Рабочая программа внеурочной деятельности проектной мастерской экологической направленности «Росток» для обучающихся 3 – 4-х классов
рабочая программа (3 класс)

Писарева Нина Георгиевна

    Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы школы  НОО, Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  НОО.

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…».       Программа обеспечивает достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов.

Рабочая программа внеурочной деятельности проектной мастерской «Росток» предназначена для обучающихся 3-4  классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов». Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель программы: формирование ответственного и бережного отношения к окружающей среде.
Задачи программы: 
 развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
 ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
 элементарный опыт природоохранительной деятельности;
 бережное отношение к растениям и животным.
 

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель программы: формирование ответственного и бережного отношения к окружающей среде.

Задачи программы:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.Рабочая программа внеурочной деятельности проектной мастерской «Росток» формирует у школьника понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала.

В программе отражены четыре ключевые темы: «Красота родного края», «Наша планета – Земля», «Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте», «Растение – земли украшение».

В результате изучения курса выпускники получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного поведения в окружающей природной и социальной среде. У обучающихся сформируется естественно научная грамотность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа "Росток"234.63 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образованияОписание: Описание: Описание: эмблема

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №6

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым

РАССМОТРЕНО И ОБСУЖДЕНО

на заседании методической Школы воспитательной работы

Протокол №___

от  «___»_______20__ г.

Руководитель мШВР

_________        Д.Э.Ибрагимова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

МОУ «Средняя  общеобразовательная школа

№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,

_________        Е.В.Чистякова

 «___»___________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МОУ «Средняя  общеобразовательная школа

№ 6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым,

__________         А.Г. Гаврилов

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

проектной мастерской экологической направленности

«РОСТОК»

для обучающихся 3- 4-х классов

на 2018/2019 учебный год

Составил

учитель внеурочной деятельности

Писарева Нина Георгиевна

        

I.Пояснительная записка

    Рабочая программа по внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Основной образовательной программы школы  НОО, Программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся  НОО.

Современное начальное образование ставит своей главной целью развитие личности ребёнка. В концепции федеральных государственных стандартов второго поколения в качестве конечного результата образовательной деятельности российской школы фиксируется портрет выпускника начальной школы, в котором важнейшее место отводится творческим качествам ребёнка: «Любознательный, интересующийся, активно познающий мир; умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности…».       Программа обеспечивает достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов. 

Рабочая программа внеурочной деятельности проектной мастерской «Росток» предназначена для обучающихся 3-4  классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов». Рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

Федеральный уровень:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Ст.12, 28; ст.12, ч.9; ст. 75, ч. 1 (с последними изменениями от 03.07.2016 №306- ФЗ; от 03.07.2016 №313-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» от 06.10.2009 №373;
  • Приказ от 31 декабря 2015 г. №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования», утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников» от 28.12.2010 №2106;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» от 19.12.2014 №1598;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012, №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 N1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2020»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. №729-р «План мероприятий на 2015 — 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей»;
  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015г. №996 – р «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
  • Правительство Российской Федерации Постановление от 30 декабря 2015 г. №1493 Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы»;
  • «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования  детей (внешкольные учреждения)» СанПиН 2.4.4.1251-03, зарегистрированный в Минюсте России 27.05.2003 г., регистрационный номер 4594;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изменениями  №81 от  24.11.2015) «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
  • Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 №03 – 296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.02. 2016 №07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»;
  • Концепция федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях, Послание Президента Российской Федерации федеральному Собранию РФ от 22.12.2012г. №ПР-3410;
  • Примерная основная образовательная программа. Основная школа. (Одобрена Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения федеральных государственных стандартов начального общего образования), (от 08.04.2015 №1/15, от 28.10.2015 №3/15).

Региональный уровень:

  • Закон ЯНАО от 04.04.2012 №13-ЗАО «О нормативах и объёмах финансирования расходов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях»;
  • Закон ЯНАО от 27.06.2013 №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;
  • Приказ Департамента образования ЯНАО от 05.03.2015 №383 «Об утверждении Плана основных мероприятий по формированию условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества в системе образования Ямало – Ненецкого автономного округа»;
  • Письмо Департамента образования Ямало – Ненецкого автономного округа от  13.05.2011 №801-15-01.1897 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  • Информационное письмо Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.05.2012 №801-15-01/2431 «Об организации внеурочной деятельности учащихся»;
  • Методические рекомендации по организации воспитательной работы в условиях введения ФГОС НОО и ООО для общеобразовательных организаций, протокол №4 от 18.12.2013 ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО»;
  • Методика комплексной оценки индивидуального прогресса внеучебных достижений обучающихся. – Салехард: ГАОУ ДПО ЯНАО «РИРО», 2014. – 59 с.;
  • Заседание координационного совета по внутриведомственному и межведомственному взаимодействию по вопросам здорового образа жизни и профилактике заболеваний №87 от 30.11.2016;
  • Концепция развития естественно-научного образования в Ямало - Ненецком автономном округе, утверждена приказом департаментом образования ЯНАО от 25.01.2017 №102.

Муниципальный уровень:

  • Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 26.04.2012 №390 «Об утверждении Примерного положения об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Надымского района»;
  • Приказ Департамента образования Надымского района «О внесении изменений в приказ Департамента образования Надымского района от 26.04.2012, №390 «Об утверждении примерного Положения об организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях Надымского района» от 14.11.2013, №989;
  • Приложение к приказу Департамента образования Надымского района от 26.04.2012 №390 «Примерное положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях Надымского района»;
  • Приказ Департамента образования Надымского района от 06.09.2013 №765 «Об утверждении программы развития воспитательной компоненты на 2013-2020 годы и программы мероприятий по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях муниципального образования Надымский район»;
  • Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 30.05.2014 №510 «Об использовании методических рекомендаций по реализации программ внеурочной деятельности в контексте ФГОС»;
  • Приказ от 12.11.2014 №959 «Об организации работы по проведению мониторинга готовности муниципальных образовательных систем к введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и среднего общего образования в системе образования Надымского района»;
  • Приказ Департамента образования Администрации муниципального образования Надымский район от 17.12.2015 №1178 «Об использовании в практической работе методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности, проектированию и реализации дополнительных общеразвивающих программ в муниципальных образовательных организациях Надымского района»;
  • Информационное письмо от 13 мая 2011 г. №801-15-01/1897 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

Институциональный уровень:

  • Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Надым (приказ Департамента Образования Администрации муниципального образования Надымский район от 12.08.2015 №639);
  • Основная образовательная программа МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углублённым изучением отдельных предметов», г. Надым (приказ от 31.08.2016 г. №190);
  • Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым (протокол педагогического совета от 23.05.2013 №7).
  • Положение о рабочей программе внеурочной деятельности МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г.Надым (протокол педагогического совета от 28.08.2015 №1).
  • Положение о зачете результатов освоения образовательной программы дополнительного образования в качестве результатов освоения обучающимися основной образовательной программы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Надым в части реализации внеурочной деятельности (протокол педагогического совета от 28.08.2017 №5).

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель программы: формирование ответственного и бережного отношения к окружающей среде.

Задачи программы:

  • развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе;
  • ценностное отношение к природе и всем формам жизни;
  • элементарный опыт природоохранительной деятельности;
  • бережное отношение к растениям и животным.

II.Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Рабочая программа внеурочной деятельности проектной мастерской «Росток» формирует у школьника понимание жизни как величайшей ценности, что достигается и через непосредственное общение с живым (растениями, зверями, птицами, земноводными), явлениями природы и взаимодействии с природными объектами. Она способствует не только расширению и углублению знаний детей об окружающем мире, но и целостное представление о природе на основе развития интеллектуального потенциала.

В программе отражены четыре ключевые темы: «Красота родного края», «Наша планета – Земля», «Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте», «Растение – земли украшение».

В результате изучения курса выпускники получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного поведения в окружающей природной и социальной среде. У обучающихся сформируется естественно научная грамотность.

Формы  и методы занятий

Формы образовательного процесса:

- практико-ориентированные учебные занятия;

- творческие мастерские;

- тематические праздники, конкурсы, выставки;

Формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Словесный метод:

- рассказ, беседа,    обсуждение    (информационных  источников, готовых сборников);

- словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы).

 Метод наглядности:

- наглядные пособия и иллюстрации.

Практический метод:

- тренировочные упражнения;

- практические работы.

Частично-поисковый метод:

- выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

III.Описание места курса внеурочной деятельности

Проектная мастерская экологической направленности «Росток» реализует социальное направление внеурочной деятельности. Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего в течение учебного года для 3-4-х классов 34 часа. Продолжительность занятий для 3 - 4-х классов 40 минут.

IV.Описание ценностных ориентиров содержания курса

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности:

  • Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
  • Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание, и милосердие как проявление любви.
  • Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
  • Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
  • Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ожидаемые результаты освоения программы

Обучающийся будет знать: основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования; влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов; значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними; значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода; многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними; основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д);организмы, приносящие вред хозяйству человека, некоторые виды борьбы с ними; человек – существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей средой; условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы; позитивное и негативное влияние деятельности человека на окружающую среду; способы сохранения окружающей среды; что такое наблюдение и опыт; экология - наука об общем доме.

Обучающийся будет уметь: выполнять правила экологически сообразного поведения в природе; применять теоретические знания при обращении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья; ухаживать за культурными растениями и домашними животными; составлять экологические модели, трофические цели; заботиться о здоровом образе жизни; заботиться об оздоровлении окружающей природной среды, об улучшении качества жизни; предвидеть последствия деятельности людей в природе; улучшать состояние окружающей среды; оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов; самостоятельно предлагать собственные идеи исследования; правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы; составлять план действий совместного исследования; собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования; ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;  оценивать поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости; выражать свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, мини-сочинений и проектов.

Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности

Ученик получит возможность научиться:

  • видеть проблемы;
  • ставить вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • проводить эксперименты;
  • делать умозаключения и выводы;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное - почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать (составлять план своей деятельности);
  • моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  • проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения        задачи;
  • вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи,

отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Способы проверки результатов освоения программы:

В качестве подведения итогов, результатов освоения данной программы, могут быть организованы следующие мероприятия: выставки творческих работ учащихся; мини-исследования по охране окружающей среды, бережному использованию природных ресурсов родного края, участие в региональном туре всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я исследователь», в районной научно-практической конференции дошкольников и учащихся «Здоровье - категория социальная».

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения курса внеурочной деятельности

Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «я» позиции и «хороший ученик.
  • Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.

.

  • Первоначальные представления о нравственных понятиях (доброта и сострадание, взаимопомощь и забота о слабом, смелость, честность).
  • Основы для развития творческого воображения.

Метапредметные результаты

  • Овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что  включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений.
  • Освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования.
  • Формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков.
  • Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Предметные результаты

  • Сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.
  • Владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами.
  • Знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

«Ученик получит возможность научиться»

Личностные результаты

  • Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • Осознание роли своей страны в мировом развитии, уважительное отношение к семейным ценностям, бережное отношение к окружающему миру.
  • Целостное восприятие окружающего мира.
  • Установку на здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, к работе на результат.

                                    Метапредметные результаты

  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации и передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
  • Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
  • Определение общей цели и путей её достижения: умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

  • Выделять и формулировать познавательную цель.
  • Структурировать знания.
  • Группировать тексты по заданному основанию.
  • Осознанно и произвольно  строить речевые высказывания в устной и письменной форме.

VI.Содержание курса внеурочной деятельности

№ п/п

Наименование

(темы) раздела

Кол-во часов

Содержания

Формы организации

Виды деятельности

3 класс

1

Инструктаж по правилам поведения. Знакомство с содержанием курса кружка.

1

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ.

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, при проведении экскурсий и работе на участке.

Защита модели «Экология и я»

Работать в четверке

Разбор экологических ситуаций.

2

Красота родного края.

8

История образования нашего края. Географическое расположение северного края, его особенности, историческое прошлое. Наблюдение за неживой природой нашего края. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, за изменением цвета неба, форм облаков. Животный мир возле рек и озёр области. Природа области- благоприятная среда обитания животных возле водоёмов. Работа с красной книгой

области. Растительный мир нашего края. Лекарственные

растения. Природа области.

Работа с красной книгой

области. Жизнь леса. Самостоятельная подготовка проекта о жизни лесных обитателей.

Защита проекта «Красота родного края».

Работать над проектом.

Выставка рисунков на тему «Береги природу».

Рисунок другу, в котором выражена тревога об исчезающих растениях и животных.

Работать с картой и атласом области.

Игра «Кто больше назовёт».

Поход в парковую зону. Расчистка места для отдыха от мусора. Интеллектуальная игра «Счастливый случай».

3

Наша планета  - Земля.

7

История Земли. Окаменелости. Земная – кора понятие. Работа с картой мира и зарисовка схемы строения планеты. Жизнь на Земле. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле».

 Нахождение сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли. Где растения и животные живут сегодня? Работа с картой полушарий, на которой изображён растительный и животный мир. Сравнение животных одного вида, живущих на разных континентах. Наблюдение в природе. Живая - неживая природа. Найти и назвать объекты живой и неживой природы. Добрые глаза человека. Экосистема: живые и неживые компоненты. Заповедники и заказники. Создание заповедников и заказников. Природа просит защиты. Роль природы в жизни человека и охрана окружающей среды.

Защита проекта «Наша планета  - Земля».

Работать над проектом. Рассказ о рождении планеты.

Зарисовка схемы строения планеты.

Зарисовка схемы

«Возникновение жизни на Земле»

Игра с картами-схемами «Что сначала, что потом?» Экскурсия в лес.

Живая - неживая природа.

Игра «Живое – неживое». Экологическая игра. Проект  семейной газеты.

4

Растение земли украшение.

9

Растение – живой организм. Проведение опытов, доказывающих влияние света, воздуха, воды и почвы на растения.

Обобщить представление

детей о растениях

как о целостном организме, о взаимосвязи растений с окружающей средой. Биополе растений. Растения рядом. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Игра «Угадай растение по описанию». Будем понимать и любить растения! Культура поведения в природе по отношению к растениям. Создание игровой ситуации самостоятельного выбора «Как вести себя в природе» Теплолюбивые

и холодостойкие растения. Сообщения детей о разнообразных и холодостойких растениях, их разнообразии. Светолюбивые и теневыносливые

растения. Особенности светолюбивых и теневыносливых растений, сообщения о типичных представителях данных групп.

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Особенности влаголюбивых и засухоустойчивых растений. Воспитывать стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. Подготовка почвы к посеву. Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке перекопка, внесение удобрений. Посадка растений и уход за ними. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка, уход и наблюдение за всходами.

Защита проекта «Растение земли украшение»

Работать над проектом. Практическая работа по правильному поливу растений.

Схема «Растение- живой организм,

роль света, почвы, воздуха в жизни растений». Экскурсия-

практикум «Выявление повреждений деревьев» Ситуации эмпатии «Растению тоже больно».

Ситуация выбора

«Срывать или нет». Практическое занятие.

Размещение комнатных растений в классе. Практическое занятие по изучению влаголюбивых и засухоустойчивых растений.

Игра «Где живёт это растение?» Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений». Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

5

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.

8

«Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. О многообразии аквариумных рыб. Животный мир рифов. Многообразие животного мира рифов, совместная жизнь некоторых видов. Знатоки мира рыб. Занятие-игра с целью обобщения знаний детей. Это-все кошки. Обсуждение и изображение повадок различных видов кошачьих. Выставка кошек. Жизнь среди людей. Жизнь в городах. Человек и животное. Собаки – наши друзья. Игра – викторина

По породам собак. Наблюдение за неживой природой. Наблюдение за животными: птицы, кошки, собаки. Их жизнь с приходом тепла. Исчезающие виды животных. Почему исчезают животные?

Защита проекта «Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте».

Работать над проектом.

Игра «Кто больше назовёт названий рыб».

Видеофрагмент

«Жизнь рифа».

Практическое занятие.

Моделирование цепи питания. Поле чудес. Ролевая игра.

Выставка кошек. Практическое занятие.

Изготовление скворечников  для птиц. Игра – викторина

По породам собак. Экскурсия. Наблюдение за животными: птицы, кошки, собаки. Их жизнь с приходом тепла. Сообщения детей. Почему исчезают животные?

6

Заключение.

1

Обобщение результатов экологической деятельности детей, развитие потребности в экологически сообразном поведении.

Творческий отчёт.

Подведение итогов. Акция

Зарисовка экознаков.

4 класс

1

Инструктаж по правилам поведения. Знакомство с содержанием курса кружка.

1

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ.

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, при проведении экскурсий и работе на участке.

Защита модели «Экология и я»

Создание модели «Экология и я» из природных материалов.

2

Красота родного края.

7

Вечнозелёные леса севера. Зима в северных лесах. 1/10 поверхности Земли – хвойные леса. Жители хвойных лесов. Жители северных лесов. Исчезающие виды животных. Обитатели северных лесов. Норки, соболи – редкие виды. Работа с экологическими справочниками. Зелёная аптека. Значение лекарственных растений нашего края. Правила сбора в лечебных и оздоровительных целях. Красная книга области. Редкие животные, растения и насекомые. Экология города. Экология дома, школы, города.  Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе города. Природные богатства нашего края.

Защита проекта «Красота родного края».

Работать над проектом.

Работа с картой природных зон.

Игра «Узнай по описанию». Чтение сообщений о жителях северных лесов.

Составление цепи питания. Составление

памятки о правилах сбора

лекарственных

растений. Акция «Знай и сохраняй» Ролевая игра

«Пойми меня».

Акция «Мы против мусора!»

Поход в парковую зону. Расчистка места для отдыха от мусора. Экскурсия в музей «Дом природы».

3

Наша планета  - Земля.

8

Среда обитания. Природные зоны. Определение среды обитания. Разнообразие живых организмов. Изменения окружающей среды. Регулярные изменения. Причины регулярных изменений. Времена года на Земле. Сравнение времён года в разных географических поясах Земли (экватор, тропики, полюса). Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо, деревья и животных через 1-2 недели. Сообщества. Изменения сообществ. Взаимосвязь растительности, потребителей её хищников. Изменения природы после пожара и после вмешательства человека. Пищевые цепочки и связи. Составление пищевой цепочки в разных природных зонах. Циклы в природе. Кислород, азот, углерод – составляющие всего живого. Круг жизни на Земле. Природа – наш общий дом. Экологические проблемы: загрязнение рек, истощение почв, уничтожение флоры, загрязнение воздуха.

Защита проекта «Наша планета  - Земля».

Работать над проектом.

Просмотр видеофраг-

ментов. различных природных зон Земли. Практическое занятие.

Работа с атласом мира.

Составление схемы «Регулярные изменения». Игра-путешествие. Выпуск листовок «Береги природу!» Составление экологического проекта с нарушением одного звена в пищевой цепочке. Опыты: сжигание кислорода, нахождение кислорода в почве.

Игры с воздушными шарами.

4

Растение земли украшение.

8

Почва– святыня наша.

Состав и свойства почвы. Дикорастущие и культурные растения. Формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения». Беседа о влиянии человека на жизнедеятельность

растений. Лекарственные

растения. Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, правилами сбора и использования. Работа с гербарием лекарственных растений. Царство грибов. Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы – накопители вредных веществ. Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке перекопка, внесение удобрений.

Защита проекта «Растение земли украшение»

Работать над проектом.

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений.

Моделирование

«Жизнь почвы».

Опыт по составу почвы (вода, воздух, органические вещества, песок, глина). Просмотр коллекции «Виды почвы».

Акция по улучшению почвы комнатных растений. Практическая работа «Чай с ромашкой и мятой». Викторина.

Игра «Угадай грибок»

Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений» Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Посадка растений и уход за ними. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка, уход и наблюдение за всходами.

5

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.

8

Жизнь животных. Размножение. Быстро и медленно размножающие животные. Исчезающие виды, причины: медленно размножающие животные, загрязнение среды. Группы животных по способу воспроизводства. Деление животных по способу воспроизводства. Млекопитающие и яйцекладущие. Личинка – особая стадия развития животных. Наблюдения в

неживой природе животных. Выявление взаимосвязи количества солнечного тепла и света на жизнь животных. Вымирающие организмы. Понятие «вид». Причины вымирания видов:

естественные и созданные человеком. Красная книга- способ защиты редких видов животных. Знакомство с Красной книгой. Красная книга области. Редкие животные. Изменения в жизни птиц, насекомых. Взаимосвязи в природе. В мире животных. 

Защита проекта «Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте».

Работать над проектом.

Беседа. Выявление причин исчезновения видов животных. Видеозанятие.

Зарисовка стадий развития млекопитаю-

щих и яйцекладущих.

Наблюдение.

Зарисовка состояния объектов неживой природы.

«Я и Красная книга» - проектирование

видов деятельности

человека, направленной на защиту животного мира. Экскурсия в парк. Круглый стол.

Защита проектов-сообщений детей «Я удивлён!» о животных.

6

Заключение.

2

Обобщение результатов экологической деятельности детей, развитие потребности в экологически сообразном поведении.

Творческий отчёт.

Акция

Зарисовка экознаков. Круглый стол. Совместно с родителями беседа о необходимости беречь и защищать природу.

Перечень названий

разделов курса

3 класс

4 класс

Кол-во часов

Кол-во часов

Ведение.

1

1

Красота родного края.

8

7

Наша планета  - Земля.

7

8

Растение земли украшение.

9

8

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.

8

8

Заключение.

1

2

Итого:

34

34

3 класс

Ведение.

Экология. Классификация экологических связей.

Значения экологии на основе анализа примеров.

Красота родного края.

История образования нашего края. Географическое расположение северного края, его особенности, историческое прошлое. Наблюдение за неживой природой нашего края. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом, за изменением цвета неба, форм облаков. Животный мир возле рек и озёр области. Природа области- благоприятная среда обитания животных возле водоёмов. Работа с красной книгой области. Растительный мир нашего края. Лекарственные растения. Природа области. Работа с красной книгой области. Жизнь леса.

Наша планета  - Земля.

История Земли. Окаменелости. Земная – кора понятие. Работа с картой мира и зарисовка схемы строения планеты. Жизнь на Земле. Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миром в разные эпохи развития Земли. Где растения и животные живут сегодня? Работа с картой полушарий, на которой изображён растительный и животный мир. Сравнение животных одного вида, живущих на разных континентах. Наблюдение в природе. Живая - неживая природа. Найти и назвать объекты живой и неживой природы. Добрые глаза человека. Экосистема: живые и неживые компоненты. Заповедники и заказники. Создание заповедников и заказников. Природа просит защиты. Роль природы в жизни человека и охрана окружающей среды.

Растение земли украшение.

Растение – живой организм. Проведение опытов, доказывающих влияние света, воздуха, воды и почвы на растения. Обобщить представление детей о растениях как о целостном организме, о взаимосвязи растений с окружающей средой. Биополе растений. Растения рядом. Практическая работа по изучению растений пришкольного участка. Будем понимать, и любить растения! Культура поведения в природе по отношению к растениям. Создание игровой ситуации самостоятельного выбора «Как вести себя в природе».Теплолюбивые и холодостойкие растения. Сообщения детей о разнообразных и холодостойких растениях, их разнообразии. Светолюбивые и теневыносливые растения. Особенности светолюбивых и теневыносливых растений, сообщения о типичных представителях данных групп. Растения влаголюбивые и засухоустойчивые. Особенности влаголюбивых и засухоустойчивых растений. Воспитывать стремление не нарушать сложившиеся в природе связи. Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке перекопка, внесение удобрений. Посадка растений и уход за ними. Разбивка грядок. Посадка растений. Организация дежурства членов кружка, уход и наблюдение за всходами.

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.

«Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки. О многообразии аквариумных рыб. Животный мир рифов. Многообразие животного мира рифов, совместная жизнь некоторых видов. Знатоки мира рыб. Занятие-игра с целью обобщения знаний детей. Это-все кошки. Обсуждение и изображение повадок различных видов кошачьих. Выставка кошек. Жизнь среди людей. Жизнь в городах. Человек и животное. Собаки – наши друзья. Игра – викторина по породам собак. Наблюдение за неживой природой. Наблюдение за животными: птицы, кошки, собаки. Их жизнь с приходом тепла. Исчезающие виды животных. Почему исчезают животные?

Заключение.

Обобщение результатов экологической деятельности детей, развитие потребности в экологически сообразном поведении.

4 класс

Ведение.

Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, при проведении экскурсий и работе на участке.

Красота родного края.

Вечнозелёные леса севера. Зима в северных лесах. 1/10 поверхности Земли – хвойные леса. Жители хвойных лесов. Жители северных лесов. Исчезающие виды животных. Обитатели северных лесов. Норки, соболи – редкие виды. Работа с экологическими справочниками. Зелёная аптека. Значение лекарственных растений нашего края. Правила сбора в лечебных и оздоровительных целях. Красная книга области. Редкие животные, растения и насекомые. Экология города. Экология дома, школы, города.  Актуализация представлений о мусоре как загрязнителе города. Природные богатства нашего края.

Наша планета  - Земля.

Среда обитания. Природные зоны. Определение среды обитания. Разнообразие живых организмов. Изменения окружающей среды. Регулярные изменения. Причины регулярных изменений. Времена года на Земле. Сравнение времён года в разных географических поясах Земли (экватор, тропики, полюса). Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе. Сообщества. Изменения сообществ. Взаимосвязь растительности, потребителей её хищников. Изменения природы после пожара и после вмешательства человека. Пищевые цепочки и связи. Составление пищевой цепочки в разных природных зонах. Циклы в природе. Кислород, азот, углерод – составляющие всего живого. Круг жизни на Земле. Природа – наш общий дом. Экологические проблемы: загрязнение рек, истощение почв, уничтожение флоры, загрязнение воздуха.

Растение земли украшение.

Почва– святыня наша. Состав и свойства почвы. Дикорастущие и культурные растения. Формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения». Беседа о влиянии человека на жизнедеятельность растений. Лекарственные растения. Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, правилами сбора и использования. Работа с гербарием лекарственных растений. Царство грибов. Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы – накопители вредных веществ. Подготовка почвы к посеву на пришкольном участке перекопка, внесение удобрений.

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте.

Жизнь животных. Размножение. Быстро и медленно размножающие животные. Исчезающие виды, причины: медленно размножающие животные, загрязнение среды. Группы животных по способу воспроизводства. Деление животных по способу воспроизводства. Млекопитающие и яйцекладущие. Личинка – особая стадия развития животных. Наблюдения в неживой природе животных. Выявление взаимосвязи количества солнечного тепла и света на жизнь животных. Вымирающие организмы. Понятие «вид». Причины вымирания видов: естественные и созданные человеком. Красная книга- способ защиты редких видов животных. Знакомство с Красной книгой. Красная книга области. Редкие животные. Изменения в жизни птиц, насекомых. Взаимосвязи в природе. В мире животных. 

Заключение.

Обобщение результатов экологической деятельности детей, развитие потребности в экологически сообразном поведении.

VII. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности   обучающихся

3 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Виды деятельности

 учащихся к разделу

Инструктаж по правилам поведения. Знакомство с содержанием курса кружка.

1

Разбор экологических ситуаций.

История образования нашего края.

1

Работать над проектом.

Выставка рисунков на тему «Береги природу».

Рисунок другу, в котором выражена тревога об исчезающих растениях и животных.

Работать с картой и атласом области. Игра «Кто больше назовёт».

Поход в парковую зону. Расчистка места для отдыха от мусора. Интеллектуальная игра «Счастливый случай».

Защита проекта «Красота родного края».

Наблюдение за неживой природой нашего края.

1

Животный мир возле рек и озёр области.

1

Растительный мир нашего края. Лекарственные растения.

1

Жизнь леса.

1

Жизнь леса.

1

Поход в парковую зону.

1

Счастливый случай.

1

История Земли. Окаменелости.

1

Работать над проектом.

Рисунок «Охрана воды».

Рассказ о рождении планеты.

Зарисовка схемы строения планеты. Зарисовка схемы

«Возникновение жизни на Земле». Игра с картами-схемами «Что сначала, что потом?» Экскурсия в лес.

Живая - неживая природа.

Игра «Живое – неживое». Экологическая игра. Проект  семейной газеты.

Защита проекта «Наша планета  - Земля».

Жизнь на Земле.

1

Где растения и животные живут сегодня?

1

Наблюдение в природе.

1

 Добрые глаза человека.

1

Заповедники и заказники.

1

Природа просит защиты.

1

Растение – живой организм.

1

Работать над проектом.

Практическая работа по правильному поливу растений.

Схема «Растение- живой организм, роль света, почвы, воздуха в жизни растений». Экскурсия-практикум «Выявление повреждений деревьев». Ситуации- эмпатии «Растению тоже больно».

Ситуация выбора «Срывать или нет». Практическое занятие.

Размещение комнатных растений в классе. Практическое занятие по изучению влаголюбивых и засухоустойчивых растений.

Игра «Где живёт это растение?» Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений». Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений».

Защита проекта «Растение земли украшение».

Растения рядом.

1

Будем понимать, и любить растения!

1

Теплолюбивые и холодостойкие растения.

1

Светолюбивые и теневыносливые

растения.

1

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

1

Подготовка почвы к посеву.

1

Посадка растений и уход за ними.

1

«Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки.

1

Работать над проектом.

Игра «Кто больше назовёт названий рыб». Видеофрагмент

«Жизнь рифа».Практическое занятие. Моделирование цепи питания. Поле чудес. Ролевая игра. Выставка кошек. Практическое занятие.

Изготовление скворечников  для птиц. Игра – викторина

По породам собак. Экскурсия. Наблюдение за животными: птицы, кошки, собаки. Их жизнь с приходом тепла. Сообщения детей. Почему исчезают животные?

Защита проекта «Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте».

Животный мир рифов.

1

Знатоки мира рыб.

1

Это-все кошки.

1

Жизнь среди людей.

1

Собаки – наши друзья.

1

Наблюдение за неживой природой.

1

Исчезающие виды животных.

1

Обобщение проделанной экологической работы за год.

1

Творческий отчёт.

4 класс

Тема занятия

Кол-во

часов

Виды деятельности

 учащихся к разделу

Инструктаж по правилам поведения. Знакомство с содержанием курса кружка.

1

Разбирать экологические ситуации.

Вечнозелёные леса севера. Зима в северных лесах.

1

Работать над проектом.

Работать с картой природных зон.

Игра «Узнай по описанию».

Чтение сообщений о жителях северных лесов.

Составление цепи питания.

Составление памятки о правилах сбора лекарственных

растений. Акция «Знай и сохраняй» Ролевая игра

«Пойми меня». Акция «Мы против мусора!»

Экскурсия в музей «Дом природы».

Защита проекта «Красота родного края».

Жители северных лесов. Исчезающие виды животных.

1

Зелёная аптека

1

Красная книга области.

1

Экология города.

1

Природные богатства нашего края.

1

Поход в парковую зону.

1

Среда обитания.

Природные зоны.

1

Работать над проектом.

Просмотр видеофрагментов «Природные зоны».

Работа с атласом мира.

Составление схемы «Регулярные изменения».

Игра-путешествие.

Практическое занятие.

Зарисовать свои предположения.

Выпуск листовок «Береги природу!»

Составление экологического проекта с нарушением одного звена в пищевой цепочке.

Опыты: сжигание кислорода, нахождение кислорода в почве.

Игры с воздушными шарами.

Экологический проект «Маленький принц».

Выбор планеты. 

Защита проекта «Наша планета  - Земля».

Изменения окружающей среды.

1

Времена года на Земле.

1

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

1

Сообщества. Изменения сообществ.

1

Пищевые цепочки и связи.

1

Циклы в природе.

1

Природа – наш общий дом.

1

Почва– святыня наша.

Состав и свойства почвы.

1

Работать над проектом.

Практическая работа по обработке почвы комнатных растений. Моделирование

«Жизнь почвы».

Акция по улучшению почвы комнатных растений.

Практическая работа с гербариями.

Практическая работа «Чай с ромашкой и мятой».

Викторина. Игра «Угадай грибок». Опыт «Влияние сроков посева на цветение декоративных растений»

Опыт «Влияние удобрений на рост и развитие высаженных растений». Защита проекта «Растение земли украшение».

Дикорастущие и культурные растения.

1

Лекарственные растения.

1

Царство грибов.

1

Подготовка почвы к посеву.

1

Подготовка почвы к посеву.

1

Посадка растений и уход за ними.

1

Посадка растений и уход за ними.

1

Жизнь животных.

1

Работать над проектом. Выявление причин исчезновения видов животных. Видеозанятие. Зарисовка стадий развития млекопитающих и яйцекладущих.

Зарисовка состояния объектов неживой природы.

Работа в группах. «Я и Красная книга» - проектирование видов деятельности человека, направленной на защиту животного мира. Экскурсия в парк. Круглый стол. Защита проектов-сообщений детей «Я удивлён!» о животных. Защита проекта «Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте».

Группы животных по способу воспроизводства.

1

Группы животных по способу воспроизводства.

1

Наблюдения в

неживой природе животных.

1

Вымирающие организмы.

1

Красная книгаспособ защиты редких видов животных.

1

Наблюдения в живой природе.

1

В мире животных.

1

Начни с себя!

1

Акция Зарисовка экознаков. Творческий отчёт.

Обобщение проделанной экологической работы за год.

1

Календарно-тематическое планирование

3 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата

1

Инструктаж по правилам поведения. Знакомство с содержанием курса кружка.

2

История образования нашего края.

3

Наблюдение за неживой природой нашего края.

4

Животный мир возле рек и озёр области.

5

Растительный мир нашего края. Лекарственные растения.

6

Жизнь леса.

7

Жизнь леса.

8

Поход в парковую зону.

9

Счастливый случай.

Защита проекта «Красота родного края».

10

История Земли. Окаменелости.

11

Жизнь на Земле.

12

Где растения и животные живут сегодня?

13

Наблюдение в природе.

14

 Добрые глаза человека.

15

Заповедники и заказники.

16

Природа просит защиты.

Защита проекта «Наша планета  - Земля».

17

Растение – живой организм.

18

Растения рядом.

19

Будем понимать, и любить растения!

20

Теплолюбивые и холодостойкие растения.

21

Светолюбивые и теневыносливые

растения.

22

Растения влаголюбивые и засухоустойчивые.

23

Подготовка почвы к посеву.

24

Посадка растений и уход за ними.

Защита проекта «Растение земли украшение».

25

«Наши меньшие братья» - аквариумные рыбки.

26

Животный мир рифов.

27

Знатоки мира рыб.

28

Это-все кошки.

29

Жизнь среди людей.

30

Собаки – наши друзья.

31

Наблюдение за неживой природой.

32

Исчезающие виды животных.

33

Растение – живой организм.

Защита проекта «Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте».

34

Обобщение проделанной экологической работы за год.

4 класс

№ п/п

Тема занятия

Дата

1

Инструктаж по правилам поведения. Знакомство с содержанием курса кружка.

2

Вечнозелёные леса севера. Зима в северных лесах.

3

Жители северных лесов. Исчезающие виды животных.

4

Зелёная аптека

5

Красная книга области.

6

Экология города.

7

Природные богатства нашего края.

8

Поход в парковую зону.

Защита проекта «Красота родного края».

9

Среда обитания.

Природные зоны.

10

Изменения окружающей среды.

11

Времена года на Земле.

12

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

13

Сообщества. Изменения сообществ.

14

Пищевые цепочки и связи.

15

Циклы в природе.

16

Природа – наш общий дом.

Защита проекта «Наша планета  - Земля».

17

Почва– святыня наша.

Состав и свойства почвы.

18

Дикорастущие и культурные растения.

19

Лекарственные растения.

20

Царство грибов.

21

Подготовка почвы к посеву.

22

Подготовка почвы к посеву.

23

Посадка растений и уход за ними.

24

Посадка растений и уход за ними.

 Защита проекта «Растение земли украшение».

25

Жизнь животных.

26

Группы животных по способу воспроизводства.

27

Группы животных по способу воспроизводства.

28

Наблюдения в неживой природе животных.

29

Вымирающие организмы.

30

Красная книга способ защиты редких видов животных.

31

Наблюдения в живой природе.

32

В мире животных. 

Защита проекта «Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте».

33

Начни с себя!

.

34

Обобщение проделанной экологической работы за год.

VIII. Описание материально-технического обеспечения

образовательной деятельности

1. Рекомендуемая литература.

  1. Александрова Ю.Н., Ласкина Л.Д. Юный эколог. - Волгоград: «Учитель», 2012
  2. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. - М.: «ГИЦ Владос», 2002
  3. Грибов П.Д. Как человек исследует, изучает, использует природу. -Волгоград: «Учитель», 2002
  4. Занимательное природоведение. Сост. Васильев Ю.Р. -М.: «Омега», 1997
  5. Зверев А.Т. Экологические игры. Оникс 21 век. 2001.
  6. Лихачев Б.Т. Экология личности // Педагогика.-1993.-№2.-С.19-21
  7. Моисеева Л.В., Колтунова И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и
    сформированности экологических отношений у школьников //Министерство
    образования Российской федерации: УГПИ. Науч. пед. центр «Уникум.»-
    Екатеринбург, 1993.-148С.
  8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. Мн.: Асар. 1996.128
  9. Олимпиады и интеллектуальные игры: Внеклассная работа: М.: Издательство «Первое сентября», 2000
  10. Плешаков А.А. Экология для младших школьников. Факультативный курс для начальных классов. - М.: «Просвещение», 1995
  11. Цветкова И.В. Экология начальной школы. Игры и проекты. - Ярославль: «Академия» развития», 1997
  12. Экологические сказки. Сост. Молодова Л.П. - Минск: «Асар»,1998

2. Интернет-ресурсы.

1. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

2. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

3. Курс ЦДО (начальная школа). – Режим доступа: www.lyceum8.pp.ru

4. Начальная школа Кирилла и Мефодия. – Режим доступа: http://www.nachalka.info

5. Образовательный портал «Учеба». – Режим доступа: http://uroki.ru

6. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

7. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok

3. Технические средства обучения.

Для выполнения программы в классе имеется необходимое информационно-техническое обеспечение: наличие Интернета, компьютерная и мультимедийная техника:

№ п/п

Наименование техники

Количество

1.

Стационарные компьютеры

1

2.

Принтеры

2

3.

Мультимедийный проектор

1

4.

Интерактивная доска

1

5.

Телевизор.

1

6.

Магнитофон.

1

7.

Колонки

2

8.

Интерактивная доска прямой проекции с короткофокусным проектором

1

9.

Интерактивная указка

1

10.

Мобильный класс        

1

4. Учебно-практическое оборудование.

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и карт.

5. Специализированная учебная мебель.

Компьютерный стол.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 1-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 1 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИТЕРАТУРНАЯ МАСТЕРСКАЯ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО» для обучающихся 2-х классов

Рабочая программа внеурочной деятельности развивающего курса по выбору «Художественное слово» предназначена для обучающихся 2 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа№6 с углубленным изучен...

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Шахматы в школе» 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению «Шахматы в школе» 1-4 классы...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу «Хочу все знать!» для обучающихся 1-4 классов

В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об...

Рабочая программа внеурочной деятельности проектной мастерской "Я - исследователь" для 2 класса

Данная программа разработана для работы по учебному пособию Т.А. Корневой и О.А. Корнева "Проектная мастерская" издательства "Просвещение", 2020г....

Рабочая программа внеурочной деятельности (ФГОС НОО ОВЗ) «Подвижные игры» для обучающихся 1 - 4 классов на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Подвижные игры» для обучающихся с задержкой психического развития (далее с ЗПР)  для 1-4 классов разработана на основе:- федерального гос...