Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса "Родной русский язык"
рабочая программа (2 класс)

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

 - овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места;

-составлять логические высказывания разной степени сложности;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

-овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_rodnoy_russkiy_yazyk.docx48.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бутурлиновская основная общеобразовательная школа №4

Бутурлиновского муниципального района

«Рассмотрено»                               «Согласовано»                                        «Утверждаю»

Руководитель ШМО                 Заместитель директора  по УВР               Директор школы

________/___________/            ________/______________/                    ________/________________/

                                   Протокол №        от                                                                             Приказ №________

 «__»_________20___г.                «__»__________20___г.                 «__»________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса внеурочной деятельности _ Кружок «Родной русский язык»

_____________________________________________________

по направлению_общеинтеллектуальное

__________________________________________________

для обучающихся ___8-9___лет

срок реализации _____1 год____

_____Левченко Елена Владимировна____

Ф.И.О учителя, (коллектива учителей)

                                                                                2019-2020 учебный год

 Введение

       Рабочая программа внеурочной деятельности «Родной русский язык»для обучающихся начальных классов разработана в соответствии:

1.ФГОС НОО, утвержденным и введенным в действие приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373;

2.Письмом Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

3.Письмом Министерства образования и науки России от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;

4.Постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях»» (далее СанПиН 2.4.2.2821-10);

5..Письмом Минобрнауки России от 07.08.2015г. № 08-1228 «О направлении методических рекомендаций»;

6.Письмом Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России «О рабочих программах учебных предметов» от 28 октября 2015 г. N 08-1786;

7.Основной образовательной программой начального общего образования МКОУ Бутурлиновская ООШ №4.

          Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит кружок “Родной русский язык”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий кружка.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях кружка следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Содержание и методы обучения кружка «Родной русский язык» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык

Рабочая программа кружка «Родной русский язык» ориентирована на обучающихся 2 класса. Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 34учебных часа в год. Рабочая программа рассчитана на 1 учебный год.

Цели и задачи программы.

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи:

 - овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места;

-составлять логические высказывания разной степени сложности;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

-овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

Личностные, метапредметные  и предметные результаты освоения  программы.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;
  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Результаты освоения программы:

В результате изучения программы внеурочной деятельности обучающиеся 2 класса должны знать:

1.Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).

2.Признаки гласных и согласных звуков.

3.Буквы русского алфавита.

 4.Родственные слова.

5.Антонимы, многозначные слова. Системные связи слов.

Обучающиеся должны уметь:

1.Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ слов.

2. Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.

3.Делить слова на слоги.

4.Подбирать родственные слова. Объединять слова в группы.

5.Проверять и правильно

6.Составлять текст по вопросам писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими и глухими согласными в корне слова и в конце. учителя.

6.Работать со словарями.

7.Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.

Формы проведения занятий

  • практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.
  • анализ и просмотр текстов;
  • самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями.;
  •   групповая работа;
  • творческая работа (составление кроссвордов, ребусов, шарад).  

Формы представления результатов:    сообщение, публичное выступление, практическое задание, презентация творческой работы,  коллективное творческое дело, разработка продуктов словесного творчества, анкетирование,  тестирование.      

Способы подведения итогов реализации программы 

Для отслеживания результатов предусматривается    участие в следующих  мероприятиях:    олимпиады, конкурсы, интеллектуальные игры, учебные исследования, выполнение  коллективного творческого дела, деловые и ролевые игры, выставки, спектакли, КВН,  литературные игры, викторины.

Содержание курса  внеурочной деятельности «Родной русский язык»

№ п/п

Название темы

Кол- во часов

Форма  проведения

Основные понятия

Виды учебной деятельности

Предполагаемые результаты

1

Волшебная страна  «Фонетика».

1

Фронтальная работа Демонстрационный опрос.Презентация

Что такое  фонетика? И что  она изучает? Дар речи.  Общение.  Слово.  Звуки. 

Проблемно-ценностное общение.

Игра «Подскажи  словечко.

Понимание смысла  речевого общения,  различение устной и  письменной речи,  выделение речевых  действий. Учебно-  познавательный  интерес к новому  учебному  материалу.

2

Распознавание твёрдых и  мягких согласных звуков в  словах.   Учись подбирать рифмы.

1

Групповая работа. Иллюстративный опрос

Повторить  способы  обозначения  твёрдых (с  помощью  гласных) и  мягких (с  помощью  гласных или ь)  согласных.  Упражнять в  письме под  диктовку и  свободной  записи слов по  рисункам,  загадкам и пр. Рифма и звук .

Проблемно-ценностное общение. Слушание учителя.

Умение фиксировать  случаи расхождения  произношения и  обозначения буквами  согласных и гласных  звуков. Умение  применять изученные  правила при письме под  диктовку. Осознание богатства  выразительных  средств русского  языка. Осознание  языка как основного  средства мышления  и общения.

3

Удивительные звуки.

1

Коллективная работа. Объяснительно-иллюстративный беседа

Систематизировать сведения о звуковой  системе русского  языка с  помощью  таблицы,  отдельные  разделы которой  нужно  «заполнить»  детям.  Упражнять в  выявлении  смыслоразличительной роли  звуков/букв, в  отчетливом  произношении  звуков в словах. Гласные,  согласные  звуки и  буквы этих  звуков.

Познавательная. Систематизация знаний

Знание отличительных  особенностей гласных и согласных, твёрдых и  мягких звуков,  правописание  йотированных гласных. Понимание того, что  правильная устная и письменная речь  есть показатель  индивидуальной  культуры человека.

4

Звонкие и глухие  “двойняшки”

1

Групповая работа. Частично-поисковый, демонстрационныйопрос

Проверяемое,  проверочное  слово  Повторить пары  звонких и глухих  согласных.  Провести  наблюдение над  способностью  звонких звуков  оглушаться на  конце слов и  повторить  приемы  проверки таких  звуков.  

Игровая

Игра “Найди  пару”. Составление  предложений по картинке.  Игра «Закончи  предложение».

Уметь наблюдать  сходство и различие  звучания парных  согласных на конце  слов, осуществлять  подбор проверочных  слов по выделенным  признакам.

5

Звонкие и глухие  “одиночки”.   Почему они так  называются.

1

Коллективная работа. Объяснительно-иллюстративный беседа

Проверяемое,  проверочное  слово  Повторить пары  звонких и глухих  согласных.  Провести  наблюдение над  способностью  звонких звуков  оглушаться на  конце слов и  повторить  приемы  проверки таких  звуков

Художественное творчество. Решение познавательных задач.

Уметь наблюдать  сходство и различие  звучания парных  согласных на конце  слов, осуществлять  подбор проверочных  слов по выделенным  признакам. Понимание того, что  правильная устная и  письменная речь  есть показатель  индивидуальной  культуры человека.

6

Звуки и буквы.  Звуко — буквенный разбор  слов.

1

Коллективная работа.Частично-поисковый, демонстрационныйбеседа

Познавательный час в форме игры.

Звуки и  буквы  Викторина  “Интересные буквы и  звуки”. Организовать  орфографический тренинг по  различению  звуков и букв.

Познавательная

Викторина  “Интересные буквы и  звуки”.

Умение различать звуки  и буквы, обозначать  звуки буквами,  анализировать  информацию. Осознание богатства  выразительных  средств русского  языка. Осознание  языка как основного  средства мышления  и общения.

7

« Грамматическое  домино”.

1

Групповая работа. частично-поисковый. Познавательный час в форме игры.

Проверяемое,  проверочное слово. Повторить  правило о  безударных  гласных, проверяемых  ударением.  Упражнять в  выборе гласной  по данным  проверочным  словам, подборе  проверочных  слов с опорой на  образец.

Игровая, слушание стихотворений

Уметь наблюдать  сходство и различие  звучания безударных  гласных и их записи. Понимание того, что  правильная устная и  письменная речь  есть показатель индивидуальной  культуры человека.

8

Шипящие согласные.

1

Коллективная работа. Познавательный час в форме игры.

Шипящие  согласные Игра  “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн) . Провести  наблюдение над  употреблением  гласных е. и  после непарных  твёрдых  шипящих, над  употреблением  гласных а, у  после непарных  мягких  шипящих.  

Познавательная.

Игра  “Волшебный клубок орфограмм.(жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк -чн) .

Обнаруживать  ориентировочные  признаки,  обеспечивающие  припоминание и  обобщение изученных  правил об обозначении  звуков на письме.  Умение записывать  гласные после шипящих  с опорой на правило. Осознание богатства  выразительных  средств русского  языка. Осознание  языка как основного  средства мышления  и общения

9

Алфавит.

1

Презентация. Индивидуальная работа.частично-поисковый,демонстрационный.

Письменность  Азбука  алфавит. Углубить  представления о  практической  значимости  знания алфавита.   Дать  историческую  справку о рождении  алфавита, о  создании  письменности на  Руси, об  исторических  изменениях в  русской азбуке,  о важности  овладения  грамотностью

Познавательная. Слушание и анализ выступлений товарищей.

Применять знание  алфавита при работе со  словарями,  справочниками,  каталогами.  Составлять списки,  располагая в  алфавитном порядке  названия (слова,  фамилии, названия  книг, их авторов). Осознание богатства  выразительных  средств русского  языка. Восприятие  русского языка как  явления  национальной  культуры.

10

Роль предложения в  общении. Предлоги.  Употребление в речи  предлогов. Составление  предложений по картинке.

1

Групповая работа.Частично-поисковый.Опрос

Предлоги и  союзы —  слова- связки  Углубить  представление о  словах-связках  как служебных  частях речи.  Организовать  наблюдение над  смысловыми  оттенками  предлогов и  союзов.  Упражнения в  выборе  предлогов,  установлении  синонимичности  значений  предлогов,  составлении  предложений и  текстов по  рисункам с  указанием пространственных отношений  между  предметами  (лицами)

Проблемно-ценностное общение,  слушание рассказов.

Осознавать роль в  предложении слов- связок.  Синтезировать:  составлять предложения  с использованием слов- связок. Понимание того, что  правильная устная и  письменная речь  есть показатель  индивидуальной  культуры человека.

11

Легкие головоломки.  Технология составление  головоломок. Шарады.

1

Коллективная работа.Объяснительно-иллюстративный беседа

Что такое  головоломки и  шарады?  Головолом ка, шарада.

Игровая, систематизация знаний.

Осознание богатства  выразительных  средств русского  языка. Восприятие  русского языка как  явления  национальной  культуры.

12

Слог.  Перенос слов. Правила  переноса.  

1

Коллективная работа.Презентация.

Ударный  слог.  Гласный  под  ударением.  Перенос  слов. Углубить  представление о  слоговом  строении слов, о  возможной  структуре слога  русского слова, о  выделении  голосом при  произнесении  слова одного из слога).  Повторить  основное  правиле  переноса слов по  слогам.  

Познавательная, анализ проблемных ситуаций.

Умение соотносить  слоговое строение слова  и варианты переноса.

13

Ребусы.

1

Групповая работа, частично-поисковый.

опрос

Что такое ребус?

Игровая, слушание учителя, работа с дополнительной литературой.

Научатся  самостоятельно и при  помощи учителя  составлять ребусы. Учебно- познавательный  интерес к новому  учебному материалу  и способам решения  новой частной  задачи.

14

Ударение. Обсуждение  смыслоразличительной  функции ударения

1

Коллективная работа. Объяснительно-иллюстративный беседа

Ударный  слог.  Гласный  под  ударением.  Безударный. Организовать  наблюдение над  смыслоразличит ельной ролью  ударения в  словах (пйрепел- перепйл, збмки- замкъ),  ударными  слогами с буквой  ё

Проблемно -ценностное общение, просмотр познавательных фильмов.

Наблюдать за ролью  словесного ударения,  правильно произносить  слова (в соответствии с  акцентологическими  нормами). Осознание богатства  выразительных  средств русского  языка. Понимание  того, что правильная  устная и письменная  речь есть показатель  индивидуальной  культуры человека.

15

Ударение над гласной  может сделать букву ясной  (безударные гласные в  корне слова).

1

Коллективная работа.Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.беседа

Твёрдые и  мягкие  согласные  звуки и  буквы. Наблюдение над  фактами письма,  когда после  непарных  твёрдых  шипящих и ц  употребляются  гласные и, е, ё,  ю, я и наоборот.  Повторить  написание жи- ши.   Повторить  употребление  гласных после  мягких  согласных (ча- ща, чу-щу)

Проблемно -ценностное общение, работа с электронным тренажером

Выделять новые случаи,  позиции обозначения  твёрдых и мягких  согласных звуков в  середине слова  Устанавливать  причины  «неподчинения» ряда  фактов написания  общему принципу  обозначения звуков на  письме

16

Игра “ Волшебный клубок  орфограмм” (безударная  гласная в корне слова)

1

Групповая, просмотр презентации.

Орфограммы. Повторить и  проверить  уровень  сформированности умения  решать  орфографические задачи.

Игровая, слушание и анализ выступлений товарищей

Закрепление умений  обнаруживать  орфограммы, проверять  их, строить и оформлять  предложения и тексты. Понимание того, что  правильная устная и  письменная речь  есть показатель  индивидуальной  культуры человека.

17

Непроверяемые  безударные гласные.  Орфографический словарь  – твой помощник.  Способы проверки  безударных гласных в  корне слова.  

1

Коллективная работа. Объяснительно-иллюстративный беседа

Орфограммы. Повторить и  проверить  уровень  сформированности умения  решать  орфографические задачи.

Познавательная Работа с орфографическим словарем., анализ проблемных ситуаций

Умение применять  полученные знания в  самостоятельной работе

18

Мягкий знак. Обсуждение  вопроса: значение и  особенности мягкого  знака.

1

Групповая работа. частично-поисковый.опрос

Твёрдые и  мягкие  согласные  звуки и  буквы. Повторить  употребление  мягкого знака на  конце и в  середине слова.  Перенос слов с мягким знаком.  Упражнять в  использовании  мягкого знака  после л (перед  твёрдыми и  перед мягкими  согласными)

Проблемно-поисковое обсуждение, решение познавательных задач

Выделять новые случаи,  позиции обозначения  твёрдых и мягких  согласных звуков в  середине слова  Устанавливать  причины  «неподчинения» ряда  фактов написания  общему принципу  обозначения звуков на  письме.

19

Твердый знак. Обсуждение  вопроса: значение и  особенности твердого  знака.

1

Групповая работа. частично-поисковый.опрос

Твёрдые и  мягкие  согласные  звуки и  буквы. Повторить  употребление  твёрдого знака в  середине слова.  Перенос слов с  твёрдым знаком.

Проблемно-поисковое обсуждение, решение познавательных задач

Осознание богатства  выразительных  средств русского  языка. Осознание  языка как основного  средства мышления  и общения

20

Существительные – слова с  предметным значением.

1

Коллективная работа. Объяснительно-иллюстративный беседа

Имя  существите льное.  Сказка “Приключение в  стране «Имя  существительное». Упражнять в  определении  имен  существительных среди других  частей речи  

Познавательная Слушание учителя, решение познавательных задач.

Определять  грамматические  признаки имени  существительного.  Систематизировать  признаки имени  существительного как  части речи. Осознание богатства  выразительных  средств русского  языка  

21

Большие и маленькие.  Слова, которые пишутся с  заглавной буквы.

1

Групповая работа. частично-поисковый, демонстрационный.опрос

Родословное  дерево  Район  Имя  существительное. Повторить  правило  употребления  большой буквы в  кличках  животных,  именах,  отчествах,  фамилиях  людей. Дать  представление  об именах  собственных как  наименованиях  единичных предметов (лиц).

Познавательная Систематизация знаний, слушание и анализ выступлений своих товарищей

Переносить общее  правило об  употреблении большой  буквы в собственных  существительных на  написание названий  книг, газет и пр. Осознание богатства  выразительных  средств русского  языка

22

Волшебный клубок  орфограмм. Рассказ –  беседа о роли орфографии.  Анаграммы.

1

Коллективная работа. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.беседа

Проверить  сформированность знаний,  умений и навыков

Проблемно-поисковое Самостоятельная работа, решение познавательных задач

Использовать правила  написания слов при  записи по слуху Умение  применять полученные знания в  самостоятельной  работе, навык  грамотного письма с  соблюдением  изученных правил при  письме под диктовку.

23

Волшебный клубок  орфограмм. Рассказ –  беседа о роли орфографии.  Анаграммы.

1

Коллективная работа. Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.беседа

Проверить  сформированность знаний,  умений и навыков

Проблемно-поисковое Самостоятельная работа, решение познавательных задач

Использовать правила  написания слов при  записи по слуху Умение  применять полученные знания в  самостоятельной  работе, навык  грамотного письма с  соблюдением  изученных правил при  письме под диктовку.

24

Прилагательные – слова  называющие признаки.

1

Групповая работа. частично-поисковый, демонстрационный.

Сказка “Приключение в  стране “ Имя  Прилагательное.  Совершенствование знаний об  имени  прилагательном.  Провести  наблюдение над  употреблением в  речи полных и  кратких форм  имен  прилагательных,  сопоставление  вопросов какой?,  каков? и т. п.  Упражнять в  правильном  написании  окончаний имен  прилагательных

Познавательная Слушание учителя, решение познавательных задач

Определять  грамматические  признаки имени  прилагательного.  Систематизировать  признаки имени  прилагательного как  части речи.

25

Прилагательные – слова  называющие признаки.

1

Групповая работа. частично-поисковый, демонстрационный.

Сказка “Приключение в  стране “ Имя  Прилагательное.  Совершенствование знаний об  имени  прилагательном.  Провести  наблюдение над  употреблением в  речи полных и  кратких форм  имен  прилагательных,  сопоставление  вопросов какой?,  каков? и т. п.  Упражнять в  правильном  написании  окончаний имен  прилагательных

Познавательная Слушание учителя, решение познавательных задач

Определять  грамматические  признаки имени  прилагательного.  Систематизировать  признаки имени  прилагательного как  части речи.

26

Дружба имени  существительного с  прилагательным

1

Индивидуальная работа. Репродуктивный. самостоятельная работа

Части речи. Проверка уровня  усвоения знаний по изученным  темам

Игровая

Систематизация знаний, игры

Понимание того, что  правильная устная и  письменная речь  есть показатель  индивидуальной  культуры человека

27

Дружба имени  существительного с  прилагательным

1

Индивидуальная работа. Репродуктивный. самостоятельная работа

Части речи. Проверка уровня  усвоения знаний по изученным  темам

Игровая

Систематизация знаний, игры

Понимание того, что  правильная устная и  письменная речь  есть показатель  индивидуальной  культуры человека

28

Глаголы – слова,  обозначающие действие  предметов. Здравствуй,  Глагол!  Словарный запас.  Предметы, действия,  признак.

1

Групповая работа. частично-поисковый

Части речи. Повторить  признаки  отличия  глаголов от  других частей  речи.  Формировать  умение  вычленять  глаголы в речи.

Познавательная Слушание учителя, решение познавательных задач,

Определять  грамматические  признаки глагола.  Систематизировать  признаки глагола как  части речи

29

Сколько слов Вы знаете?  Рассказ-беседа о  словарном богатстве  русского языка.

1

Коллективная работа. Объяснительно-иллюстративный.беседа

Игра –  соревнование “Кто больше  знает слов на букву …”  «Замени букву». Проверить  сформированность знаний,  умений и  навыков по  изученным  темам, умение применять их в  самостоятельной  работе.

Работа со словарем, с научно-популярной литературы

Понимание того, что  правильная устная и  письменная речь  есть показатель  индивидуальной  культуры человека

30

Знаете ли вы значения  слов? Игры со словами. Определение значения  слова с помощью  толкового словаря.

1

Практическое занятие. Просмотр презентации

Дать общее  понятие о  лексическом  значении слова  и его  особенностях  посредством  анализа вводной  (презентативной)  таблицы.  Познакомить с  толковыми  словарями, в  которых  разъясняется  лексическое  значение слова, в  частности, со  словарём В.И.  Даля.

Игровая, решение познавательных задач, работа с книгой

Понимание сути  понятий «лексическое  значение»,  Выбирать слова в  соответствии с целью и  адресатом  высказывания.

31

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так  же, как и у кустов, корень  есть у разных слов.

1

Коллективная работа. Объяснительно-иллюстративный, беседа

Корень. Однокоренные слова  Исторический  корень. Повторить общие сведения  о родственных  словах, наличии  в них общей  смысловой  части. Ввести  термины  «корень»,  «однокоренные  слова».   Формировать  умение  определять  однокоренные  слова по двум  признакам —  общая часть  (внешняя) и  общность  смысла.

Систематизация знаний, просмотр познавательных фильмов.

Умение квалифицировать  объект (корень слова) с  позиций совокупности  его отличительных  признаков  Различать группы  родственных слов,  слова с омонимичными  корнями, синонимы.

32

Для чего нужно изучать  грамматику. Мастерская  “Учусь составлять  кроссворд”

1

Практическое занятие.

Что такое  кроссворд?

Игровая, систематизация знаний

Уметь составлять  кроссворды. Осознание богатства  выразительных  средств русского  языка. Осознание  языка как основного  средства мышления  и общения

33

Крылатые слова и  выражения.  

1

Индивидуальная работа.Репродуктивный

Какие слова и  выражения  называются  крылатыми?

Познавательная Слушание учителя, решение познавательных задач

Знать о роли крылатых  выражений и слов. Осознание богатства  выразительных  средств русского  языка. Осознание  языка как основного  средства мышления  и общения

34

Итоговое занятие.   Сочини пословицу, шутку,  прибаутку.  

1

Урок – обобщение

Совершенствовать знания об  отличительных  признаках  основных  средств языка,  об образности  русского слова,  богатстве  русского языка

Игровая, систематизация знаний

Обобщать и  систематизировать  изученные языковые  явления.  «Читать»  дидактический рисунок  о роли языка и речи.  Наблюдать над  особенностями  высказывания типа  рассуждения.

 

Календарно-тематическое планирование

№п/п

Название тем

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1

Волшебная страна  «Фонетика».

2

Распознавание твёрдых и  мягких согласных звуков в  словах.   Учись подбирать рифмы.

3

Удивительные звуки.

4

Звонкие и глухие  “двойняшки”

5

Звонкие и глухие  “одиночки”.   Почему они так  называются.

6

Звуки и буквы.  Звуко — буквенный разбор  слов.

7

« Грамматическое  домино”.

8

Шипящие согласные.

9

Алфавит.

10

Роль предложения в  общении. Предлоги.  Употребление в речи  предлогов. Составление  предложений по картинке.

11

Легкие головоломки.  Технология составление  головоломок. Шарады.

12

Слог.  Перенос слов. Правила  переноса.  

13

Ребусы.

14

Ударение. Обсуждение  смыслоразличительной  функции ударения

15

Ударение над гласной  может сделать букву ясной  (безударные гласные в  корне слова).

16

Игра “ Волшебный клубок  орфограмм” (безударная  гласная в корне слова)

17

Непроверяемые  безударные гласные.  Орфографический словарь  – твой помощник.  Способы проверки  безударных гласных в  корне слова.  

18

Мягкий знак. Обсуждение  вопроса: значение и  особенности мягкого  знака.

19

Твердый знак. Обсуждение  вопроса: значение и  особенности твердого  знака.

20

Существительные – слова с  предметным значением.

21

Большие и маленькие.  Слова, которые пишутся с  заглавной буквы.

22

Волшебный клубок  орфограмм. Рассказ –  беседа о роли орфографии.  Анаграммы.

23

Волшебный клубок  орфограмм. Рассказ –  беседа о роли орфографии.  Анаграммы.

24

Прилагательные – слова  называющие признаки.

25

Прилагательные – слова  называющие признаки.

26

Дружба имени  существительного с  прилагательным

27

Дружба имени  существительного с  прилагательным

28

Глаголы – слова,  обозначающие действие  предметов. Здравствуй,  Глагол!  Словарный запас.  Предметы, действия,  признак.

29

Сколько слов Вы знаете?  Рассказ-беседа о  словарном богатстве  русского языка.

30

Знаете ли вы значения  слов? Игры со словами. Определение значения  слова с помощью  толкового словаря.

31

Из чего состоят слова? Слова-родственники. Так  же, как и у кустов, корень  есть у разных слов.

32

Для чего нужно изучать  грамматику. Мастерская  “Учусь составлять  кроссворд”

33

Крылатые слова и  выражения.  

34

Итоговое занятие.   Сочини пословицу, шутку,  прибаутку.