«Родителям о проектно – исследовательской деятельности учащихся начальной школы»
материал

Овсянникова Ирина Сергеевна

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 62.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема:  «Родителям о проектно – исследовательской деятельности

учащихся начальной школы»

«Не в количестве знаний заключается образование,

 а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь .»

                                                А.Дистервег

Начальные классы занимают особое место в школьном образовании. В начальной школе ребенок открыт для формирования и развития эмоциональной культуры, воображения и образного мышления,  способности к творчеству: «…младшешкольное  детство есть наиболее благоприятный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем не будет доведено до совершенства или даже, может быть, будет утеряно». (Ш.А.Амонашвили)

         Проектная деятельность в рамках школы учит детей:  (слайд 3)

  • распознавать проблему и преобразовывать её в цель собственной деятельности;
  • ставить цель (отдалённую по времени, но значимую) и разбивать её на тактические шаги;
  • оценивать собственные силы и время, правильно распределять их;
  • добывать информацию  из различных источников, критически оценивать её, ранжировать по значимости и ограничивать по объёму;
  • планировать свою работу;
  • оценивать результат работы, сравнивать его с тем, что было заявлено в качестве цели работы;
  • выявлять и анализировать допущенные ошибки;
  • публично представлять результаты исследования.

Цели проектно – исследовательской деятельности: (слайд 4)

  • Развитие познавательных умений и навыков;
  • Умения ориентироваться в информационном пространстве;
  • Умения самостоятельно конструировать свои знания и интегрировать их из различных областей наук;
  • Умения критически мыслить.

Как выбрать тему исследования? (слад 5)

  • Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.

     Желание что-либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес.

  •  Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам расследования.

     Необходимо выбрать тему, в которой ребёнок максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания, умения, навыки.

  •  Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности.

     Познание начинается с удивления, а удивляются люди чему-то неожиданному.

  •  Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

     Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте, целенаправленно работать в одном направлении у младшего школьника ограничена.

Типы работ: (слайд 6)

Реферат – освещение выбранной темы в рамках одной или нескольких предметных областей основанное на работах различных авторов, может включать собственную точку зрения на выбранный вопрос.

Исследование – авторская работа, направленная на подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы в рамках удовлетворения собственного интереса или решения какой-либо научной или социально значимой проблемы с использованием выбранных научных методов.

Проект – авторская работа, направленная на выявление, описание и решение определенной проблемы в целом или по частям; в проектной работе должна быть описана оригинальная идея, способствующая решению определенной проблемы, улучшению сложившейся ситуации; проектная работа может содержать исследование, чертежи, технические описания, иллюстрации, макет и прочие материалы.

Изделие – авторский материальный продукт, изготовленный с использованием известных технологий или оригинальной технологии разработанной автором.

Важно помнить и то, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путём выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Наша задача – помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными и безопасными для самого ребёнка и его окружения.

Помощь эта требуется первое время на всех этапах: и при выборе предмета исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и  при доведении всего дела до логического завершения.

Традиционно выделяются три этапа проектной деятельности: (слайд 7)

  1. Подготовительный этап.

            «Для полного совершенства надо, чтобы подготовка была труднее самого дела»  Бэкон Френсис.

        На нём возникает идея, ставятся цели и задачи, составляется план работы, определяются способы её выполнения, подбирается необходимый материал.

               Один из важнейших вопросов этой части работы – где добыть нужную информацию, какие источники могут быть использованы для этого.

               Составим план: (слайд 8)

  • Подумаем, что нам известно о……
  • Посмотрим справочники и научно-популярную литературу…
  • Посмотрим специальные видеоматериалы(телепередачи)…
  • Обратимся к компьютеру…
  • Понаблюдаем…
  • Проведём эксперимент (опыт)…

  1. Исполнительский этап.

            Здесь осуществляется создание проекта по заранее разработанному плану

   (с корректировкой в процессе деятельности).

          Выбирать тему и даже собирать материал при правильной организации дела – весело и приятно, а вот задача обобщения полученных данных часто вызывает затруднения. Здесь никак не обойтись без деликатной помощи взрослых.

  1. Итоговый этап.  (слайд 9,10) (приложение 1)

Проходит защита проекта или презентация, представляется изделие.

       В зависимости от выбранного типа работы – аннотация имеет различную форму (состоит из различных частей). (слайд 11)  (приложение 2)

Формы аннотации для 1-4 классов

Актуальность – необходимо описать, почему была выбрана данная тема, назначение (какие проблемы позволит решить проделанная работа и пр.)

Проблема – вопрос или задача, возникшие в ходе познавательной деятельности, и требующие решения путем исследования

Цель – предполагаемый результат исследовательской деятельности

Объект – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения

Предмет – то, что находится в рамках, в границах объекта. Предмет исследования – это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем объект в целом, выделяя его главные, наиболее существенные признаки

Задача – путь и способ достижения поставленной цели. Задачи конкретизируют цель и дают представление о том, как будет проводиться исследование

Этапы работы – описание последовательности проведенных этапов исследовательской деятельности

Сроки выполнения – временные границы выполнения проекта

Форма представления результатов – текстовая презентация и ее иллюстративное обеспечение

Библиография – основные источники информации в алфавитном порядке с указанием выходных данных книг и печатных изданий, ссылки на Интернет-ресурсы с указанием даты, когда была взята данная информация

 На всех этапах работы мы должны иметь в виду, что главный из ожидаемых нами результатов – это развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. (приложение 3).

Что это даёт учащимся? (слайд 12)

  • позволяет удовлетворить собственные интересы;
  • позволяет решать значимые личностные проблемы;
  • формирует опыт общения и взаимодействия с другими людьми;
  • способствует повышению мотивации к учению;
  • способствует решению учебных затруднений;
  • стимулирует личностный рост;
  • способствует развитию индивидуальности.

Слайд 13-17 – информационные, об участниках и  победителях  конкурса проектно-исследовательских работ.

« Передо мной открылась удивительно богатая, неисчерпаемая по красоте грань педагогического мастерства – умение учить детей думать. Это открытие вдохновляло меня, я переживал необыкновенное счастье творчества».

                                        В.А.Сухомлинский

Желаю Вам добрых и творческих дел!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

Исследовательский и проектный метод в начальной школе как условие реализации системно - деятельностного подхода

В условиях современного рынка труда сегодня возрастает значимость знания, и поэтому в школе возникает необходимость поиска новых методов обучения и воспитания, направленных на пропаганду интеллектуаль...