"Малышкина школа"
план-конспект урока

Соколова Ольга Ивановна

Программа и разработанные занятия для подготовкедетей 6 лет к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2019_shbp_rp_grammateyka_sokolova_o._i.docx23.6 КБ
Microsoft Office document icon zanyatie_1.doc135.5 КБ
Файл zanyatin_1.pptx893.92 КБ
Файл zanyatie_2.docx14.56 КБ
Файл zanyatie_3.docx12.83 КБ
Файл zanyatie_4.docx13.16 КБ
Файл zanyatie_5.docx14.22 КБ
Файл zanyatie_6.docx14.38 КБ
Файл zanyatie_7.docx14.89 КБ
Файл zanyatie_8.docx15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Петрозаводского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа №48»

Утверждаю

Директор ___________ Молинская О.Ф.

 «___» __________2019 г.

Рабочая программа

  Образовательная область «Грамматейка» для детей дошкольного возраста (6 – 7 лет)  «Малышок»

Составила Соколова О. И.

Учитель начальных классов.

Согласована

Принята Педагогическим советом

на заседании МО

Педагогическим советом

Протокол №___

Протокол №

от « ___»                  2019 года

от « ___»                  2019 года

Петрозаводск

2016

Пояснительная записка

Учебная программа реализуется в соответствии со следующими нормативными документами:

        - Законом РФ «Об образовании»

        - Концепцией модернизации Российского образования

        -  СанПиН от  22.июля 2010г.№91

        - НРК ГОСа и получением социального заказа на качественное дошкольное образование.

        - Концепцией дошкольного воспитания

Настоящая программа разработана с учетом принципов построения программы:

1. Принцип интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью.

2. Принцип гуманности - любовь к жизни, любовь к искусству, любовь к ребёнку. Это триединство лежит в основе формирования личности.

3. Принцип деятельности (деятельностный подход) – формирование умений самостоятельно применять знания в разных областях, моделях.

4. Принцип культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, как личность способная творить, выдумывать, фантазировать.

5. Принцип вариативности - материал постоянно варьируется, представляя тем самым необычность и новизну, эффект сюрпризности.

6. Принцип креативности (организации творческой деятельности).

7. Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставлять ребенку выбор.

8. Принцип обратной связи - предполагает рефлексию педагогической деятельности и деятельности детей, анализ настроения и самочувствия ребенка, мониторинг уровня развития дошкольников, диагностику индивидуальных особенностей.

9. Принцип адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка.

Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий (далее по тексту УУД): регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные УУД:
- учиться
определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться
работать по предложенному учителем плану;
- учиться
проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться
высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
учиться
 отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами
давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться
оценивать результаты своей работы.

Познавательные УУД:
- учиться ориентироваться в своей системе знаний:
отличать новое от уже известного;
- учиться
ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться
находить ответы на вопросы в иллюстрациях;

- сравнивать и группировать различные объекты (предметные картинки);
-
 классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться
делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться
преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).
Коммуникативные УУД:
-
называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
-
слушать и понимать речь других;
-
учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться
оформлять свои мысли в устной форме;
-
строить понятные для партнера высказывания;
-
уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем
договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
-
сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться
выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами дошкольной подготовки « Грамматейка» является формирование следующих умений.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
-
отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
-
задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
-
рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
-
конструировать словосочетания и предложения;
-
определять количество слов в предложении;
-
составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;      выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
-
делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
-
различать звуки и буквы;
-
узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно
держать ручку и карандаш;
- аккуратно
выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Наименование программы

“Грамматейка”

Основание для разработки программы

Программа является программой подготовки будущих первоклассников к школьному обучению грамоте.

Основная цель программы

Обеспечить формирование готовности к обучению в начальной школе у будущего первоклассника, развитие тех интеллектуальных качеств, творческих способностей и свойств личности, которые обеспечивают успешность адаптации первоклассника, достижения в учебе и положительное отношение к школе, создание условий для расширения, углубления и закрепления у младших школьников знаний по русскому языку.

Задачи программы

  • организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;
  • укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желания учиться;
  • формирование социальных черт личности, необходимых для благополучной адаптации к школе.
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;

Условия достижения цели и задач программы

Организация обучения дошкольников будущим учителем первого класса

Основные направления программы

Адаптация к школьному обучению проходит через:

  • формирование базовых умений, необходимых для обучения в школе;
  • расширение знаний об окружающем предметном мире, природной и социальной среде;
  • обогащение активного словаря ребенка, связной речи;
  • логическую и символическую пропедевтику.

Пользователи основных мероприятий программы

Дети 6-летнего возраста, которые готовятся поступить в 1 класс

Ожидаемые результаты

  • обеспечение единых стартовых возможностей будущих первоклассников,
  • развитие личности ребенка старшего дошкольного возраста,
  • формирование его готовности к систематическому обучению

Тематическое планирование занятий «Грамматейка» в школе будущих первоклассников «Малышок»

№  

Тема

Количество часов

1.

Знакомство и школьные правила.  Буквы А, О.

1

2.

Буквы А, О, У  гласные звуки.

1

3.

Буквы Ы, И, С Гласные звуки. Знакомство с согласным звуком.

1

4

Буква Н Повторение изученных букв.

1

5.

Буквы Т, П

1

6.

Буква М. Повторение.

1

7.

Буква К Повторение изученных букв.

1

8.

Буква Р Повторение изученных букв.

1

Итого:

8

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства / В.Н.

Белкина. – М., 2005. – 256 с.

2. Е.В.Колесникова «Веселая грамматика»  Рабочая тетрадь. Издательство ЮВЕНТА  2010

3. Веселая грамматика. Волина В.В.М.: Знание, 2009 год.

4.Занимательное азбуковедение. Волина В.В.М.: Просвещение, 2010.

Интернет ресурсы :

http://school2100.com/

Материально-техническое обеспечение:

мультимедийный проектор, экспозиционный экран, компьютер, сканер-принтер лазерный.



Предварительный просмотр:

Занятие 1

«Знакомство». Буквы А. О

1. «Знакомство».

- Сегодня у нас много мальчиков и девочек. У каждого есть красивое имя. Оно написано у каждого на карточке. Давайте познакомимся  с соседом справа и слева.

- Поднимите правую руку. – Повернитесь к соседу справа. – Пожмите руку.

- Поднимите левую руку. – Повернитесь к соседу слева. – Пожмите руку.

2. «Самый  внимательный».

- Кто готов повторить имена своих соседей.

3. «День и ночь».

- Сейчас зима?

- Сейчас осень?

- Осенью  часто идут дожди?

- Осенью жарко?

- За осенью придет  весна?

- После осени наступит зима?

4. «Узнавай».

- Все осенью готовятся к зиме. Вот и буквы спрятались от морозов. Узнай, какие  буквы  спрятались.

5. «Палочки-выручалочки».

- С помощью счетных палочек выложи такой домик, чтобы буквы не замерзли.

6. «Пальчиковая азбука».

- Игра «Спой, как я».

На доске карточки с буквами а, о, у, и, ы.

Дети вместе с учителем поют гласные А-О-У-Ы-И

-Сейчас мы эту же песенку споем с пальчиками.

/Учитель показывает обозначение буквы на пальчиках,  дети повторяют/.

      -Кто запомнил, как мы обозначали пальчиками букву А, О? Покажите.

Сейчас мы поиграем.

      -Слушаем внимательно первый звук в слове. Если в начале слова слышим звук «а», показываем его обозначение на пальчиках, если слышим в начале слова звук «о», показываем пальчиками обозначение этого звука: АНЯ, ОБУВЬ, АКУЛА, ОЛЯ, АИСТ,  ОСЛИК,  ОСЫ, АФРИКА,  ОКУНЬ.

7. «Самый внимательный»

- Кто самый внимательный? Какую птицу назвали среди слов? (АИСТ)

- Зимой всех ли птиц мы увидим? Почему?

- Зимой  некоторые птицы улетают, а другие остаются зимовать  рядом с нами. Их люди подкармливают.

8. «Логические задания»

- Узнайте, кто прилетел к кормушке, если некоторые буквы спрятались.

__О__О__А  (ворона)

__О__О__А (сорока)

__И__И__А  (синица)

- Повторить скороговорку: Проворонила ворона воронёнка.
9. «Штриховка».

- Обведите шаблон птички простым карандашом. Чтобы было удобнее, работайте в паре.

- Заштрихуйте шаблон по образцу.

10. Дом. задание: повторить скороговорку, вспомнить какие еще птицы зимуют рядом с человеком.

http://vasilec.ru/wp-content/uploads/2010/07/%D1%80%D0%B8%D1%81-52.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знакомство. Занятие 1 .

Слайд 2

А О У Ы И

Слайд 3

А О У Ы И

Слайд 4

- о - о - а - и - и - а

Слайд 5

Проворонила ворона воронёнка.



Предварительный просмотр:

Занятие 2.

Буквы А, О, У.

  1. Потренируем язычок. «Проворонила ворона вороненка». Повторение.
  2. Что такое скороговорка? Скоро, быстро говорю. Кто дома потренировался?

СЛАЙД- Кто помнит скороговорку? (проговаривание с разной интонацией  грустно, радостно).

-Сколько слов,  покажи пальчиками. (3) Проверим.

2. Пальчиковая азбука. Какое сейчас наступило время года? Слайд. Кто это у нас в гостях? (Нюша) Что принесла? (буквы)На экране буквы АОУЫИ. Что с ними вы делали на прошлом уроке? Вы знаете, что их можно пропеть. (хором). А как еще можно изобразить? (с помощью пальчиков)-Покажите А, О.

- Сегодня вы узнаете, как показать У.(тренировка)

- А теперь я называю слова, а вы внимательно слушаете первый звук и показываете на пальчиках: Тренируем ушки.

АЛЛА, ОСЛИК, УШКИ, ОЛЬГА, УГОЛ, ОКОЛО, УЛЕЙ, АБРИКОС, АНГЕЛ, УЛИЦА, АТОМ.

А теперь играем по другому : называю слова, если первый звук гласный –хлопок, если не гласный -тишина. Слова: он, иглы, лист, осень, ежик, туча,  яма, облако, дождик, школа.

3. «Птица»

4.Игра «да+, – нет».

- Сейчас ночь.

- На улице жарко.

- Доктор лечит детей.

-  Учитель учит детей.

- Мы сейчас кушаем.

- В классе светло.

-  На деревьях есть листья.

5. Игра «ПРЯТКИ».

       На доске С_Н, Н_С, _С_, С_Н, _С_.

- В словах спрятались гласные, остались только такие буквы: Н,С.

- Давайте попробуем пропеть эти буквы. Что нам мешает? (зубы, губы, язык).

- С, Н – согласные.

5.Игра «Пчелы» физпауза.

6. Печатание букв.

- Я пальчиком показываю букву, а вы ее печатаете.

7. Игра «летает- не летает». (Стоя показывают руками).

- Бабочка, заяц, воробей, медведь, береза, самолет, лиса, пчела, муха, лошадка.

8. Скороговорка.

У Арины и Алины растут    георгины.

       9. Штриховка. Итог



Предварительный просмотр:

Занятие 3

Буква С

1.Приветствие. Здравствуйте, ребята! ( Как в школе - дети молча встают) Меня зовут …

2. «Разминка»

Право - лево

3. Слайд Какое время года, как догадались? Слайд

4. Слайд Вспомним песенку с буквами.  Гласные, не поется С- согласный. Показ пальчиками.

5. Покажи первый звук

Осы, астра, сом, уши, сон, окунь, ус, азбука.

Физпауза. А – 1 ряд

                    О – 2 ряд

                     У – 3 ряд

                     С - все

6) «Ночь – день»

-Идет месяц октябрь.

-На елке растут апельсины.

-Сорока и ворона – рыбы.

-Меня зовут Ольга Ивановна

-Молоток и пила-это одежда.

-Звуки о,а,у- гласные.

7. Слайд «Цепочка». Если гласный-красный- хлопок, согласный-синий – показ пальцами.

адрес, сосна, утка, стол, осень, сосулька, игры, соль, улица.

8. Слайд «Птица»

9. Слайд Чтение слов.

10. Слайд Угадай букву.

11. Слайд Скороговорки Потренируем язычок!  ( Показываю движения)У Ивашки – рубашка, у рубашки – кармашки.

 12.В тетради Красным карандашом напиши гласные, синим согласный.

Синичка



Предварительный просмотр:

Урок 4  

Буква Н

1) Слайд Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! (дети молча встают).

-Какое время года?

 Почему так решили?

Какие осенние месяцы?

Какой по счёту месяц сентябрь, октябрь, ноябрь?

Придумайте предложение к этой картинке.

Сколько слов в  предложении? (пальчиками)

2)Слайд.- Ежик принес буквы- споем.

Гласные, согласные (показ н)

3) Слайд «Цепочка»

Смех, апельсин, игры, нос, окна, утки, сын, остров, Нина

4) Слайд «Птица»

5) Физпауза «мальчики - девочки»

6) Слайд Чтение слов.

7)Скороговорка – скоро, значит,  быстро говорю.

Проворонила ворона воронёнка.

У Арины и Алины растут георгины.

У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

У елки иголки колки.

Физпауза. «Ухо – нос».

6) А теперь будут работать наши ушки. Если слышим в начале слова звук а. Показываем большой пальчик. Если слышим в начале звук О - показываем кружок. Если У – берем себя за ушко. С – пальчиками. Если Н- у ротика.

Нина, астра, утка, сушка, отпуск, нос, адрес, Уля, Надя, Аля, санки, окна, нитки, умницы.

7) +, -

-На березе  растут  яблоки.

-На елке растут шишки.

-Наш город называется Петрозаводск.

-У птицы 2 лапки.

-Сейчас идет месяц октябрь.

-А,О,У,Ы- согласные

8) Раскраска елочка. Повторить скороговорку.



Предварительный просмотр:

Занятие 5.

Буквы Т, П.

  1. Тест. Приветствие. Пингвин. – Первая буква в этом слове? Последняя? Показ пальчиками. Бочком здороваемся.
  2. Песенка.                                                                                                                                                              Какие буквы пришли в гости? Почему?

Показываем пальчиками. П, Т повторить.

    3. «Цепочка».                                                                                                                                                           Синий, астра, остров, снег, улица, искры, ножницы, облако, утка.

4. «Птица»

  1. Физминутка.

. «Правильно-неправильно»

- Я буду сейчас задавать вам вопросы, что бывает на новогодней елке. Если это  может быть – говорите ДА, если не может быть – НЕТ.

- Что висит на ёлке?

Шишки  да иголки.  -  ДА

Шарики – игрушки. – ДА

Пуховые подушки. – НЕТ

Дождик блестящий. – ДА

Дед Мороз настоящий. – НЕТ

Валенки и санки. – НЕТ

Стеклянные банки. – НЕТ

Бумажные фонарики. – ДА

Воздушные шарики. – НЕТ

  1. Чтение слов.

Показать слова: сон, нос, сок, усы, усик, сосна.

  1. Игра «день – ночь».  

а) Утром мы ужинаем.

б) В городе Петрозаводске много трамваев.

в) Петрозаводск расположен на берегу Черного моря.

г) У кошки столько лап, сколько у черепахи.

д) Сейчас идет месяц декабрь.

  1. Скороговорки.

Проворонила ворона воронёнка. Сколько слов? (пальчиками)

Соня и Саня едут на санях. Покажи, а мы догадаемся.

У Ивашки рубашка, у рубашки – кармашки.

У ёлки иголки колки.

Я мороза не боюсь, я с ним крепко подружусь.

  1. Раскраска «Поросенок Тим».



Предварительный просмотр:

Занятие 6.

Буква М.

  1.  Приветствие. Кто сегодня к нам пришёл? (мишка)
  2. Буквы. Песенка.                                                                                                                                                     Показываем пальчиками. Новая буква М.
  3. Показываем первую букву.

Астра, муха, снег, улица, пень, искры, тыква, облако, наряд, мишка.

  1. «Цепочка».  Хлопки.

Саша, Аня, Коля, Витя, Оля, Ира, Маша, Дима, Эля

Что за слова? (имена)

5.«Птица»

Физминутка. Мишка косолапый…

6.Чтение слов.

7.Показать слова: там, мост, сам, сом, ком, мак.

Что такое мак? (картинка)

8.Игра «день – ночь».  

а) Утром мы завтракаем.

б) В городе Петрозаводске есть метро.

в) Петрозаводск расположен на берегу Черного моря.

г) У собаки столько лап, сколько у лошадки ног.

д) Сейчас идет месяц декабрь.

9.Зарядка с Мишкой.

Каких вы знаете медведей?

10.Скороговорки:

        Проворонила ворона воронёнка.

У Арины и Алины растут георгины.

У Ивашки рубашка, у рубашки – кармашки

У ёлки иголки колки.

Соня и Саня едут на санях.

У Маши в кармашке маки и ромашки.

11.Раскраска Мишка. (имена на М)



Предварительный просмотр:

Занятие 7.

Буква К.

  1. Зарядка. (право – лево)
  2. Песенка.  Алфавит
  3. Кто сегодня к нам пришёл?                                            Читаем буквы, поём гласные, называем согласные. Показываем пальчиками.
  4.  Покажи звук (слон, аист, ослик, тигр, утка, носорог, пингвин, медведь, курица) птицы и звери. Пингвин
  5. «Цепочка».   Сладкие и горькие конфетки.

Аня, Саша, Ира, Оля, Катя, Уля, Света, Ася, Инна.                               -Что за слова? (Имена девочек) Лишнее?

  1. «Птица» учимся ориентироваться в пространстве.
  2. Физминутка.
  3. Чтение слов.

Показать слова: первый столбик показ,

  1. Игра «день – ночь».  на осведомленность, жизненный опыт, кругозор:

а) Утром мы ужинаем.

б) Мы живем в Карелии.

в) Петрозаводск расположен на берегу Ладожского озера.

г) У собаки  столько лап, сколько у воробья.

д) Крош – герой мультфильма «Смешарики».                          

Назови других героев.

  1. Скороговорки.                                                        Проворонила ворона воронёнка.

У Арины и Алины растут георгины.

У Ивашки рубашка, у рубашки – кармашки.

У ёлки иголки колки.

Соня и Саня едут на санях.

У Маши в кармашке маки и ромашки.

Купила бабуся бусы Марусе

  1. Какой предмет лишний?
  2. Раскраска «Крош».



Предварительный просмотр:

Занятие 8.

Буква Р.

1. Зарядка

2. Алфавит (поём)

3. Загадка

Кто приходит в каждый дом

В Новый год с большим мешком?

 Шуба, шапка, красный нос –

Это Дедушка … .

4. Что принёс в своём мешке?  ( Гласные, согласные)

Поём. Показываем пальчиками. Буква Р

5. Показываем звук в начале слова:

СНЕГ, ПОДАРКИ, АПЕЛЬСИН, КОНЕТА, РАДОСТЬ, МОРОЗ, НОС, ИГРЫ, УСЫ, ТИХО.

Зарядка для глаз

6. «Цепочка».   Сладкие и горькие конфетки.

Миша, Алёша, Игорь, Серёжа, Олег, Андрей, Женя, Осип, Илья.    

На какие группы можно разделить слова?    

Лишнее?                      

7.«Птица»

  1.  Физминутка. Снеговик.
  2. Чтение слов.

Показать слова

  1. Сложить из  палочек буквы:

  1. Игра «день – ночь».  

а) Новый год празднуем зимой.

б) Украшаем игрушками берёзу.

в) Дед Мороз ездит на санях.

г) Внучку Деда Мороза зовут Белоснежка .

д) Декабрь – зимний месяц.

А какие ещё зимние месяцы вы знаете?

  1. Скороговорки.

Проворонила ворона воронёнка.

У Арины и Алины растут георгины.

У Ивашки рубашка, у рубашки – кармашки.

У ёлки иголки колки.

У Маши в кармашке маки да ромашки.

Соня и Саня едут на санях.

Купила бабуся бусы Марусе.

Я мороза не боюсь, я с морозом подружусь.

10. Что лишнее?

11.Раскраска Дед Мороз и ёлка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа "Малышкина школа"

Программа подготовки будущих первоклассников....

Презентация для Малышкиной школы Форма

Этот материал пригодится тем, кто готовит детей к школе...

Малышкина школа

программа по предшкольной подготовке "Малышкина школа"  в нашей школе...

Малышкина школа. Задание в тетради 1.

В презентации представлена работа по подготовке к школе. Она выполняется на листе, который распечтывается и складывается в папку. В работе содержится материал для урока и домашнее задание....

Малышкина школа. Задание в тетради 2.

В презентации представлена работа по подготовке к школе. Она выполняется на листе, который распечтывается и складывается в папку. В работе содержится материал для урока и домашнее задание....

Малышкина школа. Задание в тетради 3.

В презентации представлена работа по подготовке к школе. Она выполняется на листе, который распечатывается и складывается в папку. В работе содержится материал для урока и домашнее задание....

Малышкина школа. Задание в тетради 4.

В презентации представлена работа по подготовке к школе. Она выполняется на листе, который распечатывается и складывается в папку. В работе содержится материал для урока и домашнее задание....