Рабочая программа по внеурочной деятельности "Словесные забавы"
рабочая программа (1 класс)

Тихонова Любовь Викторовна

Для внеурочки в 1 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Для внеурочной деятельности28.08 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Родомановская средняя общеобразовательная школа»

Гагаринского района Смоленской области

Рассмотрено на заседании                         Согласовано                              Утверждено

МО начальных классов                              Зам.директора по УВР             Приказ № _______

(Протокол № _____ )                                  _________ С.В.Толпинец        от «___» __________2012г.

от  «___» __________ 2012г.                                                                          Директор  школы

Руководитель ШМО                                                                                       ____________ Н.И.Чипенюк

____________  Н.Е. Булыгина

Рабочая

образовательная программа

по внеурочной деятельности (ФГОС)

для учащихся 1 класса

«Словесные забавы»

на 2012 – 2013 учебный год

Руководитель кружка      учитель 1 категории  Тихонова Л.В

2012 год

Пояснительная записка

Человек всю жизнь совершенствует свою устную и письменную речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды. К семилетнему возрасту, дети уже в основном, владеют важнейшими средствами морфологии, многими средствами синтаксиса – в пределах разговорного стиля. Иными словами, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение.  Поэтому очень важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Развитие речи ребенка не стихийный процесс, оно требует постоянного педагогического руководства. Овладение речью – это познание окружающей действительности. Параллельно ребенок овладевает и письменной речью. Ребенок живет в слове, развивается, передает и получает информацию, следовательно, как можно больше и раньше узнаёт о слове.

Программа  является попыткой реализовать коммуникативный подход к обучению родному языку младших школьников и  позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова.

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс «Словесные забавы»,являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.
Необходимость кружка заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке. Главной
целью его является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.

На занятиях используются разнообразные виды работ: игры и игровые элементы, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, считалки, рифмовки, ребусы, кроссворды, головоломки,сказки.

Цели:

  • содействовать овладению осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, а также интеллектуальному, нравственно-эстетическому развитию через совершенствование их языкового мышления, речевой культуры, детского речевого творчества;
  • развивать художественно-творческие и познавательные способности,  первоначальные навыки работы с текстом, речевую чуткость, языковую интуицию, формировать дар слова;
  • воспитывать интерес к чтению, к родному языку, приобщать к неиссякаемому источнику познания;
  • пробудить у ребят потребность к самостоятельной творческой работе над познанием родного слова,
  • формировать способность к авторской письменной речи, творчеству и сочинительству

Приоритетной целью является формирование читательской компетентности первоклассников, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Приоритетные задачи:

- добиваться интонационной выразительности устного высказывания;

- развивать умение чётко артикулировать все звуки, произносить слова внятно, в соответствии с орфоэпическими нормами, чтобы речь была доступной для понимания при восприятии на слух;

- учить детей запоминать  наизусть стихотворные и прозаические произведения;

-развивать эмоциональную  сферу учащихся, воспитание эстетического вкуса, интереса и любви к отечественной культуре, к произведениям зарубежных авторов.

Педагогическая позиция:

  • сотрудничество, содружество, сотворчество учителя и ученика;
  • живое общение , содействие эмоциональному пробуждению разума;
  • обеспечивание речевых ситуаций, обеспечивать речевую практику для учащихся;
  • создание в группе  атмосферы продуктивной работы над формированием высокой  культуры речи.

Педагогические средства:

  • эмоциональный фон (речь учителя, специально подобранное музыкальное сопровождение);
  • занимательность, наглядность, игра, юмор.

    Программа рассчитана на 33 часа (занятия проводятся 1 раз в неделю).  Возраст учащихся – 6-7 лет (1 классы).

      Возрастные особенности учащихся первых классов позволяют использовать произведения устного народного творчества и детских авторов: сказки, стихи, басни; игры.

     Занятия проводятся по этапам: теоретическая часть, предусматривающая усвоение детьми необходимых знаний и практическая часть, предполагающая  работу над отдельными произведениями.

    Программой предусмотрено сотрудничество  с родителями, в частности :

  • оказание помощи детям при  разучивании ролей
  • совместное с детьми и педагогом  изготовление костюмов и декораций
  • приглашение родителей на творческие вечера, спектакли и т.п.
  • индивидуальные беседы

Технология реализации образовательной программы.

     Для достижения поставленных целей и задач необходимо использовать различные формы и методы, которые способствуют наиболее эффективному усвоению материала.

     Основным предметом изучения и овладения на занятиях курса является выразительность чтения текстов.

     Знакомство с устной речью естественно начать с рассмотрения речевого аппарата и работы над ним. Эта работа включает в себя дыхательную гимнастику, работу над дикцией.

     Одним из этапов работы является логический анализ текста и расстановка логических ударений.

     Одновременно проводятся упражнения над интонацией.

     Знакомство со сценической грамотой, с основами искусства актёра помогает возникновению творческого процесса, развивает общие художественные специальные способности.

    Важным приёмом является личный пример. Учитель влияет на воспитанников  прежде всего своим примером. Его речь должна быть ясной, чёткой и выразительной. Недаром А.С.Макаренко считал речь основным элементом педагогической техники.

     На занятиях курса должна быть создана атмосфера доброжелательной критики. Постоянный анализ, обсуждение итогов помогает добиться желаемого результата.

Личностные, метапредметные

и предметные результаты освоения курса

Эти результаты в обобщенном виде можно охарактеризовать с точки зрения достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся:

Личностными результатами изучения курса «Словесные забавы»/Художественное слово в 1-м классе является формирование следующих умений:

осознавать роль речи в жизни людей;

оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их полноты, уместности в данной ситуации;

объяснять некоторые правила вежливого, уместного поведения людей при общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.).

Метапредметными результатами изучения курса  является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

реализовывать простое высказывание на заданную тему;

самостоятельно работать с некоторыми заданиями, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

– учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;

делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса.

Предметными результатами изучения курса в 1-м классе является формирование следующих умений:

различать устное и письменное общение;

отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

находить по абзацным отступам смысловые части текста;

        выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам;

       -  различать типы текстов;

       -  делить тексты на части;

       - оценивать художественные достоинства литературных произведений;

осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их;

выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста;

сочинять несложные сказочные истории на основе начальных предложений, рисунков, опорных слов;

сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте.

Учебно – методическое обеспечение программы

  1. Примерные программы начального общего образования. Официальный сайт Министерства образования РФ
  2. Рабочая программа учителя как проект для реализации в образовательном процессе. Материалы для слушателей семинаров и образовательных программ. /Сост. И.В. Анянова. – Н.Тагил: НТФ ИРРО, 2008.
  3. Т.Ф.Завадская. «Искусство чтения в художественном развитии младшего      школьника» - М; «Просвещение», 2009.
  4. Б.С.Найдёнов. «Выразительность речи и чтения» - М; «Просвещение», 2009 .
  5. Шанский Н.М. В мире слов. М., 1990.
  6. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи – теория и практика обучения. М., 1992.
  7. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. Занимательные задачи по русскому языку. М., 1990.
  8. Соловейчик М.С. Сборник методических задач. М., 1994.
  9. Люстрова З.Н., Скворцова Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., 1992.
  10. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи… Ч., КЛИО 1997.
  11. Гитович И.Е. Адельгейм И.Е. Мой язык. (учебник русского языка для 2-4 класса). М., 1995.
  12. Синицына Е. Через игру к совершенству. М., 1999.
  13. Нечаева Н.В. Задания по развитию речи. М., Чистые пруды, 2007.
  14. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995 г.
  15. Волина В. В. Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995 г.
  16. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991 г.
  17. Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. – М.: АСТ, 1996 г.
  18. Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: АРГО, 1996г.
  19. Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999 г.
  20. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: Самовар, 1994 г.
  21. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: Самовар, 1995 г.
  22. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: Самовар, 1994 г.
  23. Рик Т.Г. Русский язык: Как живёшь, наречие? – М.: Астрель, АСТ, 2000 г.
  24. Синицын В.А. Я начну, а ты продолжи... Занимательное пособие по русскому языку для учителя начальных классов. – Чебоксары: КЛИО, 1997 г.
  25. Соболева О.Л., Агафонов В.В. Русский язык: Весёлые правила. – М.: АСТ-Пресс, 1995 г.
  26. Сухин И.Г. 200 школьных кроссвордов: 1-2 классы. – М.: Сфера, 2002 г.
  27. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997 г.
  28. Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. – М.: Просвещение, 1991 г.
  29. Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001 г.
  30. Шибаев А.А. Весёлый алфавит. – М.: АСТ-Пресс, 1999 г.
  31. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. – М.: Новая школа, 1993 г.
  32. Юрьева Н.А. 350 развивающих упражнений по русскому языку. – Минск: Юнипресс, 2004 г.

Календарно - тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Дата

1

Путешествие в страну Слов.

2

Звук, буква, слог, слово.

3

Гласные и согласные звуки. Игра « Буква затерялась».

4

Гласные и согласные. Что рассказывают буквы? Игра «Кто больше?»

5

В гости к Алфавиту.

6

Слово и предложение. Словарик Словознайкина. Составление предложений.

7

Слова и вопросы: кто? что? Загадки, хитрые вопросы, словарик Словознайкина.

8

Слова — предметы. Игра «Слова на одну букву».

9

Слова с буквой И. Словарик Словознайкина. Игра «Изменялки». Загадки.

10

Алфавит. Игра «По первой и последней букве». Загадки. Игра «Кто за кем?»

11

Зачем в словах уарение? Игра «Поставь ударение».

12

Большая буква в именах и фамилиях, кличках животных.
Загадки, игра.

13

Слова, обозначающие признаки предмета. Игра «Вставь гласные в слово».

14

Слова с буквой Ю. Игра «Как звать?»

15

Слова с буквой Е и Ё. Игра «Хитрые вопросы». Загадки, игра. «Превращения».

16

Сочетания ЖИ-ШИ. Скороговорки. Игра «Волшебный колодец».

17

Сочетания ЧА-ЩА. Игра «Посмотри вокруг», и «Догадайся».

18

Сочетания ЧУ-ЩУ. Игра «Лестница». Загадки.

19

Словознайкин. Кто больше придумает слов. Игры.

20

Мягкий знак в конце слова. Игра «Превращение слова в другое». Отрывок из сказки «12 месяцев». Название месяцев в году.

21

Слова – прищельцы.

22

Слова, обозначающие действие предмета.

23

Пословицы и поговорки – мудрость народа.

24

Как появились фамилии?

25

Перенос слов в русском языке.

26

Происхождение названий птиц.

27

Скороговорки, чистоговорки.

28

Что такое текст?

29

Разгадывание ребусов. Письмо под диктовку.

30

“Грамматическое домино”.

31

Развитие речи. Составляем рассказ по серии картинок.

32

Ребусы. Занимательные головоломки.

33

Итоговое занятие. Чему мы научились за год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по внеурочной деятельности- кружок "Зимние забавы"

Дополнительная образовательная программа, имея физкультурно-оздоровительную направленность, разработана для занятий с обучающимися в образовательном учреждении, в том числе для реализации ФГОС второго...

Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»

Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая программа по внеурочной деятельности,кружок "Игры и забавы"

Рабочая программа включает тематическое планирование, содержательные линии,планируемые результаты физкультурно-оздоровительногго курса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Научные забавы" для учащихся начальной школы

Программа посвящена серьезной и глубокой физике, которую вполне можно объяснить ребенку без формул и вычислений. Дети от рождения очень любознательны. Именно  это замечательное качество дает возм...

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности . Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)

Рабочие программы 1-4 классы УМК "Школа России".Рабочие программы по внеурочной деятельности .Рабочие программы 1-4 классы (ОВЗ вариант1)...