Рабочая программа по шахматам
календарно-тематическое планирование (1, 2 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. АЛАГИРА
СОГЛАСОВАНО Зам. директора школы по ВР __________ Цаллагова М. С. «____»___________2019 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора школы по УВР ___________ Савлохова Р. В. «____»____________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №2 ___________Коченова Л. Ч. от «___»__________2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Предмет: | шахматы |
Класс: | 1 – 4 классы |
Уровень: | базовый (ФГОС НОО) |
Учебный год: | 2019 – 2020 |
Составитель: | учитель начальных классов, учитель первой категории Черчесова Д. М. |
г. Алагир, 2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Шахматы» разработана для 1 – 4 классов общеобразовательной школы на основе:
- Федерального Закона от 12 декабря 2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закона Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 года № 61-РЗ «Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях» (в редакции изменений №1, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 июня 2011 г. № 85);
- Приказа о внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 31 декабря 2015 г. № 1576.
- Фундаментального ядра содержания общего образования;
- Учебного плана МБОУ СОШ № 2 г. Алагир на 2019 – 2020 учебный год;
- Рабочей программы. 1–4 годы обучения: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Е. А. Прудникова, Е. И. Волкова. – М.: Просвещение, 2017
Целью программы является создание условий для гармоничного когнитивного развития детей младшего школьного возраста посредством массового их вовлечения в шахматную игру.
Задачи программы подразделяются на общие, образовательные, оздоровитель-ные и воспитательные.
Общие задачи направлены на:
– массовое вовлечение детей младшего школьного возраста в шахматную игру;
– приобщение детей младшего школьного возраста к шахматной культуре;
– открытие новых знаний, формирование умений и навыков игры в шахматы;
– выявление, развитие и поддержка одарённых детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами, в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;
Образовательные задачи способствуют:
– приобретению знаний из истории развития шахмат;
– постижению основ шахматной игры, получению знаний о возможностях шахматных фигур, особенностях их взаимодействия;
– овладению приёмами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приёмами в типовых положениях;
– освоению принципов игры в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле;
– знакомству с методами краткосрочного планирования действий во время партии;
– изучению приёмов и методов шахматной борьбы с учётом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.
Оздоровительные задачи направлены на формирование:
– представлений об интеллектуальной культуре вообще и о культуре шахмат в частности;
– первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
Воспитательные задачи способствуют:
– приобщению детей к самостоятельным занятиям интеллектуальными играми и использованию их в свободное время;
– воспитанию положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;
– формированию у детей устойчивой мотивации к интеллектуальным занятиям.
Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение материала в течение 135 ч.: в 1 классе – в течение 33 часов, во 2–4 классах – в течение 34 часов.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Программа «Шахматы в школе» предусматривает достижение школьниками начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, ме-тапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения программы отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
– формирование основ российской, гражданской идентичности;
– ориентацию на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации;
– наличие чувства прекрасного;
– формирование основ шахматной культуры;
– понимание важности бережного отношения к собственному здоровью;
– наличие мотивации к творческому труду, работе на результат;
– готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
– уважительное отношение к иному мнению;
– приобретение основных навыков сотрудничества со взрослыми людьми и сверстниками;
– воспитание этических чувств доброжелательности, толерантности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам и обстоятельствам других людей;
– умение управлять своими эмоциями;
– дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
– формирование навыков творческого подхода при решении различных задач, стремление к работе на результат;
– оказание бескорыстной помощи окружающим.
Метапредметные результаты освоения программы характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные УУД:
– умение с помощью педагога и самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель деятельности в области шахматной игры;
– владение способом структурирования шахматных знаний;
– способность выбрать наиболее эффективный способ решения учебной задачи в конкретных условиях;
– умение находить необходимую информацию;
– способность совместно с учителем ставить и формулировать задачу, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблемы творческого или поискового характера;
– умение моделировать, а также владение широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
– способность строить логические цепи рассуждений, анализировать и просчитывать результат своих действий, воспроизводить по памяти информацию, устанавливать причинно-следственные связи, предвидеть реакцию соперника, сопоставлять факты, концентрировать внимание, находить нестандартные решения.
Коммуникативные УУД:
– умение находить компромиссы и общие решения, разрешать конфликты на основе согласования различных позиций;
– способность формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности;
– умение донести свою точку зрения до других и отстаивать собственную позицию, а также уважать и учитывать позицию партнёра (собеседника);
– возможность организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
Регулятивные УУД:
– умение планировать, контролировать и объективно оценивать свои умственные, физические, учебные и практические действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
Предметные результаты освоения программы характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения учебного предмета «Шахматы в школе».
B результате освоения обязательного минимума знаний при обучении по данной– приобрести знания из истории развития шахмат, представления о роли шахмат их значении в жизни человека;
– владеть терминологией шахматной игры, понимать функциональный смысл и направленность действий при закреплении изученного шахматного материала;
– приобрести навык организации отдыха и досуга с использованием шахматной игры.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Теоретические основы и правила шахматной игры.
История шахмат.
Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения и развития шахматной игры, её роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.
Базовые понятия шахматной игры
Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.
Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигурой, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приёмы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при программе обучающиеся начальной школы (1–4 классы) должны: равносторонних и разносторонних рокировках, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.
Практико-соревновательная деятельность.
Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист-спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности.
К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:
– уметь объяснять шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые и чёрные, ход, взя-тие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
– знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятия каждой фигуры;
– иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнёра;
– ориентироваться на шахматной доске;
– играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
– правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
– правильно расставлять фигуры перед игрой;
– различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
– рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;
– знать, что такое ничья, пат и вечный шах;
– знать «цену» каждой шахматной фигуры;
– усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзём и ладьёй, ферзём и королём;
– владеть способом взятия на проходе;
– записывать шахматную партию;
– уметь играть целую шахматную партию с партнёром от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнёра.
К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:
– уметь видеть нападение со стороны партнёра, защищать свои фигуры, нападать и создавать угрозы;
– защищать свои фигуры от нападения и угроз;
– решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигуры, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;
– ставить мат одинокому королю ладьёй и королём;
– разыгрывать шахматную партию с партнёром от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;
– реализовывать большое материальное преимущество.
К концу третьего учебного года (третьего класса) учащиеся должны:
– владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;
– понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;
– знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;
– уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
К концу четвёртого учебного года (четвёртого класса) учащиеся должны:
– владеть основными шахматными понятиями;
– владеть основными элементами шахматной тактики и техники расчёта вариантов в практической игре;
– находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два–три хода;
– знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте; открытые дебюты и их теоретические варианты;
– уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках;
– разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции;
– уметь реализовывать материальное преимущество;
– принимать участие в шахматных соревнованиях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС
№ | Тема | Кол-во часов | Дата прохождения | ||
План | Факт | ||||
Шахматы – мои друзья. История возникновения шахмат | 1 | ||||
Шахматная доска | 1 | ||||
Горизонталь | 1 | ||||
Вертикаль | 1 | ||||
Диагональ | 1 | ||||
Шахматная нотация | 1 | ||||
Шахматные фигуры и начальная позиция | 1 | ||||
Ладья | 1 | ||||
Слон | 1 | ||||
Ферзь | 1 | ||||
Конь | 1 | ||||
Пешка | 1 | ||||
Превращение пешки | 1 | ||||
Король | 1 | ||||
Ценность фигур | 1 | ||||
Нападение | 1 | ||||
Взятие. Взятие на проходе | 1 | ||||
Шах и защита от шаха | 1 | ||||
Мат | 1 | ||||
Пат – ничья | 1 | ||||
Рокировка | 1 | ||||
Основные принципы игры в начале партии | 1 | ||||
Мат двумя ладьями одинокому королю | 1 | ||||
Мат ферзём и ладьёй одинокому королю | 1 | ||||
Мат ферзём и королём одинокому королю | 1 | ||||
Материальное преимущество | 1 | ||||
Нарушение основных прин- | 1 | ||||
Партии-миниатюры | 1 | ||||
Запись шахматной партии | 1 | ||||
Шахматный этикет | 1 | ||||
Шахматный турнир | 1 | ||||
Шахматный турнир | 1 | ||||
Шахматный турнир | 1 | ||||
Итого: 33 часа |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС
№ | Тема | Кол-во часов | Дата прохождения | ||
План | Факт | ||||
Из истории шахмат. Чемпионы мира по шахматам и выдающиеся шахматисты мира. | 1 | ||||
Шахматные фигуры (повторение). | 1 | ||||
Нападение в шахматной партии. Шах и защита от него. Рокировка (повторение) | 1 | ||||
Мат. Пат. Мат одинокому королю королём и ладьёй. Мат в один ход (повторение). | 1 | ||||
Защита в шахматной партии: уход из-под нападения, уничтожение атакующей фигуры, защита фигуры. | 1 | ||||
Защита в шахматной партии: перекрытие, контрнападение. | 1 | ||||
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | ||||
Тактический приём «двойной удар». | 1 | ||||
Тактический приём «связка». | 1 | ||||
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | ||||
Тактический приём «ловля фигуры». | 1 | ||||
Тактический приём «сквозной удар». | 1 | ||||
Мат на последней горизонтали. | 1 | ||||
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | ||||
Тактический приём «открытый шах». | 1 | ||||
Тактический приём «двойной шах». | 1 | ||||
Шахматный турнир. | 1 | ||||
Шахматный турнир. | 1 | ||||
Шахматный турнир. | 1 | ||||
Шахматный турнир. | 1 | ||||
Основы игры в дебюте: дебютные ловушки. | 1 | ||||
Основы игры в дебюте: атака на короля. | 1 | ||||
Основы игры в дебюте: атака на короля. | 1 | ||||
Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | 1 | ||||
Основы эндшпиля: реализация большого материального преимущества. | 1 | ||||
Основы анализа шахматной партии. | 1 | ||||
Основы анализа шахматной партии. | 1 | ||||
Основы анализа шахматной партии. | 1 | ||||
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | ||||
Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли? | 1 | ||||
Шахматный турнир | 1 | ||||
Шахматный турнир | 1 | ||||
Шахматный турнир | 1 | ||||
Шахматный праздник | 1 | ||||
Итого: 34 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-61284-1476086822.jpg)
Внеклассное мероприятие по шахматам "Сказка про шаха и про шахматы".
Разработка сценария мероприятия по шахматам....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/02/picture-330768-1386004746.jpg)
Рабочаяпрограмма по технологии. 1 класс
Данная рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе:-федерального закона «Об образовании в РФ» от 12 декабря 2012 года № 273-ФЗ;-федерального государственного стандар...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/08/picture-1004707-1518083712.jpg)
Педагогический опыт работы учителя шахмат «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников».
Педагогический опыт работы учителя шахмат. «Шахматы как форма развития интеллектуальных способностей младших школьников»....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/12/picture-947416-1515778792.jpg)
Урок шахмат "Шахматы.Шахматная доска. Шахматные фигуры"
Методическая разработка в рамках программы внеурочной деятельности "Шахматный Всеобуч"....
Универсальный тренажер для "мыслительных мускулов" – шахматы и Помогают ли шахматы успеваемости ребенка в школе?
ull;В современном мире все больше детей увлекается физическими видами спорта и совсем забыли, что шахматы тоже вид спорта, только умственный. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помога...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...
рабочаяпрограмма по внеурочной деятельности
рабочие прогрыммы по внеурочной деятельности для учащихся 1-4 классов...