Проект перспективного развития учебного кабинета (проект развития пространственно-развивающей среды учебного кабинета)
материал (2 класс)
Современные подходы к организации образовательного процесса предполагают реализацию социальных запросов общества. Социализация ученика происходит за счет обеспечения образовательного взаимодействия ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с самим собой, информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимодействия и становится современный кабинет. Каково содержание учебно-методического комплекса кабинета начальных классов и как оно может быть изменено? Каким он может стать, отличаясь от общепринятого представления?
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«Каменск-Уральский педагогический колледж»
Проект перспективного развития
учебного кабинета
(проект развития пространственно-развивающей среды учебного кабинета)
Составитель: Кочеткова Анастасия Олеговна
Группа: 46 А
Специальность 44.02.05
«Коррекционная педагогика
в начальном образовании»
2019 год
1 Паспорт проекта перспективного развития учебного кабинета
Наименование проекта | Проект перспективного развития МБОУСОШ № 17 на 2019-2020 учебный год |
Цели проекта | проанализировать состояние кабинета, его готовность к обеспечению требований стандартов образования, определить основные направления работы по приведению учебного кабинета в соответствие требованиям учебно-методического обеспечения образовательного процесса. |
Задачи проекта |
различных видов деятельности. |
Источники финансирования проекта | Бюджет школы |
Ожидаемые конечные результаты |
|
Система контроля за выполнением проекта | Функцию контроля осуществляет Школьная аттестационная комиссия |
- Аннотация
В современных условиях мы понимаем, что знания - это не цель, а средство достижения другой цели - развития ребенка. Развитие - это не само знание, а умение его добывать, им пользоваться, умение его анализировать.
Современные подходы к организации образовательного процесса предполагают реализацию социальных запросов общества. Социализация ученика происходит за счет обеспечения образовательного взаимодействия ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с самим собой, информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимодействия и становится современный кабинет. Каково содержание учебно-методического комплекса кабинета начальных классов и как оно может быть изменено? Каким он может стать, отличаясь от общепринятого представления?
Традиционно ученики начальных классов обучаются в России в условиях кабинетной системы. Школьный учебный кабинет за последние десятилетия успешно эволюционирует от стандартного места трансляции знаний и умений к пространству, обеспечивающему разнообразную деятельность учеников, различные формы взаимодействия в системах «учитель — ученик» и «ученик — ученик».
Изменения в законодательных актах, касающихся содержания, оборудования и условий работы в кабинетах, отражают практически все аспекты модернизации образования. Так, параметры оценки кабинета становятся все разнообразнее, соответствуя экологическим требованиям к условиям организации образовательного процесса. Эти требования выполняются учителем при проведении внутришкольного контроля, в работе аттестационных комиссий и отслеживается членами жюри смотров и конкурсов.
Введение. Общая характеристика учебного кабинета.
ФИО заведующего кабинетом: Кочеткова Анастасия Олеговна
ФИО учителей, работающих в кабинете: -
Месторасположения кабинета – 1 этаж
Площадь кабинета – 52 кв. м
Число посадочных мест – 30 мест
Расписание занятости кабинета
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
9.00-12.20 | 9.00-12.20 | 9.00-12.20 | 9.00-13.20 | 9.00-12.20 |
1 Урочные часы работы кабинета.
№ ур | понедельник | вторник | среда | четверг | Пятница |
1 | русский язык | русский язык | литературное чтение | литературное чтение | литературное чтение |
2 | математика | математика | русский язык | физ-ра | русский язык |
3 | литературное чтение | окружающий мир | окружающий мир | русский язык | физ-ра |
4 | технология | физ-ра | ИЗО | математика | Математика |
5 | музыка |
Расписание занятий по внеурочной деятельности на 2018-2019 г.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Кружок «Умелые руки» 12.45 - 13.20 | Кружок «Развитие речи» 12.45 - 13.20 | «Час искусства» 12.45 - 13.20 | Работа экологического кружка «Мой край –Приморье» | Классные часы 12.45 - 13.20 |
Информационно-техническое оснащение образовательного процесса
Оборудование кабинета
Технические средства обучения
Таблицы
№ п/п | Класс | Название | Количество экземпляров |
Таблицы по математике | |||
1 | 1 | Состав числа первого десятка | 1 |
2 | 2-4 | Меры величин | 1 |
3 | 3 | Сложение с переходом через десяток | 1 |
4 | 3,4 | Деление круга на части: две, три. четыре, пять, шесть. | 1 |
5 | 4 | Доли | 1 |
Таблицы по русскому языку | |||
1 | 1 | Правила списывания | 1 |
2 | 1 | Слоговая таблица для чтения | 1 |
3 | 1 | Гласные звуки и буквы | 1 |
4 | 2 | Имена существительные одушевленные и неодушевленные | 1 |
5 | 2 | Часть речи – имя прилагательное | 1 |
6 | 4 | Как определить спряжение глаголов | 1 |
7 | 4 | Три склонения имен существительных | 1 |
Таблицы по изобразительному искусству | |||
1-3 | Учимся рисовать природу | 1 | |
2-4 | Учимся рисовать человека | 1 | |
2-4 | Учимся рисовать диких животных | 1 | |
3-4 | Учимся рисовать машины | 1 | |
1-2 | Рисование узора в полосе | 1 | |
1-2 | Рисование пирамидки | 1 | |
3 | Узор в полосе (Хохлома) | 1 | |
2-3 | Рисование фруктов и овощей | 1 | |
4 | Узор в полосе (Гжель) | 1 | |
4 | Рисование листа клёна | 1 | |
4 | Рисование кувшина | 1 | |
Таблицы по технологии | |||
2 | Деление листа бумаги на части | 1 | |
1-3 | Приёмы резания бумаги ножницами | 1 | |
Таблицы по окружающему миру | |||
Здоровый образ жизни. | 1 | ||
3 | Времена года | 1 | |
3 | Круговорот воды в природе | 1 | |
3 | Дни недели. | 1 | |
4 | Смена времена времен года | 1 | |
4 | Правильное питание :пища полезная и вредная | 1 | |
4 | Природные зоны. Арктическая пустыня, Природные зоны. Тундра, Природные зоны. Лесная зона (тайга), Природные зоны. Степь, Природные зоны. Пустыня | 1 |
Иллюстрации
№ п/п | Название | Количество экземпляров |
Иллюстрации «Русские народные сказки» | 30 | |
Иллюстрации «Перелетные и зимующие птицы» | 25 | |
Иллюстрации «Дикие животные» | 20 | |
Иллюстрации «Домашние животные» | 10 | |
Иллюстрации «Насекомые» | 16 | |
Иллюстрации «Рыбы» | 18 | |
Иллюстрации «Времена года» | 12 | |
Иллюстрации «Профессии» | 16 | |
Иллюстрации «Специальные машины» | 15 |
Портреты
№ п/п | Класс | Автор | Количество экземпляров |
1-4 | А.С. Пушкин | 1 | |
1-4 | А.Л.Барто | 1 | |
1-4 | В.Д.Берестов | 1 | |
1 | Б.В.Заходер | 1 | |
1-4 | М.М.Пришвин | 1 | |
1-4 | В.В.Бианки | 1 | |
1-4 | С.В. Михалков | 1 | |
1-4 | С.Я. Маршак | 1 | |
1-4 | И.Суриков | 1 | |
1 | К.Д. Ушинский | 1 | |
4 | М. Ю. Лермонтов | 1 | |
4 | В.А. Жуковский | 1 | |
4 | П.П. Ершов | 1 | |
1 | К.И. Чуковский | 1 | |
4 | Ф.И. Тютчев | 1 | |
4 | И.А. Крылов | 1 | |
1 | Л.Н. Толстой | 1 | |
1, 4 | Б.С. Житков | 1 | |
4 | С.А. Есенин | 1 | |
4 | А.П. Чехов | 1 | |
4 | Н.А. Некрасов | 1 | |
4 | А.А. Фет | 1 | |
4 | А.Н. Плещеев | 1 | |
4 | Е.Л.Шварц | 1 | |
4 | А.П.Гайдар | 1 | |
1,4 | Ш.Д.Перро | 1 | |
1,4 | Г.Х.Андерсен | 1 | |
4 | В.В. Голявкин | 1 | |
4 | В.Ю.Драгунский | 1 | |
4 | Марк Твен | 1 | |
4 | М.М.Зощенко | 1 | |
1,4 | В.А.Осеева | 1 | |
4 | В.Ф.Одоевский | 1 | |
4 | С.Т.Аксаков | 1 | |
4 | Е.А.Баратынский | 1 | |
4 | В.М.Гаршин | 1 | |
4 | С.Д.Дрожжин | 1 | |
4 | А.Н.Майков | 1 | |
4 | Д.Н.Мамин -Сибиряк | 1 | |
4 | И.З. Суриков | 1 |
Репродукции
№ п/п | Класс | Автор | Название картины | Количество экземпляров |
1-4 | А.К.Саврасов | Грачи прилетели | 1 | |
В.Д. Поленов | Московский дворик | 1 | ||
Витязь на распутье | 1 | |||
И.И. Левитан | Март | 1 | ||
Золотая осень | 1 | |||
Большая вода | 1 | |||
В.И. Суриков | Взятие снежного городка | 1 | ||
К.А. Коровин | Зимой | 1 | ||
В.М. Васнецов | Алёнушка | 1 | ||
И.И.Шишкин | Утро в сосновом лесу | 1 | ||
Рожь | 1 | |||
К.Ф. Юон | Мартовское солнце | 1 | ||
Конец зимы | 1 | |||
Ф.А. Васильев | Мокрый луг | 1 | ||
К.Е. Маковский | Дети, бегущие от грозы. | 1 | ||
И.К.Айвазовский | Девятый вал | 1 |
Карты, атласы
№ п/п | Класс | Название | Количество экземпляров |
3,4 | Физическая карта мира | 1 | |
3,4 | Физическая карта России | 1 | |
3,4 | Природные зоны России | 1 | |
3,4 | Атлас мира для школьника | 6 |
Коллекции, гербарии
№ п/п | Название | Количество экземпляров |
Гранит его составные части | 1 | |
Коллекция «Шерсть» | 1 | |
Коллекция образцов бумаги и картона | 1 | |
Коллекция «Хлопок» | 1 | |
Полезные ископаемые | 1 |
Дидактический материал( самодельный)
№ | Название | Класс |
1 | Карточки трудных для написания слов и их толкование. | 1-4 |
2 | Карточки- задания для развития логического мышления. | 1-4 |
3 | Ребусы. | 1-4 |
4 | Счётный материал. | 1 |
5 | Образцы поделок и шаблоны к ним (технология) | 1-4 |
6 | Демонстрационные карточки печатных и письменных букв | 1 |
7 | Демонстрационные карточки цифр от 0 до 10. | 1 |
8 | Карточки- задания по русскому языку. | 1-4 |
9 | Карточки- задания по математике. | 1-4 |
10 | Лента букв. | 1 |
11 | Поэтапное изображение предметов к уроку изо | 2-4 |
12 | Раздаточный материал | 1-2 |
Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета начальных классов
№ | Наименование ТСО | Марка |
1. | Компьютер Монитор Клавиатура Системный блок | |
2 | Музыкальный центр | |
3 | Нэтбук | Lenovo |
4 | Проектор |
Оформление кабинета
Техника безопасности и охрана труда в кабинете
Требования по охране труда и технике безопасности
к учебным кабинетам
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение является локальным правовым актом и регулирует деятельность учебных кабинетов.
1.2. Настоящее положение разработано в соответствии с Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) ,утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 5ноября 2002г., Письмом Министерства образования и науки РФ от 1апреля 2005г. № 03-417«О Перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений».
1.3. Учебный кабинет — это учебное помещение, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводится учебная, индивидуальная и внеклассная работа с обучающимися в полном соответствии с действующими государственными образовательными стандартами, учебными планами и программами, а также методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса.
1.4. Оборудование учебного кабинета должно позволять вести эффективное преподавание предмета при всем разнообразии методических приемов и педагогических интересов учителей.
1.5. Занятия в учебном кабинете должны служить формированию у обучающихся:
- современной картины мира,
- общеучебных умений и навыков,
- обобщенного способа учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности,
- потребности в непрерывном, самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями,
- ключевых компетенций — готовности обучающихся использовать полученные общие знания, умения и способности в реальной жизни для решения практических задач,
- теоретического мышления, памяти, воображения, а также воспитанию обучающихся, направленному на формирование у них коммуникабельности и толерантности.
II. Организация деятельности заведующего учебным кабинетом.
2.1. Заведующим учебным кабинетом назначается один из наиболее квалифицированных преподавателей данного предмета.
2.2. Заведующий учебным кабинетом назначается и снимается с занимаемой должности приказом директора ОУ.
2.3. Оплата за заведование кабинетом осуществляется на основании Положения об оплате труда.
2.4. Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется:
- Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 года.
- Правилами внутреннего трудового распорядка,
- Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10),
- Настоящим Положением,
- Должностной инструкцией.
2.5. Заведующий кабинетом организует оформление кабинета, которое по возможности должно быть выполнено профессионалом и иметь единый стиль оформления.
2.6. Школьная аттестационная комиссия проводит смотр кабинетов два раза в год, по результатам которого пишется справка или издается приказ.
Смотр кабинетов осуществляется согласно следующих критерий:
А) соблюдение санитарно-гигиенических норм:
- чистота кабинета,
- исправная мебель,
- озеленение,
- наличие системы проветривания,
- соблюдение техники безопасности,
- наличие инструкций по технике безопасности,
- наличие правил поведения в кабинете,
- наличие первичных средств пожаротушения и аптечки для оказания доврачебной помощи.
Б) документация
- наличие паспорта кабинета,
- расписание работы кабинета
Б) оформление кабинета
- постоянные экспозиции по профилю кабинета,
- временные экспозиции,
- уют.
В) методический отдел
- систематизация дидактического и раздаточного материала,
- творческие работы обучающихся,
- наличие методической литературы по предмету,
- наличие памяток для обучающихся.
III. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета
3.1 Учебный кабинет должен быть укомплектован учебным оборудованием, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых ОУ.
3.2 Учебный кабинет должен быть обеспечен учебниками, дидактическим и раздаточным материалом, необходимым для выполнения учебных программ, реализуемых ОУ.
3.3 В учебном кабинете в открытом доступе должны находиться материалы, содержащие минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки (стандарта образования); образцы контрольно-измерительных материалов (КИМов) для определения усвоения требований образовательного стандарта.
3.4 Учебный кабинет должен быть обеспечен комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ для диагностики выполнения требований базового и повышенного уровня образовательного стандарта.
3.5 На стендах в учебном кабинете могут быть размещены:
- требования, образцы оформления различного вида работ (лабораторных, творческих, контрольных, самостоятельных и т.п.) и их анализ;
- варианты заданий олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов по профилю кабинета и их анализ;
- рекомендации по организации и выполнению домашних заданий;
- рекомендации по подготовке к различным формам диагностики;
- требования техники безопасности.
V. Права и обязанности участников образовательного процесса
5.1. Администрация обязана:
- определять порядок использования оборудования учебных кабинетов,
- следить за выполнением требований к санитарно-гигиеническим характеристикам и нормами техники безопасности,
- обеспечивать сохранность оборудования кабинета во внеурочное время и санитарно-гигиеническое обслуживание кабинета по окончании учебных занятий.
5.2. Заведующий учебным кабинетом обязан:
- обеспечивать здоровье и безопасность жизнедеятельности обучающихся во время проведения уроков, консультаций, элективных курсов и иных мероприятий, предусмотренных учебным планом и планом воспитательной работы,
- принимать своевременные меры по ремонту и эстетическому оформлению кабинета с привлечением внебюджетных средств,
- принимать меры, направленные на обеспечение кабинета необходимым оборудованием и приборами согласно учебным программам,
- содержать кабинет в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предъявляемыми к школьному кабинету,
- способствовать развитию материально-технической базы кабинета в соответствии с его спецификой,
- следить за чистотой кабинета, проводить генеральную уборку силами обучающихся класса (по согласованию с родителями), закрепленного за кабинетом,
- следить за озеленением кабинета,
- обеспечивать наличие системы проветривания, следить за ее исправностью,
- составлять перспективный план развития кабинета на 3 года и план развития и работы кабинета на текущий учебный год, вести контроль за выполнением данных планов,
- обеспечивать надлежащий уход за имуществом кабинета,
-обеспечивать своевременное списание в установленном порядке пришедшего в негодность оборудования, приборов и другого имущества,
- организовывать внеклассную работу по предмету (консультации, дополнительные занятия, заседания клубов и др.), отражать ее в расписании работы кабинетов,
- обеспечивать соблюдение правил техники безопасности, наличие правил поведения в кабинете, проводить соответствующие инструктажи с обучающимися с отметкой в журнале, где это предусмотрено,
- вести инвентарную ведомость кабинета,
- проводить работу по созданию банка творческих работ учителя и обучающихся.
Должностная инструкция заведующего учебным кабинетом.
1.Общие положения:
1.1 Учебный кабинет предназначен для организации учебно-воспитательного процесса с учащимися в соответствии с расписанием занятий в данном кабинете, а также методической работы.
1.2. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Типового положения об общеобразовательном учреждении, Устава МБОУ «Сокольчинская СОШ №3», Положения об учебном кабинете.
1.3 Заведующий учебным кабинетом назначается приказом директора школы из числа учителей, по представлению руководителя МО, курирующего данный цикл, на основании личного заявления.
1.4. Заведующий учебным кабинетом подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.
1.5. В своей работе заведующий учебным кабинетом руководствуется правилами и нормами охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей Инструкцией.
3.2.Должностные обязанности:
Заведующий учебным кабинетом выполняет следующие обязанности:
2.1 планирует работу учебного кабинета, в том числе организацию методической работы;
2.2 максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления образовательного процесса;
2.3 выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению технических средств обучения, пособий, демонстрационных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного оборудования, других средств обучения;
2.4 принимает на хранение материальных ценностей учебного кабинета, ведёт их учёт в установленном порядке; делает заявку на списание устаревшего и испорченного оборудования
2.5 делает заявки на ремонт, на замену и восполнение средств обучения,
2.6 осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета в соответствии с СанПиН;
2.7 проводит инструктаж обучающихся в учебном кабинете с обязательной регистрацией в журнале установленного образца;
2.8 периодически пересматривает (по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет) инструкции по охране труда, представляет их на утверждение директору;
2.10 контролирует оснащение учебного кабинета противопожарным имуществом, рабочей одеждой, оформляет уголок по охране труда и ТБ, правилам поведения для учащихся;
2.11 не допускает проведение занятий, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья обучающихся и работников школы с извещением об этом заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе;
2.12 ведёт документацию:
- паспорт кабинета;
- график работы кабинета;
- план работы кабинета на учебный год;
- перспективный план развития кабинета;
- папка инструктажей по охране труда и ТБ;
- журнал регистрации инструктажей по охране труда
3.3. Права:
Заведующий учебным кабинетом имеет право:
3.1 вносить предложения по улучшению условий труда и учебы для включения в соглашение по охране труда;
3.2. на обеспечение соответствующим оборудованием, инструментами, материалами,
индивидуальными средствами защиты и спецодеждой по установленным нормам;
3.3. запрещать использование неисправных и опасных объектов эксплуатации
(оборудования, машин, механизмов, приборов, конструкций и т.п.);
3.4. отказаться от проведения опасных для жизни и здоровья работ в условиях, когда отсутствуют и (или) не могут быть приняты необходимые меры безопасности;
3.5 обращаться к родителям за помощью в проведении ремонтных работ;
3.6 привлекать внебюджетные средства для развития материально-технической базы школы в пределах действующего законодательства;
3.7 получать компенсационные доплаты за заведование кабинетом в размерах, предусмотренных Положением об оплате труда в МБОУ « Сокольчинской СОШ №3».
4. Ответственность:
4.1 несёт ответственность за соблюдение правил техники безопасности, охрану жизни и здоровья детей;
4.2 несёт ответственность за нецелевое использование кабинета, за срыв учебных занятий в кабинете;
4.3 за виновное причинение материального ущерба в связи с неисполнением своих должностных обязанностей несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
5.Взаимоотношения. Связи по должности:
Заведующий учебным кабинетом:
5.1. работает в течение учебного дня за пределами времени должностных обязанностей учителя согласно графику и плану работы кабинета;
5.2 согласует график и план работы кабинета с заместителем директора по учебно-воспитательной работе;
5.3 согласует работу кабинета во внеурочное время с дежурным администратором;
5.4 согласует план ремонтных работ и материально-техническое оснащение кабинета с начальником хозяйственного отдела школы;
5.5 проходит инструктаж по охране труда и технике безопасности под руководством уполномоченного по охране труда.
5.6 немедленно сообщает дежурному администратору о каждом несчастном случае.
Правила пользования кабинетом
- Кабинет должен быть открыт за 15 минут до начала занятий.
- Открывает кабинет учитель.
- Обучающиеся должны находиться в кабинете только в присутствии учителя.
- Садиться на своё место, согласно схеме посадки, установленной классным руководителем.
- Соблюдать порядок на своём рабочем месте, не загромождать проходы сумками и портфелями, размещать их на специально отведённых местах
- В классах заходить только в чистой сменной обуви, без верхней одежды.
- На перемене соблюдать дисциплину и порядок.
- В классе не бегать.
- Не открывать окна и не сидеть на подоконниках.
- Не играть колющими и режущими предметами.
- Не пользоваться посторонними предметами, предоставляющими опасность для жизни детей.
- Бережно относиться к имуществу, находящемуся в учебном кабинете.
- Во время перемены в классе остаются только дежурные, которые помогаю учителю подготовить кабинет к следующему уроку (проветривание, протереть доску, разложить на парты необходимые для урока материалы).
- При выявлении неисправностей в кабинете, нарушении норм безопасности, травмировании обучающихся, недомогании немедленно сообщить учителю.
- В экстренных ситуациях соблюдать спокойствие, внимательно выполнять указания учителя.
- Эвакуация из кабинета проходит согласно плана эвакуации школы.
- Эвакуация проводится в следующем порядке:
- обучающиеся ряда у стены, среднего ряда, ряда у окна;
- при выходе из класса соблюдать спокойствие, организованность и порядок.
Санитарно-гигиенические требования
к кабинету начальных классов
2.4 Требования к помещениям и оборудованию кабинета начальных классов
2.4.1. В зависимости от назначения учебных помещений могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной расстановкой столов).
2.4.2. Каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом за партой или столом в соответствии с его ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка. Табуретки
или скамейки вместо стульев не используются.
Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к большие - дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, становятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
2.4.3. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50 - 70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50 - 70;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной,
- не менее 100; а при наличии оборотных классов -120;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;
- высота нижнего края учебной доски над полом - 80 - 90;
- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучающегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для обучающихся II-III ступени и не менее 45 градусов для детей 6-7 лет.
2.4.9. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
2.4.10. При выборе полимерных материалов для отделки полов и стен помещений следует руководствоваться перечнем полимерных материалов и изделий, разрешенных к применению в строительстве.
Таблица 2
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура, °С | Длительность проветривания помещения, мин. | |
в малые перемены | в большие перемены и между сменами | |
От +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |
От +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
От 0 до -5 | 2-5 | 15-25 |
От -5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
Ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять:
- в классных помещениях, учебных кабинетах, лабораториях - 18 - 20°С при их обычном остеклении и 19 - 21 °С - при ленточном остеклении;
2.6. Требования к естественному и искусственному освещению
2.6.1. Естественное освещение.
Учебные помещения должны иметь естественное освещение. В учебных помещениях следует проектировать боковое левостороннее освещение. При двустороннем освещении, которое проектируется при глубине учебных помещений более 6 м, обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от потолка. При этом не следует допускать направление основного светового потока впереди и сзади от обучающихся.
В помещениях общеобразовательных учреждений обеспечиваются нормированные значения коэффициента естественной освещенности (КЕО) в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к естественному и искусственному освещению. В учебных помещениях при одностороннем боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м от стены, противоположной световым проемам).
Неравномерность естественного освещения помещений, предназначенных для занятий обучающихся, не должна превышать 3:1.
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. Светопроемы учебных помещений оборудуются: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы
необходимо размещать в простенках между окнами. Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
для потолка - 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5;
Следует использовать следующие цвета красок:
- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого;
- для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;
- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;
- для дверей, оконных рам - белый.
Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:
- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;
- не закрашивать оконные стекла;
- не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высотой 65 -70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;
- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).
2.6.2. Искусственное освещение.
В учебных помещениях обеспечиваются нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному и искусственному освещению.
В учебных помещениях предусматривается преимущественно люминесцентное освещение с использованием ламп: ЛБ, ЛХБ, ЛЕЦ. Допускается использование ламп накаливания (при этом нормы освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).
Не следует использовать в одном помещении люминесцентные лампы и лампы накаливания. Использование новых типов ламп и светильников согласовывается с территориальными центрами Госсанэпиднадзора.
В учебных помещениях следует применять систему общего освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней. Для общего освещения учебных помещений и учебно-производственных мастерских следует применять люминесцентные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехническими характеристиками и конструктивным исполнением.
Классная доска оборудуется софитами и освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125). Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 лк, на классной доске - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) -150 лк.
При использовании ТСО и необходимости сочетать восприятие информации с экрана и ведение записи в тетради освещенность на столах обучающихся должна быть 300 лк.
При использовании диа- и кинопроекторов освещенность на столах обучающихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только одно местное освещение, либо создавать систему "функционального" искусственного освещения с "темным коридором" перед экраном. Необходимо проводить чистку осветительной арматуры светильников не реже 2 раз в год и своевременно заменять перегоревшие лампы. Привлекать к этой работе обучающихся не следует. Неисправные, перегоревшие люминесцентные лампы собираются и вывозятся из здания общеобразовательного учреждения.
2.9. Требования к режиму образовательного процесса
2.9.1. В соответствии со ст.28 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическомблагополучии населения" программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований, допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Таблица 3
Гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузка в часах | |
При 6-дневной неделе | При 5-дневной неделе | |
1 | - | 20 |
2-4 | 25 | 22 |
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий должны входить в объем максимально допустимой нагрузки.
При 35-минутной продолжительности уроков во 2 - 4 классах максимально допустимая недельная нагрузка при 6-дневной учебной неделе составляет 27 часов, при 5-дневной учебной неделе -25 часов.
2.9.3. Продолжительность урока не должна превышать 45 минут.
Об обжаловании законности пункта 2.9.4 настоящих Правил см. Решение Верховного Суда РФ от 15 сентября 2005 г. N ГКПИ05-1071
2.9.4. В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психологомедикопедогогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.
Обучение детей, не достигших 6,5 лет к началу учебного года, следует проводить в условиях детского сада или образовательного учреждения с соблюдением всех гигиенических требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.
Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований:
- учебные занятия проводятся только в первую смену;
- 5-дневная учебная неделя;
- организация облегченного учебного дня в середине учебной недели;
- проведение не более 4-х уроков в день;
- продолжительность уроков - не более 35 минут;
- организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- использование "ступенчатого" режима обучения в первом полугодии;
- организация дневного сна, 3-х разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня;
- обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
2.9.5. В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям
общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется "ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
- в сентябре, октябре - 3 урока по 35 минут каждый;
- со второй четверти - 4 урока по 35 минут каждый.
2.9.6. В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике
2.9.7. В оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях создаются условия для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 ч. Такой объем двигательной активности слагается из участия обучающихся в комплексе мероприятий дня каждого учреждения (Приложение 4): в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в продленном дне, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий и соревнований, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
С этой же целью в школьный компонент учебных планов для обучающихся I ступени рекомендуется включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм и др.).
2.9.8. Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов, без проведения нулевых уроков.
В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, обучение 1-х, 5-х, выпускных и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество обучающихся не должно превышать 20 человек.
Продолжительность уроков в таких классах составляет не более 40 минут. Коррекционно-развивающие занятия включаются в объем максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста.
Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день должно быть не более 5 - в начальных классах.
Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся в компенсирующих классах должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).
С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям общеобразовательного учреждения обучающиеся компенсирующих классов обеспечиваются в учреждении необходимой медико-психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.
2.9.11. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных ТСО длительность их непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 4.
Таблица 4
Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения
| Длительность просмотра | 1 (мин.) | |
Классы | диафильмов, диапозитивов | кинофильмов | телепередач |
1-2 | 7-15 | 15-20 | 15 |
3-4 | 15-20 | 15-20 | 20 |
В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать для обучающихсяI ступени 3-4, обучающихся II и III ступени - 4-6.
2.9.12. При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.
После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте
2.9.13. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Не следует на уроке выполнять один вид деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы.
Общая длительность практической работы для обучающихся в 1 - 2 классах - 20-25 минут, для обучающихся в 3 - 4 классах - 30-35 минут.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для первоклассников не более 5 минут, для обучающихся в 2-3-х - 5-7 минут, для обучающихся в 4-х - 10 минут, а при работе с деревом и проволокой - не более 4-5 минут.
Длительность практической работы на уроках труда для обучающихся в 5 - 7 классах не должна превышать 65% времени занятий. Длительность непрерывной работы по основным трудовым операциям для обучающихся в 5-х классах - не более 10 минут, в 6-х -12 минут, в 7-х -16 минут.
2.9.14. Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков.
Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.
2.9.15. В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся.
2.9.16. При составлении расписания уроков следует чередовать в течение дня и недели для обучающихся I ступени основные предметы с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физкультуры, а для обучающихся II и III ступени обучения - предметы естественно-математического и гуманитарного циклов.
2.9.17. Расписание уроков строится с учетом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся .
2.9.18. Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) - 30 минут: вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устраивать две перемены по 20 минут каждая. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх. При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях.
2.9.19. Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч., во 2-м - до 1,5 ч., в 3 - 4-м - до 2 ч.
Концепция перспективного развития учебного кабинета.
Цели деятельности и задачи НОО.
Перспективный план развития кабинета
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
К – полный комплект (на каждого ученика класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного экземпляра на двух учеников);
П – комплект, необходимый для работы в группах (один экземпляр на 5 – 6 человек).
№ п/п | Что планируется | Сроки | Ответственный | |
1. | Расширять библиотечный фонд кабинета. | 2019-2021 гг. | Кочеткова А.О. | Ф, Д |
2. | Собирать материалы по итоговому тестированию обучающихся в начальных классах и комплексному тестированию | 2019-2021 гг | Кочеткова А.О. | К |
3. | Расширить техническое оснащение кабинета (приобретение компьютера, проектора и др.) | 2019-2021 гг | Кочеткова А.О. .в сотрудничестве с администрацией школы | |
4. | Продолжать накапливание дидактического раздаточного материала: карточки по основным курсам начальной школы, раздаточный наглядный материал по предметам, тесты для поурочного, тематического и итогового контроля. | 2019-2021 гг | Кочеткова А.О. | К,Ф,П |
5. | Продолжить работу по озеленению кабинета. | 2019-2021 гг | Кочеткова А.О. | |
6. | Приобретение мультимедийных учебных пособий для начальной школы | 2019-2021 гг | Кочеткова А.О. в сотрудничестве с родительским комитетом и администрацией школы | Д |
7 | Провести косметический ремонт кабинета | Ежегодно | Кочеткова А.О. в сотрудничестве с родительским комитетом и администрацией школы | |
8 | Систематизировать материалы по предметам и темам | 2019-2021 гг | Кочеткова А.О. | |
9 | Продолжить работу по накоплению материалов для проведения уроков | 2019-2021 гг. | Кочеткова А.О. | |
10 | Обновление информации в Классном уголке в течение учебного года Зав.кабинетом | 2019-2020 | Кочеткова А.О. |
Критерии оценки эффективности проекта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПК 4.2. Предметно - развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Предметно-развивающая среда в кабинете начальных классов....
ПК 4.2. Предметно - развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Работу по оформлению и оборудованию закончить нельзя. Надо постоянно обновлять и совершенствовать свой учебный кабинет – это пространство для творчества!...
ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Создать в кабинете предметно - развивающюю среду...
ПК 4.2 Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Большое внимание в стандарте уделяется предметно - пространственной среде, которая должна соответствовать запросам современного общества и удовлетворять потребности всех участников образовательного пр...
ПК 4.2 Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду....
ПК 4.2. Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду...
ПК 4.2. Учебно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов
Создавать в кабинете предметно развивающую среду...