Публичный доклад
статья

Прозорова Елена Анатольевна

Искусство воспитания имеет ту особенность …

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iskusstvo_vospitaniya_imeet_tu_osobennost.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Искусство воспитания имеет ту особенность …

Каждые 4 года я набираю новых детей и соответственно работаю с новым коллективом родителей. И с каждым набором замечаю, что дети приходят в школу уже с разными особенностями воспитания, в отличие от предыдущих. Тоже самое можно сказать и про родителей. Школа параллельно с образованием занимается и воспитанием детей, но мы уже скорее корректируем то, что заложили в них родители, потому что в 7 лет ребенок является уже достаточно сформированной личностью. И часто приходиться слышать от родителей «Школа должна заниматься воспитанием детей!». Да, должна, но важным и основным должно оставаться семейное воспитание. И отдав ребенка в школу, родители не должны перекладывать всю ответственность за воспитание его ребенка на школу и учителя. Именно о семейном воспитании я хотела бы сегодня поговорить.

Хочется вспомнить слова Ушинского, которые послужили темой нашего выступления:

Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, и иным даже делом легким, - и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.

К.Д. Ушинский

Вообще воспитание детей в России имеет свои традиции, которые формировались на протяжении довольно длительного времени и уходят своими корнями в историю государства, которая богата на события.

Характерные черты воспитания детей в России, в зависимости от эпохи:

Воспитание детей в Древней Руси. Основу воспитания составляли церковные и народные традиции, обряды, ритуалы. Весь процесс воспитания ребенка – это четкое следование Библии. Семейное воспитание отличалось строгостью, а иногда и жестокостью. Неоспоримым авторитетом являлся отец, его мнение и «слово» было главенствующим. В понимание «получить образование» входило научиться читать, писать и немного считать, иных светских наук тогда еще не знали.

Воспитание детей при Петре I. В период правления Петра 1 происходят значительные изменения в воспитании детей, а особенно в их обучение. Вводится ряд светских наук, овладение которыми затруднял тот факт, что учителей катастрофически не хватало. Поэтому состоятельные дворяне отправляли своих детей учиться за границу, либо «выписывали» заграничных педагогов. В области воспитания так же произошли значительные изменения, детей начали воспитывать на европейский манер. В качестве воспитателей все чаще приглашали немцев или французов, что негативно сказывалось на усвоении народной культуры, терялась русская самобытность. Дети порой с трудом говорили на русском языке.

Воспитание детей в период Екатерины II. В период правления Екатерины II, взгляды на воспитание детей меняются в сторону естественности. Женщины вновь самостоятельно заботятся о своих детях, появляется понятие «ценности детства».

Воспитание детей в СССР. Основой воспитания в СССР является любовь к Родине и народу, истории государства, патриотизм. Все детские учреждения однотипны, что позволяло воспитывать детей в равных условиях, вне зависимости от национальности, все дети были детьми Советского Союза. Такое воспитание формировало у детей: коллективизм, трудолюбие, уважение к старшим, взаимоподдержку и взаимопомощь, ответственность и т. д.

Воспитание детей в современной России. В настоящее время современная система российского образования не однозначна. Это связано с тем, что во много процесс воспитания зависит от уровня дохода семьи и ее социального статуса. Молодые люди заводят семью довольно рано. В связи с чем, им на помощь в воспитании приходят бабушки и дедушки, так как довольно часто мамы и папы еще учатся и только-только сами «встают на ноги». Именно поэтому большинству мам приходится рано отдавать детей в ясли, чтобы вновь выйти на работу и помогать отцу финансово содержать семью. То есть женщина вынуждена и работать, и заниматься воспитанием. Неоднозначным в воспитании является отношение к формированию у детей самостоятельности. С одной стороны, родители хотят, чтобы их дети были самостоятельны и независимы (отпускают одних гулять, отправляют в детские лагеря за тысячи километров от дома и т.д.), но с другой стороны, продолжают опекать их практически всю жизнь (занимаются внуками, помогают в строительстве жилья, обеспечивают материально и т.д.). Задача отца в вопросах воспитания чаще всего сводится к обучению как «постоять за себя» перед обидчиками.

Отношение к воспитанию в семье, как к делу относительно несложному и доступному для всех, сложилось на основе практики воспитания в прошлом, когда в условиях строгости семейных нравов, легко осуществляемого контроля, раннего вовлечения ребенка в производительный труд и относительно простых требований к личности оно не представляло особых трудностей. Сегодня воспитательные задачи семьи и общества усложнились; неизмеримо возросли требования к личности. Перед обществом и семьей встают задачи, решить которые только на основе интуиции, без соответствующей теоретической вооруженности родителей необходимыми психологическими и педагогическими знаниями не представляется возможным.

Из всего вышесказанного и вытекает проблема современного воспитания.

Воспитатели и педагоги отмечают, что родители сегодня совсем перестали заниматься детьми и интересоваться их воспитанием. На что родители возмущенно отвечают, что это совсем не так, ведь мы изучаем всю необходимую информацию по воспитанию, отдали ребенка в спортивную секцию, на танцы, нанимаем на дом логопеда.

В этом и заключается проблема современного воспитания: родители, пытаясь дать ребенку все самое лучшее, не замечают, как перекладывают заботы на чужих людей, в то время как основа личности закладывается в семье. А в этой сфере переложить всю ответственность даже на специалистов нельзя: здесь требуется вложить собственную душу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

публичный доклад

публичный доклад...

Публичный доклад МОУ"Волоколамская начальная общеобразовательная школа №4"

ПУБЛИЧНЫЙ  ДОКЛАД МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОУЧРЕЖДЕНИЯ «Волоколамская начальная общеобразовательнаяшкола № 4»  2010-2011 уч.год...

Публичный доклад

Обеспечение всестороннего развития личности ребенка, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей  и компетенций в соответствии с действующими Федеральными государственными тр...

Публичный доклад руководителя ММО учителей начальных классов Сериковой О.С.

ММО учителей начальных классов в течение учебного года работало по теме «Организация социального партнёрства для стимулирования непрерывного повышения уровня профессиональной компетенции учителей нача...

Публичный доклад руководителя ММО учителей начальной школы Сериковой О.С. за 2013-2014 уч.год

Анализ работы ММО учителей начальных классов школ города №1, №2, №3, №6.ММО учителей начальных классов в течение учебного года работало по теме «Организация социального партнёрства для стимулиров...

Публичный доклад (с презентацией) "Образование и здоровье детей"

В работе представлены основные направления работы с детьми во внеурочной деятельности в рамках фитнес программы на базе фитнес клуба....

Положения о публичном докладе и самообследовании Учреждения

ПОЛОЖЕНИЕо Публичном докладе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Начальная общеобразовательная школа   № 5»и ПОЛОЖЕНИЕ о порядке самообследованияв Муниц...