План работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
материал

Семенова Ирина Тимофеевна

План организации мероприятий для детей , находящихся в трудной жизненой ситуации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_dlya_detey_popavshie_v_trudnye_zhiznennye_situatsii.docx24.39 КБ

Предварительный просмотр:

Семенова И.Т., учитель начальных классов МБОУ ООШ с. Кирюшкино Федоровского района РБ

 Работа с детьми , находящимися в трудной жизненной ситуации

         С начала 90-х годов прошлого века система социально-педагогической поддержки переходит на новый этап развития, целью которого является создание условий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации следующие:

  • обеспечение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей;
  • поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах: обеспечение эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам условий для полноценного духовного и физического развития.

         В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон, безусловно, является самым важным в ряду российских законов о детстве, определяет основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

             Развитие новых типов и видов образовательных, социозащитных учреждений, расширение функций действующих, появление в их структуре новых служб социально-педагогической направленности расширяют потенциальные возможности образовательных учреждений в разработке и использовании инновационных технологий социально-педагогической профилактики, социально-педагогической реабилитации, адаптации, консультирования детей. Необходимым условием в данной ситуации становится умение руководителя с помощью социального педагога, классных руководителей, других членов педагогического коллектива устанавливать и развивать «горизонтальные» социально-педагогические связи на муниципальном уровне с целью максимального использования творческого потенциала, ресурсного обеспечения социальных партнеров.

             Необходимо отметить, что система социально-педагогической поддержки детства складывается как межведомственная, предполагающая взаимодействие учреждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений и учреждений культуры, государственных организаций. Отличительной чертой системы становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой, когда учитываются демографические, социальные, исторические, экономические и другие особенности. Вместе с тем можно выделить ряд основных направлений по обеспечению социально-педагогической поддержки. К этим направлениям относятся:

  • пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;
  • изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
  • выявление запросов, потребностей детей и разработка мер поддержки отдельных учащихся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
  • индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;
  • индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности, в том числе обучение по индивидуальным образовательным программам и планам;
  • организация деятельности детей и подростков разных категорий в свободное от учебы время;
  • организация реабилитационных лагерей для дезадаптированных детей;
  • проведение летних профильных смен (трудовых, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и других учреждений;
  • организация летнего оздоровительного отдыха детей из необеспеченных, многодетных, асоциальных семей;
  • организация работы с одаренными детьми (летние профильные смены, конкурсы, смотры и др.).

      Любую проблему, создавшуюся в обществе, невозможно решить без знания  общей ситуации, картины. Оперативное  реагирование достигает цели только тогда, когда выстроена сама система.    

     Для этого в нашем учреждении на основе планов воспитательной работы педагогов дополнительного образования  создается банк данных детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.Целью Банка является создание системы оперативного реагирования и взаимодействия субъектов системы профилактики по фактам социального неблагополучия семей, несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации, включая детей-сирот, детей,  оcтавшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан.

     Задачи, которые поставлены перед  Банком, в первую очередь преследуют создание механизма оперативного выявления семей и несовершеннолетних «группы особого внимания», обмена информацией между субъектами профилактики социального  неблагополучия семей, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а так же создание системы скоординированных действий по осуществлению комплекса эффективных мероприятий для преодоления ими трудной жизненной ситуации.

              Кроме того, в Банке  находятся данные на детей-сирот, детей из неблагополучных и неполных семей, на детей, которые склонны к правонарушениям и другие категории, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

     Цель Банка  не просто поставить ребенка на учет, а оказать ему всестороннюю поддержку (моральную, психологическую и так далее), направленную на социальное благополучие.

           Основанием для постановки на учет в банк данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания» являются:

  • социально-опасное положение семьи, имеющей детей;
  • не исполнение родителями или  законными представителями своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, жестокое обращение с детьми, отрицательное влияние на поведение детей;
  • безнадзорность и беспризорность несовершеннолетнего, бродяжничество или попрошайничество, пребывание в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних и т.п. учреждениях;
  • совершение несовершеннолетними антиобщественных действий, правонарушений и преступлений, в том числе обвиняемые и подозреваемые;
  • постановка несовершеннолетнего на внутришкольный учет.

 

       Не секрет то, что в последние двадцать лет многие члены семей в силу объективных и субъективных факторов не уделяли семейным ценностям должного внимания. Результатом такого отношения явился распад семей, увеличение количества одиноких родителей, которым материально и психологически очень трудно поднимать, воспитывать несовершеннолетних детей.     В  Банке учтены семьи, страдающие алкоголизмом. Ведь именно в таких семьях зарегистрировано самое большое количество случаев жестокого обращения с детьми. Это не вмешательство в семью, а защита ее от пагубной зависимости.

       Счастье детей зависит от благополучия семьи, как с материальной точки зрения, так и морально-нравственной. Если  ребенок счастлив, то в нем меньше агрессии, злобности, стремления сделать другим так же больно, как и ему.  Мы все стремимся к созданию таких условий, чтобы наш ребенок рос счастливым в семье и только в семье.

В планах воспитательной работы пдо отражены сведения о родителях, многодетных семьях, в  каждом творческом объединении составлены социальные         паспорта, включающие в себя данные о семьях без матери, без отца, обучающихся группы риска: состоящие на внутришкольном контроле, на учете ПДН,КДН, неблагополучные семьи, в которых родители пьют, не оказывают детям должного внимания, малоообеспеченные семьи, дети, которым необходима материальная помощь, многодетные семьи, на опекунстве, асоциальные семьи.  

                                             

План работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации на 2019-2020 учебный год

№ п/п

Наименование мероприятий

Сроки проведения

Ответственные

  1. 1.

Организационные мероприятия

Создание банка данных о семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей «группы риска»

В течение года

Зам. по УВР, пдо

  1. 2

Сверка списка обучающихся, неблагополучных семей, состоящих на ВШУ, ПДН, КДН . Формирование банка

данных на этих обучающихся

В течение

года

Зам. по УВР, пдо

  1. 4

Сбор  информации  о  занятости  в каникулярное  время  обучающихся, состоящих на разных формах учета

Перед

каникулам

и (в тече-

ние года)

Зам. по УВР, пдо

  1. 5

Разработка  плана работы с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей «группы риска»

сентябрь

Зам. по УВР, пдо

  1. 6

Мероприятия, направленные на совершенствование профилактики безнадзорности и предупреждение совершения правонарушений

Организация и проведение воспитательных мероприятий, дней здоровья (беседы, спортивные состязания, интеллектуальные игры),

Согласно планам воспитательной работы

пдо

организация работы с одаренными детьми (участие в профильных сменах, конкурсах, смотрах ,олимпиадах  и др.).

постоянно

Директор,

Зам.директора по ВР,

пдо

  1. 8

Организация и проведение бесед на родительских собраниях по проблемам безнадзорности и злоупотреблению ПАВ среди несовершеннолетних:

  • «Антиникотиновое и антиалкогольное воспитание обучающихся» ;
  • «О нравственных и безнравственных поступках и их последствиях»;

1 раз в полугодие

Директор,

Зам.директора по ВР,

пдо

  1. 9

Организация  встреч  с  инспектором

ПДН,  специалистами  служб  и

ведомств системы профилактики

Октябрь,

Март

,май

Администрация  МБОУ

Инспектор ПДН, РОВД, ЦРБ., Ст. следователь следственного комитета по г.Мариинску

  1. 11

Открытые занятия (Родительские недели)

Октябрь, апрель

Администрация МБОУ

  1. 13

Привлечение родительской     общественности к управлению  через работу Совета учреждения

Постоянно

Администрация МБОУ

Оказание социально-педагогической и психологической поддержки детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации

Постоянно

пдо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации( из опыта работы0...

План работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации

В данном плане отражена воспитательная работа с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Он предназначен также для детей "группы риска"....

«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»

«Роль классного руководителя в профилактической работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации»...

План работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально-опасном положении

ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА»  на 2018-2019 учебный год...

Программа работы с детьми, попавшие в трудные жизненные ситуации

Рабочая программа по работе с детьми, попавшие в трудные жизненные ситуациии. Изменения социально-экономической ситуаци с и в стране, социальная дифференциация, которая происходит в обществе, оказали ...

Организация адресной работы с обучающимися, находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьями через использование социально – педагогических технологий

Организация адресной работы с обучающимися,находящимися в трудной жизненной ситуации и их семьямичерез использование социально – педагогических технологий...