Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Зайцева Варвара Ивановна

Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Россчитана на 34 часа (1час в неделю)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektno_issledovatelskaya_deyatelnost_2015.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «ЕРНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ  ШКОЛА»

МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, ЗАРАЙСКИЙ РАЙОН,  д..ЕРНОВО, ул. ДАЧНАЯ, д. 87

                                                                                                                                                                                  Утверждаю:

Директор МБОУ Ерновская  основная  школа»

______________/Сорокин Л.Н./

«___»_______________2015г.

Рабочая программа

кружка « Проектно  исследовательская деятельность »

4класс

2015 – 2016 учебный год

  Составитель: Зайцева Варвара Ивановна

учитель начальных классов

                                                                                                                                         высшей квалификационной категории

Пояснительная записка

     Универсальные умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной деятельностью, но это необходимо каждому человеку. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой группы научных работников, а как неотъемлемая  характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.

Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин «исследовательское обучение».  Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой  деятельности. Ребенок – исследователь по своей природе. И можно выделить основные качества, характерные для исследователя:

  • любознательность
  • способность видеть проблему
  • повышенный интерес  к решению проблем
  • оригинальность мышления
  • гибкость и продуктивность мышления
  • легкость ассоциирования
  • высокая концентрация внимания, отличная память
  • способность к оценке свих действий

Проектно – исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности.

Основным отличием учебной проектно-исследовательской деятельности от научной является то, что в результате ее учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности.  Развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция школьника.

Цель и задачи  проекто-исследовательской деятельности

Цель: Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности младшего школьника путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей.

Задачи:

  1. Содействовать развитию творческой исследовательской активности детей.
  2. Формировать у  учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни.
  3. Стимулировать у  школьников интерес к исследовательской деятельности.
  4. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира.
  5. Развивать организационно – коммуникационные навыки, познавательные способности, творческое мышление.

Формы и методы исследовательской деятельности

  • общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).
  • Методы (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)

Общая характеристика учебного предмета

Специфика курса «Проектно  исследовательская деятельность» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Курс «Проектно  исследовательская деятельность» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

При проведении занятий используют беседы, экскурсии, дидактические игры, работу в группах, работу в парах и т.д.

Описание места учебного предмета.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международном сотрудничестве как основа мира на Земле.

Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

Личностные результаты

1. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.

2. Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.

3. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

4. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

5. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

6. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

7. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Предметные результаты

1. Называть окружающие предметы и их взаимосвязи.

2. Объяснять, как люди помогают друг другу жить.

3. Называть живые и неживые  природные богатства и их роль в жизни человека.

4. Называть основные особенности каждого времени года.

5. Оценивать правильность поведения людей в природе.

6. Оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).

Содержание программы

Исследователи природы.

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения). Классификация листьев деревьев(дуба, клена, березы, липы, тополя, каштана) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.  Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».  Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям. Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».  Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе (в лесу, парке и др.), правилах гигиены.

Искусство получения информации через общение

Стартовая Анкета «Умею ли я общаться?». С какой целью люди общаются?  Мини-исследование. «Отгадай слово». Как получить информацию с помощью вопросов? Кого считают хорошим собеседником?    Игра. Что ты больше любишь: говорить или слушать? Мини-исследование. Считаешь ли ты себя хорошим собеседником? Чем отличается интервью от беседы?  У кого и зачем берут интервью?     Ролевая игра.                                    Учимся наблюдать

Людям, каких профессий очень нужна наблюдательность? Презентация. Что можно услышать в тишине?  Что можно узнать о столе с помощью пальцев рук?                               Учимся проводить опыты и эксперименты

 Что такое опыт и эксперимент. С какой целью их проводят? Кто живет на наших ладошках? Проведение опыта. Какие геометрические фигуры лучше катаются?- мини-зксперимент .

Учимся работать с нашими помощниками.

Книги и энциклопедии – помощники исследователей. Составление каталога по темам:

«Животные Мурманской области», «Разнообразие растительного мира в нашем крае», «Саами – коренные жители Заполярья»,  «Наши земляки» . По страницам детских журналов.  Мини-исследование . Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов детской библиотеки. Экскурсия в библиотеку.  Когда компьютер становится нам другом. Работа с ДЭ «Кирилла и Мефодия»                                                                                                      

Учимся кодировать полученную информацию .        

Мимика и жесты. Звук – символ чего-либо. Графическое кодирование.                                                                              

Календарно- тематическое планирование

п/п

 

       Наименование тем и разделов

 

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий по теме)

Плановые сроки прохождения программы

Фактические сроки и коррекция

Исследователи природы

1

Вводное занятие.

Задачи кружка.

Беседа по охране труда.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

2

 «Деревья, кустарники и травы мира».

 Классификация листьев деревьев(дуба, клена, березы, липы, тополя, каштана) по основанию «форма листа».

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

3

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения). Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками).

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

4

Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях).

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

5

Техника безопасности: правила поведения в лесу; правила передвижения, правила гигиены.

Определение названия деревьев по их листьям.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

6

Дикорастущие растения региона Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

7

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения). Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

8

Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России.

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Искусство получения информации через общение

9

Стартовая Анкета «Умею ли я общаться?».                                            

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

10

С какой целью люди общаются?  

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

11

Мини-исследование

 «Отгадай слово»                                                                                              

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

 

12

Как получить информацию с помощью вопросов?                                

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

13

Кого считают хорошим собеседником?    Игра                                        

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

14

Что ты больше любишь: говорить или слушать? Мини-исследование  

 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

15

Что ты больше любишь: говорить или слушать? Мини-исследование  

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

16

Считаешь ли ты себя хорошим собеседником?                                        

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

17

Чем отличается интервью от беседы?                                                        

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

18

У кого и зачем берут интервью?     Ролевая игра                                      

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Учимся наблюдать

19

Людям, каких профессий очень нужна наблюдательность?

 

 

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

 

20

Людям, каких профессий очень нужна наблюдательность?

     Презентация                                                                                                    

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

21

Что можно услышать в тишине?                                                                

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

22

Что можно узнать о столе с помощью пальцев рук?                                

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

23

Что такое опыт и эксперимент. С какой целью их проводят?                    

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Учимся проводить опыты и эксперименты

24

 Кто живет на наших ладошках? Проведение опыта                                    

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

25

Какие геометрические фигуры лучше катаются?- мини-эксперимент      

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

26

Книги и энциклопедии – помощники исследователей. Составление каталога по темам:

«Животные Московской области»,

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Учимся работать с нашими помощниками.

27

«Разнообразие растительного мира в нашем крае».

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

 

28

«Наши земляки»              

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

29

По страницам детских журналов.  Мини-исследование                                                                

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

30

 Путешествие на книжную полку. Обзор периодических журналов детской библиотеки. Экскурсия в библиотеку.                                                              

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

31

Когда компьютер становится нам другом. Работа с ДЭ

«Кирилла и Мефодия»                                                                                                      

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Учимся кодировать полученную информацию

32

Мимика и жесты                                                                                              

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

33

Звук – символ чего-либо                                                                                

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

34

 графическое кодирование                                                                            

Слушать и понимать речь других людей.

Совместно договариваться о  правилах общения с одноклассниками

Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

2. Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования

3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011.

4. Вырщиков А.Н. и др. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. М.: "Глобус", 2007.

5. Горбова М.А. Патриотическое воспитание средствами краеведения М.: "Глобус", 2007. 

6. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое воспитание школьников. М.: Айрис - пресс, 2005. 

      7. Даринский А.В. Краеведение. М.: "Просвещение", 1987. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...