статья " Развитие пространственного воображения у младших школьников средствами техники оригами"
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Прокаева Светлана Сергеевна

В статье рассматривается актуальность развития пространственного воображения у младших школьников. Рассмотрены основные понятия, показана роль оригами в процессе развития пространственного воображения у младших школьников. Данная статья может использовать педагогами при работе над развитием пространственного воображения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx19.12 КБ

Предварительный просмотр:

Прокаева С.С., учитель начальных классов

МКОУ «Краснозвездинская СОШ» имени Г.М. Ефремова

Развитие пространственного воображения

у младших школьников средствами техники оригами

Аннотация. В статье рассматривается актуальность развития пространственного воображения у младших школьников. Рассмотрены основные понятия, показана роль оригами в процессе развития пространственного воображения у младших школьников. Данная статья может использовать педагогами при работе над развитием пространственного воображения детей.

Ключевые слова: оригами, воображение, пространственное воображение.

Одной из актуальных проблем в настоящее время является развитие пространственного воображения у детей младшего школьного возраста, это обосновано тем, что пространственные представления и пространственное воображение ученика выступают в качестве предпосылок для формирования его пространственного мышления и обеспечиваются разными психическими процессами, такими как восприятие, внимание, память, воображение при обязательном участии речи.

Воображение не даётся человеку как данность при рождении, эта форма познавательного процесса развивается и трансформируется на протяжении всего периода развития человека. Воображение является одной из форм психического отражения мира. Воображение выступает процессом созидания, поэтому в нем участвуют интеллект, мышление, память и внимание. Человек обязательно осознает каждый этап и элемент воображения.

По мнению А.В. Петровского, воображение представляет собой значимый элемент творческой деятельности, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, в которых проблемная ситуация характеризуется неопределенностью.

А.Г. Маклаков в своих работах отмечает: «Воображение является процессом преобразования представлений, которые отражают реальную действительность, и создания на этой основе новых представлений».

В.Т. Кудрявцев считает, что воображение является способностью к свободному, неподконтрольному логике полету фантазии, выдумыванию того, чего в реальном мире не существует, пренебрежению реальностью [23].

Опираясь на мнение Л.Д. Столяренко, можно сказать, что воображение – это деятельность, направленная на создание нового в форме образа, представления либо определенной идеи. Человек способен мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал либо не выполнял, у него могут появляться образы предметов и явлений, с которыми он ранее не встречался.

Одним из видов воображения является пространственное воображение, которое рассматривается как умение мысленно моделировать и «представлять» разнообразные проекты или конструкции, видеть их внутренним зрением в цвете и деталях.

С точки зрения Е.А. Захаровой, пространственное воображение является одним из видов умственной деятельности, позволяющей создать пространственный образ и оперировать им в процессе решения разнообразных практических и теоретических задач.

Пространственное воображение А.В. Брушлинским трактуется как способ получения информации, вспомогательный способ мышления, формулировки задач, полезный помощник или средство при решении определенной проблемы.

И.С. Якиманская рассматривает пространственное воображение как способность создавать образы в трехмерном пространстве. По ее мнению, для успешного решения зада творческого характера необходима способность к созданию графических образов предметов и явлений у ребенка, которая имеет большое значение для эффективного изучения разных наук, в изобразительной, технической и конструкторской деятельности, повсеместно реализуется в жизни [50].

Пространственное воображение имеет свою структуру и свои особенности. И.С. Якиманская выделяет основные качественные показатели пространственного воображения, к ним относятся:

1)        тип оперирования пространственными образами (доступный учащимся способ преобразования созданного образа);

2)        широта оперирования с учетом используемой графической основы (степень свободы оперирования образами, например, представление проекций или сечений пространственной фигуры);

3)        полнота образа (отражение в образе его составных элементов – формы, размеров, понимание пространственного положения объектов относительно друг друга, отношения параллельности, подобия элементов пространственных фигур);

4)        устойчивая система отсчета (пространственная ориентация «от себя», от произвольной точки отсчета).

По мнению Л.А. Минасян, пространственное воображение включает в свою структуру три важнейших компонента:

1) пространственные представления;

2) пространственное воображение;

3) пространственное мышление.

Для развития пространственного воображения в начальной школе необходим выбор наиболее эффективных средств, позволяющих решить данную проблему. Одних из таких средств является техника оригами, которая помогает ребенку определить сущность предмета, его индивидуальность, выделить самое главное в предмете. Школьнику достаточно только намека, для того чтобы доделать, додумать, досоздать образ в своем воображении. Благодаря этому техника оригами является одним из эффективных средств, стимулирующих пространственное воображение и формирующих предпосылки к творческой деятельности.

Оригами представляет собой искусство бумажной пластики, которое возникло впервые в Японии. Несмотря на то, что бумага появилась в Китае, но складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки научились в Японии.

Этапы формирования пространственного воображения младших школьников средствами техники оригами:

1)        первый этап предполагает, что учащиеся, складывая элементарные фигурки, знакомятся с главными геометрическими фигурами (квадратом, треугольником, прямоугольником), понятиями (точкой, прямой, отрезком, углом, диагональю, вертикальной и горизонтальной линиями), их свойствами и учатся основам техники оригами. Данный этап способствует тому, чтобы в игровой форме ученики научились выполнять плоские фигурки. Это создается предпосылки к творческой деятельности, стимулирует мышление и фантазию;

2)        второй этап предполагает работу по схемам. Ученик концентрирует свое внимание на прочтении схемы складывания того или иного изделия. Разнообразные линии, стрелки указывают на правильный путь работы. Неправильное их прочтение не позволяет достичь результата. Уже эта первоначальная работа по схемам способствует формированию высшей формы восприятия – осознанного визуального восприятия, имеющего тесную связь с формированием пространственного воображения. Любая схема оригами дает учащемуся опыт работы с геометрическим чертежом. Набор знакомых ребенку алгоритмов позволяет выполнить новое изделие;

3)        третий этап предполагает целенаправленную работу по развитию пространственного воображения младших школьников. Этому способствуют задания на отгадывание этапов складывания при «разворачивании» готовой модели в отсутствии схемы. Большую роль играет выполнение объемных конструкций, в которых отражается определенная закономерность расположения модулей (по схеме и без нее). Сюда можно отнести конструирование кубов, додекаэдра, икосаэдра, тетраэдра и т.д.

Таким образом, психолого-педагогических исследований показывает, что занятия оригами оказывают положительное воздействие на формирование пространственного воображения у детей младшего школьного возраста. Оригами повышают активность работы головного мозга и уравновешивают деятельность обоих полушарий у учащихся, что способствует повышению уровня интеллекта, развитию таких психических процессов, как внимание, восприятие, воображение, смышленость, логичность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Большой психологический словарь [Текст] / под ред.
Б.Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – СПб. : Прайм-Еврознак, 2009.– 816 с.

2. Дьяченко, М. И. Психология. Словарь-справочник [Текст] /
М.И. Дьяченко. – М.: Наука, 2009. – 210 с.

3. Пилипей, Е.И. Развитие воображения младших школьников средствами искусства оригами [Текст] / Е.И. Пилипей // Начальная школа. – 2016. - № 2. – С. 31-35

4. Плотникова, Н.А. Развитие пространственного воображения детей методом оригами [Текст] / Н.А. Плотников // Начальная школа. – 2015. - № 3. – С. 1-6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ....

Развитие творческого воображения у младших школьников.

Успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого воображения  на б...

«Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач....

Развитие творческого воображения у младших школьников

Воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни.Если бы люди не обладали бы этими функциями,человечество лешилось бы всех научных открытий и произвдений исскуств, дети бы не слушали б...

презентация "Развитие пространственных представлений у младших школьников"

Ученики  младших классов, посещающие логопедические занятия, имеют самые разнообразные нарушения и недостатки, которые выявляются в ходе  обследования их устной и письменной речи, а та...

Самоанализ деятельности учителя по методической теме « Развитие пространственного воображения у младших школьников»

Развитию пространственного воображения у учащихся начальной школы способствуют такие дисциплины как рисование, математика, технология....

Потенциал развития пространственного восприятия у младшего школьника согласно Госстандарту

Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования имеет отличия от прежних стандартов обучения, и главное отличие рассматривается в смене объяснительного подхода в пр...