Главные вкладки

    Проект на тему «Семейный бюджет»
    проект

    Лозина Анна Александровна

    Проект для повышение интереса у дошкольников к экономическому воспитанию в новых и весьма противоречивых условиях  социальной жизни , так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.  Данный материал поможет воспитателю расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новыми понятиями «доходы», «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл byudzhet.docx24.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Детский исследовательский проект

    «Семейный бюджет»

    Паспорт проекта

    1. Проект создавали и принимали участие:
    • Воспитанники старшей группы «Теремок» детского сада «Сказка»;
    • Руководитель проекта – Лозина А.А.
    1. Вид, тип проекта: познавательно-творческий.

    Цель проекта:  расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новыми понятиями «доходы», «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

    1. Место проведения: групповая комната.
    2. Продолжительность: 1 месяц.
    3. Возраст детей: 6 – 7 лет.
    4. Форма проведения: групповой, фронтальный.
    5. Ожидаемые результаты (продукт проекта)
    • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
    • Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
    • Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд.
    • Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
    • Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей
    • Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.

         

    Актуальность:  Слово «экономика» произошло от древнегреческого, что переводится как «искусство ведения домашнего хозяйства». Дело в том, что первоначально экономика была делом семейным, регулирующим доходы и расходы отдельной семьи. В дальнейшем данный термин стали использовать для обозначения более широкой сферы деятельности.

    В настоящее время очень мало российских семей грамотно управляют семейным бюджетом. За годы “застоя” многие привыкли к стабильности и проецируют то, как жили раньше, на современность. И хотя перестройка давно закончилась, похоронив надежду на сытую и спокойную жизнь, наши люди никак не могут осознать реальность и начать жить адекватно существующей обстановке. Нужно понять, что если тратить семейный бюджет импульсивно и хаотично, то его никогда не будет хватать даже на самое необходимое. Бюджет семьи нужно планировать! И заботиться об этом, должны все члены семьи.

    Данная тема будет актуальна всегда. Ведь бюджет — важная слагающая благополучия в семейной жизни. Именно он диктует стиль жизни семьи, определяет возможность тех или иных трат. Семейный бюджет предусматривает наличие определенных доходов и расходов. Семейная экономика предусматривает грамотное соотношение доходов и расходов.

    Если члены семьи будут знать что такое семейный бюджет, уметь планировать свои расходы, находить оптимальные пути увеличения собственных доходов, выявлять и рационально учитывать в планировании

    Задачи проекта:

    Образовательные:

    1. Познакомить детей с понятием «бюджет», составными элементами семейного бюджета;
    2. Познакомить детей с понятием «доходы»;
    3. Познакомить детей с понятием «расходы»;
    4. Дать представление о том, что деньги оплачивают результаты труда людей и к ним следует относиться с уважением;

    Развивающие:

    1. Способствовать развитию детской познавательной инициативы;
    2. Развивать интерес детей к экономике;
    3. Развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения, делать выводы;
    4. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, логическое мышление, связную речь, память.

    Воспитательные:

    1. Воспитывать культуру поведения, умение экономно и рационально тратить деньги, чувство благодарности к тем, кто помогает удовлетворять наши желания и потребности.
    2. Воспитывать начало разумного поведения в жизненных ситуациях, связанных с деньгами. Объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, стоимость, цена, с одной стороны, и нравственными – “бережливость, честность, экономность, достоинство, щедрость” – с другой;
    3.  Воспитывать сознательного пользователя в решении экономических задач;
    4. Воспитывать эмоционально позитивное сотрудничество и взаимодействие со взрослыми и сверстниками в процессе совместной проектной деятельности;
    5. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в группе, умение договариваться, учитывать интересы других.
    6. Воспитывать правильное отношение к деньгам в быту.

    Основные идеи проекта:

    1. Человек в современном мире не может сам производить всё, что ему нужно для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров.

    2. Обмен товарами – путь удовлетворения экономических потребностей.

    3. Деньги – универсальное и удобное средство обмена.

    4. Заработная плата – цена работы по производству товаров.

    5. Цена – количество денег, которые люди платят за товар.

    6. Рынок – обмен товарами продавцами и покупателями.

    7. Семейный бюджет – деньги, которые семья может тратить на свои нужды по своему усмотрению.

    Предполагаемые результаты

    По завершению проектных мероприятий дети могут:

    1. Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
    2. Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
    3. Получить представления о том,  что зарплата – это оплата за количество и качество труда,  пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
    4. Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
    5. Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых, вещей 
    6. Контролировать  ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого. 
    7. Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить, бюджету семьи и здоровью человека.

    Формы работы:

    • беседа, обсуждение, дискуссия,
    • просмотр слайд-презентации, мультфильма,
    • коллекционирование,
    • чтение художественной литературы,
    • игровые ситуации,
    • решение проблемных ситуаций,
    • рассматривание картин,
    • сюжетно-ролевая игра,
    • продуктивная деятельность,
    • экскурсия,
    • «познавательные маршруты».

    Ресурсное обеспечение:

    1. Компьютерное оборудование
    2. Денежные знаки современные, других стран, недавнего прошлого и пр.
    3. Художественная литература:  Романов А. «Чудеса в кошельке», К.И. Чуковский «Муха цокотуха»
    4. Мультфильмы С.Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама».
    5. Карта «Путешествие денежки»
    6. Сюжетные картины  «В магазине», «На рынке»
    7. Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»
    8. Материалы к изобразительной деятельности, бросовый и природный материалы

    Критерии и показатели эффективности проекта

     Показателями эффективности реализации проекта являются следующие критерии:

    1. Дети используют в сюжетно-ролевых играх понятия деньги, цена, товар.
    2. Бережно относятся к своим вещам, игрушкам, книгам.
    3. При коммуникативном общении со сверстниками и взрослыми рассказывают, обсуждают ситуации, когда вследствие экономии денежных средств семейного бюджета были сделаны более важные приобретения, в том числе организован семейный отдых.
    4. В беседе дают оценку товару, представленному в рекламных роликах.

    ПЛАН ПРОЕКТНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ

    Тема дня

    Время проведения

    Мероприятия

    Утро первого дня (понедельник)

    Обсуждение с детьми проекта

    Составление календаря проектных мероприятий

     Деньги.

    Семейный бюджет.

    1 неделя

    1. Демонстрация детям слайд-презентации «Семейный бюджет»

    2. Дидактические игры «Семейный бюджет» «Маленькие покупки»

    3. Игры-путешествия с элементами сюжетно-ролевой игры «Потребности первобытного и современного человека»

    4. Чтение Романов А. «Чудеса в кошельке»

    5. Игровая ситуация «Путешествие денежки» (как деньги приходят в дом, для чего необходимо получать образование, что значит «хорошая работа», ценность деятельности человека и пр.)

    6. Создание табличек семейных расходов

    Задание на дом:

    1. Принести «деньги» для пополнения коллекции в мини-музее «Мир денег» (по желанию)

    2. Познавательный маршрут «Банкомат» (показать работу банкомата, объяснить откуда берутся деньги на карточке, какие опасности подстерегают человека при снятии денег через банкомат и пр.)

    3. Заполнение табличек семейных расходов (совместно с родителями)

    Рынок.

    Где и что покупают люди.

    2 неделя

    1.Рассматривание картины «В магазине», «На рынке»

    2. Решение проблемной ситуации  «Хочу и надо»

    3. Обсуждение пословиц «Дорого, да мило, дёшево да гнило», «Копеечка к копеечке – рубль набегает», «»Без труда – не вытащишь рыбку из пруда», «Денежки – труд любят»

    4.Чтение «Муха  цокотуха» К.Чуковского.

    5.Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет», «Продуктовый магазин», «Аукцион».

    Задание на дом:

    1. Познавательный маршрут «Супермаркет: первая покупка» (обратить внимание на правила поведения в магазине, расположение товара, обратить внимание на ценники товара и пр., покупка ребёнком товара по собственному усмотрению для себя и семьи на 50 рублей)

    2. Изображение в рисунке вместе с родителями изученных пословиц

    Цена.

    От чего зависит цена

    3 неделя

    1. Рассказ воспитателя о цене товара.

    2. Просмотр мультфильма «Как мужик корову продавал»

    3.Продуктивная деятельность «Изготовление поделок для ярмарки» (по выбору детей)

    4. Ярмарка поделок (совместно родителей и детей). Цель: учить устанавливать собственную цену, стараться продать «товар» по своей цене.

    Реклама.

    4 неделя

    1. Дискуссия с детьми «Хорошо-плохо»  на тему «О рекламе товара».

    2.Экскурсия – рассматривание рекламы на банерах.

    3.Игровая ситуация «Рекламная компания» (дети делятся на микрогруппы, выбирают товар и рекламируют его с целью «продажи»)

    4. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама»

    5. Составление логических цепочек:

     товар – спрос-предложение=реклама

    профессия- учеба-работа=зарплата и т.д.

    Домашнее задание: придумать «деньги будущего» и к ним рекламу (задание включено в итоговое мероприятие)

     

    Итоговое мероприятие

    Интеллектуально-познавательная игра «Путешествие по стране Экономике»

    Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта

    В дальнейшем можно организовать работу с детьми по следующим направлениям:

    • деньги «растут» если их хранить не в банке – копилке, а в Банке;
    • авторитетные качества человека–хозяина: бережливость, расчётливость, экономность, трудолюбие, но одновременно и щедрость, благородство, честность, умение сопереживать, милосердие,   примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т.п.,
    • правила поведения  в реальных жизненных ситуациях.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по теме "Семейный бюджет"

    Урок по окружающему миру  в 3 кассе по учебно-методическому комплекту  "Школа России". На уроке используется презентация и мультимедиа. Урок посвящается изучению нового материала. Цель урока...

    Урок окружающего мира в 3 классе Тема : Семейный бюджет

    Тема урока: Семейный бюджет(3 класс)Цели урока:- познакомить с понятием «семейный бюджет»; выявить правила сложения многозначных чисел.- воспитывать у учащихся экономное отношение к семейному бю...

    Урок окружающего мира в 3 классе по теме: "Семейный бюджет"

    Главной целью данного урока является - знакомство детей с понятием "семейный бюджет"....

    Урок окружающего мира в 3 классе на тему:"Семейный бюджет"

    Данный урок знакомит  с понятием "семейный бюджет". На уроке в работе с учащимися широко используется проектная деятельность....

    Урок окружающего мира на тему "Семейный бюджет"

    Интерактивный урок составлен по  учебнику Плешакова 4 класс. В урок включены структуры сингапурской методики. Данный урок раскрывает такие понятия как "семейный бюджет", "доход", "расход". Рассма...

    Исследовательская работа ученицы на тему "Семейный бюджет".

    Исследовательская работа ученицы 3 класса на тему "Семейный бюджет". Работа + презентация....