Урок кубановедения "Ремёсла и промыслы" ( 2 класс)
методическая разработка (2 класс)

Методическая разработка этого урока была мною реализована в рамках муниципального конкурса и получила хорошую оценку. Мне и детям урок доставил  удовольствие!

Скачать:


Предварительный просмотр:

План- конспект

Предмет: кубановедение.

Класс: 2.

Тема: «Ремёсла и промыслы на Кубани»

Тип урока: введение новых знаний.

Технологии: проблемно- поисковый метод,   технология сотрудничества ,ИКТ- технология.

Формы организации деятельности детей: коллективная,групповая.

Методы: частично- поисковый, эвристический, словесной и наглядной передачи информации, методы стимулирования мотивов и интересов к учению.

Оборудование: ММУ, конверты с раздаточным дидактическим материалом для работы в парах, демонстрационный материал в бумажном варианте ( опорные слова), предметы – изделия ремесленников Кубани ( глиняная посуда, рушники, изделия из дерева ,вышивка).

Цель учителя:

- познакомить учащихся с промыслами и ремёслами жителей Кубани;

- способствовать формированию  интереса к культуре и быту своего народа;

- прививать чувство уважения к традициям кубанского народа;

- воспитывать интерес к истории родного края.

Планируемые результаты:

 Учащиеся научатся:  

  • определять название ремесла в зависимости от природного материала;
  • различать понятия  «промысел» и  «ремесло»   через реализацию мыслительных операций  анализа, сравнения, синтеза и обобщения
  • осмысленно  и бережно относиться с традиционным ценностям своих предков;
  • свободно высказывать свои суждения.

УУД. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания ( проявляют  внимание, удивление, желание больше знать; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением товарищей; проявляют терпение и доброжелательность, доверие к соучастнику  в деятельности.

Метапредметные:

регулятивные- целеполагание ( постановка учебной задачи, связывающей новые знания с имеющимися) и волевая саморегуляция ( способность к мобилизации сил и энергии).

Познавательные: воспроизводят по памяти необходимую информацию для решения учебной задачи; логически устанавливают причинно- следственные связи.

Коммуникативные: грамотно оформляют свои мысли в устной форме; в коммуникации строят понятные для собеседника высказывания.

Оборудование: ММУ для демонстрации слайдов, конверты с разрезным тематическим материалом для работы в парах, изделия из дерева, лозоплетение, вышивка, ковань.

 Ход  урока.

1.Оргчасть.

-Я немножечко волнуюсь-

Здесь стою я в первый раз.

От души скажу- любуюсь-

Замечательный вы класс!

                    -Здравствуйте, ребята!Садитесь!

2.Введение в тему ( активизация познавательной деятельности):

-Ребята, ли вы загадки, как люблю их я!Тогда- отгадайте!

Спелых ягод гроздь свисает,

Всех прохожих удивляет.

Украшает летний сад

Вкусный, сочный ….. ( виноград)

Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги

Подскажу вам, так и быть: можно из неё лепить.    ( глина)

Что за плакса навсегда поселилась у пруда?

Ветви в нём свои купает. Это дерево кто знает? ( ива)

Это дерево цветёт ,

Аромат и мёд даёт.

И спасет нас от гриппа.

Догадались? Это…. (липа)

Будто облако резвилось

И на травку опустилось.

Спинка вся в густых колечках,

А зовут ее… ( овечка).

Его в природе тоже встретишь. Ох как твердо!

Ты на вопрос о нём ответишь?

Не животное, не птица –

 Может ржавчиной  покрыться.

( Слайд1.Столбиком идут слова-отгадки: виноград, глина, ива, липа,  овечка, железо).

-Дайте   общее название  предметам, названным этими словами.

-Верно: объекты природы.

(Учитель вывешивает на доске первую табличку «Природа»)

3.Проблемная ситуация.

 -Возьмите в руки конверт, лежащий на середине вашего стола. Он один, на двоих – работа в парах. Повторим важные правила   работы в паре- правила трёх «В» ( учитель демонстрирует их на табличке): взаимопонимание, взаимопомощь, взаимосотрудничество).

- Выньте картинки, разложите перед собой. «Порядок на столе- порядок в голове».

( На картинках изображены: плетённые корзинки, деревянные шкатулки, глиняная посуда, ковань, вышивка)

-Игра « Соответствие»: найдите на картинках предмет, имеющий связь со словом на экране. Объясните её .

-Назовите одним словом предметы, которые вы узнали на картинках.

-Верно: это изделия.

( Учитель вывешивает вторую табличку- «изделия», оставляя между ними промежуток))

-Как появились эти изделия? ( Их сделал человек, в ручную!).

(Между табличками «Природа» и «Изделие» помещается табличка «Человек»)

 - Изготовление изделий ручным способом называется ремеслом.          

 ( На доске появляется табличка «Ремесло», выделенная другим цветом, и помещается над тремя предыдущими как заголовок)

Мы вставили между словами «природа и изделие» человека, занимающегося ремеслом. Как его называют? Верно:  ремесленник.

4.Сообщение темы урока.

-Попробуйте назвать тему урока.

-Какие поставим перед собой задачи?

5.Освоение новых понятий

  Начнём!

Учитель демонстрирует предметы ремесленников:

  1. деревянный домик, ложечка, а на доску вывешивает слово «резьба по дереву»
  2. рушник – «вышивка

- Это – женское ремесло . Девочки 7 лет уже умели шить, вышивать и вязать. А готовясь к свадьбе, несколько месяцев, готовила приданое – рушники, салфетки, сорочки, ткала  себе, холсты. Сохранилось это ремесло и до наших дней. Ремесленник -моя землячка Наталья Николаевна Михайловна. Эти рушники вышила она совсем недавно. Ремесло продолжает жить

  1. Салфетка – «вязание» изделие для красоты и уюта в доме. ! Посмотрите на экран: сколько чудных изделий могли  и могут делать кубанские мастерицы! ( Слайд «Изделия вышивки и вязания»)

 

Корзинка –плетение –лозоплетение!!! Появилось прежде , чем человек подчинил себе глину. Трудное это ремесло. Требует огромного терпения. Первые предметы- помощники в казачьей семье были, конечно же, плетёнными: корзинки, коробы. Верши для рыбалки. Проблемная ситуация №1.

-Ребята, а рыболовство тоже ремесло? Вернёмся к подсказке.

( Дети вместе с учителем снова проговаривают по словам на доске определение слова «Ремесло»).

-Верно, человек  не изготовил изделия , наловив себе рыбки. Это – промысел.

(Учитель вывешивает табличку со словом «Промысел» в другой части доски, для визуального разграничения понятий).

  1. Сегодня, ох какие мастера живут в ст.Марьянской нашего Красноармейского района! ( Слайд «Современные изделия лозоплетения»

  

  1. Кувшин – гончарное дело. Очень древнее ремесло! Но появилось после лозоплетения. В каждом казачьем доме была глиняная посуда. Бережно к ней относились, потому что нелегко даже мастеру давался каждый предмет И тот ремесленник считался настоящим мастером, в чьём кувшине прохладная вода из колодца не нагревалась даже в самую жаркую погоду . Миски, макитры, кружки и глиняные игрушки. Не забыто и это ремесло. В дни народных праздников мы встречаем на ярмарках свистульки, колокольчики, сделанные из глины. А комнатные цветы лучше всего растут в глиняных горшках.

(Слайд «Никита») .

Это – мой ученик Никита .В воскресенье у него уже второе занятие , где он учится гончарному ремеслу. В х. Трудобеликовском открылась мастерская для детей. А знаете, что самое удивительное: фамилия Никиты –Гончаренко. Наверняка, его предки были гончарами.

Проблемная ситуация№ 2.

-Ребята, а что , кроме воды, можно было наливать в кувшин. А мёд, можно? А как это замечательный продукт попадал на казачий стол?

( Слайд «Атамань с ульями»).

-Да, наши предки строили ульи, собирали мёд. Скажите, это было ремеслом или промыслом?

(Необходимо создать условия, чтобы дети ещё раз, но уже сами по схеме-опоре на доске проговорили, что такое ремесло и сделали правильный вывод)

-Молодцы!Бортничество – это промысел!

 

  1. Монетка – ковань. Самое почитаемое, т.е. уважаемое ремесло. Почему? (Слайд «Изделия кузнеца»)  .Сегодня ковань стала художественной – часть красоты, окружающей нас. Она снова в моде! Посмотрите!

(Слайды памятников и  архитектурных сооружений Краснодара

Итог:

Талантливыми были наши предки – казаки. И мужчины, и женщины. И необходимые предметы делали своими руками и красоту в кубанской хате создавали.

 Рефлексия. А давайте пофантазируем. Окажись мы с вами на берегу Тамани 200 лет назад, каким бы ремеслом занялись вы? А может кому-то по душе пришёлся казачий  промысел?  

В заключении посмотрите на необычную карту нашего края: с севера на юг, с запада на восток она заполнена изделиями кубанских промыслов и ремёсел.

Иногда фантазии  становятся реальностью и приносят человеку радость. Я желаю вам осуществить свою мечту   !

 Спасибо за урок.

   

 .