Индивидуальная образовательная программа (4 класс)
рабочая программа (4 класс)

Казакова Любовь Сергеевна

Программа составлена с учётом индивидуальных способностей и возможностей учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iop_uchashchegosya.docx76.06 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Индивидуальная образовательная программа разработана для учащегося _4_ класса,   имеющего ограниченные возможности здоровья.

Форма обучения учащегося:  в классе/ на дому/в классе и на дому.

Программа обучения: V вид/ VII вид/ VIII вид/ общеобразовательная.

Актуальное состояние здоровья ____соответствует норме __для_____

____обучения и воспитания по адаптированной основной общеобразовательной   программе для детей с ОВЗ

Группа здоровья____ _________________________________________________

Физкультурная группа______________________________________________________

Занятия корригирующей гимнастикой___ ____________________________________

Родители

ФИО матери

_ _____________________________________________ 

Место работы матери, должность _____________________________________

ФИО отца

Место работы отца, должность   __________________

Жилищные условия

Ребенок проживает

Количество членов семьи

Материальное положение семьи (нужное подчеркнуть)

Семья малообеспеченная                            Семья не малообеспеченная

Учебное место учащегося (нужное подчеркнуть)

Своя комната                      Рабочее место в комнате                   Нет места для занятий

Посещал ли ДОУ школы___ ___________________________________________________

Посещал ли Школу подготовки будущих первоклассников _____ ____________________ 

Занимался ли до школы с психологом___ ________________________________________

Занимался ли до школы с логопедом__ __________________________________________

Сведения о дополнительном образовании

Посещает ли ребенок какие-либо кружки, секции, творческие объединения

___ ________________________________________________________________________

Занимается ли с педагогами на дому          

Реализуемые программы по предметам

№ п/п

Предмет

Автор программы, на основе которой разработана рабочая программа по предмету

1

Русский язык

В.П. Канакина,  В. Г. Горецкий

2

Литературное чтение

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова

3

Математика

М. И. Моро и др.

4

Окружающий мир

А.А. Плешаков

5

Изобразительное искусство

Б.М. Неменский

6

Музыка

Е.Д. Критская и др.

7

Технология

Е.А. Лутцева, Т.П. Зуева и др.

8

Физическая культура

В.И. Лях

9

Английский язык

М.В. Вербицкая, О.В. Оралова и др.

10

Основы религиозных культур и светской этики

А.И. Шемшурина

Результаты диагностики познавательной сферы

Параметры

Уровень сформированности познавательной сферы на начало учебного года

Память кратковременная

Средний уровень

Память долговременная

Низкий уровень

Наглядно-образное мышление

Ниже среднего уровня

Предпосылки к логическому мышлению

Низкий уровень

Внимание

Ниже среднего уровня

Речь

Низкий уровень

Выявленные проблемы

  1. Недостаточный уровень сформированности первоначальных навыков чтения и  письма.
  2. Недостаточный уровень усвоения сложения и вычитания в пределах 1000.
  3. Низкий уровень сформированности речи.
  4. Недостаточный уровень умения самостоятельной работы.
  5. Низкий уровень развития познавательных способностей.
  6. Отсутствие положительных мотивов учения.
  7. Нарушения отдельных функций эмоционально – волевой сферы (несформированность чувства ответственности, отрицательное эмоциональное отношение к учению, гиперактивность, чрезмерная импульсивность и эмоциональное напряжение, неумение длительное время подчиняться коллективным правилам, неумение дослушивать до конца и выполнять все инструкции).

Цель индивидуальной образовательной программы (ИОП) -  построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Задачи сопровождения ребенка:

1. Создание условий для освоения учащимся образовательной программы в условиях инклюзивного класса:

-  организация в классе развивающей предметной среды;

- создание в классе атмосферы эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого ученика;

- формирование у учащегося позитивной, социально направленной учебной мотивации;

- применение адекватных возможностям и потребностям обучающегося современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы;

-  адаптация содержания учебного материала для освоения ребенком с ОВЗ;

- адаптация имеющихся и разработка необходимых учебных и дидактических материалов для успешного усвоения программного материала.

2. Создание условий для адаптации  ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе:

- организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей;

- организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы;

-  использование адекватных возможностям ребёнка способов оценки его учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

3. Привлечение дополнительных ресурсов, поддержки:

-  привлечение специалистов психолого-педагогического сопровождения к участию в проектировании и организации образовательного процесса;

-  организация взаимодействия с родителями в духе сотрудничества и разделения ответственности.

             4.Задачи, способствующие устранению выявленных недостатков в обучении и воспитании ребёнка в условиях инклюзивного класса:

1) Недостаточный уровень сформированности первоначальных навыков чтения и  письма:

- формирование звуко - буквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом;

- формирование у ребёнка общеречевых навыков, по развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию произношения и пространственной ориентировки, а также развитию мелких мышц рук;

- использование кукольной азбуки и других игровых технологий для лучшего усвоения образа буквы, соотнесения звука и буквы, составления слогов и слов.

2) Недостаточный уровень усвоения сложения и вычитания в пределах 100:

- восполнение пробелов дошкольного математического развития учащегося путем обогащения им чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;

- формирование системы начальных математических знаний;

- воспитание интереса к математике, к умственной деятельности;

- формирование навыков сложения и вычитания в пределах 10 при организации  математических  игр и игровых упражнений.

3) Низкий уровень сформированности речи:

- формирование правильной артикуляции и дикции, соответствующего темпа и ритма речи;

- развитие устной речи учащегосяся: формирование умения выполнять простые поручения по словесному заданию, внятно выражать свои просьбы и желания, слушать сказки и рассказы в устной передаче учителя, разучивать короткие и понятные стихотворения с голоса учителя, пересказывать сказки с помощью учителя по иллюстрациям и вопросам, называть слова по предметным картинкам, составлять простые предложения по своим практическим действиям;
     - учить слушать и понимать собеседника, выполнять несложные инструкции (сядь, встань, подойди к доске и др.), отвечать на вопросы;

- способствовать возникновению у школьника опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывать ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие или несогласие через обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков.

4) Недостаточный уровень умения самостоятельной работы:

- развивать у учащегося самостоятельность в познавательной деятельности, научить его самостоятельно овладевать знаниями, формировать своё мировоззрение;

- научить ребёнка самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;

- развитие навыков самоконтроля, самооценки;

- умение анализировать через инсценирование прочитанного отрывка, иллюстрирование, придумывание к тексту названия, вопросов и другие многообразные задания.

5) Низкий уровень развития познавательных способностей: 

- развитие памяти, воображения, творческих способностей, фантазии, мышлении;

- организация  на уроках учителем заинтересованного, содержательного общения детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при непосредственном общении, во время экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром;

- формирование следующих умений: ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание); понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем; сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).

6) Отсутствие положительных мотивов учения:

 - формирование у учащегося позитивной, социально направленной учебной мотивации.

7) Нарушения отдельных функций эмоционально – волевой сферы (несформированность чувства ответственности, отрицательное эмоциональное отношение к учению, гиперактивность, чрезмерная импульсивность и эмоциональное напряжение, неумение длительное время подчиняться коллективным правилам, неумение дослушивать до конца и выполнять все инструкции:)

- проведение тренингов, игр и упражнений с чёткими правилами и непременно способствующие снятию эмоционального напряжения и развитию внимания и саморегуляции («Фраза по кругу», «Тень», «Аплодисменты», «Сказка» и т.д.);

- развитие произвольности поведения, активизации работы чувств и мышления;

            - проведение игр и игровых упражнений на развитие ощущения и восприятия, памяти, мышления, внимания, воображения.

  1. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Предметные области

Учебные предметы

Количество часов

Обязательная часть

Филология

Русский язык

5

Литературное чтение

3

Английский язык

2

Математика и

информатика

Математика

4

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Технология

Технология

1

Основы религиозных

Основы религиозных

культур и светской этики

культур и светской этики

1

Физическая культура

Физическая культура 

3

Итого

23

Коррекционная подготовка:

а) логопедические занятия

б) занятия с психологом

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Содержание  программ по предметам, календарно-тематическое планирование  соответствует содержанию программ по предметам, календарно-тематическому планированию 4 года обучения в общеобразовательной школе:

  1. Рабочая программа по русскому языку для 4 класса
  2. Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса
  3. Рабочая программа по математике для 4 класса
  4. Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
  5. Рабочая программа по технологии для 4 класса
  6. Рабочая программа по музыке для 4 класса
  7. Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса
  8. Рабочая программа по физической культуре для 4 класса
  9. Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этике для 4 класса

В связи с низким уровнем усвоения отдельных тем по русскому язык, математике, литературному чтению, окружающему миру используется:

        - индивидуальный подход на уроках;

        - дополнительные занятия по предметам во 2 половине дня (1 раз в неделю);

            - расширение словарного запаса при помощи наглядного материала (иллюстраций, предметных и сюжетных картинок и т. д.);

        - повторное прослушивание изучаемого материала на электронных приложениях к учебникам;

        - щадящий режим учебной нагрузки;

            - подача изучаемого материала в более упрощённом виде;

            - использование карточек со специальными заданиями, памяток, готовых образцов для выполнения конкретных заданий и упражнений по изучаемым предметам;

            - создание ситуации успеха;

            - комментированное письмо;

            - зрительные и слуховые диктанты;

            - учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий, уважение личности ребенка;

            - снятие перегрузок учащихся путем применения здоровьесберегающих технологий;

            - беседы о значимости изучаемых предметов в повседневной жизни людей;

            - стиль общения с учащимся – демократический, личностно - ориентированный, гуманистический, направленный на сотрудничество и поддержку.

Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР обусловливают необходимость специального подбора дидактического материала, преимущественное использование натуральной и иллюстративной наглядности.

Освоение содержательной области «Русский язык» строится на  использовании печатных пособий (наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; картинное лото; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей; репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ); опорных таблиц по отдельным изучаемым темам;, схем (звуко-буквенного разбора слова; разбора слов по составу и др.); дидактического раздаточного материала (карточки с заданиями); наборов ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборов муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.).

Освоение содержательной области «Математика» строится на  использовании разнообразного дидактического материала: предметов различной формы, величины, цвета, счетного материала; таблиц на печатной основе; калькулятора; измерительных инструментов и приспособлений (размеченные и неразмеченные линейки, циркули, транспортиры, наборы угольников, мерки); демонстрационных пособий для изучения геометрических величин, геометрических фигур и тел; настольных развивающих игр.

Формирование доступных представлений о мире и практики  взаимодействия с окружающим миром в рамках содержательной области «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)» происходит с использованием традиционных дидактических средств, с применением видео, проекционного оборудования, интернет ресурсов и печатных материалов, муляжей предметов. Обогащению опыта взаимодействия с окружающим миром способствует непосредственный контакт обучающихся с ЗПР с миром живой природы (растительным и животным). В качестве средств обучения выступают комнатные растения, оранжереи, расположенные в здании образовательной организации.

Специальный учебный и дидактический материал используется для образования обучающихся с ЗПР в области «Искусство». Освоение практики изобразительной деятельности, художественного ремесла и художественного творчества происходит с использованием  специфических инструментов (ножниц, кисточек и др.), а также большого объема расходных материалов (бумага, краски, пластилин, глина, клей и др.).  На занятиях музыкой  обучающимся с ЗПР обеспечено использование доступных музыкальных инструментов (маракас, бубен, барабан и др.), а также оснащенного актового зала с  воспроизводящим, звукоусиливающим и осветительным оборудованием.

Для овладения образовательной областью «Технологии» обучающиеся с ЗПР используют  специфические инструменты (кисти беличьи, кисти из щетины, стеки, ножницы, циркуль, линейки, угольники, иглы швейные с удлиненным (широким) ушком и др.) и расходные материалы  (краски акварельные и гуашевые; фломастеры разного цвета; цветные карандаши; бумага рисовальная, бумага цветная разной плотности, картон цветной, серый, белый; бумага наждачная (крупнозернистая, мелкозернистая);  бумага в крупную клетку; набор разноцветного пластилина; нитки (разные виды); ткани разных сортов и др.) в процессе формирования навыков ручного труда.

Овладение обучающимися с ЗПР образовательной областью «Физическая культура» предполагает коррекцию двигательных навыков в процессе музыкально-ритмической и спортивной деятельности. Для этого в школе используются  специальные предметы  (мячи, шары, обручи и др.). Оборудование спортивного зала предполагает наличие необходимого спортивного инвентаря для овладения различными видами физкультурно-спортивной деятельности.

КОРРЕКЦИОННЫЙ  КОМПОНЕНТ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ

Нуждается                ДА                             НЕТ

Формы и приёмы сопровождения:

  1. Индивидуальная траектория обучения на уроках русского языка, математики, литературного чтения, окружающего мира.
  2. Занятия по социализации ребёнка с ОВЗ посредством индивидуализации и дифференциации  образовательного процесса.
  3. Профилактические беседы.
  4. Занятия внеурочной деятельностью.
  5. Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий, уважение личности ребенка.
  6. Сотрудничество и поддержка ребёнка с ОВЗ на любом этапе обучения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ

Нуждается                ДА                             НЕТ

Формы и приёмы сопровождения:

  1. Групповые занятия по коррекции и развитию эмоционально – волевой сферы.
  2. Групповые занятия развитие пространственно – временных представлений.
  3. Адаптационные занятия по программе «Ребята, давайте жить дружно».
  4. Консультирование родителей.
  5. Беседы с ребёнком, направленные на  формирование адекватного коммуникативного поведения.
  6. Релаксации.

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ

Нуждается                ДА                             НЕТ

Формы и приёмы сопровождения:

  1. Групповые занятия по коррекции и развитию связной речи учащегося.
  2. Консультирование родителей.
  3. Тренинги на  усвоение звука: выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков.
  4. Игровые упражнения    на совершенствование произносительной стороны речи с помощью артикуляционных упражнений для губ, языка, нёба, щек и т. д.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ  КОМПОНЕНТ

№ п/п

Содержание воспитательной работы

Ответственный

1

Развитие у учащегося эстетического восприятия, внимания, воображения, мышления, способствующих успешному формированию гармоничной личности младшего школьника

Классный руководитель, психолог

2

Формирование у ребёнка адекватного коммуникативного поведения

Классный руководитель, социальный педагог

3

Помощь ребёнку в усвоении и соблюдении школьных правил

Классный руководитель, социальный педагог

4

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства

Классный руководитель, педагог по изобразительному искусству

5

Формирование социально приемлемого поведения в группе сверстников

Классный руководитель, социальный педагог, педагог - психолог

6

Формирование внимательного отношения к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Классный руководитель, социальный педагог, педагог - психолог

7

Выполнение правил личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Классный руководитель, родители

8

Проявление уважения  к своей семье, умение ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

Классный руководитель, родители

9

Индивидуальные консультации с родителями ученика

Классный руководитель

10

Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение

Классный руководитель, социальный педагог

11

Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Классный руководитель, учитель – логопед

  1. МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

        

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:

  1. самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося — принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности; развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
  2. смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е. «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого разрыва;
  3. морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

Методом оценки личностных результатов обучающихся используемых в образовательной программе являются внешние мониторинговые исследования, личностный прогресс в форме «портфеля достижений», психологические диагностики.

Результаты достижений отслеживаются два раза в год (сентябрь, май) согласно следующим критериям:

Действие

Самоопределение

Уровни проявления

Внутренняя позиция школьника

Самооценка

Не сформировано

(при отсутствии показателей данного результата)

Предпочтение игровой деятельности и отношений дошкольного типа; отсутствие желания ходить в школу, негативные установки в отношении школы и учебы, неприятие нового социального статуса ученика

Не может адекватно оценить свои возможности, знание от незнания, умение от неумения; не учитывает оценку взрослых и сверстников

Низкий

(проявляется не всегда, иногда, редко (менее 50 %)

Частично сформирована внутренняя позиция школьника, эмоционально положительное отношение к школе,  своему новому социальному статусу сочетается с ориентацией на внеучебные стороны школьной жизни – новые знакомства и контакты, игры, прогулки, возможность посещения школьных кружков и др.

Недостаточное знание учеником собственных возможностей и их ограничений, умение частично  определять границу этих возможностей, знания и незнания, умения и неумения

Средний (проявляется часто)

(более 50 %)

Возникновение ориентации на содержательные моменты школьной действительности и образец «хорошего ученика», но при сохранении приоритета социальных аспектов школьного образа жизни по сравнению с учебными

Достаточное знание учеником собственных возможностей в их ограничениях, способность определить границу этих возможностей, знания и незнания, умения и неумения

Высокий (проявляется всегда

 (80 – 100 %);

Сформированность внутренней позиции как готовности принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающую высокую учебно-познавательную мотивацию. Положительное отношение к школе, чувство необходимости учения, т.е. в ситуации необязательного посещения школы ученик продолжает стремиться к занятиям специфически школьного содержания.  Предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, положительное отношение к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе, предпочтение социального способа оценки своих знаний

Осознание учеником своих физических возможностей, умений, нравственных качеств, переживаний (личное сознание), характера отношений к нему взрослых, высокий уровень развития способности адекватно и критично оценивать свои достижения и личностные качества. Ученик сам участвует в оценивании, в выработке критериев оценки и их применении к разным ситуациям. Наличие рефлексивности, которая проявляется в  умении анализировать собственные действия, видеть себя со стороны и допускать существование других точек зрения

Смыслообразование

Уровни проявления

Учебные и познавательные мотивы

Социальные и позиционные мотивы

Не сформировано

(при отсутствии показателей данного результата)

Не мотивирован  на познавательный аспект учебной деятельности

Не стремится к социально значимому статусу, не зависит от оценки окружающими своих действий и поступков

Низкий

(проявляется не всегда, иногда, редко (менее 50 %)

Не видит связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, познавательные интересы слабо развиты, не направлены на процесс учения

Стремится к социально значимому статусу, в коллективе сверстников принят

Средний (проявляется часто

(более 50 %)

Достаточный уровень развития широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества

Стремится к социально значимому статусу,  в коллективе сверстников принят

Высокий (проявляется всегда

 (80 – 100 %);

Установление учениками связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Высокий уровень развития познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения

Стремится к социально значимому статусу, имеет потребность в социальном признании, мотив социального долга

Морально-этическая ориентация

Уровни проявления

Моральные нормы

Конвенциальные нормы

Персональные нормы

Не сформировано

(при отсутствии показателей данного результата)

Не может дать моральную оценку происходящего в силу несформированности моральных норм и оценок

Не усвоены социальные стандарты поведения, способствующие социализации в обществе

Социальные стандарты поведения, способствующие социализации в обществе, не переходят на личный уровень, не приняты как собственные

Низкий

(проявляется не всегда, иногда, редко (менее 50 %)

Знает основные моральные нормы, но в своем поведении их не соблюдает

Имеет некоторые представления об общепринятых  нормах социального поведения, но данных норм придерживается нерегулярно

На основе социальных норм поведения формируются собственные персональные нормы, но их выполнение не стало привычным и постоянным

Средний (проявляется часто

(более 50 %)

Знает основные моральные нормы (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность) и частично их выполняет

Усвоены социальные стандарты поведения, однако их соблюдение требует внешнего контроля

На основе социальных норм поведения формируются собственные персональные нормы; их соблюдение регулируется самим ребенком в большинстве жизненных ситуаций

Высокий (проявляется всегда

 (80 – 100 %);

Оценивает усваиваемое содержание (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее  личностный моральный выбор; выделяет морально-нравственное содержание ситуации; выполняет моральные нормы в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности; адекватно понимает чувства участников ситуации и их взаимоотношения (эмпатия)

Усвоены социальные стандарты поведения, регламентирующие жизненные ситуации  в быту и общественной жизни. Они включают школьные правила и предписания школьного устава, требования к соблюдению приличий внешнего вида, формы обращения людей друг к другу, нормы этикета в разных сферах социальной жизни, нормы, отражающие гендерные различия в поведении личности

Сформированы индивидуальные предпочтения и приоритеты личности в организации собственной жизнедеятельности, в том числе особенностей семейных правил, режима дня, распоряжения финансовыми средствами и т.п. Ребенком освоены социальные нормы проявления чувств, есть способность регулировать свое поведение на основе эмоционального предвосхищения и развитие высших чувств – нравственных переживаний  (чувство гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств (радость познания), эстетических чувств (чувство прекрасного)

План-график мониторинга  личностных результатов

№ п/п

Личностные результаты

Методы диагностики

Сроки диагностики

Классы

Ответственный

Личностное самоопределение

1

Воспринимать объединяющую роль России как государства, территории проживания и общности языка. Соотносить понятия «родная природа» и «Родина».

Наблюдение

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители

2

Адекватно воспринимать оценку учителя. Способность к самооценке.

Методика «Лесенка»

(2 класс)

Самооценка выполнения устных и письменных работ на уроках.

Наблюдение.

Апрель

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Педагог-психолог, классные руководители

2 – 4 классов, учителя начальных классов

Смыслообразование (мотивация учебной деятельности)

1

Положительно относиться к учебным предметам, проявлять учебно-познавательный интерес к выполнению новых заданий

Наблюдение

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители, учителя начальных классов

Морально-этическая ориентация

1

Проявлять уважение  к своей семье, ценить взаимопомощь и взаимоподдержку членов семьи и друзей.

Наблюдение, собеседование с родителями

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители

2

Внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.

Наблюдение, собеседование с родителями, учителями, преподающими в классе

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители

3

Выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в школе, дома, на улице, в общественных местах.

Наблюдение, собеседование с родителями, учителями, преподающими в классе

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители

4

Внимательно относиться к красоте окружающего мира, произведениям искусства

Наблюдение, собеседование с родителями, учителями, преподающими в классе

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители

Общий уровень воспитанности

1

Исследование уровня воспитанности учащихся 1 – 4 классов

Методика «Исследование уровня воспитанности учащихся» для 1 – 3 классов (по  М.Н. Капустину)

Методика «Исследование уровня воспитанности учащихся выпускных классов» для 4 классов (по  П.И. Третьякову)

Апрель

1 – 4 классы

Классные руководители

ОЦЕНКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана.

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур таких, как решение задач творческого и поискового характера, учебное проектирование, итоговые проверочные работы, комплексные работы на межпредметной основе, мониторинг сформированности основных учебных умений. 

        План-график мониторинга метапредметных результатов

№ п/п

Метапредметные результаты

Методы диагностики

Сроки диагностики

Классы

Ответственный

Регулятивные УУД

1

Умение организовывать свое рабочее место:

- 1 класс – под руководством учителя;

- 2 – 4 классы – самостоятельно.

Наблюдение

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители, учителя начальных классов

2

Умение определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях:

- 1 класс – под руководством учителя;

- 2 – 4 классы – самостоятельно

Наблюдение

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители, учителя начальных классов

3

Умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом)

Наблюдение,  выполнение заданий на уроках

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители, учителя начальных классов

4

Умение определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа»:

- 1 - 3 классы – под руководством учителя;

- 4 классы – самостоятельно

Наблюдение, выполнение заданий на уроках

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители, учителя начальных классов

5

Готовность старших дошкольников к обучению в 1 классе

Ориентационный тест школьной зрелости Керна-Йирасека

Март – апрель, сентябрь

школа будущих первоклассников,

1 класс

Педагог-психолог

6

Уровень стрессового состояния учащихся в период адаптации

Тест М. Люшера

Ноябрь

1 классы

Педагог-психолог

Познавательные УУД

1

Умение ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание)

Наблюдение, выполнение заданий на уроках

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Учителя начальных классов

2

Умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя)

Наблюдение, выполнение заданий на уроках

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Учителя начальных классов

3

Умение подробно пересказывать прочитанное или прослушанное;  составлять простой план

Наблюдение, выполнение заданий на уроках

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Учителя начальных классов

4

Умение понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем

Наблюдение, выполнение заданий на уроках

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Учителя начальных классов

5

Умение сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие

Наблюдение, выполнение заданий на уроках

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Учителя начальных классов

6

Сформированность приемов учебной деятельности у первоклассников

Методики:

Рисунок человека

Графический диктант

Образец и правило

Первая буква

Тест отношений к школе «Домики».

Сентябрь

1 классы

Учителя начальных классов, педагог-психолог

7

Диагностика метапредметных результатов начального образования в ходе выполнения комплексных итоговых работ на межпредметной основе

Тексты комплексных итоговых работ на межпредметной основе

Апрель

1 – 4 классы

Учителя начальных классов

Коммуникативные  УУД

1

Умение соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить

Наблюдение

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители, учителя начальных классов

2

Умение вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное)

Наблюдение

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители, учителя начальных классов

3

Умение сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках

«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997) – для 1 – 2 классов

Методика «Кто прав?»

(модифицированная  методика Цукерман Г.А. и др., [1992]) – для 3 – 4 классов.

Наблюдение

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители, учителя начальных классов

4

Умение участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы

Наблюдение

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители, учителя начальных классов

5

Умение участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом

Наблюдение

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители, учителя начальных классов

6

Умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

Наблюдение

В течение учебного года с отметкой в листе достижений в октябре и мае

1 – 4 классы

Классные руководители, учителя начальных классов

ОЦЕНКА ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам.

В первых классах для текущей оценки учебных достижений (письменных работ)  на каждом уроке используются особые условные шкалы — «волшебные линеечки», напоминающие ребенку измерительный прибор (инструмент самооценки Т. Дембо и С. Рубинштейна). Принципиальное отличие «волшебных линеечек» от стандартных отметок в том, что они, благодаря своей исключительной условности, не подлежат никакой статистике, их нельзя накопить, сделав предметом сравнения, почти невозможно перевести на язык традиционных отметок. Оценивание работы сначала производит ученик, а затем -  учитель.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ.

В текущей оценочной деятельности во 2 - 4 классах в образовательном учреждении используется традиционная система отметок по 5-балльной шкале, достижение первого (репродуктивного) уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребёнка, как исполнение им требований Стандарта и соотносится с оценкой «удовлетворительно», отметкой «3».

«Хорошо», «отлично» – оценки, свидетельствующие об усвоении опорной системы знаний на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями на рефлексивном и функциональном уровнях, а также о кругозоре, широте (или избирательности) интересов. Данные оценки трансформируются в отметки «4», «5».

Формы организации мониторинга предметных результатов

2 – 4  классы

  1. входные работы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру во 2 – 4 классах, английскому языку в 3 – 4 классах;
  2. тематические контрольные работы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, английскому языку;
  3. четвертные контрольные работы по русскому языку, математике;
  4. административная работа по проверке орфографической зоркости (по плану ВШК);
  5. административная проверочная работа  по выявлению уровня сформированности навыка табличного сложения и вычитания в пределах 20 во 2 классах (по плану ВШК);
  6. административная проверочная работа  по выявлению уровня сформированности навыка табличного умножения и деления в 3 классах (по плану ВШК);
  7. административная проверочная работа  по выявлению уровня сформированности выполнения арифметических действий с многозначными числами в 4 классах (по плану ВШК);
  8. проверка сформированности навыка осознанного чтения (3 раза в год: вход (сентябрь), рубеж (декабрь), итог (май), в 1 классах – март, май;
  9. обобщение данных текущей диагностики предметных результатов по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, английскому языку, технологии, ИЗО, физической культуре, музыке;
  10.  итоговые диагностические работы по  русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, английскому языку;
  11. мониторинговое исследование достижения образовательных результатов учащихся 1 – 4 классов в соответствии с ФГОС НОО в рамках окружной долгосрочной целевой программы «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа»;
  12. Всероссийские проверочные работы по русскому языку, математике, окружающему миру в 4 классах;
  13. итоговая комплексная работа на межпредметной основе в 4 классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная образовательная программа обучения на дому 2 класс

Индивидуальная образовательная программа создана для учащегося 2 класса, имеющей отклонения здоровья, ребенок - инвалид.Учебный план составлен на основе Письма Министерства народного образования РСФСР...

«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»

Данная программа помогает адаптироваться к школьным требованиям детям с гиперактивностью...

«Разработка индивидуальной образовательной программы на учащегося 1 класса с гиперактивностью, обучающегося по программе СКОУ VIII вида»

В даной работе вы найдете игры и методики для адаптации гиперактивных детей с нарушением интеллекта к школьному обучению...

Индивидуальная образовательная программа ученика 2 класса, получающего образование в форме интегрированного обучения.

   Характеристика классного руководителя для интегрированных детей  В данной  характеристике представлены целевые ориентиры школьного образования как социальные и психологич...

Фрагмент индивидуальной образовательной программы по литературному чтению 2 класс

Фрагмент индивидуальной образовательной программы (5 уроков по разделу "Устное народное творчество") содержит направления и результаты работы учителя с детьми с ОВЗ....

Дипломная работа на тему: «Индивидуальная образовательная программа, на базе утвержденной примерной программы дошкольного образования»

Авторская рабочая программа для руководителей  групп эстетического развития и подготовки к школе.Назначение: информационный  материал данной дипломной работы можно практически использовать...

Индивидуальная образовательная программа как основной этап организации образовательного процесса обучающегося с ограниченными возможностями здоровья

В основе проектирования индивидуальной образовательной программы должна стоять организация наиболее оптимальных для ребенка с особыми образовательными потребностями условий обучения для развития его п...