Развитие творческого воображения у младших школьников.
статья по теме

Трепалова Наталия Владимировна

Успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого воображения  на более ранних этапах формирования личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №7

г. Чехова Московской области

Сообщение «Развитие творческого воображения младших школьников»

Трепалова Н.В.                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                 учитель начальных

 классов

                                                                                                     высшей категории

2012-2013 учебный год

      Воображение - это умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний. Говорят: «Без воображения нет соображения». А. Эйнштейн  говорил, умение воображать выше многознания, ибо считал, что без воображения нельзя сделать открытия. К.Э. Циолковский утверждал, что холодному математическому расчету всегда предшествует воображение.

     Различают несколько видов воображения:

     1. Воссоздающее - это представление образов по заранее составленному описанию. Например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим.

     2. Творческое - это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Дети это называют "из головы".

     3. Неуправляемое - это то, что называют "буйной фантазией", несуразностью, набором несвязанных нелепиц.

     Успешность формирования творческого системного мышления в процессе профессионального образования во многом определяется уровнем сформированности основных компонентов творческого воображения  на более ранних этапах формирования личности. Чтобы учебная деятельность была творческой, необходимо иметь в виду следующее: всякий образ, созданный воображением, строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Поэтому, чем богаче опыт человека, тем больше материал, которым располагает его воображение.

     Показателями творческого воображения младших школьников являются:

- количественная продуктивность их деятельности;

- гибкость использования идей;

- оригинальность воображения.

     Характерными особенностями творческого воображения младших школьников являются:

        - различная легкость преобразования реальности в воображении;

          - импульсивность и эмоциональный настрой;

- отсутствие ярко выраженного стремления к достижению высоких показателей в работе.

     Приёмы развития творческого воображения.

     Основу  работы  по  развитию  творческого  воображения  с  детьми  составляют  творческие упражнения и сюжетные  игры. В  своей  совокупности  они  представляют  собой  блок  занятий, направленных  на  развитие   творческого  воображения.

    1. А что произойдет, если у тебя вырастут крылья. Куда бы ты полетел?

     2.  Ставить детей в затруднительные ситуации. Пусть сами думают и находят выход. Вот, например, классическая задача: дети попали на необитаемый остров, как выжить?

     3. «Подбрасывать» детям интересные сюжеты и просить их составлять по ним рассказы, сказки, истории.

     4. Ребенку говорят: «Вот тебе волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что ты захочешь. Что бы ты хотел увеличить, а что уменьшить?»

     5.  Пусть руки на время станут такими длинными! Что можно будет сделать ими? Сорвать с дерева яблоко, или поздороваться через форточку, или достать с крыши мячик, или, не вставая из-за стола, выключить телевизор.

     6. Что будет, если деревья в лесу уменьшатся до размеров травы, а трава до размеров спички?

     7. Что будет, если у нас удлинится на время нос?

     8. Придумайте органы чувств, которых нет у человека, но могли бы быть.

     9. Сделайте "разметку" людей цветом по их нравственным качествам. Например, все честные люди стали розовыми, все бесчестные - фиолетовыми, а злые - синими. Чем больше человек сделал подлостей, тем темнее цвет. Опишите, что будет с миром?

10. Придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ. Мальчик сидит верхом на палочке и воображает ее лошадью, а себя всадником. В какое живое существо ты бы превратил воздушный шарик?

     11. Оживление героев художественных картин и скульптур. Ожили персонажи картин известных художников - бурлаки, охотники, запорожцы, стрельцы.

     12. «Как мне повезло».  Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце. Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей. Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

     13. Прием «ускорение – замедление». Что будет, если Земля станет вращаться в 24 раза быстрее? Что будет, если времена года будут длиться по 100 лет?

     14. Машина времени. У вас появилась машина времени! Вы в нее садитесь и можете путешествовать в ближнее и в дальнее прошлое любой страны, в ближнее и в дальнее будущее любой страны и быть там любое время. Но менять там ничего нельзя, можно только смотреть. Пока вы находитесь в прошлом или в будущем, жизнь на Земле протекает по своим обычным законам.

     15. Метод Л.Н. Толстого.  Взять самый обычный предмет: стул, стол, подушку, книгу. Описать этот предмет словами человека, который никогда его раньше не видел и не знает.

     16. Придумайте новую фантастическую игру. Придумайте новую фантастическую игру.  Шахматные фигуры сделаны из шоколада.  Выиграл фигуру противника -  и можешь ее тут же съесть.

      Павлик К.В. утверждала, что знание органически связано с человеческим воображением, и сила воображения увеличивается по мере роста познаний. Развитие  воображения, творческих  возможностей – тонкий  процесс, пронизывающий  все  развитие  личности  ребенка. С использованием творческого воображения в процессе творчества восприятие материала у ребенка происходит не только на сознательном уровне, но и на эмоциональном. Обостряется интерес, стремление справиться с поставленной задачей. Повышается результативность и глубина знаний, умений и навыков. Л.С. Выготский писал: «Творческое воображение – это психический познавательный процесс, в котором отражение действительности происходит в специальной форме – объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений или идей), созданного на основе образов восприятий, памяти, а также знаний, приобретенных в процессе речевого общения».

Литература:

  1. Дьяченко  О.М. Развитие  воображения  дошкольников. – М.: РАО, 1996.
  2. Марцинковская  Т.Д. Диагностика  психического  развития  детей. – М., 1997.
  3. Пидкасистый  П.И., Хайдаров  Ж.С. Технология  игры  в  обучении  и  развитии. – М.: МПУ, 1996.
  4. Чистякова  М.И. Психогимнастика. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
  5. Чехов М. Работа актера. – М.: АРКТИ, 1984.

     

   





     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование геометрических представлений и творческого воображения у младших школьников. Система задач конструктивного характера».

В настоящее время педагогика носит личностно-развивающий характер. Развивающий эффект нетрадиционных методов заключается не в овладении ЗУНами, а в развитии способностей к овладению какими-либо ...

«Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач....

Развитие творческого воображения у младших школьников

Воображение и фантазия являются важнейшими сторонами нашей жизни.Если бы люди не обладали бы этими функциями,человечество лешилось бы всех научных открытий и произвдений исскуств, дети бы не слушали б...

Самоанализ деятельности учителя по методической теме « Развитие пространственного воображения у младших школьников»

Развитию пространственного воображения у учащихся начальной школы способствуют такие дисциплины как рисование, математика, технология....

Технология ТРИЗ как средство развития творческого воображения детей младшего школьного возраста в объединении «Умелые ручки»

Красота, насыщенность жизни, её функциональная грамотность, прежде всего, зависят от тех качеств, которые мы, взрослые, прививаем детям.Педагоги хорошо знают, что любой ребёнок может быть творческой л...

Актуальность развития творческого воображения учащихся младшего школьного возраста

В настоящее время возрастает количество детей с диагностированным общим недоразвитием речи, поэтому все большее значение приобретает квалифицированный выбор методик обучения и способов улучшения корре...