Изучение проблемы детского аутизма в системе образования
консультация

Доклад к методическому объединению в Чкаловской школе-интернате.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО АУТИЗМА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ.


В России впервые об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Тогда К.С. Лебединская предложила создать специальные образовательные учреждения для оказания квалифицированной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (РАС). К сожалению, в то время предложения не были реализованы. И до сих пор остается совершенно непонятным, где и как обучаться такому ребенку.

 В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.

Итак, ребенок с РАС идет в школу… Кто решает, где и как учиться ребенку с РАС? Фактически, решение всегда принимают родители, и здесь возможны два сценария. Первый – если родители успели заметить, узнать и принять тот факт, что у их ребенка аутизм. Они вовремя обратились к врачу, ребенку был поставлен диагноз, на врачебной комиссии было уточнено, что интеллект ребенка сохранен (нарушения интеллекта являются единственным фактическим препятствием). Будущий школьник регулярно наблюдался у специалистов и получал необходимую психолого-педагогическую коррекцию. Таким образом, к семи годам многие аутистические симптомы у ребенка уже сглажены и, скорее всего, он готов к школе настолько, насколько позволяет его расстройство.

 

Второй сценарий – когда родители не знают, не видят, умышленно умалчивают о болезни своего ребенка. Естественно, в данном случае не было никаких комиссий, консультаций, никакой психолого-педагогической работы, и ребенок с запущенным расстройством оказывается в школе, где тоже никто не предупрежден. Это более сложная история для всех участников: мучительная для ребенка, сложная для педагогов и в конечном счете неприятная для родителей, так как РАС – не из тех диагнозов, которые пройдут сами собой.

 Рано или поздно всем участникам учебного процесса станет ясно, что у ребенка проблемы со здоровьем. В первом случае родители будут прислушиваться к советам специалистов, выбирая для ребенка образовательный путь, во втором – это будет «игра в одни ворота», до тех пор, пока к родителям не придет осознание, и тогда придется все начинать сначала: постановка диагноза, коррекция и т.д.

Многие родители по-прежнему не имеют возможности получить адекватную помощь и поддержку, не понимают, где и как они могут обучать своих детей. А педагоги, в свою очередь, не имеют методик работы с такими детьми и в силу этого не могут оказать им должную помощь.

В настоящее время активно формируется успешный опыт интеграции ребенка с аутизмом в общую и специальную образовательную среду.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что каждое образовательное учреждение обязано создать условия для обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Но как эти условия создать — не сказано, ни в законе, ни в каких-либо подзаконных актах.

Закон об инклюзии есть, а денег нет

Споры о том, как должна выглядеть настоящая инклюзия, ведутся давно и ожесточённо. Причём не только в образовательных кругах, но и среди родителей: многие боятся, что смешение («обычных») учеников с особенными может негативно сказаться на учёбе первых.

Ситуацию не улучшил даже принятый Дмитрием Медведевым закон об инклюзии в 2012 году, по которому каждый ребёнок, независимо от ограничений возможностей, может учиться в обычной школе. Но, как это часто бывает с государственными инициативами, никто не понимает, как их осуществить и на какие средства.

«Сейчас всё упирается не столько в нежелание всех участников процесса, а в отсутствие денег и понимания»

Закон есть, вот только денег на инклюзию не дали. Государство оплачивает только 10 000 рублей из зарплаты тьютора, а фонды — остальные 40 тысяч. «Ресурсные классы оснащают  и обучают специалистов сами фонды помощи. Это тоже стоит немало». Обустройство одного ресурсного класса обходится примерно в два миллиона рублей: там должна быть специальная техника, телевизор, зона для сенсорного отдыха, место для занятий с тьютором. На всё это собирают деньги фонды.



Конечно, само по себе пребывание ребенка с РАС в общеобразовательной школе не гарантирует эффективного обучения академическим навыкам. Но создание специальных условий (ресурсный класс, адаптированная программа, помощь тьютора), а также присутствие типично развивающихся детей в качестве модели для подражания и среды для общения помогает ребенку с РАС быть более успешным в освоении школьной программы, способствует формированию коммуникативного поведения, расширению жизненного опыта и лучшей социализации.

      После школы ребенку с аутизмом предстоит жить в том же обществе, что и выпускникам обычных школ. Чем раньше они познакомятся друг с другом, тем выше шансы на то, что между ними сложится понимание и взаимодействие. Ребенку с аутизмом, который ходит в школу вместе с обычными детьми, гораздо проще будет ощущать себя частью общества, чем выпускнику коррекционной школы.

      Для детей с РАС создаются ресурсные классы, в которых проводится подготовка к обучению в обычном классе.

      Ресурсный класс — это отдельный кабинет для специальных занятий, где ученики с РАС могут заниматься по специальной программе, составленной в соответствии с их индивидуальными образовательными потребностями.

     Ученики с РАС посещают часть уроков в ресурсном классе, а часть — вместе со своими одноклассниками в общеобразовательном классе. Учитель ресурсного класса может вести занятия в небольших группах или работать с ребенком индивидуально.

    Учащиеся общеобразовательных классов также могут получать в ресурсном классе дополнительную помощь специалистов.

    Решение о том, что ребенок с РАС готов к включению в обычный класс, принимает учитель ресурсного класса.

    Решения о выборе уроков, которые ребенок будет посещать, об увеличении количества времени нахождения в классе, об уменьшении тьюторской поддержки, согласовываются с учителями общеобразовательного класса. При необходимости учитель ресурсного класса адаптирует учебные материалы под нужды ученика.

    Учитель ресурсного класса — это ведущий специалист по организации работы с учениками с РАС в школе. Он должен иметь высшее специальное педагогическое образование. Оптимальным для работы в ресурсном классе является учитель-дефектолог.

   За открытием почти каждого класса – инициатива родителей, и практически везде большая работа по подбору подходящей школы, подготовка квалифицированных специалистов и поиск настоящих соратников, готовых менять систему и поддерживать друг друга.

По закону все дети с ограничениями по здоровью должны учиться в обычных школах. Но для этого им нужны особые условия, на которые нет денег. Поэтому всё происходит медленно и силами родителей.

Воронежская область – пока единственный регион в России, где ресурсные классы и ресурсные группы с применение методов, основанных на прикладном анализе поведения, на 100% финансируется государством. На сегодняшний день в Воронежской области открыто 24 ресурсных классов и 8 ресурсных групп на базе общеобразовательных учреждений. В 2019-2020 году планируется открыть еще в 8 учреждениях ресурсные классы.

Сейчас такие классы работают не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге, Воронеже, Белгороде, Ростове-на-Дону и других городах. Более ста детей с аутизмом уже имеют возможность не просто учиться в общеобразовательных школах, а получать индивидуализированное образование в соответствии со своими особыми образовательными потребностями и личными дефицитами. «Это очень мало!» — скажете вы и будете правы, потому что общее число детей с аутизмом в мире достигает уже 1% от всего детского населения, и с улучшением качества диагностики их становится все больше.

Сегодня по всей России пока только 12 школ с ресурсными классами.

В этом году, например, в школе № 28 в Балашихе открылся первый в Подмосковье ресурсный класс для детей с особенностями развития. Там будут учиться пять первоклассников с аутизмом.

Аутичный ребенок может иметь разную степень нарушения психического развития, разные формы дезадаптации, разные проблемы в обучении. В каждом конкретном случае должен помогать специалист, да и не один (психиатр, психолог, врач, родители, воспитатели).

Главное – это терпение, человечность, надежда на лучшее, вера в успех, ведь мы не можем «избавить» детей от их особенностей, потому должны научить их жить такими, какими они есть. Научить быть счастливыми.

ИСТОЧНИКИ:

1) moloezh79.ru

2) uaua…infoot…photos…nuzhnoboyatsya…istin…autuzme…

3) outsund.ruobuchene-detej-s-autizmom-v…

4) nsportal.ru. Школа Коррекционная педагогика

5) autist-ru.narod.ru

6) ФЗ «Об образовании в РФ» №273- ФЗ от 29 декабря 2012 г.

7) ФГОС обучающихся воспитанников с ОВЗ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Аутизм - не приговор

Слайд 2

АУТИЗМ – особенность психического развития человека. Название болезни происходит от греческого слова autos – сам. То есть ребенок-аутист находится как бы сам в себе, он отгорожен от окружающего мира стеной, оторван от реальности и не может адекватно на нее реагировать.

Слайд 3

На сегодняшний день в мире официально Зарегистрировано 6,5 миллионов аутистов. Только за последние 30 лет статистика этого заболевания резко увеличилась: по данным «Всемирной организации аутизма», в 2008 году 1 случай аутизма приходился на 150 детей. За десять лет количество аутизма увеличилось в 10 раз. Аутизм называют болезнью 21 века и главной загадкой третьего тысячелетия.

Слайд 4

АУТИСТЫ - ДЕТИ ДОЖДЯ В основном аутисты-мальчики. У девочек аутизм встречается редко, 5-7 случаев на 100 человек.

Слайд 5

Ещё аутизм называют расстройство аутистического спектра. Это название совершенно не случайно, потому что спектр этот огромен. Он включает в себя как тяжелых людей с глубоким аутизмом, неречевых, с проблемным поведением, с низкой социальной адаптивностью, так и высокофункциональных аутистов – людей с синдром Аспергера, среди которых как раз встречаются люди с удивительными способностями в самых разных областях.

Слайд 6

Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них: Альберт Эйнштейн, Николай Гумилев, Дмитрий Шостакович, Сергей Прокофьев, Исаак Ньютон, Моцарт, Леонардо да Винчи, Дарвин, Микеланджело, Пикассо, Ван Гог. Аутизм: болезнь или гениальность

Слайд 8

Игровая терапия (индивидуальные и групповые занятия) Арт-терапия( сказкотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия, куклотерапия, песочная терапия) Анималотерапия (иппотерапия, дельфинотерапия,фелинотерапия, канистерапия) В настоящее время психологическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма в России осуществляется преимущественно по следующим направлениям:

Слайд 9

Игровая терапия Детям-аутистам крайне сложно обычным способом взаимодействовать с другими, особенно сверстниками. В игре развивается произвольное внимание ребенка, создаются предпосылки для его независимого, спонтанного, произвольного поведения в целом. Игра предоставляет возможность и специальной работы по развитию речи аутичного ребенка. И, наконец, игра является незаменимым способом преодоления его аффективных проблем: изживания страхов, коррекции агрессивного поведения.

Слайд 10

Арт-терапия Арт-терапия — один из весьма эффективных методов лечения аутичных детей. Именно эта техника позволяет понять и оценить более глубоко состояние психики особенного ребенка. У ребенка развиваются не только коммуникативные навыки, но и воображение. Арт-терапия способствует снижению эмоционального напряжения и созданию ощущения большего комфорта у ребенка .

Слайд 11

« расшевелить » ребенка-аутиста , пробудить его интерес к происходящему вокруг, развить коммуникативные навыки, в ызвать положительные эмоции, наладить тактильное общение , пробудить его интерес к происходящему вокруг, уменьшить возбудимость, снизить уровень агрессии, и послужить толчком в развитии ребёнка. Анималотерапия С помощью занятий с животными могут решаться самые разные задачи:

Слайд 12

Текст слайда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы изучения проблемы детского коллектива младших школьников

Итак, в результате проведения теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами были изучены теоретические основы проблемы детского коллектива младших школьников. В рамках этой проблемы ...

Система работы учителя младших классов по проблемам детско-родительских отношений

Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Родительская любовь обеспечивает чувство безопасности у ребенка, поддерживает благоприятное эмоциональное состояние, учит любви, нравственному повед...

Система коррекционной психолого-педагогической помощи при раннем детском аутизме.

1Введение.2 Основная часть.    2.1  Причины аутизма.    2.2  Особенности развития психики  и личностной сферы детей с РДА.    2.3  Сист...

Участие в краевом семинаре-практикуме по теме: «Проблемы и перспективы развития детского театра в системе дополнительного образования детей Ставропольского края

Опыт работы Учителя начальных классов и руководителя театрального кружка «Буратино» МБОУ   «Начальная  школа»г-к  Железноводска.Ребенок, как солнечный зайчик, как капелька солнца....

Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностическая карта. Исследование ребенка первых двух лет жизни при предположении у него раннего детского аутизма // Диагностика раннего детского аутизма. — М.: Просвещение, 1991

Данное пособие будет интересно специалистам, работающим с детьми с расстройством аутистического спектра, а так же для выявления и дифференциации причин нежелательного поведения у детей раннего возраст...

Выступление на МО начальных классов тема: Изучение раннего детского аутизма.

Ранний детский аутизм (РДА) входит в структуру шизофренического дефекта психики и занимает особое место, т.к. отличается от всех аномалий развития наибольшей сложностью и дисгармоничностью, как клинич...

Актуальные проблемы начального образования в системе образования Новосибирского района

Актуальные проблемы начального образования в системе образования Новосибирского района...