Адаптационная неделя для 1 класса
план-конспект занятия (1 класс)

План проведения адаптационной недели для первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ

1 день

Задача: знакомство, создание общей доброжелательной атмосферы в классе. Цель: научить навыкам общения. Знакомство первоклассников с учителем и с друг другом.

План 1 дня.

  1. Цветопись.
  2. Игры.
  3. Обсуждение.
  4. Цветопись.

ЗНАКОМСТВО.

«Я ваш учитель. Меня зовут (называет имя и прикрепляет на доску цветок, вырезанный из цветной бумаги, на котором печатными буквами написано имя учителя). Посмотрите вокруг, как много ребят в классе.

Давайте познакомимся. Когда я скажу: «три-четыре!» - каждый по команде выкрикнет свое имя. Вроде бы громко кричали, а я ни одного имени не расслышала! А вы все имена расслышали? Вот и я не расслышала.

Давайте по-другому. Если не получилось громко, давайте скажем свои имена тихим шепотом. Давайте попробуем говорить по очереди, по одному и послушаем, как зовут мальчиков и девочек нашего класса. Я буду подходить по очереди к каждому из вас, и тот до чего плеча я дотронусь, громко и четко назовет свое имя.

Перед вами лежат цветы с вашими именами. Слушайте внимательно задание. Цветы помогут их выполнить»

Учитель просит поднимать цветы тех, кого он назовет. Примеры заданий: «Мальчики, поднимите вверх цветы», «Девочки, поднимите цветы», «Поднимите цветы те, чьи имена начитаются на букву ...» и так далее.

Учитель называет имена детей и они приклеивают цветы на доску (1-3 чел.). После этого учитель пишет сверху цветов «Наш класс».

Давайте сделаем нашему классу подарок: украсим его золотыми солнышками! Пусть каждый нарисует солнышко, которое может согреть, развеселить и поднять настроение!

Учитель подходит к тем из детей, кто закончил рисовать, спрашивает, какое место в классе понравилось солнышку и помогает прикрепись его в выбранном ребенком месте.

Сегодня мы замечательно поработали и даже немного поиграли. А теперь мы закончим наше занятие, поблагодарив за него друг друга. Встаньте глазами с тем, кому вы хотите сказать: «Спасибо», и молча кивните головой,

поблагодарите глазами и кивком головы. (Учитель по очереди встречается глазами с несколькими первоклассниками и благодарит кивком головы).

Мячик (реквизит мячик)

Внимание! В этой игре с помощью мячика мы попробуем познакомиться. Встаньте все в круг, лицом к центру круга. Пожалуйста, кто-нибудь возьмите в руки мячик. По кругу, по ходу часовой стрелки, начиная от того у кого сейчас в руках мячик, назовите четко и громко свои имена. Начали! Теперь, играя в мячик, будем знакомиться. Тот у кого мячик, будет кидать его любому из стоящих в круге, и называть при этом имя того, кому адресован этот мячик. Тот, кто не поймал свой мячик, или тот, кто перепутал имя адресата, называет все имена участников по кругу, начиная с себя и далее по часовой стрелке. Итак, кидайте мячик друг другу, называя при этом имя того, кому вы адресуете мячик. Начали!

Игры т разогрев (сплочение коллектива).

ПУТАНКА. Выбираем водящего. Остальные игроки, взявшись за руки, образуют круг. Пожалуйста! По команде водящий выходит из комнаты и возвращается туда, куда его позовут. Пока он отсутствует, остальные игроки начинают запутываться, меняя свое положение в кругу. Но, не отрывая рук друг от друга. Когда водящий войдет, ему нужно отгадать, в каком порядке стояли игроки. Итак, взялись за руки. Водящий посмотри кто за кем. Выходите, заходите, определите исходную последовательность. Пожалуйста!

ДОТРОНЬСЯ ДО СИНЕГО. По кругу и дотрагиваются до синего цвета, (зеленого, белого и т.д.), любого предмета, части тела.

ЖИВОТНЫЕ. (4 группы животных утки, коровы, кошки, собаки). Все играющие ходят с закрытыми глазами и издают эти звуки и находят «своих».

ИГРА-ПЕРЕСАДКИ. Сейчас пересаживаются Сережи и Наташи. Следующие пересаживаются те, у кого в одежде есть белый цвет и т.д.

ОБСУЖДЕНИЕ В КРУГУ. Что понравилось?

Что не понравилось?        ,

Свои чувства.

2 день

Цель: знакомство с первоклассниками друг с другом и правилами поведения в школе.

Задачи:

  1. Создание условий для дальнейшего знакомства детей друг с другом и
    взаимодействия между собой.
  2. Знакомство первоклассников с такими правилами поведения в школе,
    как «не разговаривать на уроках друг с другом, если это не связано с
    выполнением задания»,  «не кричать  с места,  даже  если знаешь,
    правильный ответ», «не подсказывать», «поднимать руку, если хочешь
    ответить на вопрос или хочешь о чем-то спросить».

План 2 дня.

  1. Цветопись.
  2. Игры.
  3. Обсуждение.
  4. Цветопись.

Ход занятия

Учитель: «Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас. Доброе утро, ребята! И давайте поиграем с вами в игру «Доброе утро!».

ДОБРОЕ УТРО.

Я скажу слова Доброе утро и назову кого-то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой. Значит, вы услышали и отвечаете на приветствие. Попробуем? Доброе утро всем девочкам! Доброе утро всем мальчикам! Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы! Доброе утро всем тем, кому нравится такая погода, как сейчас за окном! Доброе утро всем, кто любит конфеты! Доброе утро всем, кто хочет знать, во что мы будем сегодня играть! Молодцы!

УПРАЖНЕНИЕ «ЧУТКИЕ РУКИ»

Учитель приглашает к доске 10-12 детей. После того, как эта' группа выполнит 3-4 задания, дети возвращаются на места, а учитель приглашает следующих ребят так, чтобы в итоге в упражнении принял участие весь класс.

«Станьте, пожалуйста, рядом в линеечку, лицом к классу. Молодцы! Я попрошу (называет имя одного из детей) потрогать у всех руки и определить, у кого самые теплые руки».

Ребенок определяет, у кого самые теплые, по его мнению руки. Потрогав руки всех детей стоящих у доски.

Учитель: «Хорошо! У (называет имя ребенка) сейчас самые теплые руки. Я попрошу теперь тебя определить, у кого из ребят самые прохладные руки».

Варианты заданий: определить у кого самые теплые (прохладные) щеки (уши), определить у кого самый теплый (прохладный) лоб (нос). Учитель благодарит детей за работу и переходит к следующему заданию.

ПРАВИЛА ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ.

Учитель «Ребята, вы обращали внимание на дорожные знаки? Они указывают водителям, где можно ездить, а где нельзя. Они говорят пешеходам, где можно переходить дорогу. Дорожные знаки помогают нам. Они подсказывают правила поведения на дороге. Если не обращать внимание на них быть беде! А есть ли в школе правила поведения, и какие они? Что можно делать, а что нельзя? Подскажите мне, чего нельзя делать на уроке? А как надо вести себя во время урока? Чтобы мы не забывали о правилах для учеников, школьных правилах нам нужны свои знаки. (Учитель показывает знаки и просит напомнить, о каком правиле говорит каждый знак).

Игра «Разыскивается...»

«Представьте, что у нас в классе есть волшебное радио, которое ' передает сообщение о потерявшихся ребятах. Но вот интересно: все эти ребята находятся в нашем классе! Вам надо только внимательно посмотреть вокруг и найти того, о ком передают сообщение. Итак, внимание, внимание! Разыскивается мальчик. У него темные волосы, серые глаза, синий свитер, на столе перед ним лежит красный пенал и белая линейка...». Таким образом, учитель «ищет» 5-6 учеников. Описывая их внешность, одежду, вещи, которые лежат перед ними.

Задание «Любимое время года» рисование

«ребята, вы уже со многими в нашем классе познакомились, запомнили, как зовут многих ребят нашего класса. А чтобы познакомиться поближе, важно узнать не только как зовут человека, но и то, чем он увлекается, что любит, что ему нравится. Поэтому я предлагаю подумать о том, какое время года у каждого из вас любимое: зима, весна, лето или осень. Подумайте и нарисуйте это время года на листах. Время рисования 5 минут.»

Обсуждение рисунков и проведение выставки.

Учитель: «Отгадайте, что бывает иногда весной, часто летом, а еще чаще осенью? Он бывает грибным, а бывает проливным! Правильно, это

дождь! Давайте попробуем устроить дождь, в нашем классе. Приготовьте руки. Попробуйте со мной.

Упражнение дождь.

Учитель легко стучит указательным пальцем одной руки по ладони другой. «Вот на землю падают первые капли, дождик еле слышен.» Учитель стучит более сильно уже двумя пальцами. «А вот он становится посильнее, но все еще не большой: кто-то даже не раскрыл зонта!»

Стучит тремя пальцами. «Дождь сильнее!».

Стучит четырьмя пальцами. «Ну и дождь на улице! Всех прогнал домой! Все намокло, разлились огромные лужи!»

Стучит пятью пальцами. «А это уже настоящий ливень! Как бы наша школа не утонула под таким дождем!»

Постепенно убирает по одному пальцу. «Хорошо, что дождь стал потише... и еще тише... и вот падают последние капли. Кончился дождик!»

Упражнение «Что растет после дождя?

Когда я назову то, что может подрасти после дождя, вы хлопаете в ладоши. А если вы услышите того, что не может расти после дождя, то сидите тихонечко, хлопать не надо. Всем понятно? Давайте попробуем.

После дождя растут грибы... (дома, деревья, книги, зонтики, цветы, кусты, машины, трава)

Игры на доверие «Ночной поезд»

Встаньте все, выстройтесь в затылок за ведущим. Все закройте глаза, кроме ведущего. Ведущий начинает вести свой поезд за собой. Последний в цепочке становится первым и так пока все дети проиграют, и каждый побудет паровозом. При обсуждении выяснить какой паровозик вел лучше других и почему.

«Слепой и зрячий»

Дети разбиваются на пары по два человека. Один становится слепым -то есть закрывает глаза. А другой остается зрячим. Они становятся друг за другом, зрячий - впереди, слепой сзади и начинают хаотичное движение по классу. Через несколько минут они меняются, тот, кто был слепым -становится зрячим, зрячий становится слепым. Зрячий ведет слепого. После игры, обсуждение в кругу, кем вам было страшно и почему? С кем вам было спокойно и почему?

3 день

Цель: сознание детьми своего нового статуса школьника.

Задачи:

1.        Осознание   детьми   разницы   между   статусом   школьника   и

дошкольника.

2.        Формирование у детей реалистичных представлений о правах и

обязанностях школьника и дошкольника.

3.        Закрепление знаний о правилах поведения в школе.
План работы:

  1. Цветопись.
  2. Игры.
  3. Знакомство со школой.
  4. Обсуждение.
  5. Цветопись.

Игра «Раз, два, три - шепчи!»

Учитель: «Сейчас мы с вами поиграем в игру «Раз, два, три - шепчи!» сожмите руки в кулачки. Я буду вам задавать вам вопросы, а вы мне отвечать по-особому. Я задаю, вопрос, а вы шепотом отвечаете. Давайте попробуем. Какое время года?»

Учитель тоже сжимает руки в кулаки, считает до трех вместе с детьми поднимает большие пальцы и шепчет ответ. После второго третьего вопроса учитель может шептать ответ, но продолжает сжимать кулаки и поднимать пальцы.

Какой сейчас месяц? Что едят кошки? Какой формы мяч? Как меня зовут? В каком классе вы учитесь? Как зовут вашего соседа по парте?

Школа и школьные правила. В рамках этой темы ребенок получает и осмысливает конкретную информацию об устройстве школьной жизни.

1.        В школе бывают уроки и перемены. Во время урока дети учатся,
считают,   пишут,   во   время   перемены   играют,   разговаривают,
готовятся к уроку. На уроке отвечают на вопросы учителя. Если ты
 хочешь что-то спросить у соседа, то говоришь тихо. На вопросы

учителя отвечаешь громко. На перемене тоже можно говорить тихо.

2.        Ученики приходят в школу с портфелем. В портфеле лежит то, что
нужно для учения, а еще там может лежать завтрак, сменная обувь и
другие необходимые вещи.

Что лежит в портфеле?

Дети стоят в кругу. Ведущий бросает кому-то из детей мяч и называет какойОто предмет, например: ручку, тетрадь, слона и так далее. Если, по мнению ребенка, этот предмет должен лежать в портфеле, он ловит мяч, если нет - ловить мяч не нужно.

Я возьму с собой в портфеле.

Дети сидят или стоят в кругу. Первый ребенок говорит: «Я возьму с

собой в портфеле...» - и называет какой-нибудь необходимый предмет в школе. Следующий ребенок повторяет то, что называли до него и добавляет свой предмет.

Тихо - громко.

Ведущий называет детям ситуацию, например «Когда ты на уроке, ты говоришь...» задача детей громко крикнуть: «Громко!» или прошептать «Тихо».

Урок и перемена.

Эта игра имеет две разновидности. На начальном этапе она заключается в том, что ведущий называет различные формы деятельности («Ты читаешь, пишешь, ты играешь...»), а дети отвечают, когда они этим занимаются: «На уроке!», или «На перемене!». Затем, когда дети располагают достаточными знаниями о формах деятельности соответствующих уроку и перемене, игра меняется: ведущий обращаясь к одному из детей, говорит: «На уроке!», или «На перемене!», а ребенок называет, чем он может заниматься в названное время, например: «Я слушаю учителя» или «Я разговариваю с другом».

Ручеек.

Предлагаем такую игру. Встаньте все, выстройтесь в затылок за ведущим. Участники идут в помещении змейкой по тропинке в затылок друг за другом, причем ведущий переходит воображаемые рвы, а остальные повторяют его движения. По хлопку в роли ведущего оценим самого оригинального ведущего. Итак, повторяем движения ведущего, переходя через воображаемые препятствия змейкой. Начали.

Игра «Море волнуется раз...»

Вместо морской фигуры мы будем изображать фигуры школьника и дошкольника. Водящий будет говорить: Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три фигура школьника (дошкольника) на месте замри.

Задание «Рисуем загадки».

На одной стороне листа нарисуйте школьника, а на другой стороне дошкольника, так чтобы можно было сразу догадаться кто, где нарисован.

После того как вы нарисовали, поменяйтесь с соседом по парте. Попробуйте угадать, где нарисован школьник, а где дошкольник, и скажите об этом соседу.

4        день.

Задача: Отработка и обучение собственной деятельности.

1цветопись

2.Презентация урока.

З.Игры (умение договориться)

4.Обсуждение.

5.Цветопись.

«ЗАПРЕЩЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ»

Внимание! Ведущий, встаньте перед участниками игры. Участники, следите за руками ведущего и повторяйте все его движения. Условимся об одном запрещенном для вас движении - вниз. Как только руки ведущего пойдут вниз – ваши должны взлететь вверх. Все другие движения рук ведущего повторяйте. Как только кто-нибудь ошибется – он будет выполнять обязанности ведущего. Итак, копируйте движения ведущего, кроме одного движения вниз. Начали!

«ОЖИВЛЕНИЕ КАРТИНЫ»

Внимание! Разбейтесь на две команды. Каждая команда придумывает сказку в секрете от  противников. Затем все должны будете показать «немую « сценку противоположи команде. Итак, команды готовьте свою пантомиму и сразу решите какая команда будет показывать ее первой. На показ пантомимы отводиться 15 секунд. Начали!

«ТАКТИЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ»

Внимание! Встаньте в круг. Игрок, стоящий у экрана будет «передатчиком», напротив него по кругу - «приемником». Возьмемся все за руки. 2  передатчик пожимает одинаково одновременно левую и правую руку. Сосед, получившей таким образом импульс, передает его дальше следующему, пожимая руку соседу. Посмотрим какая команда выиграет. А теперь усложняем задание. «Передатчик» посылает разные импульсы например - два пожатия - тире или точку, и проверяет, какая линия, левая или правая работает лучше. Начали!

5        день.

ПОСВЕЩЕНИЕ В УЧЕНИКИ. СПОРТИВНЫЕ СТАРТЫ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Стартовый образовательный модуль "Первый раз в первый класс." Адаптационный период 1 класс.

  Образовательный  модуль  «Первый раз в первый класс» рассчитан на 9 недель (17 часов в неделю) – 143 часа в первой половине дня. Из них 7 часов образовательного  модуля пр...

Неделя начальных классов. Математический КВН-2015 для (2-4 классов)

Тема: «Математический КВН»Цель:активизировать мыслительную деятельность обучающихся.Задачи:     - развивать логическое мышление, воображение, смекалку.     - со...

Неделя начальных классов. Математический КВН-2015 для (для учащихся 2-4 классов)

Тема: «Математический КВН»Цель:активизировать мыслительную деятельность обучающихся.Задачи:     - развивать логическое мышление, воображение, смекалку.     - со...

Неделя начальных классов во 2б классе.

Неделя начальных классов во 2б классе прошла организованно и структурированно в соответствии с целями и задачами, поставленными перед   началом её проведения. Каждый день недели максимально вводи...

Урок математики в 3 классе в рамках Недели начальных классов "Деление на однозначное число"

Тема: Деление на однозначное число. Закрепление.Цель: актуализация знаний по теме «Деление на однозначное число» для подготовки к контрольной работе.Задачи:Организовать деятельность учащих...

НЕДЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Разноцветная неделя

Проведение предметной недели в начальных классах стало традицией в нашей школе. Впервые в этом учебном году  проводилась  «Разноцветная неделя». План недели.1 день /понедель...

Олимпиадные задания для Недели начальных классов (1-4 классы, русский язык,математика, окружающий мир)

В разработке собраны олимпиадные задания по русскому языку, математике, окружающему миру для 1,2,3,4 классов. Поможет быстро провести олимпиады  школьного этапа, или использовать для подготовки к...