Программа курса "Социокультурные истоки"
материал (3 класс)

Овсянникова Ирина Сергеевна

3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoki.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

                       

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» города Когалыма

ПРОГРАММА КУРСА

«СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ»

(3 КЛАСС)

.

Автор:

Овсянникова Ирина Сергеевна,

учитель начальных классов

.

г. Когалым 2018

Пояснительная записка

Образование является социальным пространством, поскольку, с одной                                                      стороны, является одним из социальных институтов, с другой - транслирует и воспроизводит характерные для общества социальные связи, нормы и ценности.

Все эти рассуждения могли бы остаться на уровне «чистых» теорий, если бы не возникла педагогическая ситуация - необходимость освоения пространства.

Освоение мира культуры региона ведётся в русле программы «Истоки».

Регион выступает в качестве связующего звена, объединяющего культуру ближайшей среды человека с общемировой культурой. Без знаний истории, современного состояния, тенденций экономического, социокультурного развития родного края, нравственных устоев своего народа ребёнок не сможет себя реализовать в полной мере ни там, где он родился и вырос, ни там, где ему придётся жить, когда он встанет взрослым.

Учебный курс «Истоки» направлен на комплексное решение задач социокультурного развития учащихся и  рассматривается как один из возможных путей осуществления требований НРК ГОС, предполагающих: «формирование гражданской позиции, нравственных идеалов и патриотизма, уважение прав и свобод человека и гражданина, изучение национальных традиций и обычаев, родного края, воспитание уважения к прошлому своего народа».  Данный курс систематизирует и выводит на качественно новый уровень выработанные в предшествующий период в региональном образовании подходы по достижению выпускниками общеобразовательной школы социальной компетентности в культурно-исторической, социально-правовой, информационно-методологической, экологической и валеологической сфера.

Целью курса «Истоки» является инициирование процесса становления социокультурной компетентности учащихся, их творческого саморазвития, приобщение к неизменным социокультурным ценностям российской цивилизации и истокам, формирующим и сохраняющим эти ценности. 

Задачи:

   - освоение и принятие духовно-нравственных категорий внутреннего мира

     человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;

  - оснащение учащихся различными созидательными способами взаимодействия

     с осваиваемыми социокультурными ценностями;

  - личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно-нравственным ценностям своего народа;

  - развитие мотивации к саморазвитию.

         Курс «Истоки» представляет собой метапредметный уровень в целом предметно оформленного содержания образования, который базируется на системе фундаментальных образовательных объектов. В качестве последних и выступают базовые социокультурные ценности.    

         Основным предназначением интегрированного метапредметного курса « Истоки» является ценностное восхождение учащегося в видении мира и определении своего места в нем. Истоками жизни человека выступают три взаимосвязанных сферы природа, социум, культура, Опираясь на витагенный опыт учащихся, педагог помогает становлению их личностной сопричастности миру природы, миру человека, миру культуры в их взаимосвязи на основе межличностного диалога.

        Курс «Истоки» призван подвести учащихся к истокам духовности в том   понимании, которое бытует у народов Севера как конкретных представителей российской цивилизации.

         Программа курса «Истоки» охватывает весь период начальной школы с 1-го по4-й классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.

     В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».

     Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края — Урала и основной деятельности человека в ней.

     В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные и душевные начала.

     В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками традиций народов Урала и России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.

        В третьем классе доминирует внимание к внутреннему духовному миру человека,   что раскрывает ценностное восхождение ребенка в культуре и может рассматриваться как акцентирование реализации культурно-исторической содержательной линии НРК .

       В центре внимания оказываются ценности внутреннего мира человека.

      Программа призвана подвести третьеклассника к истокам духовности, морали,     нравственности и этики в том их понимании, в каком они традиционно бытуют у народов России, Урала как ее части.

      Базовое содержание курса «Истоки» в третьем классе объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «Мудрость», которые позволяют познать внутренний мир человека.

        Учебный процесс курса «. Истоки» организую таким образом, что  бы все учащиеся, не зависимо от  ведущего типа восприятия, оказывались  вовлечёнными в процесс познания, имели возможность понимать и рефлектировать

     по поводу того, что они знают и думают. Урок ориентирован на собственный жизненный опыт ребёнка, его семьи, близких. Организую на уроках диалоговое общение, которое ведёт к взаимопониманию, взаимодействию, совместному решению общих и значимых задач. В ходе диалогового общения школьники учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа ситуации и информации о ней, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, эффективно общаться. Для этого на уроках организую индивидуальную, парную и групповую работу, исследовательские проекты, творческие работы, учу систематизировать и анализировать информацию.

                               

 Учебно-тематический план

Название темы

Кол.час.

1.

2.  

3.

4.

5.        

Где мы живём

Вера

Надежда

Любовь

Мудрость

                                                                             Итого

2

8

8

8

8

34

 

       

Содержание курса

  1. Где мы живём                                                                                             2час.

       Свердловская область на карте России.

       Уральские горы.

  2.Тема «Вера»                                                                                                   8 час.

 ВЕРА. Ступеньки веры - доверие, уверенность, признание. Чему доверяет сердце,

как верит пытливый ум, во что верует душа. Почему говорят, что с верой приходит доброе дело?  Веру к делу применяй, а дело - к вере.

ВЕРНОСТЬ- преданность и надежность. Верность- знак веры. Почему в большом деле

дают присягу? Нарушать клятву - веру ломать (вероломство). Верность не знает мелочей.

ПРАВДА. Что означает «жить по правде»? Правда в деле, в слове, в образе. Правда всегда с верой дружит. Правда - путь веры. Праведность. Справедливость. Правосудие. Право. Правила.

ЧЕСТЬ. Почему говорят «Береги честь смолоду»? Честное дело и скромность. Честь и

хвала - награда за доблесть, похвала мудрости и поклон добродетели.

3.Тема «Надежда»                                                                                             8 час.

НАДЕЖДА - стремление к доброму исходу дела. Надежда на опыт, правду и веру. Надеж да на собственные силы и помощь близких. Тщетная надежда. Потеря надежды - отчаяние.

СОГЛАСИЕ - единомыслие, единодушие, единоверие. Согласие среди людей. Согласие и лад в семье. Согласие ума, сердца и воли. Как мир и согласие добрую надежду рождают?

Несогласие, собственное мнение и разногласие.

ТЕРПЕНИЕ - умение стойко переносить испытания и трудности. Терпение и надежда

вместе идут. Без терпения нет спасения. Терпение дает умение. Нетерпимость к злому слову и делу. Терпение и терпимость (принятие другого, иного образа жизни).

ПОСЛУШАНИЕ- доверие доброму опыту и надежда на него. Послушание совести. Послушание родителям. Законопослушание. Непослушание (нарушение норм и правил).

4.Тема «Любовь»                                                                                                    8 час.

ЛЮБОВЬ - сердечная привязанность. Любовь - добро. Любовь - единство. Любовь

дружба. Святая любовь. Любовь — созидательный труд души и тела.

ДРУЖБА. Внутренняя духовная близость людей. Дружба народов. Единство людей –

условие дружбы и мира. Уважение к человеку.

МИЛОСЕРДИЕ - милость в сердце. Милосердие через слово и дело. Уметь прощать

человека, но быть строгим к его проступкам и нетерпимым к злу. Где гнев - там и милость. Милость (жалость) от любви исходит. Сестра милосердия.

ДОБРОТА. Добрые слова и добрые дела. Доброжелательность. Доброта истинная и

доброта ложная. Добрый человек в доброте проживет век. В ком добра нет, в том и правды мало.

ПОКАЯНИЕ — чистосердечное признание в проступке, отречение от зла. Покаяние

ведет к очищению. Покаяние любви учит. 

5.Тема «Мудрость»                                                                                                    8 час.

УМ ДА РАЗУМ. Ум познает и запоминает, а разум смысл постигает.

РАЗМЫШЛЯТЬ И ВРАЗУМЛЯТЬ. Грамота, книга, школа, Ум без разума беда. Где ума не хватит - спроси у разума. Обучение и вразумление. Учение труд.

ИСТИНА - не ложность, подлинность, искренность, правдивость. Хранители истины. Слово истины. Истина в деле, истовость. Истина в образе, путеводный образ. Истина и правда.

ЗНАНИЯ И МУДРОСТЬ. Слепая вера противна рассудку. Знание - плод учения, а истина - любви и правды. Мудрость и мудрецы. Премудрость. Жизнь ума и жизнь сердца. Почему Вера, Надежда и Любовь - родные сестры?

ЛАД. Мир как справедливые отношения. Мир как духовная общность людей (соборность). Мир - благочестие в отношениях. Вечный мир - мечта людей. Лада, ладушки.

МИР ТВОРЧЕСТВА, ИСТОКИ РАЗВИТИЯ. Творчество как саморазвитие. Путь к себе. Учение как творчество и путь саморазвития. Как научиться сотрудничать.

ВНУТРЕННИИ МИР ЧЕЛОВЕКА. Внутреннее достоинство человека. Как внутренний мир человека проявляется? Как люди узнают о внутреннем мире друг друга? Мир да согласие. Мир как согласие. Уральский характер: служение Отечеству, смелость, упорство, отвага, смекалка, ответственность.

ИСТОКИ ДУХОВНОГО ЗДОРОВЬЯ. Поступки нравственные и безнравственные. Воля, стремление к цели, дисциплинированность, преодоление трудностей. Здоровье и красота (в здоровом теле — здоровый дух).

Народные традиции здорового образа жизни — питание (пост), движение (игры), чистоплотность (баня), чистота помыслов.

                           

Требования к уровню подготовки учащихся.

  1. Предметно-информационная составляющая.

Знать:  

       - нормы  поведения в конкретных правовых  ситуациях;

       - правила выполнения учебной и трудовой деятельности;

       - представления о человеке, о месте человека в мире; о самом себе;

         о человеческой культуре; о духовных качествах человека;

         о творческой деятельности; этнокультурной картине мира;

         о героях национального эпоса;

        - представление о физическом, психическом, социальном благополучии.

     II.  Деятельностно - коммуникативная составляющая: 

              -осознание себя как человека, гражданина, ребёнка, ученика;

              -понимание значения культурных ценностей в жизни общества и своей;

              -умение пользоваться разными источниками информации;

              -умение определять условия, обеспечивающие здоровый образ жизни.

     

     III. Ценностно-ориентационная составляющая:

             -единство слова и дела;

             -сопереживание, милосердие, участие, уважение достоинства другого человека;

             -гордость за свой народ;

             - понимание значения информации в жизни человека.

Учебно-методическое обеспечение

             -учебники для 3 класса  «Истоки уральского характера» А. И. Долгушина

             - карта Свердловской области

             - рабочие тетради                    

                                     

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истокам 3 класс

Разработана  на основе  примерной  типовой  программы по истокам в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта общего образования ,на основе авто...

Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс

Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" .  Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «ИСТОКИ» 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «ИСТОКИ» на 2014-2015 учебный год 4 класс Программа «Истоки», авторами которой являются И.А. Кузьмин, А.В. Камкин представляет собой апробированную образовательн...

Рабочая программа курса "Истоки"

«Истоки» как направление в образовательном пространстве позволяет ответить на вопросы: «Сумеет ли человек выжить?» и «Что является основой его выживания?»     «Истоки» развивают со...

Программа кружка "Истоки" 2,4 классы

         Воспитание – важная составляющая образовательного процесса начальной школы в формировании высоконравственной, гармонично развивающейся личности младшего школьн...

Авторская программа курса "Истоки".

Данная программа разработана для учащихся  начальных классов, предназначена для внеурочной деятельности....

Выступление на городском семинаре по теме «Активные формы обучения (АФО) в реализации программы «Социокультурные истоки» во внеурочной деятельности учащихся начальной школы»

В этой статье тезисно говорится об активных формах обучения (АФО), используемых при воспитании и обучении учащихся начальной школы во внеурочной работе на кружке "Социокультурные истоки". Даётся теоре...