Педагогическое чтение 2020
материал

Метляева Алёна Сергеевна

Доклад на тему: "Образование 21 века - взгляд современного педагога"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарнопольская средняя общеобразовательная школа

Доклад на тему:

«Образование XXI века –

взгляд современного педагога»

Метляева Алёна Сергеевна

Учитель начальных классов

Тарнополь, 2020

«Если учитель имеет только любовь к делу,

 он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику,

как отец, мать, - он будет лучше того учителя,

 который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу,

 ни к ученикам.

 Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

 он – совершенный учитель»

Толстой Л. Н.(2 сл.)

       Современная действительность предъявляет жесткие требования к российскому образованию. Для того чтобы завоевывать и удерживать лидирующие позиции в сфере образования, наши школы должны соответствовать современным мировым тенденция, внедрять инновации и стремиться к постоянному развитию. Роль педагога в обществе, т.е. его социальные функции, претерпевают изменения вместе с развитием самого общества.

      Кто же такой учитель 21 века на мой взгляд? Этот вопрос стал особо актуальным в последние годы, так как существует много мнений о компетентности современных учителей. Так ли это на самом деле, решать не только мне. На мой взгляд, учитель 21 века - это специалист, главным компонентом личности которого является профессиональная компетентность. Это интегральная характеристика деловых и личностных качеств педагога, отражающая уровень знаний, умений и навыков, достаточных для осуществления успешной педагогической деятельности.

В чем же заключается задача учителя в образовании 21 века?
Во первых, помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Во вторых, перевести ученика в режим саморазвития и добиться высоких образовательных результатов. Для этого необходимо решить проблему подготовки учителей новаторов, готовых реализовывать в современном образовательном пространстве инновационные образовательные технологии и методы, которые согласуются с миссией образования.

 Актуальность(3 сл) моего доклада это особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

 Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной системе, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении, в том числе и по математике.

       В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую          модель образования, стала непродуктивной. 

Передо мной, как и перед моими коллегами, возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка. 

      Качество  образования,  а  так  же  его  эффективность – начинаются,  несомненно,  с «учителя нового качества». Потребность школы в новом учителе, который не только «учит», но  и  в  первую  очередь,  создает  условия  для  актуализации  процессов  саморазвития, самоопределения,  самопознания  у  своих  учеников,  учитель,  который  владеет  навыками профессиональной управленческой деятельности. 

 Современная школа должна выполнять новые требования: создавать условия, которые необходимы для реализации основной программы и достижения планируемых результатов образования.

 Именно новые образовательные стандарты помогают мне работать над самореализацией и  успешностью учащихся в образовательной процессе.

За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, как (4,5 сл)

молодой специалист, посещая открытые уроки своих коллег, районные семинары, мастер – классы ведущих учителей, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы идти в ногу со временем, чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую такие технологии, как: информационно-компьютерные, технологи уровневой дифференциации,   здоровьесберегающие, игровые,  технологии проектного обучения.(6 сл) 

Стандарты нового поколения работают на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Это один из факторов успешного развития личности. Ведь здоровый ребенок означает не просто отсутствие болезней, но и физическое, социальное и психологическое благополучие.

 Здоровье сберегающие технологии использую как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Уроки строю таким образом, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Во время урока слежу за правильностью посадки учащихся,  периодически  выполняются на уроках физминутки для снятия напряжения глаз, пальчиковые гимнастики. (7,8 сл.)Каждый день  по утрам в школе проводится общешкольная зарядка. Ежедневно на группе продлённого дня провожу прогулки с подвижными играми.

Используя элементы технологии развивающего обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую  оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.
 Стараюсь строить урок таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даётся неожиданное задание, с которым они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию.   Далее  рассматриваем вместе с учениками разные способы решения и фиксирую их на доске в виде таблиц, схем, текста и т.д. Ученики сами определяют, какое из них более рационально. Моя задача подхватить нужную мысль, направлять и вести учеников в их поиске.

           В своей педагогической деятельности активно использую технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса – главным образом технологию личностно-ориентированного подхода в обучении, так как приходится работать одновременно с учащимися, различными по подготовке, особенностям мыслительной деятельности, типам памяти, умению учиться.

          Использую задания:

       с наличием образца выполнения;

       со вспомогательными вопросами

       с инструкциями;

       с применением классификации (предлагается самостоятельно составить схему или таблицу).

          Применение данной технологии обеспечивает эффективный характер деятельности каждого учащегося, предоставляет возможность оказать  школьникам оперативную помощь на любом этапе урока.

       Из форм коллективной деятельности плодотворно используется работа в паре,(9 сл.) в основном на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики  уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся.

        Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.

Востребована мною форма работы в группах,(10 сл.) так как обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию. Использование на уроках групповой работы убедило меня в том, что эта технология несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности, следовательно:

- возрастает глубина понимания учебного материала, познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

- меняется характер взаимоотношений между детьми;

- укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

- сплочённость класса резко возрастает, дети лучше понимают друг друга и самих себя;

-растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

- учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Работая по УМК «Школа России», ученики уже с первого класса учатся создавать свои мини – проекты и презентовать результаты. (11 сл.) Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит  развитие детей.

Процесс обучения стараюсь строить на активной познавательной и творческой деятельности учащихся. В процесс обучения внедряю новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся. Именно здесь, по моему мнению, вписывается метод проектов.

Технология проектной деятельности, которую я использую в своей педагогической практике третий год, способствует организации учебно-познавательной деятельности, развитию у младших школьников ключевых компетентностей: исследовательской, коммуникативной, интеллектуальной и др.

Следуя новым стандартам образования на уроках, я развиваю творческий интерес учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве. В результате, выполнения какой, либо мини-презентации или проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности. В процессе создаю благоприятные условия для отношений в сотрудничестве, в совместной творческой деятельности.

На своих уроках  использую технологии ИКТ на каждом уроке.
            Внедрение ИКТ в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий.  
       В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования ИКТ:
- ведение рабочей документации в электронном формате;
- использование Интернет-ресурсов;
- создание собственных мультимедийных презентаций;
- использование ИКТ во внеурочной работе;
- выступления с опорой на мультимедиа презентацию.
При подготовке к урокам   использую электронные ресурсы учебного назначения:
- электронные учебники и пособия;
- электронные энциклопедии и справочники;
- тренажеры и программы тестирования;
- образовательные ресурсы Интернета;
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;
- видео и аудиотехника.
 Так, например, на уроке обучения грамоте в 1 классе мне помогали  звуковые фильмы о буквах и звуках.

 Современная система начальной ступени образования находится на этапе модернизации, которая изменила базовые цели обучения. И заставляет ориентироваться, прежде всего, на развитие личности ребенка, на реализацию его субъективной позиции в учебном процессе. Поэтому  оказываю поддержку в индивидуальности каждого ученика.

Обновление системы образования требует исполнение нетрадиционных методов и форм организации обучения. На мой взгляд, образование 21 века предполагает не только умение пользоваться компьютерными технологиями получения и обработки информации, но и развитие способности эту информацию анализировать, оценивать, классифицировать.

         В современном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт. На преподавателя возлагаются все более серьезные задачи, так как учитель работает по стандартам нового поколения, в которых прописан тот образовательный минимум, те результаты обучения, которые должны освоить обучающихся.

           Важной задачей педагога в данном случае - научить ученика быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. Такая необходимость системы образования развивать в обучающихся навыки и умения самостоятельно овладевать знаниями в корне меняет принципы взаимодействия обучающегося и учителя, а также наталкивает учителя использовать иные формы воздействия на образовательный процесс в рамках учебного занятия.

Важным приоритетным направлением работы педагога в современном понимании образовательного процесса является совокупность методов и способов его организации, способствующих достижению определенных образовательных результатов. В соответствии с пониманием сущности образовательных результатов, заложенном в ФГОС, предметные результаты содержат в себе систему предметных знаний, которая выражается через учебный материал различных курсов, и систему предметных действий, направленных на применение этих знаний, их преобразование и получение нового знания. Их достижение обеспечивается благодаря учебным предметам, представленным в обязательной части учебного плана. Задача педагога заключается в организации плодотворной учебно-познавательной деятельности обучающихся, мотивированных на самообразование, саморазвитие, стремящихся повысить уровень собственной познавательной активности.

Школа сегодня – это организация, выпускающая в жизнь людей, умеющих преодолевать самостоятельно образовательные трудности, искать причины и способы их устранения, грамотно выстраивать путь своего совершенствования и образования.

Свой доклад я бы хотела закончить словами  Марии Монтессори:

«Секрет хорошего преподавания в том, чтобы рассматривать интеллект ребенка как плодородное поле, в котором могут быть посеяны семена, чтобы вырасти в тепле пылающего воображения».

Литература:

  1. Основные   направления   повышения   эффективности   управления   качеством образования в образовательном учреждении Петрозаводск, 2009 г.
  2. Что  такое  качество  образования?  Под  редакцией  А.И.  Адамского

          – М.:  Эврика. 2009, с.7

  1. А.М. Новиков, Д.А. Новиков. Как оценивать качество образования?
  2. Психология и педагогика. http://www.ido.rudn.ru/ffec/psych/psych.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогический дебют-2020

Выступление на педагогический дебют-2020 "Мой путь"...

ЭССЕ "Я - Педагог", конкурс педагогического мастерства "Педагог года", номинация "Педагогический дебют", 2020 год

ЭССЕ  "Я - Педагог!", конкурс педагогического мастерства "Учитель года - 2020", номинация "Педагогический дебют"...

Эссе"Миссия педагога".Конкурс педагогического мастерства - 2020.

Эссе «Миссия педагога». ...Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить земля, -Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя!Р. Рождественский....

Образовательный проект на конкурс"Педагогический дебют" 2020-2021 учебный год

Образовательный проект на конкурс"Педагогический дебют" 2020-2021 учебный год...

Транслирование педагогического опыта 2020-2022 учебный год.

Транслирование педагогического опыта 2020-2022 учебный год.Шмакова Татьяна Викторовна принимает участие в областных семинарах, конференциях и профессиональных конкурсах:-Участие в областном семинаре (...