  "Посигутки"

23

Русския  народная  игра "Выгони мяч"

24

Русская  народная  игра "Малечина - калечина"

25

Белорусские народные игры«Гуси летят»

26

Белорусские народные игры  "Колечко"

27

Белорусские народные игры"Мельница"

28

Белорусские народные игры"Заяц - месяц"

29

Белорусские народные игры "Мельница"

30

Калмыцкие народные игры " Прятки"

31

Калмыцкие народные игры  "Кружится вокруг колышка"

32

Дагестанские народные игры " Бег к реке"

33

Дагестанские народные игры "Достань шапку"

34

Развлечение  «Богатырские потехи»

2 год обучения (2018-2019г)

№п/п

Дата

Тема

1

Русская  народная   игра  "Гуси - лебеди", "Краски"

2

Русская  народная   игра  "У медведя во бору","Кот и мышь"

3

Русская  народная  игра "Филин и пташки", "Игровая", "Почта"

4

Марийская народная игра "Биляша"

5

Мордовская  народная  игра "Раю - рай"

6

Мордовские народные игры "Салки"

7

Мордовские народные игры "Круговой"

8

Северо - осетинские народные игры "Палка"

9

Северо - осетинские народные игры " Перетягивание"

10

Северо - осетинские народные игры "Борьба за флажки",

11

Северо - осетинские народные игры "Гаккарис"

12

Якутские народные игры "Игра в мяч"

13

Якутские народные игры "Волк и жеребята"

14

Чувашские народные игры "Рыбки"

15

Карельская народная игра " Я есть!"

16

Северо - осетинские народные игры " Жмурки - носильщики",

17

Северо - осетинские народные игры "Жмурки"

18

Татарские народные игры "Угадай и догони"

19

Татарские народные игры "Кто дальше бросит?"

20

Татарские народные игры "Мяч по кругу"

21

Татарские народные игры "Спутанные кони"

22

Тувинские народные игры "Стрельба в мишень"

23

Удмурские народные игры "Водяной"

24

Удмурские народные игры "Серый зайка"

25

Удмурские народные игры "Догонялки"

26

Русская  народная  игра"Вышибалы"

27

Русская  народная  игра"Резиночки"

28

Русская  народная  игра"Резиночки","Вышибалы"

29

Якутские народные игры"Игра в мяч","Волк и жеребята"

30

Татарские народные игры "Угадай и догони","Кто дальше бросит?"

31

Удмурские народные игры "Догонялки","Серый зайка"

32

Самые любимые народные игры

33

Самые любимые народные игры

34

Фольклорный праздник « Ваша детская игра завтра станет былью»

3 год обучения (2019-2020год)

№п/п

Дата

Тема

1

Русская  народная  игра   "Ляпка"

2

Русская  народная  игра  "Гонка мяча по улице"

3

Русская  народная  игра  "Стадо"

4

Русская  народная  игра  " Шлёпанки"

5

Русская  народная  игра "Котлы. Классы"

6

Русская  народная  игра  "Городки".

7

Русская  народная  игра  " Чушки".

8

Русская  народная  игра  "Рюхи".

9

Русская  народная  игра  " Деревянные бабки"

10

Удмурские народные игры " Охота на лося"

11

Удмурские народные игры "Игра с платочком"

12

Чувашские народные игры "Хищник в море"

13

Чувашские народные игры "Луна или солнце"

14

Чувашские народные игры "Расходитесь"

15

Северо - осетинские народные игры "Чепена"

16

Северо - осетинские народные игры "Метание с плеча"

17

Северо - осетинские народные игры "Метание снизу"

18

Северо - осетинские народные игры " Тохси"

19

Татарские народные игры "Продаём горшки"

20

Татарские народные игры "Серый волк"

21

Татарские народные игры " Скок - перескок"

22

Татарские народные игры "Хлопушки"

23

Татарские народные игры "Займи место"

24

Татарские народные игры "Ловишки"

25

Татарские народные игры "Жмурки"

26

Татарские народные игры "Перехватчики"

27

Татарские народные игры "Лисички и курочки"

28

Татарские народные игры "Кто первый?"

29

Русская  народная  игра  "Обыкновенные  жмурки"

30

Русская  народная  игра  "Палочка - выручалочка"

31

Русская  народная  игра  "Охотники и утки"

32

Самые любимые народные игры

33

Самые любимые народные игры

34

Фольклорный праздник «Ярмарка  народных игр»

4 год обучения (2020-2021 год)

№п/п

Дата

Тема

1

Русская  народная  игра  "Горелки"

2

Русская  народная  игра  "Фанты"

3

Русская  народная  игра  "Пятнашки"

4

Русская  народная  игра  "Пчёлки и ласточка"

5

Русская  народная  игра  "Ястреб и утки"

6

Русская  народная  игра  "Иванка"

7

Русская  народная  игра  "Мороз"

8

Якутская народная  игра «Один лишний».

9

Русская народная  игра «Третий лишний».

10

Игры народов Сибири и Дальнего Востока: «Льдинки, ветер, мороз"

11

Игры народов Сибири и Дальнего Востока «Рыбаки и рыбки».

12

Украинские  народные игры «Колдун"

13

Украинские  народные игры «Печки».

14

Белорусские народные игры  «Прела – горела"

15

Белорусские народные игры  «Заяц – месяц»

16

Латышская народная  игра «Птица без гнезда». 

17

Латышская народная  игра «Птица без гнезда». 

18

Азербайджанская народная игра  «Вытащи платок»

19

Азербайджанская народная игра  «Вытащи платок»

20

Дагестанские народные игры « Бег к реке»

21

Дагестанские народные игры «Выбей из круга».

22

Еврейские народные игры «Есть у нас козлик"

23

Эстонские народные игры «Черное и белое"

24

Эстонские народные игры «Щелчок»

25

Эстонские народные игры «Сторож».

26

Русские народные игры«Почта"

27

Русские народные игры «Коршун"

28

Русские народные игры «Пчёлки и ласточки»

29

Русские  народные игры «Шлёпанки"

30

Русские  народные игры «Дедушко - медведушко»

31

Русские  народные игры со скакалкой   «Найди жгут»,  «Скакалочка», «Люлька», «Удочка».

32

Русские  народные хороводные игры

 «Жених ищет невесту», «Луг - лужочек», «Заинька», «Ручеёк».

33

Самые любимые народные игры

34

Праздник «Мир подвижных игр».

VI Выводы:

    Для оздоровления, для воспитания нравственных качеств личности используются различные пути. Одно из направлений – физическая культура, народные  игры. Игра являются одним из важных средств разностороннего физического воспитания. В играх мы находим все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метания, преодоление препятствий, сопротивления. Игры способствуют развитию внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости, а коллективные игры – воспитанию дружбы и товарищества.

Наша школа работает несколько лет над сохранением  и укреплением  здоровья обучающихся  и поэтому необходимо ввести кружок “Народные игры”, который направлен на укрепление и сохранение здоровья, способствует развитию двигательных качеств.

Игры на свежем воздухе оказывают большое оздоровительное воздействие, улучшают деятельность всего организма и используются как средство активного отдыха. Во время игр обучающиеся  всегда активны и инициативны. В то же время условия и правила игр вынуждают их к сдержанности.

       В играх ребята отличаются большой непосредственностью. Они полностью раскрывают положительные и отрицательные черты характера. Игры отличаются большой эмоциональностью. При правильной организации и проведении они доставляют обучающимся  удовольствие, создают хорошее настроение.

Обучающиеся  в играх привлекают широкие возможности для проявления личных качеств, активности, инициативы. В играх больше, чем в других физических упражнениях, участники могут выполнять различные двигательные действия так, как им хочется, как позволяют их индивидуальные особенности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...