Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»
рабочая программа (2 класс) по теме

 

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

         Однако, возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена – дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Поэтому предлагаемая программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе. Кроме того, она может быть использоваться в учреждениях дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_proektnoy_deyatelnosti_tsg.doc111 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение      « Средняя общеобразовательная школа №27  городского округа «город Якутск»

                                                                                                                                           Утверждаю:

                                                                                                                  зам. директора по ВР

                                                                                                                               ______________________

Шаймарданова И.Н.

Рабочая программа

по внеурочной проектной деятельности

«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

для параллели II А, Б, В классов

на 2012/2013 учебный год

                                                                                                                                                                             Составитель:

Тарбахова С.Г.,

 учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

г. Якутск

2012 г.

Содержание

Раздел 1. Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………. 3

Раздел 2. Основные разделы программы………………………………………………………………………………….…….5

Раздел 3. Тематический план ……………………………………………….……………………………………………..……. 7

Раздел 4. Содержание занятий по темам……………………………………….……………………………………………..... 8

Раздел 5. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы …………………………………… 14

Раздел 6.  Основные требования к уровню освоения содержания программы………………………………………………. 15

Раздел 1. Пояснительная записка.

Программа написана в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта начального общего образования, авторской программы А.И. Савенкова «Программа исследовательского обучения младших школьников», рекомендованной федеральным научно-методическим центром им. Л.В. Занкова.  

В соответствии с ОП школы, на изучение данного предмета во 2 классе отводится 68 часов в год (2 часа  в неделю).

        Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из способов познания окружающего мира ребенком. А постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребенка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутренне стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамическом мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей обучающихся. Исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В идеале ее не должны ограничивать рамки самых смелых гипотез. Поэтому она значительно более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Цель программы:

        Трансформация процесса развития интеллектуально-творческого потенциала личности  ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процесс саморазвития.

Задачи программы:

Развитие познавательных потребностей младших школьников.

Развитие познавательных способностей младших школьников.

Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

Формирование у младших школьников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном процессе начальной школы.

        Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.

        Однако, возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена – дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребенка интенсивно развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.

Поэтому предлагаемая программа рассчитана преимущественно на внеклассную и внешкольную работу с детьми в начальной школе. Кроме того, она может быть использоваться в учреждениях дополнительного образования.

Объем  курса и виды учебной работы

        Учебная нагрузка определена из расчета 2 часа в неделю в школе, плюс самостоятельная работа вне школы. Общий объем занятий в  школе составляет 60 часов. Из них - 38 часов под руководством учителя и 22 часа самостоятельной работы вне школы. Эти часы поделены между тремя подпрограммами: «тренинг», «исследовательская практика», «мониторинг».

Раздел 2. Основные разделы программы

        Программа учебно-исследовательской деятельности учащихся должна включать три относительно самостоятельных подпрограммы:

        Подпрограмма «Тренинг». Специальные занятия по приобретению учащимися специальных знаний и развитию умений и навыков исследовательского поиска.

        Подпрограмма «Исследовательская практика». Проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов.

        Подпрограмма «Мониторинг». Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения (мини-курсы, конференции, защиты исследовательских работ и творческих проектов и др.).

Общая характеристика содержания подпрограмм

Подпрограмма «Тренинг».

В ходе тренинга развития исследовательских способностей учащиеся должны овладеть специальными умениями и навыками исследовательского поиска. К ним мы относим знания, умения и навыки:

видеть проблемы;

ставить вопросы:

выдвигать гипотезы;

давать определение понятиям;

классифицировать;

наблюдать;

проводить эксперименты;

делать умозаключения и выводы;

структурировать материал;

готовить тексты собственных докладов;

объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

Программирование данного учебного материала осуществляется по принципу «концентрических кругов». Занятия группируются в относительно цельные блоки, представляющие собой самостоятельные звенья общей цепи.  Эти занятия проводятся из класса в класс, усложняются от класса к классу.

Подпрограмма «Исследовательская практика».

        Основное содержание работы – проведение учащимися самостоятельных исследований и выполнение творческих проектов. Эта подпрограмма выступает в качестве основной, центральной. Занятия в рамках этой подпрограммы выстроены так, что степень самостоятельности ребенка в процессе исследовательского поиска постепенно возрастает.

Подпрограмма «Мониторинг».

        Эта часть программы меньше других по объему, но она так же важна, как и две предыдущие. Ребенок должен знать, что результаты его работы интересны другим и он обязательно будет услышан. Ему необходимо освоить практику презентаций результатов собственных исследований, овладеть умениями аргументировать собственные суждения.

Раздел 3. Тематический план

Вид учебной работы

Всего часов

 Сроки проведения

Тренинг

1

Общая трудоемкость

22

В течение 1-й и 3-й четвертей учебного года

2

Занятия со всей группой

18

3

Индивидуальная работа

4

Самостоятельная работа (домашние задания)

4

Исследовательская практика

5

Общая трудоемкость

34

В течение учебного года

6

Занятия со всей группой

2

7

Индивидуальная работа

16

8

Самостоятельная работа (домашние задания)

16

Мониторинг

9

Общая трудоемкость

6

В течение 3-й и 4-1 четвертей учебного года

10

Занятия со всей группой

2

11

Индивидуальная работа

2

12

Самостоятельная работа (домашние задания)

2

Раздел 4. Содержание занятий по темам

Подпрограмма «Тренинг».

        Общий объем тренинговых занятий – 22 часа. (из расчета 2 часа в неделю). Первый цикл проводится в начале учебного года, а второй цикл- с начала 3-й четверти Задания циклов проводятся автономно, они не объединены в единый курс. Поэтом каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях.

Первый цикл

Тема «Что такое исследование»

        Знакомство с понятием  «исследование». Корректировка детских представлений о том, что оин понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

 Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Методы исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) входе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» ит.п.).

Тема  «Учимся  выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа – «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т.п.  Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание – пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой»

        Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т.п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Тема «Что такое парадоксы»

        Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с  самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа – эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно,. Спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) Практические занятия – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

        Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические занятия на развитие наблюдательности.

Тема «Эксперимент – познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании. Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет бумага и др.).

Тема «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические занятия на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Тема «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект и явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания – как делать обобщения.

Тема «Как давать определение понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определение понятий. Составление кроссвордов.

Тема «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов»

Коллективная беседа – нужен ли исследователю план работы. Практическая работа – планируем и проводим собственные наблюдения. Практическая работа – планируем и проводим собственные эксперименты.

Второй цикл

Тема «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать.

Тема «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Тема «Гипотезы и способы их конструирования»

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тема «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа – выявление логической структуры текста. Практические задания типа – «что сначала, что потом».

Тема «Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия». Практические задания  на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке (бионика, биоархитекура и др.). Практическое задание на создание аналогий.

Тема «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тема «Искусство делать сообщения».

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделать главное и второстепенное. Практические задании «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тема «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы»

Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать доклад», «Как отвечать на вопросы» и т.п. Практические задания  «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи» и т.п.

Подпрограмма «Исследовательская практика».

Общий объем часов - 34. Из них – 14 часов на индивидуальную и 16 на самостоятельную работу. Занятия проводятся периодически в течение учебного года.

Тема «Экспресс-исследование» (2 часа)

        Группа делится на маленькие микрогруппы по 2-3 человека и получает задании провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (сразу в тот же  день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема «Как выбрать тему собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися.

Тема «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований» (3 часа)

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я - исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема «Коллективная игра- исследование»

        Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Продолжение и завершение коллективной игры-исследования.

Тема «Индивидуальная консультационная  работа по проведению самостоятельных исследований» ( 6 часов)

        Работа с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо в связи с разнообразностью тематики.

Тема «Семинар»

        Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Тема «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работа к публичной защите.

Подпрограмма «Мониторинг».

Общий объем часов – 6. Из них 2 часа отводятся на коллективную работу – присутствие на защитах других ребят. 2 часа на индивидуальную подготовку к защите и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляют собственную работу.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся» (2 часа)

        Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема «Подготовка собственных работа к защите» (2 часа)

        Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема «Собственная защита исследовательских работа и творческих проектов» (2 часа)

        Участие предполагает: доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

Раздел 5. Учебно-методическое и материально -техническое обеспечение

Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – Самара: Учебная литература, 2007.

Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. – М.: Академия,2005.

Для детей:

Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Раздел 6. Основные требования к уровню освоения содержания программы

        Перечень требований определяется поставленными задачами и имеет следующий вид:

Совершенствование познавательных потребностей

        В ходе освоения программы, за счет максимального сближения учебной и познавательной деятельности младшего школьника, должны возрасти его познавательные потребности. Проводимые в рамках программы занятия, эксплуатируя природное детское любопытство, должны постепенно содействовать его трансформации в устойчивую познавательную потребность.

        Судить об этом можно на основе наблюдений за динамикой детского отношения к процессу познания по росту успешности основной учебной деятельности. Для повышения достоверности и снижения субъективизма можно воспользоваться «методом экспертных оценок» (сопоставить итоги наблюдений разных специалистов, работающих с данными детьми).

Развитие познавательных способностей

        Собственная исследовательская практика призвана не только расширять кругозор ребенка, но и развивать его познавательные способности. Включаясь в процесс самостоятельной добычи и обработки новой информации, ребенок не только приобретает новые знания, но и осваивает механизмы их самостоятельного получения.

        Об уровне их развития можно судить по изменению характера познавательной деятельности ребенка в сторону повышения степени самостоятельности.

Обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске

        Дети, в ходе предусмотренного программой тренинга исследовательских способностей, а также в ходе собственной исследовательской практики должны получить специальные знания, необходимые для проведения самостоятельных исследований.

        Оценить это можно по следующим критериям:

по способностям детей оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

по степени овладения детьми такими понятиями, как, например, явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.

Формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска

        В ходе занятий в рамках программы следует уделять особое внимание формированию и развитию у детей специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.

Уровень их сформированности можно оценить по проявляемым детьми умениям: видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

Формирование у учащихся и их наставников представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности

В ходе реализации программы у детей и педагогов должен быть преодолен барьер боязни проведения самостоятельных творческих изысканий в любых сферах деятельности и, прежде всего, в сфере учебных занятий. Исследовательское обучение в современном мире должно рассматриваться как доминирующий способ обучения, а исследование как стиль жизни.

В качестве основных критериев здесь могут выступать стремления и попытки использования исследовательских методов обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О возможности внедрения проектного и исследовательского обучения в начальное образование

В период внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится использование в обучении приемов и...

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности

Пояснительная записка к рабочей программе...

Рабочая программа курса «Проектная и исследовательская деятельность»

Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в соответствии с требованиями федерального ...

Рабочая программа внеурочной проектной деятельности во 2-б классе

Основные принципы организации работы над проектами:Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся ...

Рабочая программа внеурочной проектной деятельности "Изучение природы родного края"

Рабочая программа проектной внеурочной деятельности "Изучение природы родного края" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....

Рабочая программа внеурочной проектно - исследовательской деятельности "Учусь создавать проекты", 4 класс.

Современные дети окружены огромным количеством информации, они знают много, но не все и не всегда могут применить свои знания в обыденной жизни, их надо этому учить. В связи с этим проектно – ис...