4 класс. Родной русский язык. Пересказ с изменением лица
учебно-методическое пособие по русскому языку (4 класс)

Самойлова Алла Дмитриевна

4 класс. Родной русский язык.Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл per_l_d_material.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по русскому родному языку для 4 класса

 «Информационная переработка прослушанного или прочитанного текста: пересказ с изменением лица»

(текст: «Лесной доктор» (по М.Пришвину)

                Задание

Ответьте на вопросы:

Какие знаете личные местоимения?

Почему они называются личными?

Если кто-то рассказывает о себе, то каким местоимением он себя называет?

А мы, слушатели, каким местоимением будем его называть?

Что нужно изменить, если мы расскажем кому-то эту историю?

Какова же наша задача на сегодняшний урок?

Поучимся передавать содержание текста с изменением лица рассказчика. Попробуем это сделать на примере рассказа М. Пришвина «Лесной доктор». Послушайте его и  определите его тему и основную мысль.

https://youtu.be/X7RJ66OpHu0

                              Лесной доктор ( в сокращении)

Мы бродили по лесу и наблюдали за птицами. Вдруг мы услышали звук пилы. В лесу велась заготовка дров из сухостойного леса.

   Мы поспешили на звук. На земле лежала осина. Валялось множество пустых еловых шишек. Здесь кормился дятел. Около пня отдыхали два паренька.

   Все стали осматривать дерево. Оно было совсем свежее. Дятел зимой выслушал больную осину и вытащил вредителей.

    Лесной доктор спас дерево. Люди этого не поняли.

Ответьте на вопросы:

- Какова тема этого текста?

- В каких словах заключена основная мысль этого текста?

- К какому виду текстов относится этот текст?

- Как вы определили?

По 1 части рассказа

- вопросы по содержанию:

  • Где был писатель с друзьями?  
  • - С какой целью они ходили в лес?  
  • - Что услышали?  
  •  - Что происходило в лесу?

Опорные слова:

Бродили – наблюдали – услышали – велась – сухостойного

Какую главную мысль хотел нам поведать автор в этой части?

Как её можно назвать?

Перескажите эту часть от  своего лица.

По 2 части

- вопросы по содержанию: 

  • - Что сделали писатель и его друзья?
  • - Какое дерево увидели, когда пришли на звук пилы?
  • - Что валялось рядом с деревом?
  •  - О чём они догадались?
  •  - Кого увидели рядом со сваленным деревом автор и его спутники?

Опорные слова:

Поспешили – лежала - валялось множество – кормился – отдыхали.

Что важное говорит писатель в этой части рассказа?

Как ее можно озаглавить?

Перескажите эту часть от  своего лица

По 3 части

- вопросы по содержанию:

  • -Что стали делать все, кто был на поляне?
  • -Что заметили присутствующие?
  • - В каком смысле (прямом или переносном) используются слова «дятел выслушал больную осину»?
  •  - А в каком – «вытащил вредителей»?

Опорные слова:

Стали осматривать – было совсем – выслушал – вытащил

Что поняли присутствующие, когда осмотрели дерево?

Как назовем эту часть?

Нужно ли менять лицо рассказчика в этой части?

По 4 части,

вопросы по содержанию:

  • Какой вывод делает М. Пришвин о дятле?  
  • Как он его называет?
  • -Какой вывод делает писатель о людях?
  • - Что он осуждает?

Опорные слова:

Спас – этого не поняли

Какое из двух предложений более важно для передачи главной мысли?

Как назовем эту часть?

Примерный план:

  1. Звук пилы в лесу.
  2. Сваленная осина.
  3. Дятел спас осину.
  4. Не поняли.

- Вставить пропущенные буквы и найти это слово в тексте

бр..дили, в..лась, (на) з..мле, л..жало

к..рмил, н..блюдали, вр..дителей. п..ренька

 - Разбери слово по составу:

поспешили, заготовка

трудные слова:

Сухостойного, осматривать, валялось.

Сделать физкультурную разминку (1 мин)

Пересказ текста (от третьего лица)

Ответьте на вопрос:

Чему нас учит этот рассказ?

Домашнее задание.

Потренироваться в пересказе текста с изменением лица (устно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 1 - 4 классы "Родной (русский) язык"

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной рабочей программы начального общего образования и на основе ав...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Родной русский язык"

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как п...

Официально-деловой стиль. 4 класс. Родной русский язык.

Материал можно использовать на уроках родного русского языка....

Рабочая программа 4 класс Родной ( Русский ) язык.

Рабочая программа по учебному предмету Родной ( Русский ) язык 4 класс....

Рабочая программа 1 класс Родной ( Русский ) язык.

Рабочая программа по учебному предмету Родной ( Русский ) язык 1 класс....

Рабочие программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литература

Программы для 1-4 классов. Родной русский язык и родная русская литератураДля учебника Александровой, программы в соответсвии с ФГОСреестром...

Презентация 2 класс родной русский язык

Презентация к уроку родного русского языка "Встречаем по одёжке"...