Рабочая программа внеурочной деятельности кружок "Что такое хорошо и что такое плохо"
рабочая программа (2 класс) на тему

рабочая программа с 3 уровнями результатов и мониторинговой картой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_horosho_2_kl.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПЕРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

РАССМОТРЕНО на ШМО.                                                                       УТВЕРЖДАЮ.

Протокол № ___ от «___» ___ 20 ___ г.                                               Директор школы

                                                                                        _______________

СОГЛАСОВАНО.                                                                        М.В. Колпачкова

Зам. директора по ВР                                                                «___» ___ 20 ___ г.

__________________

   Н.А.Гвозденкова

«___» ___ 20 ___ г.

Рабочая  программа кружка

 «Что такое хорошо и что такое плохо»

(духовно - нравственное направление)

2 класс

на 2016 - 2017 учебный год

                                                                   

                    Руководитель: Громова С.А.

                  учитель начальных  классов,

                  высшая кв. категория

Перенка,2016

Наименование учреждения  

МБОУ «Перенская средняя школа»

Где, когда и кем утверждена программа: на заседании педагогического совета

Название программы

«Что такое хорошо и что такое плохо»

Возраст детей, на которых рассчитана составленная программа

1-4 классы

Сроки реализации программы

4 года

Ф.И.О., должность автора (авторов)

Чернышова И.И., Громова СА, Старостенкова О.С., Медведева  Н.В. учителя начальных классов

Название населённого пункта, в котором реализуется программа

д. Перенка

Год разработки программы  

2015


Пояснительная записка

Направленность программы: духовно - нравственное направление. 

Актуальность Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению.

 В Смоленской области остается высоким удельный вес подростковой преступности, в 2009 году он составил 6,2 процента от общего числа преступлений, совершенных в Смоленской области (в 2008 году - 6,8 процента, по России - 5,7 процента, по Центральному федеральному округу - 4,6 процента).

Растет число безнадзорных детей. В 2009 году органами внутренних дел было выявлено 224 безнадзорных несовершеннолетних (в 2008 году - 193), 4 беспризорных (в 2008 году - 8), 208 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении (в 2008 году - 206), из которых 90 совершили правонарушения или антиобщественные действия (в 2008 году - 101).

В концепции  духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью, поэтому формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни необходимо осуществлять в младшем школьном возрасте.

Новизна программы заключается в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. При её реализации будут использованы современные педагогические технологии.

Цель программы – воспитание духовно – нравственной личности ребёнка через систему ценностно – ориентированных занятий.

Задачи программы: 

  • сформировать систему нравственных ценностей;
  • способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
  • формировать экологически воспитанную личность;
  • воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
  • формировать интерес к чтению художественной литературы;
  • развивать познавательную активность;
  • развивать творческие способности.

Возраст детей, участвующих в реализации программы -  1- 4 класс.

Сроки реализации (общая продолжительность, этапы) -  4 года.

Краткое обоснование ценностных ориентиров. Одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

 Режим занятий – 1час в неделю.

Формы занятий: беседы, познавательные игры и викторины, экскурсии, аукцион ценностей,  практические работы, наблюдения, просмотр видеофильмов, эстафеты, исследовательская работа, учебный проект. 

Ожидаемые результаты  (личностные, метапредметные)

Личностные результаты

1 уровень приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

2 уровень получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

 3 уровень получение обучающимся начального  опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится  гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

  • определять цель деятельности;
  • учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
  • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;

Коммуникативные УУД

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы

Познавательные УУД

  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;

Учебно-тематический план

№ п/п

Перечень разделов, тем программы

Общее количество часов

в том числе

теории

практики

1.

Я и школа

1

1

2.

Я и окружающие

11

2

9

3.

Я и семья

2

1

1

4.

Я и природа

8

1

7

5.

Я и книга

7

7

6.

Я и здоровье

3

1

2

7.

Я и животные

2

1

1

Итого

34

Календарно-тематическое планирование занятий кружка

 «Что такое хорошо и что такое плохо» (34 часа)

п/п

Тема занятия

Кол - во часов

Дата проведения

план

факт

1.

Я и школа – 1ч

О культуре поведения в школе (беседа)

1

06.09

2.

Я и семья – 1ч

Под крышей дома моего

1

13.09

3.

Я и природа – 2ч

Времена года

1

20.09

4.

Отправляемся в путешествие

1

27.09

5.

Я и книга – 1ч

Узнай меня!

1

04.10

6.

Я и окружающие – 2ч

Не надо больше ссорится…(беседа)

1

11.10

7.

Учимся дружить

1

18.10

8.

Я и животные – 1ч

Белый пёс в сиреневый цветочек

1

25.10

9.

Я и окружающие – 1ч

Учимся обсуждать проблему

1

01.11

10.

Я и природа – 1ч

Во саду ли, в огороде

1

15.11

11.

Я и окружающие – 1ч

Слушаем сказку

1

22.11

12.

Я и животные – 1ч

Поговорим о собаках(беседа)

1

29.11

13.

Я и здоровье – 1ч

 «Тише, пожалуйста!»

1

06.12

14.

Я и окружающие – 2ч

Занимательный журнал «Имена»

1

        13.12

15.

Колечко красоты

1

20.12

16.

Я и книга – 1ч

 «Девочка и разбойник»

1

27.12

17.

Я и здоровье – 1ч

Экскурсия в медицинский кабинет

1

17.01

18.

Я и природа – 1ч

Зима в лесу(беседа)

1

24.01

19.

Я и книга – 1ч

По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка»

1

31.01

20.

Я и здоровье – 1ч

Для чего нужны нам глазки

1

07.02

21.

Я и книга – 1ч

И снова сказка (викторина)

1

14.02

22.

Я и природа – 1ч

Лепим снеговика

1

21.02

23.

Я и семья – 1ч

Давайте, друзья потолкуем о маме… (беседа)

1

28.02

24.

Я и окружающие – 1ч

Цветик – семицветик

1

07.03

25.

Я и книга – 2ч

Волшебники и волшебные предметы

1

14.03

26.

Животные с книжных страниц

1

21.03

27.

Я и окружающие – 2ч

Спешим на помощь Бабке Ёжке

1

04.04

28.

День космонавтики( конкурс рисунков)

1

11.04

29.

Я и природа – 1ч

Тропинка

1

18.04

30.

Я и окружающие – 1ч

Ох уж этот ветер!.. (беседа)

1

25.04

31.

Я и книга – 1ч

Сказочные фанты (познавательная игра)

1

02.05

32.

Я и окружающие – 1ч

Кем быть?

1

16.05

33.

Я и природа – 2ч

Школа насекомых

1

}23.05

34.

Лето в загадках

 Итого

34

Содержание изучаемого курса

  1. Я и школа - 1 ч 

О культуре поведения в школе

  1. Я и окружающие  - 11 ч

Не надо больше ссорится… Учимся дружить. Учимся обсуждать проблему. Слушаем сказку. Занимательный журнал «Имена». Колечко красоты. Цветик – семицветик. Спешим на помощь Бабке Ёжке. День космонавтики. Ох уж этот ветер!..  Кем быть?

  1. Я и семья  - 2 ч 

Под крышей дома моего. Давайте, друзья потолкуем о маме…

  1. Я и природа  - 8 ч 

Времена года. Отправляемся в путешествие. Во саду ли, в огороде. Зима в лесу. Лепим снеговика. Тропинка.  Школа насекомых. Лето в загадках.

  1. Я и книга - 7 ч 

Узнай меня! «Девочка и разбойник». По страницам русской народной сказки «Царевна – лягушка». И снова сказка. Волшебники и волшебные предметы. Животные с книжных страниц. Сказочные фанты.

  1. Я и здоровье - 3 ч

«Тише, пожалуйста!» Экскурсия в медицинский кабинет. Для чего нужны нам глазки.

  1. Я и животные -  2ч

            Белый пёс в сиреневый цветочек. Поговорим о собаках

Мониторинговая карта

Название программы внеурочной деятельности «Что такое хорошо и что такое плохо»

Направление внеурочной деятельности  духовно - нравственное

Возраст обучающихся  1- 4 классы

Содержание мониторинговой карты

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты:

ценностно-смысловые установки учащихся

Прогнозируемый воспитательный результат – знают о нравственных  нормах,  социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе.

 (1 уровень)

Диагностика нравственной воспитанности:

-диагностика нравственной самооценки;

- диагностика этики поведения;

-диагностика отношения к жизненным ценностям;

-диагностика нравственной мотивации.

Наблюдения педагогов и родителей.

позитивное отношение к базовым ценностям общества, соблюдение моральных норм и правил поведения.

(2 уровень)

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо» 

Наблюдения педагогов и родителей.

делятся  положительным опытом самостоятельного общественного действия,  приемлемыми  моделями поведения с другими участниками образовательного процесса (младшими школьниками, родителями)

(3 уровень) 

Анкета «Оцени поступок»

(дифференциация конвенциональных и моральных норм,

 по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).

наблюдения педагогов и родителей.

Воспитательный эффект

Формирование духовно – нравственной личности ребёнка через систему нравственных ценностей.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

устанавливать причинно-следственные связи;

осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию

«Найди отличия» - сравнение картинок

 (1 класс).

 Выделение существенных признаков (2 класс).

Логические закономерности (3 класс).

Исследование словесно - логического мышления

 (4 класс).

 

Прогнозируемый эффект

Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции, добывать и перерабатывать новые знания.

Регулятивные УУД:

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

Методика

«Рефлексивная самооценка учебной деятельности»

«Рисование по точкам

(1 класс)

Корректурная проба

 (2- 4 класс)

Прогнозируемый эффект

Умение адекватно самостоятельно оценивать и корректировать правильность выполнения действия.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Методика  «Рукавичка»

(1 класс)

«Дорога к дому»

(2-3класс)

Методика «Кто прав?»

 (4 класс)

Прогнозируемый эффект

Умение формулировать и отстаивать собственное мнение, работать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Методическое обеспечение

Информационное обеспечение:

  1. Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
  2. .Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 2класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
  3. .Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 3класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012
  4. Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 4класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ. - 208с.,2012

Алгоритмы деятельности: учёт особенностей учащихся класса, подготовка диагностических карточек, наглядного материала, раздаточного материала, диагностических методик.

Контрольно-измерительные материалы: тесты, анкетирование, наблюдение

Список    учащихся

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности детей средней группы и воспитателя М.В. Ковалевой «Что такое хорошо и что такое плохо».

Программное содержание.  Продолжать воспитывать доброе отношение к окружающим.Углублять представления  детей о хороших и плохих поступках, умение правильно оценивать себя и других, видеть по...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо"

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Уроки нравственности или Что такое хорошо и что такое плохо» для 1-4 классовБазовый уров...

Внеурочное занятие по курсу "Что такое хорошо и что такое плохо"

Сегодня пришла пора воспитывать детей  в  гармоничном сосуществовании друг с другом, в психологической готовности сберегать человеческие ценности всегда и везде. Материал мероприятия может б...

Технологическая карта внеурочного занятия по курсу "Что такое хорошо и что такое плохо" по теме: "Мы за мир!"

Представлена технологическая карта внеурочного занятия  по курсу "Что такое хорошо и что такое плохо" по теме :"Мы за мир!" Технологическая карта урока-это современная многоко...

Внеурочное занятие по курсу «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо»

Создание условий для  формирования нравственных ценностей, представлений учащихся о добре и зле....