Рабочая программа внеурочной проектно - исследовательской деятельности "Учусь создавать проекты", 4 класс.
учебно-методический материал (4 класс)

Современные дети окружены огромным количеством информации, они знают много, но не все и не всегда могут применить свои знания в обыденной жизни, их надо этому учить. В связи с этим проектно – исследовательская деятельность довольно актуальна: она позволяет вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, формировать положительную мотивацию и творческий подход к обучению, создавать условия для раскрытия индивидуальности, направлять на поиск учащимися решения возникшей проблемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchusy-sozdavaty-proekty-ghdanova-o-p_1.docx49.32 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса внеурочной проектно – исследовательской деятельности

 «Учусь создавать проекты»

4 класс.

Разработала: Жданова Оксана Павловна

учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» г Тарко – Сале, Пуровского района, ЯНАО

Пояснительная записка

     «Человек рождён для мысли и действия» – говорили древние мудрецы. Наша память устроена таким образом, что мы запоминаем информацию: 10% – когда читаем, 20% – когда слышим, 30% – когда видим, 70% – когда обсуждаем и 90% – когда делаем сами. И сегодня главная цель образования обучить детей умению получать знания через свою деятельность. Организовать деятельность, помогающую вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, формировать положительную мотивацию и творческий подход к обучению, создавать условия для раскрытия индивидуальности позволяет проектно – исследовательская деятельность, направленная на поиск учащимися решения возникшей проблемы. 

     Программа курса «Учусь создавать проекты» предназначена для работы с учащимися 4 классов - 1 час в неделю (34 часа в год), разработана в соответствии с основными приоритетами школы и на основании:

1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785);

3. Инструктивно – методического  письма «Об основных направлениях развития воспитания в образовательных учреждениях области в рамках реализации ФГОС на 2019-2020 учебный год».

4. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

5. Авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И. Сизовой и Р.Ф. Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей/Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём.

     Современные дети окружены огромным количеством информации, они знают много, но не все и не всегда могут применить свои знания в обыденной жизни, их надо этому учить. В связи с этим проектно – исследовательская деятельность довольно актуальна:

  • обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка;
  • помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей наук при решении одной проблемы и применять их на практике;
  • развивает коммуникативные навыки;
  • даёт возможность снять перегрузки с младших школьников.

     Цель:

  • через приобщение к проектно – исследовательской деятельности формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию в учении;
  • развивать общеучебные умения, навыки и ключевые компетенции школьников (общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования);
  • создавать условия для организации этой деятельности и получения ее результатов.

     Задачи:

  • формировать у учащихся стойкую положительную мотивацию к проектно – исследовательской деятельности; позитивную самооценку, самоуважение; коммуникативную компетентность в сотрудничестве (умение вести диалог, координировать свои действия при работе с самим собой и с партнерами по группе, сопереживать, быть доброжелательными и чуткими, проявлять социальную адекватность в поведении);
  • вооружить школьников теоретическими знаниями и специальной терминологией основ проектно – исследовательской деятельности;
  • научить учащихся сначала совместно с учителем, а затем под его руководством и самостоятельно на практике выполнять проектно- исследовательские работы, решать творческие и проблемные задачи, работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Программа курса позволяет решить все три аспекта учебной цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный:

  • формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
  • формирование и развитие обще учебных умений и навыков (умения самостоятельно работать с книгой в заданном темпе, уменияе контролировать и оценивать свою работу);
  • формирование мировоззрения и мышления учащихся.

Развивающий:

  • развитие творческих способностей и активности учащихся;
  • развитие речи и навыков научного и делового общения в группах;

Воспитывающий:

  • воспитание системы нравственных и межличностных отношений.

В основу программы курса «Учусь создавать проекты» положены следующие принципы:

  • принцип гуманизации образовательного процесса:
  • принцип научной организации;
  • принцип добровольности и заинтересованности обучающихся;
  • принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования;
  • принцип непрерывности и преемственности процесса образования;
  • принцип личностно – деятельностного подхода.

Формы организации занятий курса 

  • игра, диалог, экскурсия, эксперимент, исследование, выставка, публичная защита проектов и исследовательских работ, творческий отчет и т.д.

В программе предусмотрено значительное количество активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими материала, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности. Каждое занятие помогает детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед независимой аудиторией, помогает расширить кругозор и обогатить словарный запас новыми понятиями.

     Благодаря введению в образовательный процесс курса «Учусь создавать проекты» происходит повышение качества знаний учащихся по учебным предметам; развитие познавательных способностей; снижение тревожности; формирование УУД, таких как способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, взаимодействовать друг с другом, считаться с мнением товарищей.

Ожидаемые результаты освоения программы - 4 класс

     Обучающийся будет знать: основные особенности проведения исследовательской работы; метод исследования: анкетирование, моделирование; основы работы с компьютером; что такое социальный проект, каково его значение для жизни окружающих; способы и методы, стимулирующие: саморазвитие психических процессов, обеспечивающие ощущение успешности в работе.

     Обучающийся будет уметь:  самостоятельно предлагать собственные идеи исследования;  правильно определять круг вопросов и проблем при выполнении исследовательской работы, составлять план действий совместного исследования;  собирать и перерабатывать материал, необходимый для исследования;  пользоваться различными измерительными приборами: калькулятором, секундомером, рулеткой; делать выводы и умозаключения; указывать пути дальнейшего изучения объекта;  осуществлять сотрудничество со взрослыми и одноклассниками;  презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности; реализовывать право на свободный выбор.

Личностные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

-положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

-интерес к новому содержанию и новым способам познания;

-ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

-способность к самооценке на основе критериев успешности проектно исследовательской деятельности.

-принимать и сохранять учебную задачу;

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

-планировать свои действия;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку своей работы;

-различать способ и результат действия;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

-осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования;

-высказываться в устной и письменной формах;

-ориентироваться на разные способы решения познавательных задач;

-анализировать объекты, выделять главное;

-обобщать, видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.;

-оперировать понятиями: проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

-проводить сравнение, классификацию по разным определённым критериям;

-устанавливать причинно-следственные связи.

-задавать вопросы по существу;

-формулировать собственное мнение и позицию;

-допускать существование различных точек зрения;

-учитывать разные мнения, стремиться к координации;

-договариваться, приходить к общему решению;

-соблюдать корректность в высказываниях;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Содержание программы

     Для работы по курсу «Учусь создавать проекты» используются тетради Р. И. Сизовой и Р. Ф. Селимовой. Они способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мышления и разностороннему развитию личности, помогают решить задачи формирования самостоятельности ребенка, способности к самообразованию и саморазвитию. Благодаря заданиям пособия учащиеся учатся видеть мини – проблемы, правильно находить источники информации, формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом. 

Тренинг 18ч.

Хобби. Виды проектов. Исследовательско – творческий проект. Ролево – игровой проект. Информационно – исследовательский проект. Информационно-ориентированный проект. Практико-ориентированный проект. Монопредметный проект. Межпредметный проект. Виды презентационных проектов. Вид презентации проекта в рамках научной конференции.

Исследовательская практика 12ч.

Правильная подготовка презентации к проекту. Работа с памяткой. Список литературы. Типичные ошибки проектантов. Критерии итогового оценивания. Программа МРР. Формирование умения работать с диаграммой, таблицей.

Мониторинг 4ч.

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия. Твои впечатления от работы над проектом. Пожелания будущим проектантам. Страница благодарности. Советы на лето от Мудрого Дельфина.

Учебно-методическое и информационное обеспечение курса

  1. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. Москва, «Просвещение», 2010.
  2. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников: /Савенков А.И.- Самара: Учебная литература, 2008.
  3. Суслов Н. В. «Решаем проектные задачи» Учебно – методическое пособие. Ростов – на – Дону: ООО «Легион», 2012.
  4. 5. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников». Волгоград: Изд. «Учитель», 2009.
  5. Щербакова С.Г., Выткалова Л.А., Кобченко Н.В., Хуртова Т.В. Организация проектной деятельности в школе. Волгоград: изд. «Учитель», 2008.  
  6. Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова «Учусь создавать проект»; методическое пособие 4 класс. – М., Издательство РОСТ, 2012. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём.  
  7. Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради 4 класс. – М.: Издательство РОСТ, 2012. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём.
  8. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
  9. Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В. Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/

Календарно – тематическое  планирование (4 класс)

Дата

Кол – во часов

Тема

Планируемые результаты

Форма организции деятельности

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

1

1

Твои интересы и увлечения.

Участвовать в обсуждении вопросов, планировании выступления, самостоятельном ознакомлении с памятками, обобщении полученных данных.

Работать с информацией, формировать умения презентовать свои новые интересы, проводить опыт и записывать результаты наблюдений.

Презентация-хобби. Учимся презентовать свои увлечения. Составление памятки выступающего.

2

1

Виды проектов.

Работать с новой информацией, различать виды проектов, экспериментировать и проводить исследование, ставить опыты.

Развивать способности, анализировать и классифицировать материал

Знакомство с терминологией видов проектов. Классификация проектов по видам.

3

1

Исследовательски-творческий проект.

Работать с научной информацией, работать в команде, отчитываться о проделанной работе.

Формировать умение решать творческие и исследовательские задачи, активизировать творческое мышление, воображение, ассоциативное мышление.

Групповая работа по созданию мини-проекта «Ребятам о зверятах»

4

1

Творческий проект.

Участвовать в создании творческого мини-проекта, активно участвовать в поиске ответов на поставленные вопросы.

Формировать умение оценивать свои возможности в творческом проекте, активизировать творческое мышление, воображение, ассоциативное мышление.

Создание мини-проекта «Мой завтрак».

5

6

2

Ролево-игровой проект.

Активно участвовать в обсуждении мини-проектов, новых понятий и терминов, коллективной работе над проектом, планировать и распределять обязанности между членами группы.

Формировать умение оценивать себя, приобретать социальный опыт, самостоятельно ставить цели, определять пути их достижения, находить новую информацию, получать навыки сотрудничества, проявлять творческие способности.

Создание мини-сценария по сюжету любимого произведения. Разыгрывание сюжета.

7

8

2

Исследовательский проект с выдвижением гипотезы и последующей ее проверкой.

Участвовать в самостоятельном исследовании по выбранной тематике, решать логические задачи, отвечать на вопросы по результатам исследования.

Формировать умение выдвигать гипотезу и проверять её, систематизировать и анализировать полученные результаты.

Определение проблем и задач исследования, выдвижение и проверка гипотез, наблюдения и эксперименты, анализ результатов.

9

10

2

Информационно-исследовательский проект

Участвовать в сборе информации, проведении анкетирования, выполнять анализ полученных сведений и делать выводы, осуществлять дискуссию по результатам исследования.

Формировать умение находить нужную информацию и исследовать её.

Групповая работа. Сбор информации по теме. Создание мини-анкеты. Анкетирование. Подсчет результатов.

11

12

2

Практико-ориентированный проект.

Участвовать в разборе информации, освоении новых понятий, чётко распределять функции каждого члена группы, поэтапно обсуждать работу группы, оформлять конечный продукт, выполнять презентацию полученных результатов и способов их внедрения в практику.

Формировать умение разработки определённой проблемы и достижения положительного результата, различать виды проектов.

Групповая работа. Создание мини-проекта «Школьная форма».

13

14

2

Монопредметный проект.

Активно участвовать в ознакомлении с новой информацией, участвовать в игровой деятельности, обсуждении ответов на поставленные вопросы, создавать продукт проектов.

Развивать информационную компетентность, анализировать и отбирать необходимую информацию, развивать умение выбирать способы достижения поставленной цели.

Индивидуальный мини-проект

15

1

Межпредметный проект.

Определение связей между учебными дисциплинами

16

1

Виды презентационных проектов.

Выбор формы презентации проекта с учетом своих интересов и способностей

17

1

Вид презентации проекта, как отчет участников исследовательской экспедиции

Участвовать в выборе наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, изучать структуру отчётов и их виды.

Выполнять творческие задания, анализировать интерпретировать информацию.

Учимся создавать отчет о проделанной работе

18

1

Вид презентации проекта, в рамках научной конференции

Искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска.

Выполнять творческие задания, анализировать интерпретировать информацию.

Составление своих требований к речи выступающего. Сравнение своих требований с эталоном.

19

1

Правильная подготовка презентации к проекту

Формировать умения в составлении требований к презентации, изучать новые понятия и применять полученные знания на практике.

Формировать умение презентовать свои достижения, развивать речевой аппарат и культуру речи, получать опыт выступления, анализировать и оценивать своё выступление.

Общие моменты разработки презентации. Групповая работа по созданию памятки «Советы начинающему проектанту».

20

21

2

Работа с памяткой при подготовке публичного выступления

Ознакомиться с общими рекомендациями к публичному выступлению, отвечать на задаваемые вопросы, участвовать в составлении памятки для публичного выступления.

Формировать коммуникативную компетентность, использовать речь для планирования своей деятельности и презентации проекта. Обучиться рефлексии.

Учимся задавать вопросы выступающему и отвечать на вопросы оппонентов по теме проекта. Практическая работа «Рекомендации выступающему».

22

1

Работа с памяткой по составлению списка использованной литературы во время работы над проектом

Ознакомиться с памяткой по составлению списка используемой литературы, участвовать в практической работе по составлению списка и ссылок на разные информационные источники.

Формировать умение создавать списки используемых информационных ресурсов, формировать умение осуществлять самоконтроль и оценивать свою деятельность.

Ссылка на книгу, статью из журнала, статью из сборника, на источник, взятый из Интернета. Составление своей ссылки по эталону.

23

1

Типичные ошибки проектантов

Участвовать в обсуждении и выделение необходимой информации, поиске типичных ошибок проектантов, в работе группы по составлению памятки.

Развивать коммуникативные умения, доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству.

Знакомимся с типичными ошибками, допущенными при подготовке и защите проекта. Составление Памятки

24

1

Критерии итогового оценивания проектной деятельности учащихся

Ознакомиться с критериями оценивания проектной деятельности, анализировать полученную информацию и формулирование выводов.

Анализировать ошибки и делать выводы, развивать коммуникативные компетентности.

Учимся делать выводы:

25

1

Программа МРР. Формирование умения работы с диаграммой.

Искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска с помощью компьютерных средств, участвовать в практической работе по формированию умения работать с диаграммой и таблицей.

Работать в программе ММР, организовывать свою деятельность, взаимодействовать с другими участниками проекта.

Освоение программы пошагово

26

1

Программа МРР. Формирование умения работы с таблицей.

Освоение программы пошагово

27

1

Практическая работа

Использовать полученные знания работы на компьютере.

Совершенствовать умение работы на компьютере.

Создание таблицы своей успеваемости

28

1

Тестирование. Самоанализ. Рефлексия.

Выполнять тестовую работу с последующим самоанализом и оцениванием.

Формировать умение оценивать свою работу, развивать способность к самокритике и самоанализу.

Выполнения теста. Оценивание своей работы, нахождение пробелов

29

1

Использование ресурсов Интернета при подготовке к презентации

слайдов презентации с использованием ресурсов интернета (поиск картинок, сведений по теме проекта и др.)

Совершенствовать компьютерную грамотность, коммуникативные способности, умение работать и взаимодействовать с другими участниками группы.

Работа пошагово по памятке. Творческая работа «Мое любимое животное», используя ресурсы сети Интернет.

30

1

Программа Microsoft Office Word. Формирование навыков работы с текстом и по настройке полей и абзацев.

Участвовать в пошаговом выполнении работы по составлению текста и настройке полей абзацев, учиться работать с инструкцией в группе.

Совершенствовать компьютерную грамотность, коммуникативные способности, умение работать и взаимодействовать с другими участниками группы.

Работа с текстом, настройка полей и абзацев.

31

1

Твои впечатления от работы над проектом.

Самостоятельно анализировать, делать выводы, предлагать рекомендации.

Владеть навыками контроля и самоконтроля, оценивать свою работу, видеть ошибки, осмысливать задачу, объективно оценивать свои действия, анализировать результат своей работы.

Подведение итогов работы над проектом

Групповая работа по составлению Памятки «Советы при работе с программой МРР»

32

1

Пожелания будущим проектантам.

Участвовать в индивидуальной или групповой работе по составлению пожеланий будущим проектантам.

Формировать умения делать выводы, анализировать проделанную работу и ошибки, делать умозаключения. Развивать доброжелательность, внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе.

33

1

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году.

Самостоятельно планировать и выполнять открытки-пожелания, активно участвовать в работе круглого стола, оценивании и обсуждении готовых работ.

 Формировать умения высказывать слова благодарности, составлять план работы, доброжелательно и конструктивно оценивать работы.

Оформление листов-благодарностей учителю, родителям, Мудрому Дельфину

34

1

Советы мудрого Дельфина на лето.

Активно участвовать в играх.

Участвовать в диалоге, высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализ высказываний собеседников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс

Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Россчитана на 34 часа (1час в неделю)...

Рабочая программа внеурочной проектной деятельности во 2-б классе

Основные принципы организации работы над проектами:Проект- это комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определённой цели в течение заданного периода в рамках имеющихся ...

Рабочая программа внеурочной проектной деятельности "Изучение природы родного края"

Рабочая программа проектной внеурочной деятельности "Изучение природы родного края" для 4 класса на 2016-2017 учебный год....

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Учимся создавать проект"

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка "Учимся создавать проект"...

Рабочая программа и КТП кружка "Учусь создавать проект"

     Программа составлена на основе авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект»....

Рабочая программа по учебному курсу "Учусь создавать проект" для 4 класса.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы» (модифицированн...