«Создание игровой среды в урочной и внеурочной дея-тельности» (из опыта рабо-ты)
материал

«Создание игровой среды в урочной и внеурочной деятельности» (из опыта работы)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основная общеобразовательная школа № 7, осуществляющая деятельность по адаптированным основным образовательным программам».

Доклад к педсовету

«Создание игровой среды в урочной и внеурочной деятельности» (из опыта работы)

Учитель начальных классов

                                                                                           Орлова Т.Е.    

г. Сергиев Посад, 2018


Дети приходят в школу, как правило, из детского сада, где основной их деятельностью была игра. Теперь главным трудом детей становится учение, на которое ребенку трудно сразу переключиться. Оно требует от детей значительно большей ответственности, усидчивости и трудолюбия.

Наблюдая за детьми, за их индивидуальными особенностями, я пришла к выводу, что дети приходят в школу не доиграв. Главная задача учителя – заинтересовать детей, сохранить у них устойчивое внимание на протяжении всего урока.

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. Их использование позволяет удовлетворить требования к современному уроку. Наиболее приемлемой технологией повышающей  познавательный интерес у младшего школьника является игровая технология.

Игры позволяют осуществлять дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интерес, склонность, уровень подготовки по предмету. Упражнения игрового характера помогают снять чувство усталости, раскрывают способности детей, их индивидуальность, усиливает непроизвольное запоминание.

Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую-либо одну задачу (совершенствовать вычислительные навыки) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, творческие способности и т. д.

Для того чтобы привлечь внимание детей к процессу обучения, в классе каждый день использовала картинки с изображениями сказочных героев – Карлсона, Незнайки, Кота Леопольда, Колобка и многих других. Появляясь в классе, сказочные герои вызывали большой интерес у детей к учебным занятиям. Мыши, из мультфильма « Кот Леопольд», постоянно пытались

«запутать» ребят; у Незнайки дети исправляли ошибки и т.п. Сказочные герои открывали ребятам « секреты». Например, секрет буквы И. Дети узнали, что эта буква смягчает предшествующий согласный звук. Этот « секрет» я использовала и для букв Е, Е, Ю, Я, добавив в процессе их изучения « секрет» звуков, которые обозначают эти буквы. На уроке я использовала 2, а то и 3 игры.

Ведь игра может проводиться на любом предмете, на уроках разных типов и разных этапах урока. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. В любой урок можно внести элементы игры. Перед игрой учитель обязательно ставит цель с которой проводится игра, рассказывается ее сюжет, распределяются роли, ставятся познавательные задачи, готовится оборудование, делаются записи на доске. В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик. В игре продумывается и характер управления игрой. С этой целью следует использовать средства обратной связи:

- сигнальные карточки; разрезные цифры;

Например, на уроках обучения грамоте используются игры «Хлопки», «Твердый – мягкий», «Идем на День рождения».

В игре «Кто больше?» дети самостоятельно придумывают слова на заданный звук. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. Например, гроза (роза, рог, гора и т.д.) С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы к словам), «Допиши слово», «Соедини половинки слов».

На уроке окружающего мира я использую: викторины, игры «От какого дерева лист?» «Летает - не летает», «Мы строим новый дом», « Отгадай растение», «Разговор по телефону», игра-путешествие «Я шагаю по улице», урок- КВН «Берегись автомобиля».

(слайды)

Игры по русскому языку: «Перевернутые слова», «Шифровальщики»

Игра « Клички»

Цель: формирование процесса словоизменения и словообразования, закрепление фонетического и грамматического разбора слов, правописание собственных имен.

Ход: Образуйте клички животных от следующих слов:

ШАР, СТРЕЛА, ОРЕЛ, РЫЖИЙ, ЗВЕЗДА

Составить предложения.

ШАРИК, СТРЕЛКА, ОРЛИК, РЫЖИК, ЗВЕЗДОЧКА

1. Найди «лишнее слово»

Цель: развивать умение выделять в словах общий признак, развитие внимания, закрепление правописаний непроверяемых гласных.

МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК

КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА

БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА

КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ

Детям очень нравятся такие задания, как:

• Заменить словосочетания одним словом:

o - промежуток времени в 60 минут,

o - военнослужащий, стоящий на посту,

o - ребенок, любящий сладкое,

o - очень смешной фильм.

Я использую игры и игровые моменты как на уроках, так и во внеклассной деятельности.    Игровые  ситуации можно разнообразить, изменяя героя, сюжет, правило,  что позволяет использовать дидактические игры на всех уроках в начальной школе.

Требование к использованию игр:           

1)соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2)доступность для учащихся данного возраста;

3)умеренность в использовании игр на уроках.

4) Игры необходимо проводить в системе.

С одной стороны, проводя на уроке уже знакомую детям игру, меньше затрачиваю времени на пояснение содержания и правил игры. С другой стороны, постепенно усложненная игра, проведенная в различных формах, воспринимается детьми как новая и интерес к ней не пропадает.

Я считаю,  использование дидактических игр на уроках в начальной школе позволяет добиться активизации познавательной деятельности, следовательно, лучшего усвоения учебного материала.

Необходимо учесть и психологические особенности детей при использовании игр. Желание детей участвовать в игре, должно быть основополагающим. В этом и состоит основная притягательность игры.

Не должно быть никакого принуждения, насилия и авторитарности. Позиция учителя в игре толерантная – он является советчиком, старшим координатором, сторонним наблюдателем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Создание здоровьесберегающей среды.

Из опыта работы. Создание здоровьесберегающей среды.Моя работа направлена на сохранение и повышение работоспособности обучающегося, минимизацию утомительности обучения, обеспечение возрастных темпов р...

Создание ситуации успеха на урочной и внеурочной деятельности согласно ФГОС.

В статье приведены формы работы по созданию ситуации успеха на уроках в начальной школе....

Выступление на тему "Развитие познавательной активности младших школьников через игровую деятельность в урочное и внеурочное время".

В начальной школе очень важно заинтересовать детей учебной и познавательной деятельностью, а проще всего это сделать через хорошо им знакомую  игру.Цель выступления:-показать воспитательный и обу...

«Учебно – методическая разработка применения игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации системно – деятельностного подхода»

Целью моей работы является научно-теоретическое и практическое обоснование методики использования игровых технологий как одной из форм организации учебной и познавательной деятельности школьников на у...

"Методы и приёмы создания ситуации успеха в урочной и внеурочной деятельности"

Успех - это переживание состояния радости, удовлетворение от того, что результат, к которому человек стремился, совпал с его ожиданием. В результате этого состояния формируются новые мотивы к дея...

Система работы классного руководителя. Создание игровой среды для младших школьников. Из опыта работы.

В данной статье автор делится с коллегами опытом воспитательной работы с младшими школьниками. Создание игровой среды помогает активизировать деятельность всех обучающихся в учебной и внеурочной работ...