Ранний детский аутизм и основные методы его коррекции
статья

В данной статье рассмотрено понятие и признаки раннего детского аутизма. Описаны процессы формирования отдельных сфер деятельности у детей с ранним детским аутизмом, а также представлены методы коррекции раннего детского аутизма. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья.20.13 КБ

Предварительный просмотр:

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ЕГО КОРРЕКЦИИ

Аннотация: В данной статье рассмотрено понятие и признаки раннего детского аутизма. Описаны процессы формирования отдельных сфер деятельности у детей с ранним детским аутизмом, а также представлены методы коррекции раннего детского аутизма.

Ключевые слова: ранний детский аутизм (РДА), аутизм, методы коррекции раннего детского аутизма.

В современном мире с каждым годом повышается рост численности детей с неврологическими патологиями, в том числе и с ранним детским аутизмом (3-4 случая на 10000 детей в России) [5]. При этом у мальчиков данные отклонения наблюдаются чаще, чем у девочек.

Не смотря на такие достаточно обширные данные специалистами уделяется недостаточно внимания изучению и коррекции данного заболевания. В России нет специализированных центров по работе с детьми с синдромом РДА, в связи с чем педагоги и родители, работающие с детьми указанной категории вынуждены самостоятельно исследовать вопрос развития ребенка с ранним детским аутизмом.

Термин «аутизм» был введен в начале XX века немецким психиатром Е. Блейлером, который описал его как: «симптом шизофрении, выражающийся в особом погружении «в мир грез», нереальный, придуманный, который для больного более реален, чем окружающий мир» [2, с. 73].

В.М. Башина под ранним детским аутизмом понимает: «один из сложнейших типов нарушения психического развития, который относится к группе всеохватывающих расстройств, проявляющихся во всестороннем нарушении развития психики: когнитивной, проявляющихся во всестороннем нарушении развития психики: когнитивной, эмоциональной и сенсорной сферы» [1, с. 36].

Синдром раннего детского аутизма окончательно формируется к 3-м годам. При раннем детском аутизме характер функциональных ограничений проявляется в трех основных сферах: социальной, коммуникативной, мотивационной [7, с. 101].

Признаки раннего детского аутизма проявляются в следующем: избегании контакта глаз, нарушенное речевое развитие, несформированность коммуникативных умений, однообразные действия в поведении, низкая выраженность подражания, отсутствие желания оказаться на руках матери и низкая способность к выражению эмоций [1, с. 93].

Для ребенка с РДА контакт со взрослым привлекателен, но социальная стимуляция не попадает в диапазон его комфорта. Например, первая улыбка, возникающая у младенца с аутизмом, не адресована взрослым, а возникает лишь как реакция на приближение взрослого, и на ряду приятных ребенку впечатлений. Дети с аутизмом не умеют дифференцировать эмоциональные состояния окружающих, просто не нуждаются в этом [6, 54].

У детей с признаками раннего детского аутизма вместо развития интереса и активного взаимодействия с миром развиваются защищенные механизмы от вхождения в социальную среду. При взаимодействии такие дети придерживаются неадекватной дистанции, отсутствует система положительной избирательности. Дети с синдромом раннего детского аутизма фокусируют свое внимание на многочисленных страхах, запретах, ритуалах и защитных действиях с целью предотвращения опасности [8, с. 215]. Чрезвычайно большие отличия в интеллектуальном развитии, особенности сенсорного развития (гипо- или гиперчувствительность), комплексные речевые нарушения, нарушения моторного развития, наличие разнообразных страхов, слабое развитие исследовательских способностей и познавательной активности значительно затрудняет процесс обучения.

Формирование игровой деятельности у детей с ранним детским аутизмом также своеобразно. У детей происходит «застревание» в манипуляциях с предметами. Если дети с нормальным развитием успешно переходят к следующему этапу игровой деятельности, то дети с РДА не в состоянии самостоятельно, без помощи специалиста продвигаться дальше. Следует отметить, что у детей с нормальным развитием закономерным считается осмотр игрушек и оценивание их возможностей. Их привлекают игрушки многогранные, позволяющие провести различные операции. Дети же с ранним детским аутизмом, по утверждению К.С. Спиваковской, проявляют минимальный интерес к отбору игрушек и ограниченность возможностей в их использовании. Они выбирают наиболее простые игрушки, которые требуют минимум усилий [10, с. 237].

В большинстве случаев, за счет раннего вмешательства, многие дети в состоянии преодолеть указанные недостатки РДА. Некоторые психиатры считают, что коррекция раннего детского аутизма невозможна без медикаментозного лечения. Однако, разделяя точку зрения М.И. Буянова, можно полагать, что медикаментозного лечения недостаточно без проведения комплексной социальной коррекции и разностороннего развития ребенка [3,        с. 26].

Целью коррекционной работы при РДА является формирование поведенческих механизмов, стабильности в саморегуляции, интеллектуальных способностей и эмоциональной адекватности при взаимодействии с социумом.

На ранних стадиях родителям, воспитывающим ребенка с РДА, необходимо: четко следовать режиму дня; больше времени уделять ребенку, играть с ним, чтобы он не замыкался еще больше; избегать перестановок в доме (т.к. дети сложно адаптируются к новым условиям, что может нанести психологическую травму) и создавать спокойную обстановку. Основная работа с такими детьми состоит в том, чтобы ребенок был вовлечен в различные виды деятельности, для этого следует использовать задания, которые особенно заинтересуют ребенка и удержать его внимание.

Остановимся на методах коррекции раннего детского аутизма. К ним относят:

- использование эмоционально-уровневой терапии, разработанной О.С. Никольской, Е.Р. Баенской и др. В рамках данной терапии следует использовать приемы эмоционального воздействия на ребенка. Одним из эффективных приемов, по мнению авторов, является «заражение» ребенка настроением взрослого.

- использование поведенческой терапии. Распространение данный вид терапии получил благодаря работам Г. Айзенка. Поведенческая терапия основана на связи мышления и поведения. Главная задача в рамках поведенческой терапии является предотвращение неадекватного и ошибочного мышления, которое выражение через поведение.

- использование холдинг-терапии, разработанной американским детским психиатром Мартой Вельч. Холдинг терапия основана на установлении тесной связи ребенка со взрослым. Применение холдинг-терапии позволит сблизиться с ребенком и установить доверительный контакт. К приемам холдинг-терапии относят: поглаживание, обнимание, прижимание и т.д.  

- использование игровой терапии, родоначальником которой считается Я. Морено. Предлагаются две формы игровой терапии: направленная и ненаправленная. Направленная (директивная) игротерапия предполагает активное участие педагога в игре ребенка, где он направляет и интерпретирует его деятельность. Ненаправленная (недирективная) игротерапия проходит в форме свободной игры ребенка, что способствует большому самовыражению, достижению им эмоциональной устойчивости и развитию механизмов саморегуляции.

- использование речевых игр. Наличие речи является важнейшей составляющей. Учеными доказано, что процессы мышления тесно связаны с речевой деятельностью, поэтому важно развивать на первых этапах хотя бы непроизвольную речь, это позволит определить потенциальные возможности произвольных форм речи, затем повысить словарный запас.

- использование пальчиковых игр и игр, направленных на развитие моторной сферы. Ребенок с РДА должен в минимальной степени обладать моторными навыками: держать в руке карандаш и ручку, выполнять несложные графические действия. Пальчиковые игры позволят совершенствовать двигательные моторные навыки и зрительную память.

- использование заданий для зрительного восприятия и гимнастики для глаз позволяют научить ребенка распознавать различные предметы. У всех детей с РДА страдает произвольная глазодвигательная активность, ребенок не может выполнить произвольное движение глазами, например, проследить за движением пальца или карандаша по тексту. Для того, чтобы развитие и обучение было эффективным, в минимальной степени этот компонент должен присутствовать.

- использование наглядных пособий и приемов эйдетики. Навыки наглядно-образного мышления диагностируются косвенно. Важно научить ребенка видеть и понимать сюжет, который ему предъявляется (выделение причинно-следственных связей в сюжете почти для всех детей оказывается невозможным).

Таким образом, при своевременной коррекции раннего детского аутизма представляется возможным эффективно работать над развитием ребенка с целью частичного устранения нарушений. Следует помнить, что каждый этап, каждый достигнутый результат в развитии является важным шагом для ребенка. Специально организованный процесс работы с ребенком – обязателен. Без систематической работы невозможна адаптация и социализация ребенка к жизненным условиям. Важным является сочетание различных методов коррекции, но особое внимание необходимо уделять развитию и обучению через игровую деятельность, так как игра является ведущей деятельностью ребенка. Посредством игры создается непринужденная обстановка, ребенок чувствует себя более комфортно, что позволяет достичь более высоких результатов в развитии ребенка.

Список использованной литературы

  1. Башина В.М. Ранний детский аутизм. М.: Альманах, 1993. – С. 165. 2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок, пути помощи. М.: Теревинф, 1997. – 227 с.
  2. Блейлер Е. Руководство по психиатрии. М.: Изд-во независимой психиатрической ассоциации, 1993. – 542 с.
  3. Буянов М.И. Аутизм. М.: Российское общество медиков-литераторов, 2001. – 88 с.
  4. Детский аутизм. Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. СПб: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 2014 – 254 с.
  5. Заболеваемость всего населения России в 2015 году: статистические материалы. Ч. I. – М., 2016
  6. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Академия, 1985. – 144 с.
  7. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб: Речь, 2007. — 288 с.
  8. Никольская О.С. Аффективная сфера человека: взгляд сквозь призму детского аутизма. М.: Просвещение, 200. – 350 с.
  9. Психология аномального развития ребенка: В 2 т.: Хрестоматия / Под ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. – М.: ЧеРо: Изд-во МГУ: Высш. шк., 2002. - Т.1., Т.2. – С. 230-260, 611-670. 3, с. 67.
  10.  Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 464 с.
  11.  Янушко Е.А. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. М.: Теревинф, 2004. – 136 с.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание и обучение детей с ранним детским аутизмом»

   Ранний детский аутизм - вариант тяжелого дизонтогенеза, при котором развитие ребенка задерживается и искажается вследствие нарушения контакта с внешним миром, и, в первую...

"Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма".

Выступление на спе.семинаре. В статье раскрывается понятие РДА, специфика построения коррекционной работы,виды помощи и организация занятий....

РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ

СПРАВОЧНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ...

Ранний детский аутизм: основные симптомы, подход к коррекции

Ранний детский аутизм:основные симптомы, подход к коррекции...

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма // Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991

Данное пособие будет интересно специалистам, работающим с детьми с расстройством аутистического спектра, а так же для выявления и дифференциации причин нежелательного поведения у детей раннего возраст...

Игровые упражнения как способ коррекции коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с ранним детским аутизмом

У детей с аутизмом общение с взрослыми и сверстниками ограничено, что в последствие отражается в его самостановлении и реализации себя в жизни. Самым эффективным способом коррекции коммуникативных уме...