Главные вкладки

    Инновационный опыт
    материал

    Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Благодаря такому интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл innovatsionnyy_opyt_milakinoy_n._a.docx23.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Описание собственного инновационного опыта

    учителя начальных классов МБОУ « Зубово – Полянская гимназия»

    Милакиной Натальи Александровны

    Познавательный интерес выступает как ценнейший мотив учебной деятельности школьника. Благодаря такому интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой стороны – познавательный интерес развивается преимущественно на основе знаний. И что очень важно: объём изучаемого материала должен увеличиваться не за счёт дополнительной нагрузки на учащихся, а через совершенствование форм и методов обучения.

    Внедрение ИКТ является одним из условий эффективной  компетентностно – ориентированной модели начального общего образования при переходе на государственные образовательные стандарты нового поколения. Их применение раскрывает широкие огромные возможности при подготовке и проведении уроков. Поэтому я в своей профессиональной деятельности обратилась к ИКТ. Школьников привлекает яркая, наглядно представленная информация, а для учителя появляется возможность совместить теоретический и демонстрационный материал, дополнить учебник тестами, схемами. Главное же то, что применение ИКТ на уроках усиливает - положительную мотивацию обучения - активизирует познавательную деятельность обучающихся.

    Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость)

    Тема опыта: «Развитие познавательных способностей младших школьников средствами новых информационных технологий».

     В процессе модернизации системы образования одними из центральных оказываются вопросы формирования инновационных механизмов развития образования, управления инновационными процессами и внедрение инновационного педагогического опыта.

    Инновационными средствами в условиях современного образования выступают информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют развивать творческую активность учащегося, расширяют сектор их самостоятельной работы за счет усиления исследовательских, информационно-поисковых и аналитических методов работы с информацией.

    Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

    Информационно-коммуникативные технологии являются эффективным средством повышения познавательного интереса учащихся, создают условия для построения индивидуальных образовательных траекторий школьников. Обладая такими уникальными качествами, мультимедиа, коммуникативность и производительность, они вносят определенную специфику в известные общедидактические методы обучения.

    Для того чтобы перечисленные выше средства и методы вошли в повседневную практику работы педагогов, необходимы целенаправленное освоение и интеграция учителями современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий. Учителя нашей гимназии принимают участие в семинарах и вебинарах различного уровня по повышению ИКТ-компетенции. В рамках этих семинаров педагоги учатся включать исследовательские проекты учащихся в учебный процесс. Также, организовывать самостоятельные исследования школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий помогает научное объединение учащихся гимназии «Интеллект».

    Наличие теоретической базы опыта.

    Изучив педагогическую литературу (Л.С. Новосёловой, И. Пашелите, Г.П. Петку), и передовой опыт (Г.А.Репиной, Л.А. Парамоновой, Чайновой и других) по данной теме я убедилась, что использование информационно-коммуникационных технологий открывают перед педагогом новые перспективы повышения эффективности интеллектуального развития школьников, служат современным наглядным материалом, решают задачи, обеспечивающие готовность к обучению, формирование учебной мотивации, развитие самостоятельности. Таким образом, ученые, отечественные и зарубежные исследователи придерживаются такой точки зрения, что при грамотном использовании технических средств компьютерные программы для школьников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья.

    Использование информационных технологий в обучении изменило содержание методов и форм обучения. Всё большее признание получил интеграционный подход к обучению. Таким образом, компьютерные средства дают наглядную картину того, что происходит в процессе работы, и того, что получилось в результате. Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона.

    Ведущая педагогическая идея.

    Если использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии, то можно добиться значительного повышения уровня познавательной активности школьников. 

    Оптимальность и эффективность средств.

    Новый федеральный государственный стандарт определил требования, которым должны соответствовать образовательный процесс, его результат и, что не менее важно, условия обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:  формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;  развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные. Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками. Во-первых, урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся и, соответственно, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Во-вторых, существуют компьютерные программы, которые позволяют облегчить деятельность учителя: заранее подобранные задания, тесты. Следовательно, на уроке освобождается время для дополнительных заданий. В-третьих, повышается эффективность урока за счет наглядности. Безусловно, плакаты, карты, таблицы, записи на доске никто не отменял, но компьютерные технологии создают гораздо более высокий уровень наглядности. В-четвертых, возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. В-пятых, информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося. Включение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательную среду должно быть аргументировано. Также следует учесть, что урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока. Единую структуру подобного урока выделить довольно таки сложно, так как каждый урок индивидуален, что определяется рядом причин: спецификой предметной области, содержанием конкретного урока, привязкой к аппаратным средствам информационных технологий, дидактическими возможностями программных средств, типом и качеством электронных ресурсов, ИКТ — компетенцией педагога.

    Результативность опыта.

    Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в интеллектуальном развитии младших школьников доказывают полученные результаты. Результатом проделанной работы является повышение уровня развития психических процессов и некоторых аспектов личностного развития (в частности, самооценки). За это время составила себе четкое представление о том, что использование информационно-коммуникационных технологий (мультимедийных презентаций, интерактивных развивающих игр и упражнений) способно развивать интеллектуальную и познавательную сферу школьника лучше, чем какие – либо другие формы образовательной деятельности. Наблюдая за своими учениками, я с уверенностью могу сказать, что использование ИКТ в начальных классах позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Также знания, которые дети получили в 1-4 классах на уроках с использованием ИКТ, помогут им быть успешными в старших классах, а умение работать с компьютером придаст им уверенности в себе и в своих силах.

    Показатели качества знаний учащихся за последние пять лет подтверждает результативность используемых технологий, методов и приемов обучения.

            

    Показатели качества знаний учащихся за последние пять лет

    Год обучения

    Класс

    2014-2015

    1 класс

    2015-2016

    2 класс

    2016-2017

    3 класс

    2017-2018

    4 класс

    2018-2019

    1 класс

    %  качества знаний

    -

    60%

    64%

    67%

    -

    Возможность тиражирования.

    Опытом своей работы я охотно делюсь с коллегами на заседаниях кафедры Начального образования, педагогического совета, на семинарах различного уровня.

    В 2015 году в рамках заседания кафедры Начального образования делилась опытом работы по теме «Поддержание интереса к учебе у обучающихся средствами новых информационных технологий».

    В 2016 году приняла участие в обсуждении «Образовательный процесс: роль урочной и внеурочной деятельности в формировании УУД обучающихся»

    В 2016 году поделилась с коллегами опытом работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на межшкольном семинаре « Инклюзивное обучение – комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ»

    В 2017 году выступила на научно-методическом совете гимназии по теме «Здоровьеформирующая образовательная среда- одна из главных составляющих образовательного процесса».

    В 2018 году разработала и провела открытый классный час «Прощание с Азбукой» в рамках Дней науки и творчества кафедры Начального образования в гимназии.

    Для студентов Зубово-Полянского педагогического колледжа в октябре 2019 года провела занятие по внеурочной деятельности во 2 классе «Незаменимый мягкий знак».

    Так же мои разработки, презентации, конкурсные работы учащихся размещены  на моём сайте и в личных кабинетах.

    https://multiurok.ru/milackinanatalya/

    https://nsportal.ru/natalya1974

    Ссылка на видеофрагмент урока - https://yadi.sk/i/kZworyeQVDvbsA


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационный опыт

    Публичное представлениесобственного инновационного педагогического опытаучителя начальных классов МБОУ «Лицей №4»Рузаевского муниципального районаАкимовой Любови Николаевны «Великая цель образова...

    Мой инновационный опыт «Здоровьесберегающие технологии на занятиях физической культурой в начальных классах»

    Физическая культура должна обеспечить осознанное отношение детей к собственному организму, выработать умение щадить здоровье, укреплять его правильным режимом труда, отдыха, питания, гимнастикой и спо...

    Инновационный опыт

    Урок -закрепления по теме" Сложение и вычитание в пределах 100"...