Главные вкладки

    Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.
    учебно-методический материал по теме

    Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

    Меняется мир, меняются люди, другие сейчас и дети. Мы, педагоги, ищем новые способы, новые методы и направления работы, позволяющие максимально развить каждого ребенка, привить интерес к познанию, научить ребенка ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, искать ответы на поставленный вопрос. Конечно, ребенок начальной школы самостоятельно это сделать не  может. Поэтому, постоянно рядом должен находиться учитель, который поможет ориентироваться в различных источниках информаций, поможет проанализировать и сделать правильные выводы.

    Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Дети этого возраста особенно любознательны. Подобная деятельность, ставящаяся учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                              Грузинова Ольга Петровна

                                              учитель   начальных   классов

                           МБОУ - СОШ № 2

                                  им. А. И. Покрышкина

                                 станицы Калининской

                                 Калининского района.

                                    Стаж   работы  - 23 года

                                             Учитель   высшей   категории.

                                       

                                                              Я слышу и забываю,

                                        Вижу и запоминаю,

                                       Я делаю и понимаю.                

                                                                       Конфуций

    Проектная и исследовательская работа в начальной школе

    Цель: формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

    Компетенции:

    - познавательно – информационная: способность ставить и решать познавательные задачи, осуществлять поиск, переработку, систематизацию и обобщение информации;

    - сфера личностного самоопределения: формирование опыта самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценных, целевых, смысловых установок для своих действий.

    Задачи:

    -  научить кратко и последовательно излагать свои мысли;

    - научить работать с информацией и ее различными  источниками;

    - осознавать важность стадии представленных результатов    исследовательской работы.

    Введение

    Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

    Меняется мир, меняются люди, другие сейчас и дети. Мы, педагоги, ищем новые способы, новые методы и направления работы, позволяющие максимально развить каждого ребенка, привить интерес к познанию, научить ребенка ориентироваться в огромном потоке информации, анализировать, искать ответы на поставленный вопрос. Конечно, ребенок начальной школы самостоятельно это сделать не  может. Поэтому, постоянно рядом должен находиться учитель, который поможет ориентироваться в различных источниках информаций, поможет проанализировать и сделать правильные выводы.

    Огромную роль играет детская исследовательская деятельность в современных школьных программах. Дети этого возраста особенно любознательны. Подобная деятельность, ставящаяся учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего обучения. Для развития умений исследовательской деятельности, как и любых других умений, необходимо найти и реализовать такие условия, которые отвечают поставленной цели.

    Исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочной работе.

    На протяжении  восьми  лет работаю  над темой «Проектная и исследовательская деятельность учащихся на уроках и внеурочной деятельности»

                        Условия работы

    Целенаправленность

    и систематичность.

    Мотивированность

    Творческая среда.

    Психологический комфорт.

    1. Целенаправленность и систематичность. Работа по развитию исследовательских умений должна проходить в классе постоянно как в урочной, так и внеурочной деятельности. Использовать материал уроков литературного чтения, русского языка, окружающего мира, кубановедения с целью формирования умений исследовательской деятельности, постоянно использовать исследовательский метод в преподавании тем.

     2. Мотивированность. Помогать учащимся  видеть смысл их творческой деятельности, возможность реализации собственных талантов, способ саморазвития и самосовершенствования.

    3. Творческая среда. Поддерживать интерес к работе.

    4. Психологический комфорт. Создание соответствующего психологического климата,  доброжелательного отношения к ученикам, радостного, эмоционального отношения к познанию. Поощрение творческого проявления, создание у ребенка уверенности в своих силах,  соблюдение принципа «права на ошибку», сравнение новых успехов ученика с его прошлыми успехами, а не сравнение друг с другом.

    5. Учет возрастных особенностей. Обучение должно вестись на доступном для детского восприятия уровне, само исследование быть посильным, интересным.

    Умения,  необходимые при организации учебной деятельности

    Умение организовать свою работу.

    Умения и знания  исследовательского характера

     (выбор темы, постановка цели, умение выстроить структуру, выбор метода, поиск информации)

    Умения работы с информацией

    .(виды, источники, архивные документы, термины, формулирование выводов, логика изложения, доказательство)

    Умение представить результат работы

    Система моей работы по данной теме на  уроках  и внеклассных мероприятиях построена по концентрическому принципу (осуществляет пропедевтическую работу по развитию исследовательских умений). Исследовательская работа проводится каждый год с постепенным усложнением материала,  изменением форм и методов исследования. 

    Исследовательская  деятельность – это:

    проведение исследования, направленного на решение обозначенной проблемы, экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования, решение пошаговых задач, определяющих цели исследования.

      При проведении исследования используют различные методы (способы деятельности):

    - метод формирования представления об объекте исследования,

    - написание сочинений,

    - наблюдение,

    - опросные методы (беседа, интервью),

    - анкета,

    - тесты,

    - методы изучения документальных источников,

    - игра,

    - эксперимент, и др.

    Умение видеть проблему

                                                                 Великая проблема подобна

                                                                 драгоценному камню.

                                                                 Тысячи проходят мимо,

                                                                 пока, наконец, один не

                                                                 поднимет его.

                                                                                     Фридрих Ницше

    Распознавание и формулирование проблемы занимает центральное место в исследовании. Проблема определяет выбор методов исследования и подходов, предвидение результатов и установление ориентиров и ограничений.

    Проблема – это задача, подлежащая исследованию. Решение проблемы всегда требует творческих усилий.

    Умение выбрать тему исследования.

    Для начала необходимо ответить себе на вопросы:

    - Что мне интересно больше всего?

    - Чем я хочу заниматься в первую очередь?

    - Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

    - О чём хотелось бы узнать как можно больше

    Тема исследования может быть:  - фантастической;

    - экспериментальной;

        - изобретательской;

    - теоретической

      Представления о проблеме исследования

        Что я знаю по теме моего   исследования?

          Какие вопросы по данной теме я задам себе?

         Что еще я бы хотел узнать?

    Умение определять цель и задачи исследования

             Определить цель исследования, значит ответить себе и другим, для чего ты проводишь это исследование. Существует много вариантов слов, с которых можно начинать формулировку цели: выявить, определить, изучить, исследовать и т.д.

            Задачи исследования определяют основные шаги исследования.

    Определяем гипотезу исследования

      Вслед за выбором темы, необходимо научиться выдвигать гипотезу (строить предположения). Гипотеза – это предвидение событий. Изначально она не определена, ее нужно обозначить. Гипотезы начинаются словами: предположим, допустим, возможно, что, если, почему....

     Все гипотезы нужно записать.

     Первой запиши самую важную на твой взгляд, затем остальные.

    Предположим,_______________________________________________

    Допустим,___________________________________________________

    Возможно,__________________________________________________

    Что, если____________________________________________________

    Составить план исследования

    1. Записать все, что  уже известно по этой проблеме!
    2. Пролистать все энциклопедии, справочники, журналы, книги, для того, чтобы собрать материал по теме   исследования.
    3. Собирать информацию у людей, «сведущих» в данной проблеме: специалистов в данной области, учителей – предметников.
    4. Просмотреть телевизионные научно-популярные программы, художественные и документальные фильмы по теме   исследования
    5. Найти материал в сети Интернет.
    6. Провести наблюдение.
    7. Провести эксперимент.

    Далее записать  собранный материал по разделам:

    1. План моего исследования
    2. Материал, собранный из книг и энциклопедических источников
    3. Материал, собранный из беседы с родителями, педагогами, специалистами в области исследования  
    4. Материал из просмотренных кинофильмов и телепередач
    5. Информация из Интернета
    6. Наблюдение

            Наблюдение — это планомерное, целенаправленное и специальным образом организованное восприятие явлений, результаты которого  фиксируются наблюдателем.

    При данном методе исследования используются различные приспособления: это часы, компас, лупа, бинокли, телескопы, микроскопы, подзорные трубы, различные электронные приборы.

    1. Результаты моих наблюдений

    Эксперимент предпринимается с целью получения нового знания и проверки старого. В процессе его проведения сочетаются  элементы чувственного, практического и теоретического познания. Этапы проведения эксперимента:

    1) подготовительный,

     2) этап проведения эксперимента и  получение опытных данных;

    3) этап обработки опытных данных, или заключительный.  

     

         Как подготовить себя к публичной презентации проекта

    Говорить так, чтобы тебя слушали и родители, и учителя, и ребята в твоей компании, и посторонние люди – важное умение. Доказать свою точку зрения, не обидев при этом другого, подобрать самые убедительные аргументы – эти умения нужны каждому человеку.  

    Секреты успешного выступления:

    1. Постарайтесь сделать понятным предмет разговора не только себе, но и аудитории.

    2. Когда вы говорите один на один, вы меняете темп речи, интонацию, делаете паузы перед важными моментами и после них, вы вкладываете эмоции в слова, отражаете свое отношение к происходящему. Так же поступайте и во время выступлений. Смотрите на людей не как на незнакомую аудиторию, а как на известного тебе собеседника. Загляните ему в глаза, расскажите, что вы думаете, поделитесь с ним интересной информацией. Не старайтесь быть похожим на кого-то - будьте самим собой.

    3. Самая хорошая речь – это речь подготовленная. Определите для себя, о чем вы хотите рассказать, составьте план выступления, соберите как можно больше информации и изложите на бумагу свои мысли. Это делают все известные писатели, журналисты, ораторы. Они находят фактов по теме в десять раз больше, чем собираются поведать людям. Но рассказывают они самое важное, нужное и захватывающее.

    4. Рассказ необходимо разделить на три части: вступление, основная тема и завершение.

    5. Постарайтесь в первых предложениях заинтересовать, увлечь слушателей.

    6. Включите в ваш рассказ факты и реальные истории.

    7. Сделайте выводы по теме своего исследования.

    8. Будьте готовы ответить на вопросы аудитории.

    План  выступления

    1. Тема исследования (почему выбрана эта тема)
    2. Цель исследования
    3. Задачи исследования
    4. Гипотеза исследования
    5. Методы и средства исследования
    6. План исследования
    7. Результаты исследования
    8. Выводы по теме исследования
    9. Список использованной литературы
    10. Ссылки на картинки, использованные для иллюстраций

    Обязательно должна быть наглядность подачи материала.

    При защите исследовательских проектов можно использовать интерактивное оборудование и различные схемы, таблицы, графики, папки-раскладушки, макеты, поделки, выполненные своими руками

    Работы,  занявшие призовые места в конкурсах

    «Я - исследователь» в г. Сочи, «Эврика – ЮНИОР» г. Приморско – Ахтарск.

    1. «И храм вознёсся величаво над всей Калининской землёй» - победитель II регионального конкурса « Я - исследователь» 2008г.
    2. « История Северокавказской  железной дороги» - лауреат III  регионального конкурса « Я - исследователь» 2009г.
    3. «Цветы великих потрясений» - лауреат III   регионального конкурса « Я - исследователь» 2009г.
    4. «Нам поёт пасхальный звон» - призёр  III  регионального конкурса « Я - исследователь» 2009г.
    5. «Невербальные средства общения» - победитель зонального заочного тура исследовательских проектов конференции «ЭВРИКА – ЮНИОР» 2010г.
    6.  «Таинство венчания» - лауреат  IV   регионального конкурса

     « Я - исследователь» 2009г.

    1. «Баба Яга – добрая или злая?» - лауреат I степени открытой конференции учащихся «Юный исследователь» в рамках Российского летнего оздоровительного интеллектуально-творческого турнира «Эврика» 2011г.
    2. «Картофель – второй хлеб» - лауреат II степени открытой конференции учащихся «Юный исследователь» в рамках Российского летнего оздоровительного интеллектуально-творческого турнира «Эврика» 2011г.
    3. «Цветы любимой маме»  - призёр  VI   регионального конкурса « Я - исследователь» 2012г.
    4.  «Соль руг или враг» - лауреат  VI   регионального конкурса « Я - исследователь» 2012г.

    Оформление работ

    1. Титульный лист

    Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская

    муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

    средняя общеобразовательная школа №2

    имени А.И. Покрышкина

            

                                                                         Автор:  Ермакова Виктория Владимировна, 2 класс «Б»

                                                    МБОУ - СОШ №2 им. А.И. Покрышкина

                                                      ст. Калининская, Калининский район  

                                                           Руководитель: Грузинова Ольга Петровна,

                                                                  учитель начальных классов, МБОУ - СОШ №2

    ст. Калининская

    2012

    1. Аннотация

                                           Ермакова Виктория Владимировна

    Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская

    МБОУ - СОШ №2 им. А.И. Покрышкина, 2 класс «Б»

    Цветы любимой маме

    Научный руководитель: Грузинова Ольга Петровна,

    учитель начальных классов, МБОУ - СОШ №2

    Аннотация    

    Разведение гиацинтов в настоящее время становится массовым явлением. Выводятся новые сорта, изменяются окраска листьев и цветов, их размеры, форма и количество.

    Гиацинт – луковичное растение, главным отличительным признаком  является крупное соцветие, состоящее из множества обладающих сильным ароматом цветков. Гиацинт не  «настоящее» комнатное растение, его спрос для содержания в комнатах во много раз превосходит  на все другие цветущие в начале года горшочные растения. Когда за окном еще метут снега и зима еще не сдает своих позиций, гиацинт способен наполнить дом сочными весенними красками и долгожданным ароматом весны.

    В исследовательской работе рассказывается, как при соблюдении условий выгонки можно в комнатных условиях в зимнее время вырастить луковичное растение – гиацинт.

             В исследовании ставилась цель – самостоятельно вырастить дома цветок гиацинт к маминому дню рождения, создав условия выгонки.

    Для достижения цели  исследования поставлены следующие  задачи:

    Изучение  литературу о гиацинте

    Приобретение необходимого материала для выращивания цветка

    Создание условий для выгонки и выращивания цветка.

    Проведение фенологических наблюдений за ростом и развитием растения.

    Получение результата: подарить маме любимый цветок

    В исследовательской работе описываются результаты и их обсуждение, сделаны выводы.

                                             Ермакова Виктория Владимировна

    Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская

    МБОУ - СОШ №2 им. А.И. Покрышкина, 2 класс «Б»

    Цветы любимой маме

    Научный руководитель: Грузинова Ольга Петровна,

    учитель начальных классов, МБОУ - СОШ №2

    Краткая аннотация

    Разведение гиацинтов в настоящее время становится массовым явлением. Выводятся новые сорта, изменяются окраска листьев и цветов, их размеры, форма и количество.

    В исследовательской работе рассказывается, как при соблюдении условий выгонки можно в комнатных условиях в зимнее время вырастить луковичное растение – гиацинт.

             В исследовании ставилась цель – самостоятельно вырастить дома цветок гиацинт к маминому дню рождения, создав условия выгонки.

    В исследовательской работе описываются результаты и их обсуждение, сделаны выводы.

    1. СОДЕРЖАНИЕ

    Введение _______________________________________________________________ 3-4

    1. Цветы любимой маме________________________________________________  5-7
    1. История
    2. Подготовка к практической работе
    3. Изучение литературы
    4. Практическая часть
    5. Результаты исследования

    Выводы __________________________________________________________________ 8

    Заключение и перспективы работы _________________________________________  8

    Литература _______________________________________________________________ 9

    Приложение ______________________________________________________________ 10

    1. Основная работа

    Ермакова Виктория Владимировна

    Краснодарский край, Калининский район, ст. Калининская

    МБОУ - СОШ №2 им. А.И. Покрышкина, 2 класс «Б»

    Цветы любимой маме

    Научный руководитель: Грузинова Ольга Петровна,

    учитель начальных классов, МБОУ - СОШ №2

    Введение  

                                                                                                  Цветы для мамы, цветы для мамы,

                                                                                        Я прижимаю к сердцу своему.

                                                                                                   Цветы для мамы,  цветы для мамы,

                                                                                                     Я их сегодня с трепетом дарю….

          Цветоводство - отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием цветочно-декоративных растений для получения цветов на срезку, высадки их в садах, парках, скверах, для внутреннего украшения помещений. В зависимости от назначения и состава растений различают цветоводство открытого и закрытого (теплицы, оранжереи, парники) грунта. В открытом грунте возделывают приспособленные к местным условиям многолетние и однолетние цветочные культуры (флоксы, пионы, ирисы, анютины глазки, шалфей, лобелию, петунию и др.). В закрытом грунте выращивают теплолюбивые растения (розу, гвоздику, цикламен), комнатные растения (пальмы, кактусы, алоэ, аспарагусы), проводят зимнюю выгонку сирени, тюльпанов и других луковичных растений.

    Актуальность темы

       Предметно - содержательная область исследовательской работы объединила все предметы, изучаемые в начальной школе, их взаимообусловленные связи.

         «Пусть живая, ищущая мысль ребенка, рассуждение, доказательство, сопоставление освещают все стороны изучаемых явлений и помогают не только усвоению понятий, но и овладению навыками»                                                                               Л.В. Занков

      Гиацинт не  «настоящее» комнатное растение, его спрос для содержания в помещении  во много раз превосходит другие   горшочные растения. Когда за окном   идет снег, гиацинт  наполняет дом сочными  красками и долгожданным ароматом весны.  

     Моя гипотеза

     Мама  очень любит цветы. Я  рада,   что гиацинт её любимый цветок. И  подумала,  смогу ли я вырастить его в комнатных условиях, чтобы подарить   маме.  

    Цель  моей работы:

    1. Самостоятельно вырастить дома цветок гиацинта;  
    2. Выяснить, можно ли создать зимой условия для выращивания цветка в помещении  путем выгонки.

    3.  Больше узнать о гиацинте.

    Для достижения цели  исследования поставила следующие задачи:

    -Изучить  литературу о гиацинте;

    -Приобрести необходимый материал для выращивания цветка;

    -Создать условия для выгонки и выращивания цветка;

    -Провести фенологические наблюдения  за ростом и развитием растения;

    О своей исследовательской работе я рассказала маме и попросила помочь приобрести необходимый материал.

    Практическая направленность работы – вырастить и подарить маме гиацинт.

     Характер исследования – учебно-исследовательская работа

    Структура исследовательской деятельности – блок теоретических знаний, практическая деятельность, экспериментально-опытная работа.

    Характеристика объекта исследования – гиацинт   – прекрасный цветок, появление которого в нашем мире овеяно множеством легенд. Он  прекрасен в саду поздней весной. А каким чудом становится его цветение   у нас дома в   морозы, когда за окном холодно.

    Методы и способы -  изучение литературы, работа с  журналами и каталогами, поиск в Интернете, опрос родителей, учителей, экспериментально-опытная работа.

     

    На день рождения мама подарила мне   книгу «Мифы Древней Греции». Я с огромным удовольствием читала о подвигах Геракла, троянской войне и  мифологических Богах.  Больше всего меня заинтересовала легенда  об Аполлоне и Гиацинте – одна из самых известных историй о происхождении цветов.

    Гиацинт в греческой мифологии (по одной из версий) сын спартанского царя Амикла и правнук Зевса. Он был так  прекрасен, что затмевал красотою даже богов-олимпийцев. Красивому юноше покровительствовал  бог южного ветра Зефир и Аполлон.  

    О, Греция, страна легенд и мифов, воспой ты Гиацинт, цветок дождей...

    Давным - давно, прекрасный юноша, носящий имя Гиацинт

    И сын спартанского царя, любимцем Бога Аполлона был.

    И покровительствовали Гиацинту, и Аполлон, и Бог Зефир,

    Он южный ветер людям посылал и в прятки с северным играл

    Три друга часто собирались – охотились, соревновались,

    Прекрасно разбирались в искусстве, в спортивных играх состязались.

    Однажды собрались они в метании диска упражняться

    И позабавившись на воле, утехам сладостным предаться.

    Но Гиацинт превосходил богов и в красоте, в ловкости, и в силе.

    Так сильно Аполлону диск метнул, что содрогнулись стены в мире.

    Зефир, боясь, что этот диск вдруг покалечит солнечного бога

    Подул так сильно на него, за Аполлона чувствуя тревогу.

    И полетел тот диск обратно, смертельно ранив Гиацинта,

    О горе, горе! Есть ли выход из тёмной смерти лабиринта?

    Как Гиацинта оживить... и жизнь вдохнуть в него опять?

    Не получалось у друзей, как это больно друга потерять!

    Заплакал Аполлон тогда... О, Гиацинт! О, друг мой бедный!

    И память пронести через века он дал ему обет посмертный

    Склонили головы и Аполлон и бог Зефир, и затрубили в рог печали,

    А капли крови Гиацинта цветком благоухающим вдруг стали...

    О, Гиацинт! Весною укрощаешь неба своды,

      А в Греции ты символ возрождения природы!      (Приложение 1, рис. 1)

    1. Цветы любимой маме

    Меня тронула эта история, и  я нашла в энциклопедии фотографию этого цветка. Гиацинт очень красив.

    Мне стало интересно, где впервые вырос этот цветок?

                                                     1.1  История

    История этого прекрасного цветка идёт из далёких веков. «Локоны гурий» - так называли гиацинт в странах Востока. Около трех тысячелетий назад девушки - эллинки украшали "дикими" гиацинтами прически в день свадьбы подруг.

    Считается, что в переводе с греческого языка, гиацинт обозначает "цветок дождя".

    Такое ласковое поэтичное название цветок заслужил тем, что на своей родине в Малой Азии он распускается с первыми весенними дождями. Изящество цветка гиацинта и особенно волшебный запах способствовали тому, что уже в XV веке их стали выращивать в садах Ближнего Востока. С XVI века гиацинты появились в Европе.

             Из своей родной земли гиацинт сначала попал в Турцию, где стал очень популярным, затем в Австрию, а после этого - в Голландию.

    В Голландии гиацинт оказался случайно с потерпевшего кораблекрушение судна, на котором были ящики с луковицами; разбитые и выброшенные бурей на берег, луковицы проросли, зацвели и стали сенсацией.

    Очень увлеклись гиацинтами в Германии. Во второй половине XVIII века даже была устроена  первая выставка этих цветов.

    В России первые гиацинты появились в 1730 году, сначала их выписывали из Голландии, но позже стали  выращивать на Кавказском побережье Черного моря. С тех пор отечественные сорта гиацинтов не уступают иноземным ни по красоте, ни по продолжительности цветения.

     

    1. Подготовка к практической работе

    Для проведения исследовательской работы по выгонке цветов зимой в домашних условиях я  обратилась к классному руководителю Ольге Петровне с инициативой вырастить цветы   и подарить их своей маме. Она поддержала мою идею и предложила обратиться за консультацией по выгонке луковичных растений в зимний период к учителю биологии Марине Владимировне.

          Нами был разработан проект исследования, который включал в себя следующие виды деятельности:

    1. посетить школьную   и районную библиотеки с целью поиска литературы по теме моей исследовательской работы; обратиться к учителю биологии с тем же вопросом;
    2. привлечь классного руководителя к совместному поиску информации о выгонке луковичных растений в зимний период в Интернете;
    3. изучить найденную литературу и информацию из Интернета;
    4. выбрать сорт гиацинтов    для зимней выгонки;
    5. проконсультироваться у цветоводов  по вопросу агротехники выгонки этих цветов  зимой;
    6. выполнить работу по выращиванию гиацинтов  в домашних условиях;
    7. вести наблюдение за развитием растений;

    . 

    1.3   Изучение литературы

    Так как моей задачей было    изучение литературы, то в  библиотеке я взяла книги «Все о комнатных растениях», «Комнатное цветоводство»,  прочла о происхождении цветка, его внешнем виде, сортах, об уходе, размножении. На страницах интернета узнала, откуда ведутся исторические  «корни» гиацинта, о сортах и видах.

    Гиацинт — луковичное растение семейства лилейных. Листья длиной 15—20 см, желобчатые, сочные, ярко-зеленого цвета. Цветки колокольчатые, собранные в густых кистях султана, с очень приятным ароматом. Есть сорта гиацинтов с махровыми цветками. Гиацинт — уроженец Малой Азии.   

    По мнению исследователей, За 400 лет селекционерами создано около 3000 сортов. Сорта различаются по окраске цветков, по высоте цветоноса и форме соцветия. Самыми распространенными видами являются римский и голландский. Римский выглядит эффектнее, так как дает по 2-3 цветоноса, усыпанного мелкими белыми, синими или розовыми цветами. А голландский подвид имеет больше вариантов окраски - он может быть сиреневого, синего, белого, красного, розового и даже желтого цвета!

    Цветок вырастает из многолетней луковицы. Цветы собраны в початок, форма цветка – колокольчик, листья линейные с заостренными краями.

    Выгонка – это агроприем, с помощью которого растения выводят из состояния покоя, чтобы в дальнейшем получить цветущие растения в зимнее время.

    В условиях комнаты лучшими растениями являются луковичные: гиацинт, тюльпан, нарцисс и др. При выгонке они мирятся с недостатком света, поэтому их можно содержать в любых комнатах по отношению к сторонам света. В период выгонки и цветения луковичных растений температура должна быть невысокой. Выгоночные растения плохо переносят резкие колебания температуры, сквозняки и сухость воздуха.

    Для выгонки отбирают крупные, совершенно здоровые, плотные и тяжеловесные луковицы. Луковицы до пересадки надо хранить в темном сухом месте. Посадку производят для более ранней выгонки в сентябре, для более поздней – в октябре.  В горшок засыпают до краев огородную землю или торф, в середину помещают луковицу, вдавливая ее в грунт и крепко обжимая. Посаженная луковица не должна возвышаться над краем горшка Горшки ставят в деревянный ящик или картонную коробку (на дно ящика сначала насыпают слой песка или сырых опилок толщиной 2-3 см). Сверху горшки с посаженными луковицами и промежутки между ними засыпают слоем земли, песка, торфа или опилками толщиной 8-10 см. Землю (песок, торф, опилки) поливают водой, и ящики ставят в прохладное место при температуре 4-50 С. Если насыпанный слой начнет просыхать, его снова поливают.  Примерно через 2-2,5 месяца луковицы укореняются и прорастают.  Срок выемки наступает, когда  на поверхности появляются толстые беловатые ростки, и ком земли в горшке будет хорошо оплетен корнями.

    Вынутые горшки размещают на окне и накрывают  бумажным колпаком. Закрывать ростки необходимо по двум причинам. Во-первых, при переносе в комнату растения сразу попадают в более сухую атмосферу, а под колпаком воздух более влажный, так что они постепенно привыкают к воздуху комнаты; во-вторых, растения приучаются к постепенному переходу от темноты к свету. Из луковки стремительно  будут расти стрелки.

    Гиацинт и косметика.  Женщины издавна использовали гиацинты в косметических целях. Если настоять лепестки гиацинта на спирту, получится лосьон, который хорошо разглаживает кожу лица, устраняя морщины, предохраняет от вредных атмосферных воздействий и ароматизирует ее.

    Гиацинт в быту. Высушенные лепестки гиацинта кладут в полотняные мешочки, которыми перекладывают постельное белье в шкафу. Оно долго сохраняет свежесть. Высушенные и измельченные в порошок лепестки гиацинта можно использовать для борьбы с вредными насекомыми: тараканами, комарами. Если поджечь такой порошок и окурить гиацинтовым дымом квартиру, комары сразу же исчезнут. И, главное, если вы заведете у себя в квартире этот изящный цветок, его прелесть и изумительно тонкий аромат всегда будут создавать вам прекрасное настроение.

    1.  Практическая часть

     Все  изучив и узнав,  я приготовила следующий материал:

    - дренаж;

    - мелкие керамические шарики;

    - торфяной питательный грунт  «Сенполия», содержащий биогумус ;

    - цветочный горшок;

    - удобрение «Сила жизни»  для цветов и декоративных растений;

    - луковицы  сорта «Гиацинт голландский».

    13 ноября  посадила луковицы гиацинта белого, синего и фиолетового цвета. (Приложение 1, рис. 2)

    На дно цветочного горшка насыпала дренаж, мелкие камушки,  торфяной питательный грунт, оставив 3-4 см.

    Посадила луковицы гиацинта, обильно полила. А за тем засыпала песком до верха горшка. Горшки с луковицами опустила  в подвал, чтобы они укоренились.

    Ежедневно я вела наблюдение за цветком, все изменения и действия систематизировала в таблице.  (Приложение 1)

     Первые ростки начали появляться в начале декабря.  (Приложение 1, рис.  3)

    11 января  листочки подросли до  2-4 см, я занесла их в более тёплое помещение, полила. Накрыла горшки бумажными колпаками, чтобы в темноте ростки вытянулись. Закрывать ростки необходимо по двум причинам. Во-первых, при переносе в комнату растения сразу попадают в более сухую атмосферу, а под колпаком воздух более влажный, так что они постепенно привыкают к воздуху комнаты; во-вторых, растения приучаются к постепенному переходу от темноты к свету. Из луковки стремительно будут расти стрелки. (Приложение 1, рис. 4)

    Каждое утро   ставила цветок на подоконник, на «северное»  окно, т.к. гиацинт любит прохладу. Вечером  ставила горшок с цветком на   стол, чтобы он дольше находился в светлом помещении.  В обед   поворачивала горшок на 1800, чтобы листья росли прямыми и ровными.

    28  января –   высота листочков гиацинта   11 см.   Поставила  горшки на окно с северной стороны в прохладную комнату, в поддоны налила отстоявшуюся воду, чтобы луковицы получали необходимую влагу, почву прорыхлила. (Приложение 1, рис. 5)

    Гиацинт не любит тепло,  боится сквозняков.  После ночной темноты цветок наклоняется вниз. Это происходит из-за нехватки света,  через 2-3 часа поднимается вертикально. Еще я заметила, что гиацинт растет ночью.

     29 января -  на подоконнике росточки позеленели, стали красивого насыщенно зелёного цвета.

    31 января  - листочки начали раскрываться.

    2 февраля -  листочки раскрылись,  и показались нежно - зеленого бутончики   3-4см.

    4 февраля -  листочки гиацинта выросли до 14 см, цветочная стрелка вытянулась (бутончики 6-7 см.)  (Приложение 1, рис. 6)

    5 февраля - начали раскрываться первые нижние бутоны. Высота цветка 17см. (Приложение 1, рис. 7)

    7 февраля – бутоны раскрылись (Приложение 1, рис. 8)

    8 февраля – подарила маме её любимый цветок (Приложение 1, рис. 9)

                                                                 1.5 Результаты исследования.

              В ходе проведения  исследовательской работы  по выгонке гиацинтов в домашних условиях в зимний период  я получила  следующий результат.  Вырастила в зимнее время цветок гиацинта  путем выгонки, создав условия для развития цветка (освещение, температура, подкормка, полив).

    8 февраля  –  подарила маме её любимый цветок (Приложение 1, рис. 10)

    Выводы

             В результате моего исследования я доказала, что можно вырастить цветок в комнатных условиях в зимнее время года, создав условия для выгонки.

    Через свои наблюдения я узнала об условиях посадки, полива, о температурном режиме на разных этапах выращивания.

    Мои результаты исследования и сведения из литературы о выращивании цветка гиацинта путем выгонки совпали.

     Я научилась терпеливому и бережному отношению  к своему цветку.

    После того, как цветок отцветет, я продолжу наблюдение за ним, и в соответствии с условиями выгонки сохраню луковицу для дальнейшего размножения и посадки.

    Заключение и перспективы работы

          Данную исследовательскую работу можно использовать как дополнение к учебному материалу и во внеклассной работе

    Литература

    1. . Ганичкина О., Ганичкин А. –  «Моим цветоводам» -  М.: Эксмо, 2010г

    2.  ж. «Вокруг цветов» - №4 – 2007г.

    3  ж. «Мои любимые цветы» - №4 – 2004г; №9 – 2006г.

    4.  Каталоги садоводческого центра «Мир Увлечений»        

    5.. Родионова С.В. –  «Все о цветах». Новая энциклопедия дачника – М.; «РИПОЛ КЛАССИК», 2000г.

    6. Хессайон Д.Г. – «Все о цветах в вашем саду» - М.; Кладезь-Букс, 2004г.

     Проведу эксперимент.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогические условия организации исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

    Главную задачу школы – повышение качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей - невозможно решить без формирования положительной мотивации учащихся. Метод проектов – способ достижения...

    Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе.

    Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

    Опыт по формированию исследовательской и проектной деятельности в начальной школе

    Исследовательская деятельность – это специально организованная, познавательная деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся  целенаправленност...

    Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы

    Презентация расказывает о проектной деятельности учащихся в начальной школе....

    Исследовательская и проектная деятельность учащихся начальной школы в рамках ФГОС НОО.

    Одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возник...