Проект на тему «Семейный бюджет»
проект

Лозина Анна Александровна

Проект для повышение интереса у дошкольников к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях  социальной жизни , так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.  Данный материал поможет воспитателю расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новыми понятиями «доходы», «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл byudzhet.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Детский исследовательский проект

«Семейный бюджет»

Паспорт проекта

  1. Проект создавали и принимали участие:
  • Воспитанники старшей группы «Теремок» детского сада «Сказка»;
  • Руководитель проекта – Лозина А.А.
  1. Вид, тип проекта: познавательно-творческий.

Цель проекта:  расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новыми понятиями «доходы», «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

  1. Место проведения: групповая комната.
  2. Продолжительность: 1 месяц.
  3. Возраст детей: 6 – 7 лет.
  4. Форма проведения: групповой, фронтальный.
  5. Ожидаемые результаты (продукт проекта)
  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  • Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
  • Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд.
  • Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
  • Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
  • Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

     

Актуальность:  Слово «экономика» произошло от древнегреческого, что переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства». Дело в том, что первоначально экономика была делом семейным, регулирующим доходы и расходы отдельной семьи. В дальнейшем данный термин стали использовать для обозначения более широкой сферы деятельности.

В настоящее время очень мало российских семей грамотно управляют семейным бюджетом. За годы “застоя” многие привыкли к стабильности и проецируют то, как жили раньше, на современность. И хотя перестройка давно закончилась, похоронив надежду на сытую и спокойную жизнь, наши люди никак не могут осознать реальность и начать жить адекватно существующей обстановке. Нужно понять, что если тратить семейный бюджет импульсивно и хаотично, то его никогда не будет хватать даже на самое необходимое. Бюджет семьи нужно планировать! И заботиться об этом, должны все члены семьи.

Данная тема будет актуальна всегда. Ведь бюджет — важная слагающая благополучия в семейной жизни. Именно он диктует стиль жизни семьи, определяет возможность тех или иных трат. Семейный бюджет предусматривает наличие определенных доходов и расходов. Семейная экономика предусматривает грамотное соотношение доходов и расходов.

Если члены семьи будут знать что такое семейный бюджет, уметь планировать свои расходы, находить оптимальные пути увеличения собственных доходов, выявлять и рационально учитывать в планировании

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета;
  2. Познакомить детей с понятием «доходы»;
  3. Познакомить детей с понятием «расходы»;
  4. Дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением;

Развивающие:

  1. Способствовать развитию детской познавательной инициативы;
  2. Развивать интерес детей к экономике;
  3. Развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы;
  4. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память.

Воспитательные:

  1. Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
  2. Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
  3.  Воспитывать сознательного пользователя в решении экономических задач;
  4. Воспитывать эмоционально позитивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной проектной деятельности;
  5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе, умение договариваться, учитывать интересы других.
  6. Воспитывать правильное отношение к деньгам в быту.

Основные идеи проекта:

1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.

2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.

3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.

5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

  1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
  3. Получить представления о том,  что зарплата – это оплата за количество и качество труда,  пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
  4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
  5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей 
  6. Контролировать  ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. 
  7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

Формы работы:

  • беседа, обсуждение, дискуссия,
  • просмотр слайд-презентации, мультфильма,
  • коллекционирование,
  • чтение художественной литературы,
  • игровые ситуации,
  • решение проблемных ситуаций,
  • рассматривание картин,
  • сюжетно-ролевая игра,
  • продуктивная деятельность,
  • экскурсия,
  • «познавательные маршруты».

Ресурсное обеспечение:

  1. Компьютерное оборудование
  2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
  3. Художественная литература:  Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха цокотуха»
  4. Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
  5. Карта «Путешествие денежки»
  6. Сюжетные картины  «В магазине», «На рынке»
  7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
  8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы

Критерии и показатели эффективности проекта

 Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:

  1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
  2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
  3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
  4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

Тема дня

Время проведения

Мероприятия

Утро первого дня (понедельник)

Обсуждение с детьми проекта

Составление календаря проектных мероприятий

 Деньги.

Семейный бюджет.

1 неделя

1. Демонстрация детям слайд-презентации «Семейный бюджет»

2. Дидактические игры «Семейный бюджет» «Маленькие покупки»

3. Игры-путешествия с элементами сюжетно-ролевой игры «Потребности первобытного и современного человека»

4. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»

5. Игровая ситуация «Путешествие денежки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека и пр.)

6. Создание табличек семейных расходов

Задание на дом:

1. Принести «деньги» для пополнения коллекции в мини-музее «Мир денег» (по желанию)

2. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

3. Заполнение табличек семейных расходов (совместно с родителями)

Рынок.

Где и что покупают люди.

2 неделя

1.Рассматривание картины «В магазине», «На рынке»

2. Решение проблемной ситуации  «Хочу и надо»

3. Обсуждение пословиц «Дорого, да мило, дёшево да гнило», «Копеечка к копеечке – рубль набегает», «»Без труда – не вытащишь рыбку из пруда», «Денежки – труд любят»

4.Чтение «Муха  цокотуха» К.Чуковского.

5.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», «Продуктовый магазин», «Аукцион».

Задание на дом:

1. Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей)

2. Изображение в рисунке вместе с родителями изученных пословиц

Цена.

От чего зависит цена

3 неделя

1. Рассказ воспитателя о цене товара.

2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

3.Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

4. Ярмарка поделок (совместно родителей и детей). Цель: учить устанавливать собственную цену, стараться продать «товар» по своей цене.

Реклама.

4 неделя

1. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо»  на тему «О рекламе товара».

2.Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

3.Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

4. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»

5. Составление логических цепочек:

 товар – спрос-предложение=реклама

профессия- учеба-работа=зарплата и т.д.

Домашнее задание: придумать «деньги будущего» и к ним рекламу (задание включено в итоговое мероприятие)

 

Итоговое мероприятие

Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономике»

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

  • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
  • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие,   примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
  • правила поведения  в реальных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Семейный бюджет"

Урок по окружающему миру  в 3 кассе по учебно-методическому комплекту  "Школа России". На уроке используется презентация и мультимедиа. Урок посвящается изучению нового материала. Цель урока...

Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет

Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...

Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"

Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....

Урок окружающего мира в 3 классе на тему:"Семейный бюджет"

Данный урок знакомит  с понятием "семейный бюджет". На уроке в работе с учащимися широко используется проектная деятельность....

Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»

Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...

Проект "Рациональное использование семейного бюджета"

Основное содержание проекта направлено на разработку внеурочного занятия, игры-квеста, «Рациональное использование семейного бюджета»....

Методическая разработка по созданию проекта по математике на тему "Семейный бюджет"

Развитие финансовой грамотности, обучение рациональному подходу к своим расходам....