Рабочая программа "Мы исследователи"
рабочая программа (4 класс)

Рыбак Ольга Леонидовна

Цель программы - трансформация процесса развития ин­теллектуально-творческого потенциала личности ребенка пу­тем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

 

Задачи программы:

- развитие познавательных потребностей младших школь­ников.

-  развитие познавательных способностей младших школь­ников.

- обучение детей младшего школьного возраста специаль­ным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

-  формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

- формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my-issledovateli_4kl_16-17.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

 «Мы- исследователи»

4 класс

Содержание

Раздел программы

стр.

1

Пояснительная записка  

1

2

Результаты освоения учебного курса

2

3

Содержание  учебного курса с указанием форм организации и видов деятельности

2-4

4

Тематическое планирование

4

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Мы - исследователи» для 4 класса составлена на основании:

1. Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с внесенными изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576 );

3. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;

4. Методическим рекомендациям Савенкова А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» и рабочей тетради «Я – исследователь»  для младших школьников». – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2010.;

5. Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;

6. Учебного плана МБОУ «СОШ № 2»г. Сафоново на 2016-2017 учебный год.

Цель программы - трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи программы:

- развитие познавательных потребностей младших школьников.

-  развитие познавательных способностей младших школьников.

- обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

-  формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

- формирование у младших школьников и педагогов представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново на 2016-2017 учебный год на изучение курса отводится 1 час в неделю.

Расхождений в распределении учебных часов по темам авторской и рабочей программ нет.

2.  Результаты освоения курса

В результате изучения курса у учащихся начальной школы будут сформированы предметные знания, умения, навыки и представления, предусмотренные программой курса, а также личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Обучающиеся  научатся:

  • ставить вопросы;
  • давать определение понятиям;
  • классифицировать;
  • наблюдать;
  • делать умозаключения и выводы;
  • объяснять свои идеи.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • видеть проблемы;
  • выдвигать гипотезы;
  • проводить эксперименты;
  • структурировать материал;
  • готовить тексты собственных докладов;
  • доказывать и защищать свои идеи. Создавать исследовательские проекты.

        

  1. Содержание учебного курса

Предлагаемая программа учебно-исследовательской деятельности учащихся состоит из трех относительно самостоятельных подпрограмм:

■ самостоятельная исследовательская практика;

■ тренинг исследовательских способностей;

■ мониторинг исследовательской деятельности учащихся.

  • Самостоятельная исследовательская практика

Основное содержание работы - проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в ее рамках выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

  • Тренинг исследовательских способностей

В ходе этого тренинга учащиеся должны овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска.

К ним мы относим знания, умения и навыки:

■ видеть проблемы;

■ ставить вопросы;

■ выдвигать гипотезы;

■ давать определение понятиям;

■ классифицировать;

■ наблюдать;

■ проводить эксперименты;

■ делать умозаключения и выводы;

■ структурировать материал;

■ готовить тексты собственных докладов;

■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи. Мониторинг исследовательской деятельности учащихся

Мониторинг включает в себя мероприятия, необходимые для управления процессом исследовательского обучения: исследование, оформление своих изысканий  через творческие работы, проекты.З ащита проектов на разных уровнях: перед одноклассниками, родителями, обучающимися школы, города. Участие в конкурсах на разном уровне.

Что такое исследование? Кто такие исследователи?

Исследование, исследователь. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир.

Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы

Выбор темы. Цель и задачи. Пути решения. Гипотеза исследования. Наблюдение. Эксперимент. Опыт. Обмен мнениями.

Выбор темы, постановка цели и задач  

Выбор темы исследовательской работы.  Обоснование выбранной темы.

Выбор путей решения. Составление плана работы  

План работы. Распределение обязанностей. Выбор путей решения.

Выдвижение гипотез

Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники: предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез.

Сбор материала

Выбор путей решения. Работа с различными источниками информации. Составления анкет, опросников, интервью. Правила проведения опроса, интервьюирования. Поиск объектов для опроса. Интервьюирование.

Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа

Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Источники получения информации: картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной  и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Распределение ролей в группе.

Обработка информации

Обработка анкет. Оформление результатов анкетирования. Таблицы, схемы, чертежи.

Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме

Поиск ответов на поставленные вопросы. Эксперименты. Анкетирование. Диагностика.

 Обобщение материала. Правила оформления материала

 Логическое построение текстового материала в работе. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

Отчёт по собранному материалу

Обработка информации. Оформление информации.

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию

Индивидуальные консультации.  Корректировка работ. Выводы. Итоги работы.

Требования к оформлению работы. Повторение

Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Выводы и оформление “Заключения”.

Оформление работы на компьютере

Правила работы за  компьютером.

Подготовка текста защиты проекта

Составление текста защиты проекта. Тезисы. Конспект выступления. Особенности и приемы конспектирования. Продукт проектной деятельности. Индивидуальное и групповое выступление.

Подготовка презентации

Правила подготовки презентации. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности.

Защита проекта. Выступление

Сдача исследовательской работы. Рефлексия. Праздник исследователей.

4.Тематическое планирование

 

Тема занятия

Количество часов

Дата

1.

Что такое исследование? Кто такие исследователи? (Повторение)

1

7.09

2.

Обсуждение готовых проектов. Повторение этапов исследовательской работы.

1

14.09

3.

Выбор темы, постановка цели и задач.

1

21.09

4.

Выбор путей решения. Составление плана работы.

1

28.09

5.

Выдвижение гипотез.

2

5.10

16.11

6.

Сбор материала.

2

12.10

23.11

7.

Работа с источниками информации. Индивидуальная, групповая, коллективная работа.

3

19.10

30.11

7.12

8.

Обработка информации.

2

26.10

9.11

9.

Эксперимент и диагностика. Проведение эксперимента, диагностики по выбранной теме.

3

14.12

21.12

28.12

10.

Обобщение материала. Правила оформления материала.

2

18.01

25.01

11.

Отчёт по собранному материалу

2

1.02

8.02

12.

Предварительное прослушивание выводов и итогов по исследованию.

2

15.02

22.02

13.

Требования к оформлению работы. Повторение.

1

2.03

14.

Оформление работы на компьютере.

4

15.03

22.03

5.04

11.04

15.

Подготовка текста защиты проекта.

2

18.04

25.04

16.

Подготовка презентации.

2

3.05

10.05

17.

Защита проекта. Выступление.

3

17.05

24.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Юный исследователь" (4-й класс)

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышл...

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный исследователь» кружок

     Курс «Юный  исследователь» редназначен для обучающихся в начальной школе, интересующихся исследовательской деятельностью, и направлен на формирование у учащи...

Рецензированная рабочая программа кружка научно-познавательного направления "Юный исследователь"

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВажнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; ...

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса в учётом реализации требований ФГОС.

Рабочая программа занятий по внеурочной деятельности "Я - исследователь" для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" составлена с учётом реализации требований ФГОС начального общего образования...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - исследователь" 2 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «я – исследователь» (2 класс) составлена на основе авторской программы курса А. И. Савенкова «Я – исследователь» -  Программы внеурочной деятельности....

Рабочая программа "Исследователь". 1 класс

Рабочая программа "Исследователь"...