Проект на тему «Семейный бюджет»
проект
Проект для повышение интереса у дошкольников к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни , так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества. Данный материал поможет воспитателю расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новыми понятиями «доходы», «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byudzhet.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский исследовательский проект
«Семейный бюджет»
Паспорт проекта
- Проект создавали и принимали участие:
- Воспитанники старшей группы «Теремок» детского сада «Сказка»;
- Руководитель проекта – Лозина А.А.
- Вид, тип проекта: познавательно-творческий.
Цель проекта: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новыми понятиями «доходы», «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
- Место проведения: групповая комната.
- Продолжительность: 1 месяц.
- Возраст детей: 6 – 7 лет.
- Форма проведения: групповой, фронтальный.
- Ожидаемые результаты (продукт проекта)
- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
- Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд.
- Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
- Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
Актуальность: Слово «экономика» произошло от древнегреческого, что переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства». Дело в том, что первоначально экономика была делом семейным, регулирующим доходы и расходы отдельной семьи. В дальнейшем данный термин стали использовать для обозначения более широкой сферы деятельности.
В настоящее время очень мало российских семей грамотно управляют семейным бюджетом. За годы “застоя” многие привыкли к стабильности и проецируют то, как жили раньше, на современность. И хотя перестройка давно закончилась, похоронив надежду на сытую и спокойную жизнь, наши люди никак не могут осознать реальность и начать жить адекватно существующей обстановке. Нужно понять, что если тратить семейный бюджет импульсивно и хаотично, то его никогда не будет хватать даже на самое необходимое. Бюджет семьи нужно планировать! И заботиться об этом, должны все члены семьи.
Данная тема будет актуальна всегда. Ведь бюджет — важная слагающая благополучия в семейной жизни. Именно он диктует стиль жизни семьи, определяет возможность тех или иных трат. Семейный бюджет предусматривает наличие определенных доходов и расходов. Семейная экономика предусматривает грамотное соотношение доходов и расходов.
Если члены семьи будут знать что такое семейный бюджет, уметь планировать свои расходы, находить оптимальные пути увеличения собственных доходов, выявлять и рационально учитывать в планировании
Задачи проекта:
Образовательные:
- Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета;
- Познакомить детей с понятием «доходы»;
- Познакомить детей с понятием «расходы»;
- Дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением;
Развивающие:
- Способствовать развитию детской познавательной инициативы;
- Развивать интерес детей к экономике;
- Развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы;
- Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память.
Воспитательные:
- Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
- Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
- Воспитывать сознательного пользователя в решении экономических задач;
- Воспитывать эмоционально позитивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной проектной деятельности;
- Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе, умение договариваться, учитывать интересы других.
- Воспитывать правильное отношение к деньгам в быту.
Основные идеи проекта:
1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.
2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.
3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.
4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.
5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.
6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.
7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.
Предполагаемые результаты
По завершению проектных мероприятий дети могут:
- Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
- Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
- Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
- Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
- Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
- Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
- Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.
Формы работы:
- беседа, обсуждение, дискуссия,
- просмотр слайд-презентации, мультфильма,
- коллекционирование,
- чтение художественной литературы,
- игровые ситуации,
- решение проблемных ситуаций,
- рассматривание картин,
- сюжетно-ролевая игра,
- продуктивная деятельность,
- экскурсия,
- «познавательные маршруты».
Ресурсное обеспечение:
- Компьютерное оборудование
- Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
- Художественная литература: Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха цокотуха»
- Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
- Карта «Путешествие денежки»
- Сюжетные картины «В магазине», «На рынке»
- Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
- Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы
Критерии и показатели эффективности проекта
Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:
- Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
- Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
- При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
- В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.
ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Тема дня | Время проведения | Мероприятия |
Утро первого дня (понедельник) | Обсуждение с детьми проекта Составление календаря проектных мероприятий | |
Деньги. Семейный бюджет. | 1 неделя | 1. Демонстрация детям слайд-презентации «Семейный бюджет» 2. Дидактические игры «Семейный бюджет» «Маленькие покупки» 3. Игры-путешествия с элементами сюжетно-ролевой игры «Потребности первобытного и современного человека» 4. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке» 5. Игровая ситуация «Путешествие денежки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека и пр.) 6. Создание табличек семейных расходов Задание на дом: 1. Принести «деньги» для пополнения коллекции в мини-музее «Мир денег» (по желанию) 2. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.) 3. Заполнение табличек семейных расходов (совместно с родителями) |
Рынок. Где и что покупают люди. | 2 неделя | 1.Рассматривание картины «В магазине», «На рынке» 2. Решение проблемной ситуации «Хочу и надо» 3. Обсуждение пословиц «Дорого, да мило, дёшево да гнило», «Копеечка к копеечке – рубль набегает», «»Без труда – не вытащишь рыбку из пруда», «Денежки – труд любят» 4.Чтение «Муха цокотуха» К.Чуковского. 5.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», «Продуктовый магазин», «Аукцион». Задание на дом: 1. Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей) 2. Изображение в рисунке вместе с родителями изученных пословиц |
Цена. От чего зависит цена | 3 неделя | 1. Рассказ воспитателя о цене товара. 2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал» 3.Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей) 4. Ярмарка поделок (совместно родителей и детей). Цель: учить устанавливать собственную цену, стараться продать «товар» по своей цене. |
Реклама. | 4 неделя | 1. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо» на тему «О рекламе товара». 2.Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах. 3.Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи») 4. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама» 5. Составление логических цепочек: товар – спрос-предложение=реклама профессия- учеба-работа=зарплата и т.д. Домашнее задание: придумать «деньги будущего» и к ним рекламу (задание включено в итоговое мероприятие)
|
Итоговое мероприятие | Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономике» |
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта
В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:
- деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
- авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие, примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
- правила поведения в реальных жизненных ситуациях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Семейный бюджет"
Урок по окружающему миру в 3 кассе по учебно-методическому комплекту "Школа России". На уроке используется презентация и мультимедиа. Урок посвящается изучению нового материала. Цель урока...
Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет
Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...
Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"
Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....
Урок окружающего мира в 3 классе на тему:"Семейный бюджет"
Данный урок знакомит с понятием "семейный бюджет". На уроке в работе с учащимися широко используется проектная деятельность....
Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»
Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...
Проект "Рациональное использование семейного бюджета"
Основное содержание проекта направлено на разработку внеурочного занятия, игры-квеста, «Рациональное использование семейного бюджета»....
Методическая разработка по созданию проекта по математике на тему "Семейный бюджет"
Развитие финансовой грамотности, обучение рациональному подходу к своим расходам....