Как составить характеристику школьника
статья

Робова Лариса Валентиновна

Педагогу часто приходится составлять характеристику обучающегося. Дело в том, что причины, по которым она требуется, бывают разные. Но все-же структура школьных характеристик схожа. Данная статья  практической направленности. Цель её - помочь педагогу. Содержит описание структуры и образцы основных характеристик. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как составить характеристику школьника

Общие черты и отличия различных характеристик (в помощь педагогу)

Часто  в практике классного руководителя возникает необходимость написания характеристики учащегося. Цели этого, прямо скажем, нелёгкого труда могут быть разными. Требуются характеристики  в органы опеки, обязательны они, если ребенок, или семья состоят на каком-либо учёте, необходимы при прохождении ПМПК, бывают востребованы при переходе учащегося в другое учебное заведение. В некоторых школах характеристику пишут в конце первого класса на каждого ребенка, затем корректируют её каждый год, передавая в пятом классе новому классному руководителю.

Какой бы ни была причина, по которой требуется характеристика, многие параметры остаются одними и теми же. Поэтому предлагаю схему общего каркаса и образец. При необходимости в такую схему добавляются дополнительные параметры.

Итак, общая схема включает в себя:

1.

        2.

                   3.        

Опираясь на эту схему, можно написать любую характеристику. При необходимости можно опустить какие-то параметры, или, напротив, написать более подробно.

        Так, для опеки можно очень кратко остановиться на учебной деятельности, но более подробно осветить семейные взаимоотношения и участие членов семьи в воспитании ребёнка. Для ПМПК больше внимания нужно уделить именно учебной деятельности учащегося и его успехам по разным предметам.

        

Образцы характеристик

  1. Характеристика общего вида:

Характеристика

ученицы __ класса ___________«СОШ№__»

Ивановой Екатерины  Петровны

30.01.2006 года рождения,

проживающей по адресу:________________________.

 

_______________________обучается  в данной школе с 1 класса.  Проживает с матерью __________________________________________________________,

отцом _________________________________________________________      

и младшим братом.

На протяжении всех лет обучения имеет низкую учебную мотивацию, учится в основном на «3», желания улучшить свои результаты не проявляет. Отношение к достижениям в обучении в целом адекватное. Не осознаёт личную значимость обучения.

Уровень сформированности навыков учебно-познавательной деятельности недостаточный: Екатерина слабо умеет планировать учебный процесс, в основном может выделять основное в изучаемом материале,  делать обобщения, выводы. Не всегда способна излагать наиболее важное.  Не умеет преодолевать затруднения в учёбе, не проявляет настойчивость в достижении цели. Слабая работоспособность, не всегда выполняет домашние задания. На уроках работает эпизодически, дисциплину не нарушает. Решает не все задачи программного содержания. Пропусков уроков без уважительных причин не имеет.

Сформированность психических процессов соответствует возрастной норме, по темпераменту меланхолик. Неплохо развиты произвольность и устойчивость внимания. Память слабая. Продуктивность запоминания низкая. Преобладает непроизвольное запоминание. Мышление наглядно-образное, развитое воображение.

Екатерина не проявляет особого интереса к основным школьным предметам. Любит уроки изобразительного искусства, технологии, окружающего мира. Во внеурочной деятельности неплохо работала в курсе «Мой родной край».

Малоактивная, скромная девочка. Екатерина часто неуверенна в себе. Обидчивая. Не всегда умеет ставить цели и их достигать. Поступки чаще обдуманны и адекватны.

Принимает участие в общественных делах неохотно, не любит быть на виду.    Но в конкурсах поделок, рисунков участвует всегда. Инициатором классных дел не бывает.

Умеет воспринимать красоту окружающего мира, речи, искусства. Читает не очень много. Речь правильная, но недостаточно богатая.

Екатерина в разговоре со сверстниками и другими людьми доброжелательная, спокойная. Но при этом дружеские отношения со сверстниками завязывает с трудом. На агрессивное поведение старается не отвечать агрессией, обижается, плачет. Пользуется авторитетом у ограниченного круга учащихся в классе.

Общее физическое развитие соответствует возрасту. Есть проблемы со здоровьем. Посещает уроки физической культуры, дополнительно спортом не занимается.

Рекомендую пересмотреть отношение к учебной деятельности. Больше читать, посещать театры, выставки. Дополнительно уделять внимание математике и русскому языку.

Классный руководитель    _________________________ /_______

--. --. 20__ г.

  1. Характеристика для отделов опеки.

Характеристика

ученицы __ класса ___________«СОШ№__»

Ивановой Нины  Петровны

30.01.2008 года рождения,

проживающей по адресу:________________________.

Ученица поступила в школу в 1 класс 01.09.2015 г. Мама Нины проживает отдельно – в другом городе. Место проживания отца неизвестно. Опекуном девочки является бабушка –Иванова Эльвира Ивановна.

Мама оказывает материальную помощь.

Нина способная, развитая девочка. Учится на 4 и 5. Любит уроки чтения, окружающего мира, математики, физкультуры. Прошлый учебный год окончила на отлично. Девочка имеет высокую учебную мотивацию. Обладает хорошей памятью и развитым мышлением.

Активно участвует в общественной жизни класса и школы.  Дополнительно с большим успехом занимается танцами, акробатикой.

Бабушка и внучка проживают вдвоем в двухкомнатной квартире. У девочки своя комната, где есть место для отдыха и занятий. Отношения в семье доброжелательные, спокойные. Бабушка постоянно контролирует Нину. Ребенок присмотрен и ухожен.

Эльвира Ивановна ответственно относится к воспитанию девочки, бывает в школе, посещает родительские собрания, интересуется учебой внучки. Для Нины к началу занятий были приобретены бабушкой все необходимые учебные принадлежности, школьная и спортивная форма. Питание в школе также оплачивает бабушка.

С одноклассниками Нина легко находит общий язык. Вежлива в общении со взрослыми. Приучена аккуратно обращаться с вещами, имеет хорошие навыки самообслуживания. Девочка приходит в школу вовремя, занятия не пропускает. Всегда имеет аккуратный внешний вид.

Классный руководитель    _________________________ /_______

--. --. 20__ г.

  1. Характеристика в отдел ПДН

Характеристика

ученика ____ класса ________«СОШ№__»

Иванова Константина Ивановича

04.12.2004 года рождения,

проживающего по адресу: ____________________________

Константин обучается в школе №___ с 01.09.2011г. Проживает с мамой. Родители в разводе, папа проживает отдельно, в Иркутске. Семья среднеобеспеченная.

Костя  хорошо учится, всегда аккуратно и в полном объёме выполняет домашние задания. Любит уроки русского языка, литературы, изобразительного искусства.

Мальчик самолюбив, не всегда выдержан. В классной жизни неактивен. В начальной школе выполнял разовые поручения. Занимается в художественной школе.

Дружит в классе с одним мальчиком – Петровым Артёмом. С остальными детьми общается периодически, иногда конфликтует. Со взрослыми сдержан, но не принимает безоговорочно любого взрослого, как авторитет, долго привыкает к новому.

Мама и папа много работают. Оба родителя контролируют сына, принимают активное участие в его воспитании. Большое влияние на Костю оказывает папа. Мальчику приобретена школьная форма, все необходимые школьные принадлежности. Родители обеспечивают платное питание ребенка в школе, регулярно посещают родительские собрания, ответственно относятся к обучению сына, прислушиваются к рекомендациям педагогов.

Классный руководитель    _________________________ /_______

--. --. 20__ г.

  1. Характеристика для психиатра (перед прохождением  ПМПК)

Характеристика

ученицы ___ класса ____________ «СОШ № __»

  Ивановой Виталины Петровны

06.04.2008 г. р.,

проживающей по адресу:________________________.

 

Виталина проживает с мамой, папой и двумя сёстрами. Обучается в данном классе со второго полугодия второго класса (января 2017г.). Девочка неплохо адаптировалась в новом коллективе. Преобладающий тип настроения – спокойный, уравновешенный.

Познавательные интересы в учебной сфере сформированы недостаточно полно. Виталина принимает участие лишь в ходе устных уроков. На уроках русского языка и математики активности не проявляет. Виталина любит уроки физкультуры, музыки, с интересом и старанием успешно занимается на уроках технологии и изобразительного искусства.  Не любит затрачивать усилия для достижения результата при малейших сложностях. Предпочитает заплакать, пожаловаться на самочувствие, сослаться на необходимость успеть на автобус, чтобы избежать дополнительных занятий.

За время обучения выявились следующие особенности: недостаточно широкий спектр знаний об окружающем мире, слабо развиты произвольность внимания, память, логическое мышление. Общий темп деятельности ниже среднего.

         На уроках математики Виталина испытывает большие трудности при записи многозначных чисел, выполнении математических действий (считает очень слабо, плохо знает таблицу умножения, путает порядок действий), решении задач, выполнении заданий на сравнение выражений, при работе с величинами, при изучении геометрического материала. Не умеет выполнять учебные задания самостоятельно, требуется направляющая помощь учителя.

Темп чтения крайне низкий. Способ чтения – по слогам. Следить за чтением одноклассников Виталина не успевает. При чтении допускает ошибки. Но по прослушанному тексту на вопросы отвечает не плохо.  Может осуществить последовательный пересказ (небольшой по объёму), построить связный устный текст из 3-4 предложений. Стихотворения наизусть заучивает слабо, только небольшие произведения.

На уроках русского языка Виталина с трудом ориентируется в языковых понятиях, не способна самостоятельно правильно выполнить разбор, другие грамматические задания. При списывании ошибок почти не допускает. При письме под диктовку допускает большое количество разнообразных ошибок. Не использует орфографические правила. Не умеет осуществлять самопроверку и выявлять свои ошибки.

С контрольными работами по математике и русскому языку по результатам 2 и 3 четверти Виталина не справилась. Самостоятельно работать не умеет. Нуждается в направляющей помощи педагога.

Дополнительно никакие кружки и секции не посещает. Активно участвует в общественной жизни класса и школы.  С желанием берется выполнять разные поручения. Умеет и охотно помогает поддерживать чистоту в классе. Приучена аккуратно обращаться с вещами, имеет хорошие навыки самообслуживания.

Девочка неконфликтна, доброжелательна. Взаимоотношения с одноклассниками удовлетворительные. Близких подруг в классе нет. Со взрослыми ведет себя вежливо, уважительно, благодарно принимает заботу.

Классный руководитель    _________________________ /_______

--. --. 20__ г.

Надеюсь, что данный материал будет полезен педагогам.

Робова Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как составить характеристику класса. Вопросы.

Вопросы помогут составить полную и развёрнутую характеристику классного коллетива....

Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова у младших школьников с ОНР ( с конспектами занятий)

Данная методическая разработка представляет собой практический материал по коррекции письменной речи у младших школьников (3-4 класса) , посещающих школьный логопункт. Разработка включает в себя серию...

Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова у младших школьников с ОНР.

Формирование полноценных представлений о морфемном составе слова у младших школьников с ОНР....

Приказ об утверждении состава экспертной комиссии городского конкурса проектов младших школьников «Гости из будущего»

Приказ об утверждении состава экспертной комиссии городского конкурса проектов младших школьников «Гости из будущего»...

Описание опыта работы "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения".

Из опыта работы: "Формирование у младших школьников орфографической зоркости на основе знания состава слова как базового орфографического умения"....

Как помочь школьнику составить расписание

Чтобы все успевать, важно правильно планировать время. И этому стоит научиться ещё в детстве. Потренироваться можно на составлении распорядка дня.Вот несколько уроков тайм-менеджмента и...