Внеурочное занятие по курсу "Что такое хорошо и что такое плохо"
план-конспект занятия (2 класс)

Спириденко Наталья Вячеславовна

Сегодня пришла пора воспитывать детей  в  гармоничном сосуществовании друг с другом, в психологической готовности сберегать человеческие ценности всегда и везде. Материал мероприятия может быть использован учителями, классными руководителями, воспитателями начальных и средних классов общеобразовательных учреждений, педагогами дополнительного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФГОС

Учитель: Спириденко Наталья Вячеславовна

УМК:  Школа России

ВНЕУРОЧНАЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:  по курсу «Что такое хорошо и что такое плохо»  2 класс

ТЕМА:  «Дружба – чудесное  слово!»

ТИП ЗАНЯТИЯ: социальная проба, приобретение знания об общественных нормах.

ЦЕЛЬ: воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу

ЗАДАЧИ: выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг; познакомить детей с правилами дружбы; помочь  определить  качества  необходимые  человеку,  для  того,  чтобы  он  стал  настоящим  другом; способствовать  сплочению  детского  коллектива.

ФОРМИРУЕМЫЕ УУД:

Личностные:

-формируем личностное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов;

-формируем  умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила;

-формируем способность к самооценке на основе  критериев успешности учебной деятельности;

-формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.

Коммуникативные:

-формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

-формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

-формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника;

-формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника;

-формируем умение слушать и понимать других;

-формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-формируем умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

-формируем самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование темы;

-формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций и текста;

-формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение);

-формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

-формируем умение представлять информацию по предложенному плану;

-формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

-формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания;

-формируем умение строить логические цепи рассуждений.

Регулятивные:

-формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу;

-формируем умение составлять план и последовательность действий;

-формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

-формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;

-формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию;

-формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-формируем начальные формы рефлексии;

-формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения.

ОБОРУДОВАНИЕ: интерактивная доска, презентация к уроку, карточки для работы в парах, пословицы в конвертах для работы в группах, фонограмма песни «Настоящий друг» из м/ф. «Тимка и Димка», отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка», первая серия, «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, толковые словари  русского языка, правила дружбы, сигнальные «светофоры».

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

ХОД ЗАНЯТИЯ

ФОРМИРОВАНИЕ УУД

I Мотивация к учебной деятельности (2 мин)

Цель: проверка го-

товности учащихся,

их настроя на работу.

Слайд 1

- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
А еще скажу я вам:
Улыбнитесь всем - всем нам.
Соберитесь, подтянитесь,
И тихонечко садитесь

Слайд 2

- Посмотрите на картинки ребят и ответьте на вопрос: «Какое настроение у ребят?»

-Почему вы так решили?

 (Дети рассматривают картинки  и высказывают свои предположения.

Я думаю…)

 -  А с каким настроением вы сегодня пришли на наше занятие?

 (Дети высказывают своё мнение: хорошее, плохое и почему)

Личностные:

формируем личностное, жизненное самоопределение. Коммуникативные:

формируем умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

II Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (5 мин)        

Цель: подведение детей к формулированию темы

и постановке задач урока. Составление плана работы.

 - Чтобы у вас сохранилось хорошее настроение, а у некоторых ребят оно улучшилось, послушайте песню, а если кто знает, может подпевать.

 (Звучит песня «Настоящий друг». Дети подпевают)

- Вы сейчас послушали песню, и даже некоторые её подпевали.

- О ком и о чём эта песня?

- Как вы думаете,  о чём же  пойдёт сегодня речь на нашем занятии?

 (О дружбе, о друзьях, об умении  дружить)

 - Так как мы сформулируем тему нашего занятия? («Дружба»)

Слайд 3

«Дружба – чудесное  слово!»

- Обратите  внимание. У меня  на доске три записи.

Друг                               Дружба                        Дружить

- Ребята, продолжите фразу?

(Ребята по цепочке говорят о том, кто называется другом, что такое дружба в их понимании, что означает слово «дружить»)

(Записываю кратко высказывания детей на доску)

 Друг – это мама, которая поможет в трудную минуту.

 Друг – это одноклассник, с которым делишься школьным завтраком.

 Друг – это школьный учитель, который поможет разобраться в тайнах знаний.

 Друг – это любимая книга, которую читаешь и тебе интересно.

- Посмотрите ребята на ваши высказывания. Что интересного заметили?

(У нас слово было одно, а высказывания разные)

- В чём у нас затруднения?

(У нас разные мнения по одному слову.)

- Так  какая будет цель нашего занятия?

(Ответы детей)

-  Правильно, сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе, попытаемся понять, каким же должен быть настоящий друг. Выработаем  правила дружбы и запомним их.

 Познавательные:

формируем самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, формулирование темы.

Коммуникативные:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные:

формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу,

формируем умение составлять план и последовательность действий.

Личностные:

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

III Совместное открытие новых знаний ( 7 мин)

Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу.

- Сейчас я  вам предлагаю уточнить определения «Друг», «Дружба» и «Дружить»  с помощью толкового словарика русского языка.

(Дети ищут определение и зачитывают, работа в парах.)

Друг – человек, близкий по интересам; товарищ, приятель.

Дружба – отношения, основанные на взаимной привязанности, общности интересов.

Дружить – находиться в хороших отношениях, основанных на доверии, уважении, привязанности.

- Вы правильно всё нашли. Молодцы.

- А вот как говорится об этих словах в «Словаре русского языка» Сергея Ивановича Ожегова

Слайд 4
ДРУГ – тот, кто связан с кем-то дружбой; сторонник, защитник.
ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии,  привязанности, общности интересов.

ДРУЖИТЬ – находиться с кем - то в дружбе.

- Мы выяснили, что обозначают слова «друг», «дружба» и «дружить», теперь давайте попробуем разобраться, каких друзей мы выбираем.

Коллективная  работа. Работа над понятием «настоящий друг»

 - Ребята, а каким должен быть настоящий друг? Выясним это сейчас, работая вместе.

- Я предлагаю вам карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать настоящий друг.

На карточках записаны слова: скромный, добрый, честный, злой, завистливый, смелый, общительный,  отзывчивый, хвастливый, вежливый, жадный, равнодушный.

Дети коллективно, советуясь, выбирают качества, прикрепляют на доску, а затем зачитывают.

-Почему вы их выбрали? (Это качества настоящих друзей)

- Какие слова остались?

- Ребята, почему оставили слова злой, завистливый, хвастливый, жадный, равнодушный?

 (Дружба распадётся, если у друга будут такие качества, которые мы оставили на столе).

- Что нужно знать, чтобы дружба не распалась?

(Знать правила дружбы)

-Какие же правила  дружбы вы знаете? (Работа в парах. Записывают правила и зачитывают)

Слайд 5

  • Чаще улыбайся другу.
  • Умей выслушать своего друга.
  • Называй друга по имени.
  • Совершив ошибку, признай и исправь ее.
  • Помогай другу в беде.
  • Не обманывай друга.
  • Умей с другом разделить радость.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Не смейся над недостатками друга.

- Какой вывод можно сделать?

(Ответы детей)

Слайд 6

ВЫВОД: «Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились  к тебе»

(Читают хором, а потом каждому раздаю правила дружбы)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «РУЧЕЁК ДРУЖБЫ»

(Звучит музыка, дети играют)

- Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. Недаром о дружбе сложено много пословиц и поговорок. Я хотела познакомить вас с ними, но вчера вечером, когда я их составляла, то нечаянно уронила и перепутала все слова в пословицах…

- Поможете мне их собрать?

- Я предлагаю вам поработать в группах.

-У вас лежат конверты, вам из отдельных слов нужно собрать правильно пословицу и выбрать того, кто прочитает её и объяснит смысл.

•     1-я группа "Не имей сто рублей, а имей сто друзей”

•     2-я группа "Нет друга - ищи, а нашёл - береги”

 Объяснение смысла пословиц:

  1. Хорошо иметь много друзей, дружба дороже богатства, денег. 
  2. Дружба – это та, ценность, которая дана людям и которую нужно беречь.

Личностные:

формируем внутреннюю позицию школьника,

формируем  умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

Регулятивные:

формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем,

формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

формируем умение искать и выделять необходимую информацию из текста,

формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение),

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы,

формируем умение представлять информацию по предложенному плану.

Коммуникативные:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме,

формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос,

формируем умение работать в коллективе, учитывая позицию собеседника.

Познавательные:

формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

Коммуникативные:

формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника

IV Закрепление нового (6) мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

А есть ли у вас друзья? Расскажите о своем друге по плану:

Слайд 7

                 ПЛАН

  1. Как  зовут друга (подругу)?
  2. Сколько ему (ей) лет?
  3. Как давно вы дружите?
  4. Чем любите заниматься в свободное время?
  5. За что ты его (её) любишь?

 (Ответы детей)

 Я хочу рассказать о своём друге. Моего друга зовут Вова, ему 8 лет. Мы дружим с 1 класса. Он  помогает мне делать уроки. В свободное время мы играем в футбол и смотрим мультфильмы. Вова верный, добрый, отзывчивый друг. За это я его люблю.

- Какие вы молодцы! У вас действительно хорошие друзья.

– Как вы думаете, дружить можно только с людьми? Дружите ли вы с животными, природой, книгами?

Слайд 8

Викторина «Кто с кем дружит?»

  1. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
  2.  Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
  3.  Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
  4. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

Коммуникативные:

формируем умение слушать и понимать других,

формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Регулятивные:

формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию,

формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Личностные:

формируем внутреннюю позицию школьника,

формируем способность к самооценке на основе  критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные:

формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать),

формируем умение строить логические цепи рассуждений.

V Контролирющее задание (7 мин)

Цель: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

- Ребята, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей.

- Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Крокодил Гена и Чебурашка».

(Просмотр мультфильма)

- В мультфильме, отрывок которого мы с вами посмотрели Гена и Чебурашка вместе с друзьями решают построить домик друзей. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас необычные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего домика друзей. Поработайте в парах и выберите тот кирпичик,  который на ваш взгляд самый нужный.

Счастье, доверие, любовь, жадность, гнев, злость, отзывчивость, решительность, справедливость, благородство, внимательность, верность, лживость, доброта, честность.

( Ученики крепят кирпичики на доску)

 - Ваш домик друзей построен.  В нём будут царить: счастье, доверие и любовь.

Слайд 9

Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда – не беда,
Если рядом друзья настоящие.

Личностные:

формируем внутреннюю позицию школьника,

формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Коммуникативные:

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме,

формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос,

формируем умение работать в парах, учитывая позицию собеседника.

Регулятивные:

формируем начальные формы рефлексии,

формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем

Познавательные:

формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять),

формируем умения выбирать необходимое.

VI Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.

- О чем же главном мы сегодня говорили на занятии?

- Все ли мы сказали о дружбе?

-Расскажите по схеме, чему научились?

Слайд 10

СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ(А), ЧТО ТАКОЕ…

МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…

Я БУДУ УЧИТЬСЯ...

- Что для вас показалось трудным?

- Кто и что вам помогало справиться с заданиями? (Друзья и дружба)

- Кто доволен своей работой на занятии?

(«Просигнальте»)

-Кто хотел бы что-то исправить?

(«Просигнальте»)

- У нас  на доске нарисованы смайлики, покажите всем, с каким настроением вы покидаете занятие.  (Дорисовывают смайлики настроения)

Слайд 11

- На этом мы своё занятие заканчиваем. Вы молодцы. Мне приятно было с вами работать. Пусть у вас будут всегда добрые и отзывчивые друзья! Спасибо за внимание.

Предметные:

умение делать выводы.

Личностные:

формируем умения устанавливать учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Коммуникативные:

формируем умение с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли

Регулятивные:

формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено, формируем начальные формы рефлексии


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дружба-чудесное слово» 2 класс Спириденко Наталья Вячеславовна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №5 г. Сергиева Посада»

Слайд 3

Дружба – чудесное слово!

Слайд 4

Друг – тот, кто связан с кем-то дружбой; сторонник, защитник. Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Дружить – находиться с кем-то в дружбе. С.И. Ожегов corowina.ucoz.com

Слайд 5

Правила дружбы Чаще улыбайся другу. Умей выслушать своего друга. Называй друга по имени. Совершив ошибку, признай и исправь ее. Помогай другу в беде. Не обманывай друга. Умей с другом разделить радость. Останови друга, если он делает что-то плохое. Не смейся над недостатками друга.

Слайд 6

ВЫВОД: «Относись к другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе»

Слайд 7

ПЛАН: Как зовут друга (подругу)? Сколько ему (ей) лет? Как давно вы дружите? Чем любите заниматься в свободное время? За что ты его (её) любишь?

Слайд 8

Викторина «Кто с кем дружит?» corowina.ucoz.com

Слайд 9

Дружба – главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее, И любая беда – не беда, Если рядом друзья настоящие.

Слайд 10

СЕГОДНЯ Я УЗНАЛ(А), ЧТО ТАКОЕ… МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО… Я БУДУ УЧИТЬСЯ…

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо"

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо" и тематическое планирование....

Воспитательное занятие Что такое хорошо и что такое плохо?

Воспитательное занятие предназначено для младших классов .Цели: раскрыть понятия  "хорошо" и" плохо";воспитывать положительные черты характера....

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Уроки нравственности или что такое хорошо и что такое плохо"

Календарно-тематическое планирование курса "Воспитание нравственных качеств"....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Что такое хорошо и что такое плохо"

рабочая программа с 3 уровнями результатов и мониторинговой картой...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо» для 1-4 классовБазовый уров...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...