программа "Малышкина школа"
рабочая программа по теме

Саетова Светлана Васильевна

Программа подготовки будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл программа малышкина школа24.17 КБ

Предварительный просмотр:

         Волосовское районное муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кикеринская  средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрено

на заседании МО начальных классов

Протокол № _______________

от «___»_____________20____ г.

Согласовано

заместитель директора по УВР:

______________ (____________)

«____» _____________ 20____ г.

Утверждаю
Директор школы:
 _____________ (__________)
приказ № ________________

от «___»___________ 20___ г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

        «Малышкина школа»

                     Автор: Саетова С.В.

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

                                                             

                                                                  2007-2008г.

Пояснительная записка

Общие положения

Поступление ребёнка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребёнок должен быть готов к новым формам сотрудничества. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь?

Возникла необходимость в составлении комплекса мероприятий с будущими первоклассниками и их родителями для того, чтобы помочь детям успешно адаптироваться в школе, а родителям дать возможность получить квалифицированные рекомендации о подготовке детей к школе. В предлагаемой программе сделана попытка объединить несколько задач по предшкольной подготовке.

Данная программа предшкольной подготовки рассчитана на месяц.

Структура программы предусматривает как теоретические, так и практические формы работы с детьми и их родителями: экскурсии, родительские собрания, лектории, консультации, игровые занятия и т.д.

Программу реализует учитель начальной школы, к совместной работе также привлекаются  воспитатели детских садов, администрация школы.

          Подготовительные занятия в «Малышкиной школе» являются введением ребёнка в школьную жизнь.

Занятия направлены на развитие познавательной активности, интеллекта, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер деятельности. Подбирая материал, я ориентировалась на оптимальное сочетание игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов и творческого мышления.

Работа идет по следующим направлениям:

развитие у детей умственных способностей;

развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения;

развитие моторных функций (мелкой мускулатуры руки и пальцев), графических навыков;

развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи;

овладение знаниями, умениями и навыками по математике (счет прямой и обратный, работа с множествами предметов, работа над составом числа, пространственная ориентировка, решение стихотворных задач.);

развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей);

развитие волевой готовности ребенка.

2. Цели и задачи программы

Цели программы:

обучение детей навыкам учебного сотрудничества;

создание условий для успешной адаптации детей в школе;

комплектование первого класса;

предупреждение и преодоление проблем адаптации у детей при переходе на новую ступень развития, сохранение их здоровья и эмоционального благополучия.

Задачи программы:

формирование у детей необходимых для начала обучения в школе знаний, умений и навыков;

развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;

пробуждение у детей любознательности как основы познавательной активности;

психологическая подготовка к последующему школьному обучению

создание условий для адекватного развития будущих первоклассников, их успешной адаптации в школе;

повышение педагогической культуры родителей, дети которых поступают в первый класс;

информированность родителей о проблемах адаптации детей в школе и особенностях кризиса 7 лет;

оказание психологической помощи и поддержки детям и их родителям;

помощь учителю в поиске эффективных путей взаимодействия с будущими первоклассниками в период их адаптации в школе.

          3.Порядок и условия приёма в «Малышкину школу»

        Объявление о приёме в «Малышкину школу» проводится не позднее, чем за две недели до начала её работы.

В школу принимаются дети, которые в следующем учебном году поступают в первый класс.

Зачисление детей в «Малышкину школу» осуществляется на основании добровольного заявления родителей (законных представителей).

          4.Организация образовательного процесса

Данная программа рассчитана на  20  занятий (время проведения-июнь). Занятия проводятся один раз в день.  Занятие рассчитано на 1 час. Занятие состоит из несколько частей, разделённых по виду деятельности. В течение часа учитель проводит несколько динамичных музыкальных подвижных  пауз.

     

Ожидаемые результаты:

1. Адаптационный период у детей, занимающихся в «Малышкиной школе» проходит гораздо мягче и позволяет снять проблемы вхождения в условия школы.

2. Для учителя данная программа даёт возможность:

определить соответствует ли уровень развития детей тем нормам, которые характерны  для их возраста, чтобы спланировать работу по коррекции отклонений в развитии детей и подготовленности их к школьному обучению;

правильного выстраивания индивидуальной траектории развития каждого ребёнка.

знакомство учителя с будущими учениками и их родителями;

обеспечение психического и физического развития детей на том уровне, который необходим для их включения в учебную деятельность;

сокращение адаптационного периода при поступлении ребёнка в школу;

коррекция проблем дезадаптации у некоторых детей;

повышение уровня педагогической компетентности родителей.

                  Содержание программы

Дата

    Мероприятия

Участники

Январь

Изготовление и распространение информационных буклетов в учреждениях дошкольного образования.

Учитель

начальных классов, учитель информатики

Январь-март

Встреча с воспитателями детских садов, составление примерных списков будущих первоклассников.

Знакомство с будущими первоклассниками, посещение занятий в детских садах, установление контакта с детьми.

Учитель начальных классов, воспитатели детских садов.

Февраль

1. Ознакомительное родительское собрание, знакомящее с учебной программой 1 класса, воспитательной программой школы.  

Администрация школы,

учитель начальных классов,  воспитатели детских садов.

Январь-май

1.Индивидуальные консультации для родителей будущих первоклассников.

2.Тестирование будущих первоклассников.

Администрация школы,

учитель начальных классов.

Июнь

1.Огранизация и проведение «Малышкиной школы».

2.Комплектование первого класса.

3.Итоговое родительское собрание.

Учитель начальных классов.

Тематическое планирование

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

1.

Знакомство с детьми. Выявление исходного уровня.

1

2.

Счёт предметов. Графические задания по математике.

Лепка из пластилина «Детская пирамидка»

1

3.

Рассказывание по картине «Осенний день».

Разучивание стихотворения А. Барто.

Обведение по трафарету листьев и их раскрашивание.

Дидактическая игра «Узнай лист дерева».

1

4.

Рисование узоров на нелинованной бумаге.

Разучивание детской песенки «Падают листья».

Конкурс загадок про овощи.

1

5.

Развитие геометрических представлений детей.

Название геометрических фигур.

Штриховка геометрических фигур.

Подготовка счётного материала. Вырезание геометрических фигур для счётного материала.

1

6.

Счёт предметов в прямом и обратном порядке.

Инсценирование сказки «Репка» с помощью масок.

Рисование репки.

1

7.

Упр. на развитие глазомера, чувства строки (соедини точки).

Разучивание детской песенки «Дважды два четыре».

Дидактические игры на знание цветов, деревьев.

1

8.

Развитие пространственных представлений.

Упр. с целью развития мелкой моторики руки.

Аппликация «яблоко»

1

9.

Составление рассказа о домашних животных.

Отгадывание загадок о животных.

Обведение по трафарету животных и их вырезание.

1

10.

Письмо элементов букв. Формирование умений соблюдать наклон.

Разучивание потешек.

Дидактические игры на знание животных

1

11.

Графические упражнения.

Рассказывание по картине «Летние развлечения детей».

Лепка фруктов.

1

12.

Упр.на развитие мелкой моторики руки. Задания «дорисуй, скопируй».

Разучивание  подвижных игр под музыку.

1

13.

Работа с геометрическими фигурами: называние, выявление особенностей фигур. Математическое конструирование из геометрических фигур.

Аппликация «Яблоня».

1

14.

Счёт предметов в пределах 10. Сложение и вычитание предметов.

Разучивание детской песенки.

Обведение по трафарету и вырезание грибов.

1

15.

Подготовительные упр. по обучению грамоте. Вычленение первого звука. Соотнесение звука и картинки.

Развитие мелкой моторики рук. Упр. вида «завяжи узелок», «выполни штриховку»

Разучивание музыкальной подвижной игры.

1

16.

Развитие пространственных представлений.

Графический диктант.

Счёт предметов. Сравнение предметов.

Лепка из пластилина.

1

17.

Обучение рассказыванию по серии картинок сказки «Теремок».

Сюжетно-ролевая игра «магазин игрушек».

Рисование на тему: «Диковинное животное».

1

18.

Подготовительные упр. вида «выполни штриховку», «соедини точки», «продолжи рисунок».

Практические упр. с использование цветных карандашей

Разучивание песни «Первоклассник».

1

19.

Работа с геометрическим материалом.

Аппликация «узор в полосе».

Дидактические игры на внимание.

1

20.

Беседа о празднике 1 сентября.

Аппликация «праздничный букет».

Вырезание воздушных шаров и составление коллективного коллажа.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если ваш ребёнок не хочет идти в школу? Что делать, если Ваш ребенок не хочет идти в школу?

Консультация для родителей. В этой статье хочу поделиться полезной информацией,  рекомендациями для профилактики возможных проблем....

О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ О РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 На базе школы создана инновационная региональная площадка  по инклюзивному обучению. В рамках данного приоритетного направления администрацией школы, членами творческой г...

Каталог музыкальных иллюстраций для начальной школы по программам "Школа 2100" и "Школа России"

Методическая разработка по использованию сопроводительного музыкального материала для иллюстраций по основным предметам в начальной школе....

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Урок №3 по теме: Наша школа. Воскресная школа. Светские и православные традиции школы.

Раздел «Духовные истоки Кубани» учебного предмета «Кубановедение» ...