Рабочая программа учебного модуля "Основы проектной деятельности"
рабочая программа

Матвеева Марина Ивановна

 Метапредметный модуль «Основы проектной деятельности: учебный проект» в целях обеспечения требований федерального государственного образовательного стандарта призван создать условия для индивидуальной проектной деятельности, ориентированной на развитие комплекса метапредметных результатов обучающихся, осваивающих основное общее образование.

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности  обучающихся  (учебное исследование или учебный проект) и является обязательным для выбора изучения всеми обучающимися на уровне основного общего образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16

                     РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                     учебного модуля

«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

г. Карпинск

2019 г.

                  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

«ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного модуля «Основы проектной деятельности: учебный проект» (далее - программа) разработана в соответствии с:

  • требованиями Федерального Закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО (с дополнениями и изменениями (приказ от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»);
  • Примерной основной образовательной программой основного общего образования (протокол решения федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
  • Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ № 16 г.Карпинска, утвержденной приказом от 30.08.2019 г. № 238-д.
  • Уставом  МАОУ СОШ №16 г. Карпинска;
  • Учебным планом на 2019-2020 учебный год;
  • Локальными актами образовательной организации, в т. ч. о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, которые школа готовит по требованиям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 2 ст. 30).

Учебный модуль «Основы проектной деятельности: учебный проект» в целях обеспечения требований федерального государственного образовательного стандарта призван создать условия для индивидуальной проектной деятельности, ориентированной на развитие комплекса метапредметных результатов обучающихся, осваивающих основное общее образование. 

Индивидуальный проект представляет собой особую форму организации деятельности  обучающихся  (учебное исследование или учебный проект) и является обязательным для выбора изучения всеми обучающимися на уровне основного общего образования.

В основу данной программы положен системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности учащихся к саморазвитию и непрерывному образованию; создание условий для активной учебно-познавательной деятельности обучающихся; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; построение образовательного процесса с учѐтом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Программа конкретизирует содержание деятельности по сопровождению работы над проектом обучающихся и дает примерное распределение учебных часов по содержательным компонентам и модулям.

Программа гарантирует обеспечение единства образовательного пространства за счет преемственности, интеграции, предоставления равных возможностей и качества образования.

Содержание программы выстроено с учетом условий образовательной организации, а также с учетом вовлечения в проектную деятельность  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Цель программы: создание условий для развития личностного потенциала ребѐнка, мотивации к познанию окружающего мира посредством проектной деятельности.

Задачи программы:

  • формирование у обучающихся основ культуры исследовательской (проектной) деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта;
  • формирование коммуникативных умений и опыта учебного сотрудничества и социального взаимодействия со сверстниками, старшими школьниками и взрослыми в совместной учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ;
  • формирование навыков участия в различных формах организации учебно - исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, олимпиады, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

Срок освоения программы учебного модуля "Основы проектной деятельности" и объем учебного времени.

Курс реализуется на уровне основного общего образования в качестве учебного модуля в 5 классе, в общем объеме 17 часов Единицей учебного процесса является урок.

Формы реализации

Содержание учебного модуля представлено современной модульной системой обучения, которая создана с целью создания условий для развития личности обучающихся путём обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям обучающихся и уровню их базовой подготовки. Модули, включенные в данную программу, представляют собой самостоятельные единицы, которые можно реализовывать в любом хронологическом порядке и адаптировать к любым условиям организации учебного процесса.

Программный материал отражает современные запросы общества и государства к построению образовательного процесса: деятельностный характер обучения, ориентир на метапредметные результаты, развитие информационной грамотности, в том числе и навыков владения ИКТ при освоении образовательных программ.

Содержательными формами проведения урока являются: урок - лекция, урок - исследование, урок-практикум, урок-тренинг, урок - игра, урок – экскурсия, урок - презентация, беседа, эксперимент, наблюдение, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

  • исследовательская практика обучающихся;
  • образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;
  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Формы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских  работ, выступление, выставка, тренинг,  презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная презентация, праздник, комплексная работа и т.д.

Методы обучения

Методы, используемые в организации образовательной деятельности при реализации данной рабочей программы: проблемно-поисковый, метод учебного диалога, наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация), игровой, исследовательский, группового взаимодействия, выступления с предложениями, идеями, мозговой штурм, самоконтроля, самообразовательной деятельности.

Характер занятий – групповые формы работы, деятельностный режим, практико - ориентированная направленность обучения.

Каждое занятие включает в себя познавательную часть, практические задания или групповые исследования.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО МОДУЛЯ В УЧЕБНОМ  ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом курс изучается в 5 классе, реализуется в части, формируемой участниками образовательных отношений, и рассчитан на 17 часов.

Учебный модуль «Основы проектной деятельности: учебный проект» находится в органической связи с учебными предметами всех предметных областей: "Русский язык и литература", "Родной язык и родная литература",  « Иностранный язык», "Общественно-научные предметы",  "Математика  и  информатика",  "Естественнонаучные  предметы",   "Основы духовно-нравственной    культуры    народов    России",    "Искусство", «Технология», «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». Направленность проектов может быть связана с любым учебным предметом. Знания и умения, приобретаемые учащимися на всех учебных занятиях, используются при подготовке проектов.

Проектная деятельность обучающихся проводиться по таким направлениям, как: исследовательское, прикладное, инженерное, информационное, социальное, игровое. творческое.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

1. Личностные результаты освоения программы учебного модуля «Основы проектной деятельности» учебный проект» представлены в соответствии с группой личностных результатов и раскрывают и детализируют основные направленности этих  результатов. Оценка достижения этой группы планируемых результатов ведется в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации.

Личностные результаты освоения:

 1. Формирование готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

2. Формирование ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде.

3. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

4.  Формирование  осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности  и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

5. Знание социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах (формирование готовности участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

6.  Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

7. Развитие способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; потребности в общении с художественными произведениями.

8.  Формирование  основ экологической культуры, соответствующей современному  уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметные результаты освоения

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на занятиях модуля будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении содержания модуля обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе обучения обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №16 с учетом материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  • выделять общую точку зрения в дискуссии;
  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Планируемые предметные результаты

В результате обучения по программе учебного модуля «Основы проектной деятельности: учебный проект» обучающийся научится:

  1. Формулировать цели и задачи проектной деятельности
  2. Планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;
  3. Реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач;
  4. Оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом;
  5. Осуществлять рефлексию деятельности, соотнося её с поставленными целью и задачами и конечным результатом;
  6. Использовать технологию учебного проектирования для решения личных целей и задач образования;
  7. Навыкам самопрезентации в ходе представления результатов проекта (исследования);
  8. Осуществлять осознанный выбор направлений созидательной деятельности.

Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:

  1. Формулировать цели и задачи проектной деятельности;
  2. Планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности.
  3. Реализовывать запланированные действия для достижения поставленных целей и задач:
  • распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путѐм научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  • отбирать материал из информационных источников; анализировать полученные данные; делать выводы.
  • выбирать соответствующую форму проектного продукта
  1. Оформлять информационные материалы на электронных и бумажных носителях с целью презентации результатов работы над проектом:
  • создавать основные слайды для презентации проекта;
  • оформлять результаты проектной деятельности.
  1. Осуществлять рефлексию деятельности, соотнося её с поставленными целью и задачами и конечным результатом:
  • оценивать работу по критериям оценивания;
  • осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.
  1. Презентовать результаты проекта (исследования);
  • ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;
  • целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства.

Сформированность  регулятивных   универсальных учебных действий проявляется в умениях:

  • под руководством учителя планировать деятельность: намечать цель создавать алгоритм, отбирая целесообразные способы решения учебной задачи;
  • под руководством учителя осуществлять контроль результата (продукта) и процесса деятельности (степень освоения способа действия) по заданным и (или) самостоятельно определенным критериям;
  • под руководством учителя вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, измененных ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • под руководством учителя оценивать средства (ресурсы), необходимые для решения учебно-познавательных задач;

Овладение умениями работать с информацией проявляется в умениях:

  • под руководством учителя формулировать основания для извлечения информации источника, учитывая характер полученного задания
  • под руководством учителя характеризовать, оценивать источник в соответствии с задачей информационного поиска; находить требуемый источник с помощью электронного каталога и поисковых систем Интернета
  • под руководством учителя соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет

Сформированность  коммуникативных   универсальных учебных действий проявляется в умениях:

  •  под руководством учителя определять жанр выступления и в соответствии с ним отбирать содержание коммуникации; учитывать особенности аудитории под руководством учителя определять содержанивыступления в соответствии с его жанром и особенностями аудитории; соблюдать нормы публичной речи и регламент.

  1. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

«Методология проектной и  исследовательской деятельности»

Понятие «проект», «исследовательская деятельность».      Теоретические основы учебного проектирования. Введение в учебный курс.

Виды проектов.  Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Учебный проект: требования к структуре и содержанию.

Актуальность темы. Гипотеза. Еѐ значение в исследовательской работе.

Планирование работы над учебным проектом. Этапы работы над проектом.

Выбор темы проекта. Постановка проблемы. Цели и задачи проекта. Отличие цели от задач. Соответствие цели и задач теме исследования.

Планирование деятельности. Составление плана исследования.

Структура содержания проекта (титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список литературы). Оформление титульного листа.

Исследовательская работа: структура, этапы работы. Оценка продукта проектной деятельности.  

Критерии оценки проекта.  Самооценка.

«Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности»

Источник информации. Виды источников информации. Способы получения и переработки информации. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Виды справочной литературы. Поиск информации. Работа со справочной литературой, словарями. Экскурсия в библиотеку.

Каталог. Карточный и электронный каталог. Составление каталогов.

Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Оформление списка использованной литературы.

«Опытно-экспериментальная часть исследовательской деятельности»

Как мы познаем мир. Сбор материала для проекта. Работа на ПК: использование возможностей Интернета для поиска информации.

Методы эмпирического и теоретического исследования. Опрос - учимся задавать вопросы.

Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира.

Исследовательский поиск. Опыты.

 «Основы риторики и публичного выступления»

Структурирование материала. Выбор формы представления деятельности. Требование к оформлению презентации.

Оформление проекта. Создание продукта проектной деятельности. Создание презентации, продукта проекта  с использованием программ Word и Power Point.

Подготовка к защите проекта. Культура выступления.

Оценка результатов и качества выполнения проекта. Проверочная работа по теме «Теоретические основы учебного проектирования».

  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ

5 класс.

Тематическое планирование

Кол-во часов

Форма контроля

Модуль «Методология проектной и  исследовательской деятельности».

1.1

Понятие «проект», «исследовательская деятельность».        Теоретические основы учебного проектирования.

1

1.2

Виды проектов.  Важность исследовательских умений  в жизни современного человека.

1

1.3

Учебный проект: требования к структуре и содержанию.

Актуальность темы. Гипотеза. Еѐ значение в исследовательской работе.

1

Тест

1.4

Планирование работы над учебным проектом. Этапы работы над проектом.

Выбор темы проекта. Постановка проблемы.

1

Практическая работа.

1.5

Цели и задачи проекта. Отличие цели от задач. Соответствие цели и задач теме исследования.

1

Практическая работа.

1.6

Планирование. Составление плана исследования.

1

Практическая работа.

Модуль «Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности».

2.1

Источник информации. Виды источников информации. Способы получения и переработки информации.

1

2.2

Работа со справочной литературой, словарями. Экскурсия в библиотеку. Работа с каталогами.

1

Практическая работа.

2.3

Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Оформление списка использованной литературы.

1

Практическая работа.

Модуль «Опытно-экспериментальная часть исследовательской деятельности»..

3.1

Как мы познаем мир. Сбор материала для проекта. Работа на ПК: использование возможностей Интернета для поиска информации

1

Практическая работа.

3.2

Методы эмпирического и теоретического исследования. Опрос - учимся задавать вопросы.

1

3.3

Наблюдение и эксперимент - способы познания окружающего мира.

1

3.4

Исследовательский поиск. Опыты.

1

Модуль «Основы риторики и публичного выступления».

5.1

Структурирование материала. Выбор формы представления деятельности. Требование к оформлению презентации.

1

5.2

Оформление проекта. Создание продукта проектной деятельности. Создание презентации, продукта проекта  с использованием программ Word и Power Point.

1

Практическая работа.

5.3

Подготовка к защите проекта. Культура выступления.

1

5.4

Оценка результатов и качества выполнения проекта. Проверочная работа по теме «Теоретические основы учебного проектирования»

1

Проверочная работа.

Итого:

17 час

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

5 класс.

Для обучающихся 5 классов учебный модуль «Основы проектной деятельности: учебный проект» является пропедевтическим.

Цель курса: создание условий для успешного освоения учениками основ (знаний), необходимых для проведения самостоятельных исследований.

Для оценивания результатов освоения данного пропедевтического  курса обучающимися 5 классов  используется дихотомическая система («зачет-незачет»). Курс считается зачтенным, если учащийся посетил не менее 80% занятий по курсу и  по окончании курса выполнил контрольную  работу (приложение №2) на базовом (или повышенном) уровне.

Приложение 1.

ИТОГОВАЯ  ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  

ПО  ОСНОВАМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

         

 Класс  5 __

Фамилия, имя ______________________________________

ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

На выполнение работы отводится 40 минут. Работа включает в себя 10 заданий.

 Ответы на задания запиши в поле ответа в тексте работы.

При выполнении работы не разрешается пользоваться тетрадями и справочными материалами.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускай задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходи к следующему. Вернись к  пропущенным заданиям, если останется время.

Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и запиши тот ответ, который считаешь верным.

Постарайся выполнить как можно больше заданий.

Желаем успеха!

20…./20…. учебный год

Контролируемые  умения

Задание 1. Освоение основ проектной деятельности. Задание проверяет овладение логическими универсальными действиями.

Задание    2. Умение формулировать цели и задачи проектной деятельности;

Задание 3. Умения формулировать гипотезы, отбирать материал из информационных источников; анализировать полученные данные; делать выводы.

Задание 4. Умение представлять, фиксировать информацию в различных знаковых системах.

Задание 5. Умение распознавать  методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы.

Задание 6. Умение вычленять из текста информацию, отбирать адекватные методы исследования, проводить эксперименты, проводить аналогии строить рассуждения, формулировать вытекающие из исследования выводы и умозаключения. 

Задание 7. Умение планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности.

1. Установи соответствие между видами проектов и их особенностями, для этого к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Виды проектов

Особенности проектов

1. Информационный

А) По своему характеру напоминают научное исследование и включают в себя: определение актуальности, объекта и предмета, цели и задач исследования, выдвижение гипотезы, сбор и анализ информации, проведение эксперимента.

2. Творческий

Б) Направлен на создание нового продукта (изделия). В ходе работы над проектом идёт разработка схемы, чертежей или эскизов изделия, отбор инструментов и материалов.

3.Исследовательский

В) Связан с поиском информации в различных источниках: энциклопедиях, журнальных статьях, газетных публикациях, электронных базах данных, с помощью социологических опросов. Результатом проекта становится проанализированная и представленная в определенной форме информация – буклет, коллаж, публикация и т.д.)

4.Конструкторский

Г) Направлен на разработку оригинальных идей, представляемых в творческой форме (творческий отчет, выставка, видеофильм, театрализация, печатная продукция – книга, альманах, журнал, компьютерная программа и т.д.).

Запишите в таблицу выбранные буквы под соответствующими цифрами.

1

2

3

4

Ответ:

2.   2.1. Прочитай утверждения и выбери верные. В ответе запиши буквы, рядом с которыми написаны верные утверждения.

А) Цель исследования - это конечный результат, который должен быть достигнут при завершении работы над проектом. 

Б) Чтобы определить цель проекта, нужно сначала сформулировать задачи.

В) Задачи проекта – это шаги, которые необходимо сделать для достижения цели.

Ответ: _____________________

2.2. Представь, что тебе предстоит работать над проектом «Влияние шума на организм человека». Сформулируй цель.

Цель:_________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.3. Выбери неправильно сформулированные задачи к проектам. В ответе запиши буквы, соответствующие этим задачам.

А) Изучить химические свойства пластиковых бутылок;

Б) Сколько лет автомобилю;

В) Проанализировать экологическое состояние водоёмов города;

Г) Кто такие насекомые;

Д) Выяснить причины снижения зрения  ;

Е) Исследовать состояние почвы на пришкольном участке.

Ответ: _____________________________

3.    3.1. Весенний пейзаж иногда имеет название «зебровый ландшафт» (слово «ландшафт» обозначает вид местности).  Как ты думаешь, почему? Запиши гипотезу.

Гипотеза: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.2. Прочитай текст «Зебровый ландшафт». Подчеркни в тексте строчки, объясняющие такое необычное название.                                      

Зебровый  ландшафт

 Весенний снег особый. Нет в нём прежней пушистости, лёгкости. От солнца и тепла слежавшийся пласт снега начинает оплывать, подтаивать, съёживаться в комочки-капельки, похожие на зёрна. Но и такой зернистый снег по – своему красив: в солнечный день хрустальной резьбой переливаются и сверкают бороздки зернистого снега. Острыми снежно-ледяными пластинками щетинится  наст. Зайди против света, присядь пониже и полюбуйся полупрозрачными дворцами и замками, остроконечными башнями и целыми горными странами, вырезанными солнечными лучами из снега.

     С каждым днём снег всё  более рыхлый. Потерял он былую белизну – потускнел: стал тёмно-серым. Снежок, слепленный из такого снега, тяжёлый, влажный, с колючими льдинками. Под ногами снег хрустит необычно громко. Это ломаются под нашей тяжестью ледяные кристаллики, издавая такой своеобразный звук.

   Оттепели весной всё чаще и совсем не похожи на зимние. Тёплые ветры,  словно языком,  слизывают снег с асфальта, с земли, оставляя тёмные пятна проталин. Проталин становится всё больше. Они сливаются, образуя рисунок из тёмных полос, чем-то похожих на чёрные полоски у зебры. Эта похожесть стала причиной забавного названия такого пятнистого весеннего пейзажа: зебровый ландшафт (это слово обозначает вид местности).

                                                                                       Корабельников В.А

4*. Среди пятиклассников был проведён опрос о том, сколько времени в день они проводят в Интернете. Результаты опроса таковы:

до 1 часа -            5 человек;

от 1 до 2 часов-    3 человека;

от 2 до 3 часов -   5 человек;

от 3 до 4 часов -   4 человека;

более 4 часов -      8 человек.

Ты знаешь, что существуют различные способы фиксации и представления информации: схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки и др. Представь полученную учеником  информацию двумя разными способами.

1 способ:

2 способ:

5.   5.1. Метод - это способ познания явлений природы и общественной жизни.

Выбери из предложенного списка методы исследования (познания) и  запиши в ответе буквы,  с которыми записаны:

А) анализ

Б) наблюдение

В) эксперимент

г) решение

д) моделирование

е) закрепление

ё) сравнение

ж) опрос

Ответ:_________________________

5.2*. Прочитай рассказ и ответь на вопросы:

Томка

У охотника я увидел пёсика.

Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля …

От этого пёсика, говорит, есть щенки.

Приходите поглядите. И мы с ним пошли.

Щенки небольшие – только что научились ходить.

«Который-то из них, - думаю, - мне будет помощник на охоте? Как узнать – кто толковый, а кто не годится?»

Вот один щенок – ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок – сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму – не люблю злых.

А вот ещё хуже – он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

В это время у щенят чешутся зубы и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал – не у них ли деревяшка? Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет – уговаривает не сердиться.

И вот он стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда  я её спрятал. Почуял.

Я обрадовался. «Ну, - думаю. – вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».

Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

Е.Чарушин

- Какой метод исследования помог писателю и охотнику узнать каждого щенка?

Ответ: _______________________________________________

- Каким образом охотник узнал, что один из щенков подойдёт по всем признакам? Какой способ он дополнительно применил?

Ответ: _________________________________

- Какие выводы можно сделать?

Ответ:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6.    6.1. На уроке ребята узнали, что одни вещества растворяются в воде, а другие нет.     Учитель попросила ребят дома исследовать, как поваренная соль растворяется в воде.

Миша самостоятельно провёл два опыта.

Сначала он решил проверить, зависит ли быстрота растворения соли от количества воды в стакане.

Запиши план проведения опыта №1 (обрати внимание, что первый и последний пункты плана уже записаны).

План:

1.Взять 3 одинаковых стакана и налить в них разное количество воды (полный стакан, полстакана, четверть стакана);

2.____________________________________________________________________________  3.____________________________________________________________________________

4.Сделать вывод по результату  опыта.

6.2. Затем Миша проделал опыт №2. Он взял три одинаковых стакана. Налил в них одинаковое количество воды, но в первый стакан он налил холодную воду из-под крана, во второй – тёплую, а в третий – горячую воду из чайника. Затем в каждый стакан он быстро насыпал по 10 г соли и наблюдал за тем, как растворялась соль в стаканах.

- Что проверял Миша в этом опыте? Запиши букву верного ответа

А)  Как зависит масса растворяемой соли от количества воды?

Б) Как зависит масса растворяемой соли от температуры воды?

В) Как зависит скорость  растворения соли от температуры  воды?

Г) Как зависит время, в течение которого соль растворяется в воде, от массы соли?

Ответ:  _____

6.3. Миша обнаружил, что сначала вся соль растворилась в стакане с горячей водой. Затем- с тёплой, и в последнюю очередь - в стакане с холодной водой.

Какой вывод следует сделать по результу этого опыта?

Ответ:_____________________________________________________

7*. Восстанови последовательность работы над исследовательским проектом, для этого расставь недостающие цифры рядом с этапами работы над проектом.

Этапы работы над проектом

11.

Внедрение в практику

Планирование работы

Проведение эксперимента

Выбор методов исследования

1.

Выявление проблемы и актуальности исследования

Определение темы проекта

Определение цели и задач  исследования

Выдвижение гипотезы

Создание необходимых условий для исследовательской работы

Обработка полученных данных

Оформление результатов

Оценочная карта к итоговой контрольной работе по ОПД для 5 класса

№ задания

Уровень сложности

Тип задания

Раздел (модуль)

Контролируемые умения

Ответы  (образец ответа/правильный ответ/ описание ответа) и критерии оценивания

1

базовый

ВО

Методология проектной и  исследовательской деятельности

Освоение основ проектной деятельности.

Задание проверяет овладение логическими универсальными действиями.

Ответ: 1-В, 2-Г, 3-А, 4-Б

1 балл – записан правильный ответ в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания; 

0 баллов все остальные случаи

2

2.1. базовый

ВО

Методология проектной и  исследовательской деятельности

Умение формулировать цели и задачи проектной деятельности.

2.1. Ответ: А, В

1 балл – записан правильный ответ;

0 баллов – ответ отсутствует  или записан неверно.

2.2. базовый

КО

2.2. Ответ: записана цель-  выяснить влияние шума на здоровье человека

*Допускается другая подобная формулировка цели

1 балл – правильно сформулирована и записана цель;

0 баллов – все остальные случаи.

2.3. базовый

ВО

2.3. Ответ:Б,Г

1 балл – записан правильный ответ;

0 баллов – ответ отсутствует  или записан неверно.

3

3.1.базовый

РО

Методология проектной и  исследовательской деятельности

Умения формулировать гипотезы, отбирать материал из информационных источников; анализировать полученные данные; делать выводы.

3.1. Ответ должен содержать предложенную учеником гипотезу

1 балл – правильно сформулирована и записана гипотеза;

0 баллов – все остальные случаи.

3.2.базовый

ВО

Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

3.2. В тексте подчеркнуты предложения: Проталин становится всё больше. Они сливаются, образуя рисунок из тёмных полос, чем-то похожих на чёрные полоски у зебры. Эта похожесть стала причиной забавного названия такого пятнистого весеннего пейзажа: зебровый ландшафт

2 балла – подчёркнуты не менее 2-3 предположений о причинах такого названия;

1 балл – подчёркнуто только одно предложение о причинах такого названия;

0 баллов – все остальные случаи

4*

повышенный

РО

Информационные ресурсы проектной и исследовательской деятельности

Умение представлять, фиксировать информацию в различных знаковых системах.

Правильным ответом является информация, представленная в виде графика, диаграммы, таблицы или другим графическим способом

2 балла – представлены 2 верных способа фиксации информации;

1 балл- представлен только 1  верный способ фиксации информации;

0 баллов – ответ отсутствует  или представлен неверно

5

5.1. базовый

ВО

Опытно-экспериментальная часть исследовательской деятельности

Умение распознавать  методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы.

5.1.Ответ: А,Б,В,Д,Ё,Ж

1 балл – записан правильный ответ;

0 баллов ответ отсутствует  или записан неверно.

5.2*. повышенный

КО

5.2. Ответ1: наблюдение

Ответ 2: эксперимент

Ответ 3: Если наблюдение не даёт полной информации, то можно провести эксперимент.

*Допускается другой, являющийся верным, вывод.

3 баллла-  записаны верно методы исследования и вывод;

2 балла – записаны верно методы исследования, но отсутствует вывод или вывод сформулирован неверно, ИЛИ записан вывод, но правильно определён только 1 метод исследования;

1 балл-записан верно только один из методов исследования;

0 баллов – все остальные случаи.

6

6.1. базовый

РО

Опытно-экспериментальная часть исследовательской деятельности

Умение вычленять из текста информацию,  отбирать адекватные методы исследования,

проводить эксперименты, проводить аналогии, строить рассуждения, формулировать вытекающие из исследования

выводы и умозаключения. 

6.1. Ответом является дописанный план проведения опыта:

2) Насыпать  в каждый стакан по 1 ложке соли; 3)Наблюдать, как растворяется соль в стаканах.

*Допускается другая подобная формулировка пунктов плана.

2 балла- верно дописан план проведения опыта;

1 балл – верно дописан в план только один пункт проведения опыта;

0 баллов – все остальные случаи.

6.2. базовый

ВО

6.2. Ответ:  В

1 балл – выбран верный ответ;

0 баллов – выбран неверный ответ

6.3. базовый

КО

6.3. Ответ: чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

1 баллов – сформулирован и записан верный вывод;

0 баллов – все остальные случаи.

7*

повышенный

ВО

Методология проектной и  исследовательской деятельности

Умение планировать работу по реализации проектной (исследовательской) деятельности;

Ответ:  11,6,8,5,1,2,3,4,7,9,10.

3 балла- верно восстановлена последовательность этапов работы над проектом;

2 балла- допущено 1-2 ошибки;

1 балл – допущено 3-4 ошибки;

0 баллов – все остальные случаи.

Оценивание:

Оценка

«незачёт»

«зачёт»

Балл

0 – 10

11-20

Процент

 <80% от количества выполненных заданий базового уровня

от 80 % выполненных заданий базового уровня  до 100% выполненных заданий базового и повышенного уровней


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...

Рабочая программа по курсу Проектная деятельность

Рабочая программа по курсу "Проектная деятельность " 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Цель курса: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология.О...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «Математика вокруг нас» для 1 класса начального общего образования на 2022-2023 учебный год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  «Математика вокруг нас» составлена на основе следующих источников:Закон РФ№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Изобразительная деятельность» во 2-ом  классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год

        РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса внеурочной деятельности«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»для 1дополнительного Б класса на 2023 – 2024 учебный год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса внеурочной деятельности «РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ» для 4В класса на 2022 – 2023 учебный год

Актуальность и назначение программы         Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:...