Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"
рабочая программа (4 класс)

Янчина Татьяна Юрьевна

Рабочая программа кружка "Умники и умницы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_umniki_i_umnitsydocx.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности в 4 классе

«Умники и умницы»

                 Янчиной Т. Ю.

                                учителя начальных классов

                                                           МБОУ «СОШ №2»

                                             г. Сафоново    Смоленской области

                                                2019 - 2020 учебный год

                                                             Рабочая программа

по внеурочной деятельности

 «Умники и умницы»

4 класс

Содержание

Раздел программы

стр.

1

Пояснительная записка  

1

2

Результаты освоения курса

2

3

Содержание курса

2

4

Тематическое планирование

5

1. Пояснительная записка

    Рабочая программа МБОУ «СОШ №2» г. Сафоново по внеурочной деятельности «Умники и умницы» для 4 классов составлена на  основе:

- Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ;

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 с внесенными изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1576);

- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;

- Положения о порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочих программ в МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново;

- Учебного плана МБОУ «СОШ № 2» г. Сафоново на 2018-2019 учебный год.

- Авторской программы «Юным умникам и умницам» О. Холодовой 1-4 годы обучения.   Основное пособие: Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей: Рабочие тетради в 2-х частях. – М.: Издательство «Рост». – 2017.

Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.

          Основные задачи курса:

  1.  развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
  2.  развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
  3.  развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
  4.  формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
  5.  развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
  6.  формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
  7.  формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и обще учебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на 2 года обучения. В 4 классе 34 часа.

2. Результаты освоения курса

Личностные результаты:

 - учащиеся овладевают нормами нравственных межличностных отношений.

 -формируется уважительное отношения к иному мнению.

Метапредметные результаты:

- формирование и развитие общеучебных умений и навыков: учащиеся учатся:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
  • выделять существенные признаки предметов;
  • сравнивать между собой предметы, явления;
  • обобщать, делать несложные выводы;
  • классифицировать предметы, явления;
  • определять последовательность событий;
  • судить о противоположных явлениях;
  • давать определения тем или иным понятиям;
  • определять отношения между предметами типа «род - вид»;
  • выявлять функциональные отношения между понятиями;
  • выявлять закономерности и проводить аналогии

- формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.              

- формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

- развитие речи.

- развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

- развитие сенсорной сферы.

- развитие двигательной сферы.    

Предметные результаты:

- формирование умения решать логические задачи

3. Содержание курса

Все задания пособия условно можно разбить на несколько групп:

  • задания на развитие внимания;
  • задания на развитие памяти;
  • задания на совершенствование воображения;
  • задания на развитие логического мышления.

Задания на развитие внимания

К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.

Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.

Задания, развивающие память

В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.

Задания на развитие и совершенствование воображения

Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;

  • дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
  • выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
  • вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
  • выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
  • выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
  • деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;

             - складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.

     Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).

 Задания, развивающие мышление

 Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения  самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).

 

 Основные принципы распределения материала:

 1) системность: задания располагаются в определенном порядке;

 2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;

 3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;

 4) увеличение объема материала;

 5) наращивание темпа выполнения заданий;

 6) смена разных видов деятельности.

           Материал каждого занятия рассчитан на 45минут. Модель занятия

такова:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (3-5 минут)

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (5 минуты)

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (15минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию.

                         

ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-7 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

Формы контроля:

  • тестирование;
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся.

4. Тематическое планирование

№ занятий

Кол-во часов

Развиваемые способности

Дата

1

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

2

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

3

1

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

4

1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

5

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

6

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

7

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

8

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления. Тренировка внимания.

Графический диктант

9

1

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

10

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

11

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

12

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

13

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

14

1

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания

Развитие мышления.

Графический диктант

15

1

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

16

1

Тренировка зрительной памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

17

1  

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

18

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

19

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

20

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

21

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

22

1

Тренировка  слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

23

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

24

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

25

1

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу.

26

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

27

1

Развитие концентрации внимания.

Развитие мышления.

Графический диктант

28

1

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

29

1

Тренировка  слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант

30

1

Тренировка зрительной памяти.

 Развитие мышления.

Графический диктант

31

1

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

32

1

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций.

Графический диктант

  33-34

2

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления  на конец учебного года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Настоящая программа  внеурочной деятельности  разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, расширения математического ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности"Умники и умницы" 2 класс

Программа составлена на основе примерной прграммы  Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2012....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Вместе с умниками и умницам» 1 – 2 кл

Рабочая программа по внеурочной деятельности«Вместе с умниками и умницам»1 – 2 кл...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной занятости кружок «Умники и умницы» 3 классы (9-10 лет)

Цель занятий  кружка    «Умники  и  умницы»:  развитие познавательных способностей учащихся  на основе системы развивающих занятий....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Умники и умницы»

Начинать работу по совершенствованию познавательных способностей никогда не рано и не поздно. Но лучше начать эту работу как можно раньше. В этом может помочь специальный курс «Юным умникам и умницам»...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" для 1 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы"

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Умники и умницы" составлена в соответствии с требованиями ФГОС....