Конспект внеклассного мероприятия по окружающему миру «Экологическая ромашка»
план-конспект занятия (1 класс)

Булыгина Наталья Евгеньевна

Эколого-туристическое путешествие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_romashka.odt26.66 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Родомановская средняя школа»

Внеклассное мероприятие по окружающему миру в 1 классе «Экологическая ромашка» 

                 

                   Подготовила и провела: Булыгина Н.Е.

Родоманово

2020 г.

Тема занятия : эколого-туристическое путешествие  «Экологическая ромашка»                 

Цель: воспитание любви к родному краю, бережное отношение к природе, развивать экологическую культуру

Задачи:

-  заложить в ребенке чувство единения с родной землей и природой  

- воспитать ответственное отношение к делам и поступкам через введение эколого-краеведческого материала 

- расширить знания учащихся о многообразии и единстве окружающего мира, месте и роли в нем человека;

- развитие чувства долга и ответственности.

- формировать убеждение в необходимости охраны природы.

Личностные: экологическое, эстетическое воспитание, формирование уважительного отношения к иному мнению

развитие  доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;

Метапредметные:  определение общей цели и путей ее достижения; формирование умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

Предметные: расширение знаний учащихся об экологии,

 Планируемые результаты:

личностные 

метапредметные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Формировать умения определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила. Соблюдать правила поведения на природе

 

 

 

формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм выполнения задания; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Проанализировать поведение людей.

формировать умение извлекать на основе         полученной

информации из общения с одноклассниками и учителем, планировать свою предстоящую работу. Самостоятельно перерабатывать информацию, преобразовывать её, делать выводы и представлять её на основе сообщения.

1 .Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.

  1. Выполнять различные   роли   в группе, сотрудничать в совместном решении задач;

3.Отстаивать    свою    точку    зрения, соблюдая правила речевого этикета;

  1. Критично относиться   к   своему мнению
  2. понимать точку зрения другого.
  3. Участвовать в   работе   группы, распределять   роли,   договариваться друг другом.

Ход мероприятия

Учитель:- Здравствуйте, ребята!    Тема нашего занятия - эколого-туристическое путешествие  «Экологическая ромашка»

Учитель: Дорогие ребята, что мы можем назвать нашим общим домом?

  -Земля, земной шар - это наш общий большой дом, в котором хватает места всем: людям, животным. растениям... Над нами одна общая голубая крыша- небо. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас один на всех чудесный источник света и тепла - Солнце. У нас общие источники влаги: реки, озера, моря, океаны... Всем надо дышать, есть, пить, растить детишек. За многие тысячи и даже миллионы лет все виды животных и растений приспособились друг к другу и к окружающей их природе. И в природе установилось равновесие. Известно, что растений должно быть больше, чем животных, которые ими питаются. А растительноядных животных должно быть больше, чем хищников. Тогда и еды всем хватает, и сохраняются на Земле все виды растений и животных. Если же в этой цепочке разрушить хоть какое-нибудь звено, например уничтожить растения, рассыплется вся цепочка. Равновесие нарушится. И даже может произойти катастрофа в природе. Люди долго не подозревали об этом и безрассудно вырубали леса, осушали болота, занимались распашкой степей. Они совершенно не думали о том, что грубо нарушают законы природы. Наконец мы это поняли. Чтобы сохранить природу, а заодно и самим уцелеть, люди стали очень серьезно изучать законы живой природы. Так возникла наука ЭКОЛОГИЯ. Это слово составлено из двух греческих слов: «ойкос» - «дом» и «логос» - «наука». Значит, можно сказать, что экология - это наука о нашем общем доме и о законах, по которым мы должны в нем жить.

Учащийся читает стихотворение Марка Львовского 

Вот экология – модное слово,

Раньше природа не знала такого,

Банки, бутылки в кусты не бросали,

В реку отходы и нефть не сливали…

… Наша планета пока что жива,

Но без защиты погибнет она!

Если хотите, чтоб мир стал зеленым,

Не вырубайте березы и клёны.  

Учитель: - Надеюсь, что игра «Экологическая ромашка» поможет нам с вами еще раз задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь.

    - Для проведения сегодняшнего занятия нам нужно разделиться на 2 команды. Выбираем командира.Каждая команда за правильный ответ получает лепесток ромашки и прикрепляет его на сердцевине. У какой команды больше лепестков – тот победитель. Начинаем игру.  

Учитель:   - Как называют людей, которые путешествуют по горам и лесам? (туристы).

1привал «Собираем рюкзак»

Учитель: - Мы сегодня туристы. И как все туристы у нас будут привалы.  В начале путешествия все туристы собирают рюкзак. Первый наш привал называется «Собираем рюкзак». Будем отгадывать загадки и записывать отгадки на листочках.

1.Чистим-чистим, драим-драим, от души его бока, он поил нас летним чаем у лесного костерка. (Котелок.)

2.В походе я согрею вас: я одеяло и матрас. (Спальный мешок.)

3.На привале нам помог суп сварил, картошку спек, для похода он хорош,  да с собою не возьмешь. (Костер.)

4.Под стеклом сижу на север и на юг гляжу. Со мной пойдешь,

Дорогу правильно найдешь. (Компас.)

5.В поход идут и дом берут, в котором дома не живут. (Палатка.) 

2 привал  «Лес и человек"

Учитель: - За каждый правильный ответ викторины получаете лепесток.

Вопросы викторины:

-Какую экологическую  проблему вы можете поставить? (Вырубка леса, пожары)

- Чем опасен пожар в лесу? (Во время пожара погибают лесные жители, нарушаются экологическое равновесие и экологические связи. Чтобы не возникало пожаров, надо соблюдать правила разведения костра.)

-Чего еще нельзя делать в лесу? ( Ломать ветки деревьев, разорять гнезда, шуметь, мусорить.)

- Вот во что может превратиться лес, если мы не будем за собой убирать мусор. (В свалку)

Какой вред наносят лесу и человеку несанкционированные свалки?

(Загрязняют окружающую среду, нарушают экологическое равновесие, представляют опасность для жизни и здоровья и т.д.)

 - Какая еще экологическая проблема леса вам известна? ( Уничтожение животных.)

 -  К чему привела неумеренная охота? ( К полному или почти полному истреблению некоторых животных.)

 -  Какие меры предпринимаются для защиты и спасения животных леса государством? ( Охота на лесных животных ограничена, браконьерство наказывается по закону, редкие и исчезающие животные и растения занесены в Красную книгу РФ и находятся под особой охраной государства.)        

Учащийся читает стихотворение

Радость - если солнце светит,

 Если в небе месяц есть.

Сколько радости на свете

Не измерить и не счесть.

Только радостные слышат

Песню ветра с высоты,

 Как тихонько травы дышат,

Как в лугах звенят цветы.

Только тот, кто сильно любит,                                                         

Верит в светлую мечту,

не испортит, не погубит,

 В этом мире красоту.

3 привал «Встреча с животным»

Учитель: - Изобразите животных с помощью жестов и мимики: медведя, зайца, верблюда, петуха, дятла, обезьяну.

Отгадайте загадки.

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды:

С первым снегом тут как тут.

                                    (Снегирь)

Окраской - сероватая,

Походкой - мешковатая.

Повадкой - вороватая,

Крикунья хрипловатая.

                                  (Ворона)

Длиннохвоста, белобока,

И зовут ее ...           (Сорока)

Живет в дупле пустом,

Дуб долбит, как долотом.

                                  (Дятел)

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По двору шныряет,

Крошки собирает.

                                 (Воробей)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это?

                               (Соловей)

Всех прилетных птиц черней,

Враг личинок, друг полей,

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птицф- ... (Грач)

Хоть я птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Прямо с севера сюда.

                              (Синичка)

4 привал «Хвост - помощник»

Учитель: - Какому животному принадлежит хвост?
- С помощью хвоста она плавает. (Рыба.)
- С помощью хвоста он ползает по дну реки. (Рак.)
- У неё хвост вместо руля. (Птица.)
- Благодаря хвосту он отталкивается от земли и прыгает дальше всех, а также сидит, опираясь на хвост. (Кенгуру.)
- У неё хвост – дополнительная рука. (Обезьяна.)
- Она рулит своим хвостом, перепрыгивая с ветки на ветку. (Белка.)
- У неё хвост – мухобойка. (Корова, лошадь.)
- У неё на хвосте погремушка, с помощью которой она пугает врагов. (Гремучая змея.)
- В случае опасности быть пойманной за хвост, она отбрасывает его. (Ящерица.)

5 привал «Аукцион лекарственных растений».

Учитель: - Я буду читать стихи, в которых есть названия  лекарственных растений , а вы постарайтесь как можно больше  «собрать»  лекарственных растений, то есть  каждая команда по окончании чтения  должна по очереди назвать как можно больше растений,  которые  вы запомнили из стихов. Побеждает тот, кто больше растений назовёт.

Я - женьшень, чудесный корень.

Если кто-то сильно болен,

Разыщите корень мой,

И поправится любой.

Вам настойка из женьшеня

Аппетит вернет и смех,

Ведь женьшень обозначает

Чудо - «корень-человек».

На тропинке, на дорожке –

Всюду чирьева трава,

Или просто подорожник –

Всем знакома, не нова!

Привязал листок к нарыву.

День-другой пройдет - и диво!

Ты здоров без докторов.

Вот простой листок каков!

Липа - средство от простуды,

Знают все о том повсюду.

Хоть невзрачен липы цвет.

Но полезней чая нет.

При ангинах и простудах

Пьюг целебный липы чай.

Говорят, когда болеют:

«Ну-ка, липа, выручай!»

Есть герань, гвоздика, кашка –

Всех цветов не сосчитать.

Есть аптечная ромашка,

Про ромашку надо знать.

Белый крошечнйй цветочек –

Для припарок, для примочек.

Если воспаление,

Отвар - успокоение.

                         

                         Семена мои целебны –

При гастритах пьют настой.

Корни - убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда:

Зацветаю я когда,

То цветов моих краса

Всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня,

Я боюсь их как огня!

Я прошу вас, пощадите

И пионы зря не рвите!

В нас не только фитонциды,

Что микробам так страшны,

Мы содержим витамины,

Что, бесспорно, всем нужны.

И поэтому, чтоб реже

Приходилось вам болеть,

В каждом доме лук, чеснок

Круглый год должны иметь.

Тот, кто с нами крепко дружит,

Никогда не занедужит.

В доме много аромата,

Если в доме сохнет мята.

Мятная лепешка,

Настоя мяты ложка –

Нету больше тошноты,

Нету в горле хрипоты.

Валидол, зубная паста –

Всюду мята, мята, мята!

Собираем не напрасно

Эту травушку, ребята!

Учитель: - Команды могут заработать дополнительные очки.   Перечислите, какую пользу приносят эти растения.

6 привал «Моя малая Родина»

Учитель: - Ответьте на вопросы о нашей родной Смоленщине.

  1. Почему так назвали птицу - осоед? (Питается только осиными гнёздами.)
  2. Каких птиц можно встретить на болоте? (Серые журавль, серые цапли, выпь большая и малая.)
  3. Какая из птиц болота вообще не умеет кричать, только щёлкает? (Аист.)
  4. Какой образ жизни ведёт кабан? (Ночной; если его увидели днём, значит, его кто-то потревожил.)
  5. На территории Смоленской области запрещён вылов и отстрел водоплавающих зверей. Каких? (Бобер, выдра.)
  6. В чём отличие бобра от выдры? (Бобер - крупный грызун, травоядный (питается водной растительностью - кубышка, тростник кувшинка); выдра - хищница второй категории, питается в основное, рыбой, в меньшей степени - раками, лягушками, крупными моллюсками, водяными насекомыми, водоплавающими птицами, иногда ловит водяных крыс и других околоводных животных.)
  7. Какие мелкие пушные звери есть в наших лесах? (Куница, норка, горностай, хорёк, ласка, белка, барсук, заяц русак.)
  8. Какая птица нашего леса самая большая? (Глухарь)

Подведение итогов игры. Награждение.

Учитель: Игра закончена. Поделитесь, пожалуйста, своими ощущениями.

Использованная литература:

1.Экологическое образование младших школьников/авт.-сос. Л.Д.Ласкина и др.-Волгоград:Учитель,2014.

2.Экологический калейдоскоп: Учебно-методическое пособие/Сост. Л.Ю.Кондрашов.- Смоленск:СОИУУ,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»

Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»  Учитель Конобрицкая И. М....

Конспект урока по окружающему миру "Экологическое равновесие"

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об экологическом рав­новесии.Задачи урока:1. Совершенствовать умение использовать в работе ранее получен­ные знания и делать выводы, опираясь на ...

Конспект урока по окружающему миру "Экологический суд"

Конспект урока по окружающему миру "Экологический суд"...

Конспект урока по окружающему миру "Экологическая безопасность"

Конспект урока по окружающему миру на тему "экологическая безопасность"...

конспект урока по окружающему миру "Экологическая безопасность"

сформировать у учащихся бережное отношение к окружающей среде...

Конспект урока по окружающему миру "Экологическая безопасность"

Конспект урока по окружающему миру "Экологическая безопасность ", 3 класс...