О возможности внедрения проектного и исследовательского обучения в начальное образование
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Гонорская Татьяна Ивановна

       В период внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.  Кроме проектного обучения, в ряду таких развивающих методов стоит исследовательское обучение.  В данной статье я обращаю внимание на то, что проектная и исследовательская деятельность младших школьников имеет неоспоримые достоинства по сравнению с традиционной, носящей репродуктивный характер. В статье я сопоставила два метода: проект и исследование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.И. Гонорская

О возможности внедрения проектного и исследовательского обучения

в начальное образование

        Исследователи-методисты, опытные учителя сегодня активно ищут новые подходы, внедрение которых в практику начального образования позволит существенно повысить эффективность учебного процесса. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Инновационный поиск приводит педагогов к пониманию того, что школе нужны активные, деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

Активные методы обучения позволяют решать следующие задачи: формирование активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся; развитие общеучебных (исследовательских, рефлексивных, самооценочных) умений и навыков; формирование компетенций, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности; развитие познавательного интереса учащихся; реализация принципа связи обучения с жизнью.

 Одной из таких новаций является метод проектов, который был разработан в начале XX века с целью обеспечения направленности обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. В европейских языках слово «проект» заимствовано из латыни и означает «выброшенный вперед», «выступающий», «бросающийся в глаза». В Новое время это слово  время это слово трактуется как идея, которой субъект может и вправе распоряжаться как своей мыслью.

Первоначально метод имел название метода проблем и связывался с идеями гуманистического направления в образовании, разработанного американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. Заметим, что в 1905 году С.Т.Шацкий пытался использовать проектный метод в образовательном процессе русской школы. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил  широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся.

В последнее время методу проектов снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие различные образовательные системы, заключается в обязательном осознании самими учащимися, для чего именно им нужны новые знания, где и как они будут использовать эти знания в своей жизни.

В период внедрения федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.  Кроме проектного обучения, в ряду таких развивающих методов стоит исследовательское обучение.

Анализ современной литературы по педагогике и педагогической психологии позволил обнаружить: понятия "проектное обучение" и "исследовательское обучение", "метод проектов" и "исследовательские методы обучения" четко не дифференцируются.

Сопоставим понятия; во-первых, обратимся к их общепринятому содержанию. Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Проект – это буквально «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества, показывает путь к его получению.

Исследование в обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. По мнению А.И.Савенкова, принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа, это бескорыстный поиск истины или неизвестного, тогда как проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.

Во-вторых, цель проектной деятельности – реализация проектного замысла, а целью исследовательской деятельности является уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п. Оба вида деятельности (в зависимости от цели) могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним из средств может быть проектирование.

В-третьих, исследование обязательно подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты же могут осуществляться и без исследования (творческие, социальные, информационные).

В-четвертых, проектная и исследовательская деятельности различаются своими этапами. Основными этапами проектной деятельности являются: 1) определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; 2) обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;  3) выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; 4) подготовка и защита презентации; 5) анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования: 1) формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы; 2) постановка цели и конкретных задач исследования; 3) определение объекта и предмета исследования; 4) выбор метода (методики) проведения исследования; описание процесса исследования;  5) обсуждение результатов исследования; 6) формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-пятых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов. Исследование - это бескорыстный поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь зачастую не знает, что принесет ему сделанное в ходе исследований его открытие.

Проектная же деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

В отличие от проектирования, исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками, не должна ограничиваться рамками смелых гипотез. Исследовательская деятельность более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Установлено, что возможность внедрения исследовательского подхода в процесс преподавания русского языка зависит от цели преподавания учебного предмета.

Русский язык как школьный предмет ориентирован на достижение следующих целей.

1. Выработка устойчивых навыков правописания – для ее оптимального достижения используют задания репродуктивного характера, в данной работе  организация исследования весьма ограничена.

2. Развитие устной и письменной речи – достигается системой творческих заданий, которым посвящены уроки развития речи, построенные на принципе не исследования, а художественного творчества.

3. Осмысление языка как системы знаков разных уровней – эта цель допускает возможность разработки особой системы обучения на основе исследовательского подхода к фактам языка, поскольку именно она имеет непосредственное отношение к научному способу познания.

Для достижения этих целей в примерной программе по русскому языку рекомендуется проводить следующие исследования: исследование значения устаревших слов из сказок, былин, исторических произведений. Весьма полезно исследование истории общеупотребительных слов, имен, фамилий.  Кроме того, в рамках внеурочной деятельности рекомендуется организовать кружок «Занимательная топонимика», в рамках которого можно исследовать историю названий улиц, городов и др.

Опыт организации проектной и исследовательской деятельности школьников позволяет нам утверждать, что такая деятельность имеет неоспоримые достоинства по сравнению с традиционной, носящей репродуктивный характер. Среди таких достоинств: высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности; развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий; приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности; межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Кроме того, выполнение учебных проектов и исследований позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, воспитать в условиях реальной действительности граждан открытого общества: деятельных, знающих, инициативных, стремящихся к миру, прогрессу и способных применить в повседневной жизни те знания, которые получили в школе.

Литература

1. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Воронеж, 1998.

2. Зиновьева Т.И. Технология исследовательского обучения как инновация начального языкового образования.- М.: МГПУ, 2010.

3. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя/ Под ред. А.Б. Воронцова.-2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. - М.: «Учебная литература», 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»

Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...

«Возможности современных средств ИКТ при реализации ФГОС начального образования

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики  у учащихся 2 класса...

Внедрение ФГОС – новые условия обучения в начальной школе

В статье раскрываются новые условия обучения в начальной школе...

Возможности организации проектной и исследовательской работы младших школьников по краеведческому направлению

Изучение родного края открывает широкие возможности для самостоятельной деятельности учащихся, для поиска, исследования и даже небольшого открытия.Местный материал очень важен при установлении связи и...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов. Учитель начальных классов : Штоколова А.А.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся начальной школы.Типы проектов....

Информационный проект «Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся начальной школы по курсу окружающего мира в УМК «Начальная школа 21век».

III региональная научно-практическая конференция «Педагогический поиск: теория и практика организации проектной и исследовательской деятельности учащихся»...