Главные вкладки

    Доклад на тему: "Воспитание детей с ОВЗ и в норме:Общее и различия.Инклюзивная форма образования для детей с ОВЗ в условиях сельской общеобразовательной школы
    статья

    Мухаметшина Ирина Азватовна

    «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя, - заявил глава государства. – Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья и сопровождать процесс их обучения». Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников.
    В каждом образовательном учреждении могут быть свои тонкости при выборе форм и методов, но при этом существуют общие принципы и закономерности

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МБОУ «Нижнебишевская СОШ» Заинского муниципального района

    Учительница начальных классов Мухаметшина Ирина Азватовна

     Вопрос оснащения школ и подготовки кадров поднимался президентом РФ В. В. Путиным в его послании Федеральному собранию. «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя, - заявил глава государства. – Он должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья и сопровождать процесс их обучения». Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников.
    В каждом образовательном учреждении могут быть свои тонкости при выборе форм и методов, но при этом существуют
    общие принципы и закономерности, которых следует придерживаться:
    Слайд  2-4
    −принцип соблюдения интересов ребёнка определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в его интересах;

    −внедрение принципа непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;

    −соблюдение принципа системности, обеспечивающего единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

    −соблюдение принципа гуманизации , что означает признание
    уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса;

    −принцип рекомендательного характера оказания помощи
    обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования;

    −принцип вариативности, который предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.

    Так, изменение образовательной среды (при условии ее неготовности принятия ребенка с ОВЗ) выйдет на первый план, поскольку без соблюдения этого условия невозможно полноценное включение ребенка в образовательный процесс. С чего начинать эту работу в школе? Опять-таки со среды, выясняя, готова или не готова образовательная среда, принять ребенка с ОВЗ. Коррекция образовательной среды достигается путем проведения занятий (не только с учащимися, но и с педагогами, и с родителями), организации просветительских мероприятий (опять таки не только с детской, но и со взрослой аудиторией), переподготовки педагогических кадров.

    Не стоит забывать и о том, что на сегодня лишь в немногих
    образовательных учреждениях созданы специальные условия для работы с детьми, имеющими особые возможности здоровья, поэтому каждой школе нужно решить, каким образом она сможет принять ребенка с ОВЗ и как будет выстраивать работу с ним, учитывая при этом, что просветительская и коррекционная деятельность должна быть направлена и на детей без ограничений по здоровью. Это позволит в значительной степени решить проблему адаптации ребенка с ОВЗ в образовательной среде, как в начальном
    звене, так и при переходе учащихся в среднюю параллель.

    Особое внимание следует обратить на стиль детско -родительских отношений, т.к. часто родители ребенка с ОВЗ либо отвергают своего ребенка, либо проявляют в отношении него гиперопеку. Здесь педагоги направляют свою деятельность на работу с семьей по снятию гиперопеки и коррекции родительского стиля воспитания

    В этом направлении педагогу школы призваны создать такие условия пребывания учащихся в образовательном учреждении, которые обеспечат не только благоприятные условия для обучения детей с ОВЗ, но и комфортное пребывание ребенка в образовательном пространстве.
    Слад 5-6

    Создание благоприятных социально-педагогических условий для детей с ОВЗ:

    −состоит в преодолении социальных и профессиональных стереотипов в восприятии детей с ОВЗ;

    −в организации индивидуальной траектории обучения ребенка;

    −в работе с детьми нужно помнить, что не могут быть приемлемы указания, команды, требования, принуждение;

    −недопустима любая критика и оценивание действий и поведения ребенка;

    −определяется тем, что ребенок вправе выбирать виды и содержание творческой деятельности и работать в собственном темпе;

    −в расширении сферы самостоятельности воспитанника.

    −в необходимости установления равных партнерских отношений;

    −в праве ребенка отказаться от выполнения некоторых заданий, открытой вербализации чувств или коллективного обсуждения;

    −в формировании коллектива детей, разделяющего идеи равноправия и принятия человека с ограниченными возможностями;

    −в приобретении навыков коммуникации;

    −в повышении роли одноклассников во взаимной поддержке и эмпатии;

    −в обеспечении комфортности пребывания ребенка в образовательном пространстве.

    Под комфортностью вообще и комфортностью психологической мы понимаем создание благоприятных условий психологической и физической безопасности, придающие ощущение стабильности, защищенности и равноправия в коллективе. Кроме того, очень важно, чтобы ребенок чувствовал себя нужным и востребованным.
    Как достичь этого на практике? На практике педагогический коллектив школы достигает этого несложными и не требующими никаких дополнительных ресурсов приемами.

    Это внимание к воспитанникам, участие в судьбе каждого, искренностью во взаимоотношениях, проявлению эмпатии и, конечно, сотрудничеством с семьей.

    Создание комфортных условий обеспечивается, в том числе, и особенностями воспитательно-образовательной среды. Если среда не готова к принятию ребенка со всеми его сложностями и особенностями, ребенок, вливающийся в коллектив, получит массу проблем: от обиды до отчаяния, от невозможности самореализации до изоляции.  От  умелых действий педагога зависит насколько быстро и успешно ребенок адаптируется в новой обстановке.

    Необходимы определенные изменения, для того чтобы система заработала с полной отдачей. Главным условием, без которого развитие инклюзивной практики будет невозможно, является перенос центра тяжести с результата обучения на образовательный процесс, переход от движения «строем» по программе в заданном темпе на индивидуальные траектории.
    Слайд 7
    Необходимо формировать соответствующую новым задачам
    образовательную среду

     –оказывать помощь всем ее участникам в организации условий и пространств для такой деятельности. В измененной образовательной среде должны произойти и ценностные изменения. Самыми важными и сложными являются:
    −Изменение философии образования: от «образования для образования»
    —к «образованию для развития».
    −Преодоление социальных и профессиональных стереотипов в восприятии детей с ОВЗ.
    −Формирование сообщества, разделяющего идеи равноправия и принятия человека с ограниченными возможностями, является основной целью гуманистического общества.

     Во время обучения ребенка  в общеобразовательной школе по ФГОС была проблема с ребенком и с родителями. Ребенок не могла выполнить требования НОО, но родители не хотели признать это. Только в 4 классе родители поняли, что  Амина больше не может обучаться по обычной программе. В апреле 2019 года  было принято решение, что ребенок должен учиться по адаптированной программе. Обучаться в специальной школе они наотрез отказались и от обучения на дому тоже. Родители требовали, чтобы  Амина училась в «Нижнебишевской школе» и общалась со сверстниками. Предлагалось обучение на дому. Обучение на дому – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану. Задачей индивидуального обучения на дому является освоение учащимися образовательных программ в рамках государственного образовательного стандарта.
    Однако, как показывает практика, обучение детей на дому сопровождается рядом проблем психологического, морального, социального характера. Ребёнок оказывается изолированным от социума, ограниченным в получении коррекционной, реабилитирующей и психологической помощи. Учитывая желание родителей, девочке предлагалось обучение по адаптированной программе среди учащихся, но уже в новом коллективе.
    Таким образом, у нас в школе ощущалась острая необходимость во внедрении новых форм адаптивного образования. Изучив и проанализировав существующие проблемы, противоречия и заказ общества в адаптивной школе, мы пришли к выводу о необходимости создания в МБОУ «Нижнебишевская СОШ» вариативных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями.
    Мы выбрали модель инклюзивного образования для реализации в нашем ОУ, где девочка с ограниченными возможностями здоровья осваивает адаптированную образовательную программу по индивидуальному учебному плану.

    Слайд 9

    Цель моего выступления:

    • донести до аудитории особенности преподавания в сопровождении ребенка – инвалида, раскрыв вспомогательные тонкости в осуществлении принципа рекомендательного характера оказания помощи, который обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав законных представителей ребенка с ОВЗ выбирать формы получения образования. Достичь цели поможет решение некоторых задач: подробно рассмотреть формирование личного дела ученика, помогающее начать учебно-воспитательный процесс по выбранной родителями форме и обосновать возникший выбор документально; ознакомить с расписанием на конкретном примере.

    • ознакомить с системой занятий на основании медицинских показаний и соответствующих коррекционных программ;

    • обосновать выбор УМК и познакомить с особенностями содержания индивидуальной рабочей программы для обучения ребенка с ОВЗ;

    • А также ознакомить с результатами учебными, коррекционными и реабилитационными.

    Ребенок – инвалид Амина, который обучается по адаптированнной программе в общеобразовательном учреждении,  постепенно включалась в обычный, но другой класс. В начале учебного года она чувствовала себя тревожно. Все время говорила: «Я боюсь». Причиной этого были его бывшие одноклассники и новые. Она все время тревожилась, что сверстники будут над ней смеяться. И мама каждый день об этом спрашивала. Все события которые произошли в классе, она передавала маме.  Мама звонила мне, написала свое мнение другим родителям. Оценив сложившиеся ситуацию, я сначала объяснила маме, что это пройдет. Ребенок привыкнет со временем. Провела разъяснительную работу среди родителей, чтобы они адекватно приняли заявления мамы Амины. Родителям дала указания, чтобы дома они тоже переговорили с детьми и объяснили, что Амина тоже такая же, она тоже хочет учиться в школе, не хочет отделяться от других. Переговорила с ее бывшими одноклассниками, чтобы они ее не дразнили. Так же как с взрослым человеком, вела беседы и с Аминой.  В нашей школе психолога нет, все это выполняет учитель начальных классов. После переговоров ситуация улучшилась в хорошую сторону. У ребенка тревожность прошла, мама успокоилась. После долгой кропотливой работы психологическая обстановка нормализовалась. Это было потом.

    Но до этого велась большая работа. Законный представитель отправлялась

    на обследование в ПМПК района в связи с трудностью прохождения программы. Классный руководитель готовила всю документацию. Предоставлялся заключение врачебной комиссии. РПМК дала выписку из заключения, где рекомендует обучение начального общего образования по адаптированной основной общеобразовательной программе.

         Все это для нас было «Темным лесом». Сначала я обучалась дистанционно в ЦНОИ г.Санкт-Петербурга, по теме «Обучение детей с ОВЗ по ФГОС», получила удостоверение. Потом с завучом школы Такией Мизгатовной отправились в «Нижнечелнинскую коррекционную школу». Директор школы Рафаиль Касимович с завучом и библиотекарем тщательно объяснили нам все тонкости обучения  и документации. После посещения этой школы у меня появилось хоть какое-то представление. Обращалась за помощью учителям 9 школы, методисту. По заявлении родителя для ребенка составлялся АОП , рабочая программа начального общего образования по адаптированной основной общеобразовательной программе по предметам на 2019-2020 учебный год, обучающейся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, ФГОС, 1 вариант).

    Родители ознакомились с учебным планом, с программой, УМК, с расписанием. В расписании должно быть прописано время начала и окончания занятий. Параллелно с обычным классом, ведется уроки .
    Слайд10  РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ.     4а класса

    понедельник

    четверг

    1.Литературное чтение на родном

    2.рус.яз

    3.физра

    4. лит.чтение

    1. Литературное чтение на родном

    2. рус.яз

    3.матем

    4. Родной (татарский

    5. музыка

    вторник

    пятница

    1. Родной (татарский)
    2. Рус.яз
    3. Матем
    4. Окр.мир
    5. изо    
    1. ин.яз
    2. лит.чтение
    3. матем.
    4. Окр.мир
    5. технол

    Среда

    суббота

    1. ин.яз

    2.матем

    3. физ-ра

    4. Родной (татарский)

    5.лит.чтение

    1.ОРКСЭ

    2.физ-ра

                                              4в класс

    понедельник

    четверг

    1. речевая практика

    2.рус.яз

    3.физра

    4. лит.чтение

    1. литер.чтение

    2. рус.яз

    3.матем

    4. рус.яз

    5. музыка

    вторник

    пятница

    1. Литературное чтение и родной язык

    2.Рус.яз

    3.Матем

    4.Мир природы и человека

    5.изо    

    1.физ-ра

    2.лит.чтение

    3.матем.

    4.Речевая практика

    Среда

    1. технол

    2.матем

    3. физ-ра

    4.Литературное чтение и родной язык

    5.лит.чтение

    Занятия логопеда, дефектолога девочка посещает отдельно по отдельному заявлению родителя. В конце каждой четверти  приносит справку с места занятий. Ребенок вместе со всеми занимается в обычном классе. Только во время английского языка в 4 а классе, я с ней занимаюсь отдельно. Посещает кружки «Юные таланты», «Мастерица»

    Такое продуманное и основанное на медицинских показаниях включение в жизнь класса и школы способствует положительным эмоциям, общению, разностороннему развитию ребенка.

    Теперь нужно обосновать выбор УМК и познакомить с особенностями содержания индивидуальной рабочей программы для обучения ребенка с ОВЗ

     Учебники соответствует программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В. Воронковой (2001 г. Но рабочих тетрадей у нас нет.

    Была большая проблема с учебниками. Ни у кого нет лишних учебников. Рафаиль Касимович помог с несколькими старыми учебниками по ФК, но полного комплекта у нас нет. Тем более учебники по ФГОС для 4 класса  еще никому не поступили. С интернета скачали комплект электронных учебников.
    Слайд 11. Список учебников по адаптированной программе

    Г.В.Алышева,И.М.Яковлева

    Математика

    М. Просвещение 2016

    Н.Б.Матвеева,И.А.Ярочкина, М.А.Попова,Т.О.Куртова

    Мир природы и человека

    М. Просвещение 2018

    С.Ю.Ильина,Л.В.Матвеева

    Чтение

    М. Просвещение 2016

    Э.В.Якубовская,Я.В.Коршунова

    Русский язык

    М. Просвещение 2018

    М.Ю.Рау, М.А.Зыкова

    Изобразительное искусство

    М. Просвещение 2018

    В.В.Алеев,Т.Н.Кичак

    Музыка

    М. Дрофа 2013

    Л.А.Кузнецова,Я.С.Симукова

    Технология.Ручной труд.

    М. Просвещение 2018

    Ф.Ю.Юсупова,З.А.Казыйханова,Р.Х.Мохиярова

    Татар теле

    К. Мэгариф 1997

    В.И.Лях

    Физическая культура

    М. Просвещение 2012

    С,В,Комарова

    Речевая практика

    М. Просвещение 2018

    Заключение

     Амина, благодаря своему адаптированному обучению  в общеобразовательной школе не оказалась изолированным от социума ребенком, ограниченным в получении коррекционной, реабилитирующей и психологической помощи. Она вместе с детьми класса участвует  в различных конкурсах творческого характера. Старается прилежно учиться, несмотря на отставание в развитии.

    Слайд 12        На слайд е видны учебные результаты по предметам.

    Для ребенка ведется отдельный журнал.

    Русский язык

    3

    Математика

    3

    Чтение

    3

    Речевая практика

    4

    Родной(тат)язык и литературное чтение на родном (тат)языке

    4

    Мир природы и человека

    4

    Физическая культура

    5

    Ручной труд

    4

    музыка

    4

    изо

    4

    Глубокие расстройства речи в той или иной мере вредно отражаются на умственном развитии в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие психические проявления личности. В процессе всестороннего сопровождения разных специалистов+ инклюзии заметен результат. После коррекционно-развивающих занятий  в г.Заинске мы видим улучшения психического развития по параметрам внимания, памяти и двигательной активности.

    При систематическом сопровождении и включении в воспитательный процесс класса есть огромный положительный результат реабилитационно - общественного характера: коммуникативный прогресс в общении со сверстниками, в бытовом навыке, в ориентации в жизненных ситуациях.
    Слайд 13

    Плюсы инклюзивного образования.
    Что дает инклюзивное образование?
    - новый социальный подход к инвалидности
    - приветствует разнообразие
    -рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему
    - личностное развитие и социальные навыки
    - развитие самостоятельности и самоопределения
    - развивает равные права и возможности вместо дискриминации
    Инклюзивные школы поощряют достижения, доказывая , что все дети могут быть успешными , если им оказывается помощь. В инклюзивных школах дети могут получать такую поддержку. Также инклюзивные школы предоставляют возможность обучения в атмосфере сочувствия, равенства, социальной справедливости, сотрудничества, единства и положительного отношения. Дают возможность всем членам школьного коллектива вложить свои неповторимые таланты в общую деятельность, в процессе которой каждый может успешно учиться, сотрудничать и чувствовать себя причастным.

    Слайд 14

    Минусы инклюзивного образования
    .
    В идеале никаких минусов не должно, поскольку инклюзивное образование способствует улучшению качества жизни детей, особенно детей из социально уязвимых групп и оздоровлению общества в целом.
    Но, учитывая наши социально- экономические условия и уровень общественного сознания, инклюзивное образование в России носит пока экспериментальный характер.
    Развитие системы инклюзивного образования в нашей стране, требует принципиальных изменений в системе не только среднего (как « школа для всех»), но и профессионального и дополнительного образования (как «образование для всех»). На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
    - отсутствие гибких образовательных стандартов
    - несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка
    -отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива ОУ общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии
    - отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
    Слайд 15
    “Мы живем, как мы можем, а ОНИ живут, как мы поможем”. За этой рифмовкой – весь смысл инклюзии. По моему мнению, в настоящее время идея инклюзивного образования выглядит как неквалифицированный энтузиазм (преимущественно управленческих структур). Тем, кто работает с детьми с ОВЗ трудно представить, как дети с ОВЗ будут смотреться в массовой школе. Сегодняшняя массовая школа ориентирована не на личность, а на успешный результат. Партнерство в школе подменено конкуренцией, где побеждают самые умные, здоровые, сильные и красивые.
    Да, можно громко и пафосно говорить о нравственности общества и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе, но прежде необходимо создать все соответствующие условия в образовательных учреждениях для воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Так что вот Вам "непродуманное" инклюзивное образование. А где выход? Сколько лет ещё понадобится и на переоборудование помещений детских садов и школ и на переоборудование нашего сознания?

    Слайд 16


    Шуточное назидание слушателю семинара:


    1. Пришел в школу - сделай умное и благородное лицо.

    2. Каждый раз, когда тебе хочется командовать детьми, вспомни свое детство и на всякий случай съешь мороженое.

    3. Деньги и педагогика малосовместимы.

    4. Пусть все манекенщицы мира, увидев твою улыбку, подадут в отставку.

    5. Не заходи в душу к детям, если тебя об этом не просили.

    6. Иди на урок с радостью, выходи с урока с приятной усталостью.

    7. Шути до тех пор, пока не научишься.

    8. Помни: плохой врач может забрать жизнь, плохой учитель - испепелить ДУШУ.

    9. Приходить на урок следует на столько подготовленным, чтобы знать точно: для чего пришел, куда пришел, что будешь делать и будет ли от этого хорошо.

    10. Каждый раз, когда хочется нагрубить кому-нибудь, считай до миллиона.

    11. Старайся кушать каждый день.

    12. Люби свою администрацию так же, как и она тебя, и ты проживешь долгую и счастливую педагогическую жизнь.

    13. Никогда не жди похвалы, а старайся сразу же выяснить, как с ней обстоят дела.

    14. Люби кого-нибудь помимо школы, и тогда у тебя будет все в порядке.

    15. Если к тебе пришли на урок, вспомни, что ты артист, ты лучший педагог страны, ты самый счастливый человек.

    16. Говори родителям всегда самую лучшую правду, которую ты знаешь.

    17. Гордись своими ошибками, и тогда у тебя их будет с каждым годом все меньше.

    18. Высшим проявлением педагогической успешности является улыбка на лицах детей.

    19. Если ты умеешь самый обычный факт подать как открытие и добиться удивления и восторга учащихся, то можешь считать, что половину дела ты уже сделал.

    20. Помни: хорошие педагоги живут долго и почти никогда не болеют.

    21. Отдай школе все, а, выйдя из стен школы, начни новую жизнь.

    22. Постарайся всегда быть здоровой, даже если в это кто-то не поверит.

    23. Одевайся так, чтобы никто не сказал тебе вслед: "Вон учительница пошла".

    24. Не спи на уроке; дурной пример заразителен.

    25. Во время опроса изобрази на лице предельный интерес.

    26. Помни: если твой голос становится угрожающе хриплым, значит, ты делаешь что-то не то.


    Хорошо, если поздним вечером, когда ты вспомнишь своих учеников, лицо твое озарится улыбкой.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интегрированное образование в условиях основной общеобразовательной школы

    В данной статье представлен опыт работы по инклюзивному образованию в условиях ООШ на первой ступени....

    Кукольный театр как центр социализации детей в условиях сельской малокомплектной школы

    Помочь детям жить в мире и быть успешным средствами кукольного театра....

    Управление творческим развитием детей в условиях сельской начальной школы

    Управление творческим развитием детей в условиях сельской начальной школы...

    Особенности и условия обучения детей с задержкой психического развития в общеобразовательной школе

    Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. Чаще она выявляется с началом обучения ребенка в подготовительной группе детско...

    Организация инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях муниципальных общеобразовательных школ

    Введение в действие ФГОС НОО ОВЗ актуально. В России проживает свыше 0,5 млн. детей- инвалидов и детей с отклонением в развитии, среди которых являются дети с ЗПР. Все дети нуждаются в получении образ...