Теоретические основы изучения проблемы детского коллектива младших школьников
статья по теме

Салова Виктория Федоровна

Итак, в результате проведения теоретического анализа литературы по проблеме исследования нами были изучены теоретические основы проблемы детского коллектива младших школьников. В рамках этой проблемы были рассмотрены такие вопросы как понятие «коллектив» в педагогической науке, особенности коллектива младших школьников и внеурочная деятельность.

По итогам проведенного изучения можно сделать следующие основные выводы. Ученический коллектив – это группа учеников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях.

Особенностями коллектива младших школьников являются следующие: возможности самореализации каждого ребенка, наличие бодрости и готовности воспитанников к действию; наличие у детей ощущения собственного достоинства, которое вытекает из представления о значимости своего коллектива; наличие дружеского единения членов детского коллектива; наличие ощущения защищенности в коллективе.

Внеурочная деятельность открывает большие возможности для формирования детского коллектива младших школьников в групповых формах воспитания. Наиболее эффективными видами и направлениями внеурочной деятельности для формирования детского коллектива младших школьников нам представляется игровая деятельность, познавательная деятельность, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), социальное творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glava_1.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы детского коллектива младших школьников

1.1 Понятие «коллектив» в педагогической науке

 

Одна из важнейших закономерностей и принципов воспитания состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в педагогике много внимания уделяется разработке теории и методики воспитания в коллективе. В одиночку человек может развиваться только до известных пределов, очень незначительных, за которыми его опыт должен обогащаться опытом других. Чем шире будет усваиваемый чужой опыт, тем более приспособленным к общественной жизни будет человек. Коллектив выступает как важнейшая форма организации воспитания, как его мощный педагогический инструмент.

Межличностные отношения, которые складываются в коллективе, являются одним из условий становления и развития личности.

Педагогическая теория воспитания в коллективе создавалась усилиями многих отечественных педагогов: Л.В. Байбородовой, А.С. Макаренко,     М.И. Рожкова, В.А. Сухомлинского, Н.Е. Щурковой и др. [31, 44, 45]

В современном педагогическом процессе название «коллективной» получила групповая форма организации в системе школьного воспитания. Воспитание в духе коллективизма было ведущим принципом педагогики, формирование коллектива – целью воспитательной работы. Средством и формой достижения этой цели также провозглашался коллектив. [9]

Утверждение ведущей роли коллектива в формировании личности стало одним из главных отличий отечественной системы воспитания от зарубежных систем. Коллектив стал центром приложения воспитательных усилий, его формирование – главной задачей отечественной школы. Новые цели потребовали теоретического осмысления, разработки больших и малых проблем. На их решение направили свои усилия А.С. Макаренко,               Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, многие другие видные педагоги. [31, 33, 44, 45]

Понятие «коллектив» в профессионально-педагогическую лексику было введено А.С. Макаренко, который понимал под коллективом определенную систему организации детей. При определении сущности коллектива, А.С. Макаренко  придерживался мнения, что коллектив является живым социальным организмом, с органами, имеющими фиксированные полномочия и ответственность. Данные постулаты вошли в основу разработанной А.С. Макаренко  теории коллектива.

Теория А.С. Макаренко  содержит технологию поэтапного формирования коллектива, в основе которой закон движения. По     А.С. Макаренко, движение является формой жизни коллектива, тогда как остановка приводит к смерти коллектива.

Для формирования коллектива требуется соблюдение сформулированных А.С. Макаренко  принципов:

1) соблюдение единства цели и труда коллектива;

2) соблюдение большой связанности коллектива;

3) обеспечение «мажора» (активности) в коллективе;

4) обеспечение защиты членов коллектива;

5) обеспечение торможения (регулирования отношений внутри коллектива и коллектива в целом). [31]

Для дальнейшего развития коллектива, по мнению А.С. Макаренко, необходимы следующие условия: гласность, зависимость, ответственность, параллельное действие.

В рамках разработанной теории коллектива А.С. Макаренко также выделили и этапы становления коллектива:

1) Становление коллектива (первоначальное сплочение).

Целью данного этапа является превращение организованно оформленной группы людей в коллектив, где отношения участников определены содержанием деятельности.

2) Усиление влияния актива. На данном этапе произвольно выделяются наиболее инициативные люди. Надо организовать направление данной активности – создать актив группы. Затем происходит постепенное усиление влияния актива.

3) Расцвет коллектива. На данном этапе повышается уровень требований к себе, к своим товарищам.

4) Процесс движения. На данном этапе через коллективный опыт человек предъявляет требования к себе, выполнение нравственных норм переходит в ранг потребности. [31]

Представления о коллективе А.С. Макаренко  получили свое дальнейшее распространения в трудах В.А. Сухомлинского. [44-45] Основой воспитательной системы В.А. Сухомлинского  являлась идея развития субъектной позиции ребенка. По В.А. Сухомлинскому, основная задача школьного воспитания – это обеспечение условий для творческого саморазвития учащегося в коллективе, поэтому целостный педагогический процесс можно построить только в единстве обучения и идейной жизни воспитанников, активного взаимодействия коллектива учащихся с педагогическим коллективом.

В последние десятилетия XX века педагогические исследования коллектива имели следующие направления:

1) выявление наиболее эффективных форм организации, методов сплочения и формирования воспитательных коллективов (Т.Е. Конникова, Л.И. Новикова, М.Д. Виноградова, А.В. Мудрик, О.С. Богданова, И.Б. Первин и др.),

2) разработка принципов и методов стимулирования коллективной деятельности (Л.Ю. Гордин, М.П. Шульц и др.);

3) развитие воспитательных функций коллектива и самоуправления в нем (В.М. Коротов и др.);

4) разработка педагогической инструментовки деятельности коллектива (Э.С. Кузнецова, Н.Е. Щуркова и др.). [32]

Современная концепция воспитательного коллектива (Т.А. Куракин, Л.И. Новикова, А.В. Мудрик и др.) рассматривает коллектив в качестве своеобразной модели общества, отражающей не столько форму его организации, сколько те отношения, которые ему присущи, ту атмосферу, которая ему свойственна, ту систему человеческих ценностей, которая в нем принята.

Основными подходами концепции Т.А. Куракина, Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика являются следующие:

1) подход к школьному детскому коллективу, который необходимо создать, чтобы использовать его в развитии всех детей и каждого в отдельности;

2) подход к детскому школьному коллективу как объекту и субъекту воспитания;

3) подход триединства в управлении детским школьным коллективом (педагогический, психолого-педагогический, социально-педагогический аспекты). [1]

ФГОС начального общего образования отмечает значительную роль формирования детского коллектива в процессе учебно-воспитательной работы. В соответствие с ФГОС классный руководитель наделяется такими функциями как организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса (в т.ч. через органы детского самоуправления), организация учебно-воспитательного процесса в рамках деятельности общешкольного коллектива. [19]

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (разработанная коллективом авторов, включающим      А.Я. Данилюка, А.М. Кондакова и В.А. Тишкова) отмечает, что ценности личности формируются на основе внешнего воздействия, в т.ч. воздействия коллектива. Также в Концепции замечено, что общешкольный и классный коллективы являются основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. [9]

1.2 Особенности коллектива младших школьников

Для любого человека коллектив или общество сверстников играет важную роль. Коллектив для школьника – это сфера его жизнедеятельности, поскольку большую часть времени он проводит в различных группах, вступая в добровольное или вынужденное общение с ее членами. Кроме того, общество сверстников – это еще и сфера самоутверждения, самовыражения, самореализации, а также гарант защищенности и поддержки.

Классный коллектив представляет собой компонент образовательного процесса, в котором осуществляется процесс социокультурного развития, и который, развиваясь сам, задает общее направление развитию учащегося. Основным поддерживающим фактором классного коллектива является благоприятный для развития и проживания в нем всех субъектов образовательного процесса климат. В психологический климат каждый ребенок вносит свой вклад и в то же время ощущает на себе его постоянное влияние. [2] Большое значение в формировании психологического климата имеет складывающаяся система взаимоотношений. Взаимоотношения в коллективе не остаются постоянными. Они изменяются в процессе совместной деятельности и общения членов коллектива. Хотя психологический климат относительно устойчивое явление, в детских коллективах он значительно мобильнее, чем во взрослых. С точки зрения обеспечения условий для свободного социокультурного развития младших школьников социально-психологический климат в классе должен отвечать ряду условий, к которым мы относим:

1) установление групповых ценностей, адекватных целям и задачам обеспечения условий для свободного социокультурного развития младших школьников;

2) формирование структуры взаимоотношений членов классного коллектива на основании принципа максимальной комфортности каждого;

3) создание условий для самореализации и саморазвития каждого члена классного коллектива;

4) создание ситуации взаимодеятельности, привлечение к совместной деятельности всех членов коллектива;

5) формирование позитивного оценивания участия в учебной и внеучебной деятельности членов коллектива;

6) создание эмоционального фона доброжелательности, взаимопонимания, сотрудничества. [10]

Появление ребенка в школе – это начало одного из самых важных для социализации личности возрастного периода, начало формирования класса как контактной группы, в которой будут усвоены многие нормы, ценности, стереотипы поведения, получение уникального опыта отношений. От того, каким будет это начало, зависит не только уровень групповых отношений, но и содержание социального опыта каждой личности. В целом в школе происходит глубокая перестройка всей структуры взаимоотношений между детьми. У ребенка появляется общественно значимая деятельность – учебная, способствующая формированию системы деловых отношений. Структура этих отношений задается во многом педагогом извне. На предыдущей ступени – в детском саду деловые отношения существуют, но они еще не представляют собой организованной системы. И личные, и деловые отношения появляются одновременно, в первые дни пребывания ребенка в школе. В дальнейшем две системы отношений – деловых и личных – развиваются неодинаково. Первая из этих систем постоянно сознательно строится педагогами и воспитателями. Они определяют форму и структуру деловых отношений. Таким образом, деловые отношения во многом программируются и управляются педагогами.

Система личных отношений, возникающая на основании симпатий и привязанностей, не имеет организации. Ее структура складывается стихийно.

Итак, основными особенностями коллектива младших школьников (по А.С. Макаренко) являются следующие:

- наличие бодрости и готовности воспитанников к действию;

- наличие у детей ощущения собственного достоинства, которое вытекает из представления о значимости своего коллектива;

- наличие дружеского единения членов детского коллектива;

- наличие ощущения защищенности в коллективе. [31]

1.3 Внеурочная деятельность

Внеурочную деятельность можно охарактеризовать как проявляемую вне уроков активность детей, обусловленную в основном их интересами и потребностями, направленную на познание и преобразования себя и окружающей действительности, играющую заметную роль в процессе развития и формирования ученического коллектива.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО) организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

В соответствии с ФГОС НОО цели внеурочной деятельности обусловлены такими характеристиками как: требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, интересы и потребности обучающихся, запросы их родителей, целевые установки педагогического коллектива образовательного учреждения.

Основными целями внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО являются следующие:

1) содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности младших школьников;

2) содействие становлению и проявлению индивидуальности младших школьников;

3) содействие накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. [5]

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность), трудовая (производственная) деятельность, спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность. [40]

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

1) спортивно-оздоровительное;

2) художественно-эстетическое;

3) научно-познавательное;

4) военно-патриотическое;

5) общественно полезная деятельность;

6) проектная деятельность. [38]

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество).

Общественно-полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

Внеурочная деятельность основывается на принципах субъектности, принятия ребенка как данности, ценностной ориентации. Возникает поле взаимодействия субъектов совместной деятельности, в виде образуемого ими ценностного пространства. В нем проявляется ценностное отношение, которое реализуется двояко: как «отнесение» к ценности, то есть эмоциональное, непосредственное восприятие объекта с последующим осознанием его в той или иной степени и как «осмысление» его, сопровождающееся выявлением конкретного смысла, который имеет объект для ребенка.

В соответствии с ФГОС НОО результаты внеурочной деятельности имеют следующие уровни:

Первый уровень результатов заключается в приобретении школьниками социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов заключается в получении школьниками опыта переживаний и позитивных отношений к базовым ценностям общества, выработке ценностных отношений к социальной реальности.

Третий уровень результатов заключается в получении школьниками опыта самостоятельного общественного действия. [37]

В соответствии с ФГОС НОО внеурочная деятельность имеет следующие формы: факультатив, кружок, научное общество, клуб, вечер, дидактический театр, экскурсия, олимпиада, викторина, секция, проект, конференция, диспут, соревнование, игра и мн. др. [37]

Благоприятны для развития коллектива учеников следующие особенности внеурочной деятельности:

1) добровольность участия, активность и самостоятельность детей, привлекательность содержания деятельности, творчество;

2) личностная ориентированность работы педагога, опора на ценностные отношения, сотрудничество сверстников ;

3) системность, предполагающая взаимодействие ряда средств, методов, приемов и форм, взаимосвязь в целостном педагогическом процессе учебной и внеурочной деятельности. [43]

Широким кругом возможностей для формирования и развития культуры взаимодействия младших школьников, по нашему мнению, обладает групповая форма внеурочной деятельности, так как она позволяет детям получить навыки внутригруппового взаимодействия.

Подходящими направлениями для реализации групповой внеурочной деятельности нам представляется игровая, познавательная, досугово-развлекательная деятельность и социальное творчество. Это связано с тем фактом, что игровая деятельность, хотя и уступила место учебной как ведущей деятельности в младшем школьном возрасте, по-прежнему сохраняет свою актуальность для детей еще с дошкольного возраста. Познавательная деятельность входит в сферу интересов младших школьников, т.к. является частью ведущей деятельности возраста – учебной. Досугово-развлекательная деятельность и социально творчество позволяет реализовывать потребность младших школьников в творческом развитии и находит место приложения для их развитого воображения. [7]



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Теоретические основы формирования коммуникативных умений у младших школьников

Кроме теоретических данных представлены характеристика коммуникативных умений и этапы их формирования у младших школьников, критерии коммуникативной грамотности....

Теоретические основы изучения темы «Имя числительное» младшими школьниками.

Везде и во всем человека окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь...Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. От них фактически и возникло все многообразие числительн...

Теоретический анализ проблемы экологического воспитания младших школьников

Теоретическая значимость данной статьи заключается в обобщении литературного материала по данной проблеме и изложении методических рекомендаций по воспитанию экологической культуры у детей младшего шк...

Теоретическое изучение особенностей проектной деятельности младших школьников

Теоретическое изучение проектной деятельности младших школьников...

Теоретические аспекты изучения проблемы здоровьесбережения в условиях коррекционных школ

В современной психолого-педагогической литературе понятие «здоровьесберегающие технологии» включает в себя общность педагогических, психологических и медицинских воздействий, целью которых...

Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста

Нарушения письма (дисграфия) является  распространенной формой речевой патологии у младших школьников. Дисграфия является большей частью врожденным расстройством, когда процесс письма изначально ...

Теоретическое обоснование проблемы развития памяти младших школьников на уроках математики в процессе изучения таблицы умножения

В данном параграфе раскрывается содержание понятий «память», «математическая память», рассматриваются процессы памяти и их индивидуальные различия.Одной из важнейших способност...