Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я-исследователь"
рабочая программа

Матвеева Марина Ивановна

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx99.71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №16

Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Я- ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Направление: общеинтеллектуальное

Программа для учащихся 1-4 классов

Срок освоения – 4 года

 Составитель:

Матвеева М.И.,

учитель начальных классов

г. Карпинск 2015 г.

  1. Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Я - исследователь» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №16, в соответствии с требованиями «Санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.4.2.2821-10» (постановление Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010

  • N 189, в редакции изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменение №2 утв.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, далее СанПиН 2.4.2. 2821-10), с

учѐтом


программы


исследовательского


обучения


младших


школьников


автора

А.И.Савенкова


общеинтеллектуального


направления.


(Программы


внеурочной

деятельности. Система Л.В. Занкова/П78 Сост. Е.Н. Петрова. - Самара: Издательство Учебная литература: Издательский дом Федоров, 2011. - 144 с. ISBN 978-5-9507-1413-9 (Издательство Учебная литература). ISBN 978-5-393-00640-2 (Издательский дом Федоров).

Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Ценность        программы        заключается        в        том,        что        учащиеся        получают        возможность

посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.

Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы.

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Целью реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Я-исследователь» является обеспечение выполнения требований ФГОС НОО, создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных

задач:

  • формирование общей культуры, духовно­нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;

  • обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • становление и развитие личности в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;

  • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;

  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);

  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;

  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;

  • формирование представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;

  • развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
  • обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок,

приобретению компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно­технического творчества и проектно­исследовательской деятельности.

Формы реализации курса внеурочной деятельности:

  • по количеству детей, участвующих в занятии: коллективная, групповая;

  • по особенностям коммуникативного взаимодействия: практикум, тренинг, семинар, ролевая и деловая игра;

  • по дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, комбинированные формы занятий.

Средства        и        методы        обучения:        рассказ,        беседа,        иллюстрация,        информационно-

коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребѐнку.

Срок освоения программы курса внеурочной деятельности «Я-исследователь» Срок реализации программы: 4 года

Курс обучения рассчитан на 1 час в неделю. Количество часов на реализацию программы в год: 1 год обучения– 33 часа, 2-4 год обучения – 34 часа. Общее количество часов на 4 года – 135 часов. Программа рассчитана на учащихся 7-11 лет.

Направление программы курса внеурочной деятельности «Я-исследователь» - общеинтеллектуальное.

  1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

«Я-исследователь»

Личностными результатами освоения учащимися программы внеурочной деятельности «Я-исследователь» являются:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

  • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения.

Метапредметные результаты по курсу внеурочной деятельности «Я-исследователь» должны отражать:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений;

  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится:

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • строить понятные для партнѐра высказывания, учитывающие, что партнѐр знает и видит, а что нет;

  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнѐра;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • аргументировать свою позицию и координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

  • результате работы по программе курса учащиеся должны знать:

  • основные этапы организации проектной деятельности (выбор темы, сбор информации, выбор проекта, работа над ним, презентация);

  • понятия цели, объекта и гипотезы исследования;
  • основные источники информации;

  • правила оформления списка использованной литературы;
  • способы познания окружающего мира (наблюдения, эксперименты);

  • источники информации (книга, старшие товарищи и родственники, видео курсы, ресурсы Интернета).

Учащиеся должны уметь:

  • выделять объект исследования;
  • разделять учебно-исследовательскую деятельность на этапы;
  • выдвигать гипотезы и осуществлять их проверку;

  • работать в группе;
  • пользоваться словарями, энциклопедиями  другими учебными пособиями;
  • вести наблюдения окружающего мира;
  • планировать и организовывать исследовательскую деятельность;
  • работать в группе.

Содержание программы «Я-исследователь» связано с многими учебными предметами, в частности математика, литературное чтение, окружающий мир.

3.Содержание программы курса внеурочной деятельности «Я-исследователь»

1 год обучения

Занятия в рамках тренинга развития исследовательских способностей начинаются не с начала учебного года, а только со второй четверти. Дети к этому времени в основном адоптировались к школе и освоили ряд общих учебных навыков (начинают читать, писать, считать и др.).

Самостоятельная исследовательская практика в первом классе не предусмотрена (это возможно только для одарѐнных детей). Правда программой предусматриваются часы на индивидуальную учебно-исследовательскую работу. Она выполняется ребѐнком с высокой долей самостоятельности, но при участии педагога.

Результаты собственной исследовательской работы первоклассник представляет только на мини-конференциях и семинарах, проводимых после различных экспресс-исследований.

Подпрограмма «Тренинг».

Подпрограмма «Исследовательская практика».

Подпрограмма «Мониторинг».

2 год обучения

Во втором классе программа тренинговых занятий делится на две самостоятельные части – два цикла, одна часть реализуется в первой четверти, втора в третьей ( во второй и четвѐртой четвертях делаются перерывы). Каждая из этих частей планируется как относительно автономная и цельная.

Во втором классе все дети (не только одарѐнные), должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребѐнок получает тетрадь «Я -

исследователь», где подробно описан каждый шаг пути проведения собственного исследования, и начинает работу.

Результаты собственной исследовательской работы второклассники впервые будут представлять на специально организованных «конкурсных» защитах исследовательских работ и творческих проектов.

Очень важно учесть, что дети в силу разности темпераментов и характеров, особенностей когнитивного развития и специфики темы будут работать с разной скоростью. Кто-то уже через неделю заявит, что он готов доложить результаты своих изысканий, а кто-то «созреет» лишь к концу учебного года. Этого не следует бояться, надо позволить каждому ребѐнку работать в том темпе, который ему свойственен. При этом надо бороться с попытками представить некачественные, не доведѐнные до конца работы

  • с попытками искусственного затягивания ( что встречается крайне редко). Подпрограмма «Тренинг».

Подпрограмма «Исследовательская практика». Подпрограмма «Мониторинг».

3 год обучения

  • третьем классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти. Вопросы выбора темы, организации и проведения собственных исследований, подготовки работ к защите дети решают легче. Существенно упростит решение этих задач применение рабочей тетради «Я – исследователь».

Коллективную и индивидуальную учебно-исследовательскую работу детей продолжаем чередовать, чтобы каждый ребѐнок приобрѐл разносторонний опыт в проведении учебных исследований и во взаимодействии со сверстниками.

Практику проведения конкурсных защит следует продолжить. Подпрограмма «Тренинг».

Подпрограмма «Исследовательская практика». Подпрограмма «Мониторинг».

4 год обучения

В четвѐртом классе программа тренинговых занятий ограничивается обязательными занятиями в третьей четверти.

Детьми накоплен опыт учебно-исследовательской деятельности, поэтому применение рабочей тетради «Я – исследователь» желательно, но уже не обязательно.

Итоги собственной исследовательской работы учащиеся проводят на «защитах по номинациям».

Подпрограмма «Тренинг».

Подпрограмма «Исследовательская практика».

Подпрограмма «Мониторинг».

Содержание занятий 1 год обучения

Подпрограмма «Тренинг»

Тема «Что такое исследование»

Знакомство с понятием «исследование». Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом «исследование». Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир:

Как и где человек проводит исследования в быту?

Только человек исследует мир или животные тоже умеют это делать?

Что такое научные исследования?

Где и как используют люди результаты научных исследований?

Что такое научное открытие?

Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить

  • другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.) в ходе изучения доступных объектов (солнечный луч, комнатные растения, животные из «живого уголка» и т. п.).

Тема «Наблюдение и наблюдательность»

Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространенные зрительные иллюзии) наблюдения. Выполнить задания на проверку и тренировку наблюдательности.

Тема «Что такое эксперимент»

Самый главный способ получения научной информации. Проведение экспериментов с доступными объектами (вода, свет, бумага и др.).

Тема «Учимся вырабатывать гипотезы»

Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез.

Тема «Знакомство с логикой»

Что такое суждение. Как высказывать суждения. Правильные и ошибочные суждения - практическая работа. Что такое классификация и что значит «классифицировать». Практические задания на классифицирование предметов по разным основаниям. Неправильные классификации - поиск ошибок. Знакомство с понятиями и особенностями их формулирования. Загадки как определения понятий. Практические задания с использованием приемов, сходных с определением понятий. Знакомство с умозаключением. Что такое вывод. Как правильно делать умозаключения - практические задания.

Тема «Как задавать вопросы»

Какими бывают вопросы. Какие слова используются при формулировке вопросов. Как правильно задавать вопросы. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема «Учимся выделять главное и второстепенное»

Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа - выявление логической структуры текста. Практические задания типа - «что сначала, что потом».

Тема «Как делать схемы»

Знакомство с понятиями: схема, чертеж, рисунок, график, формула и т. п. Практические задания по созданию схем объектов. Практическое задание — пиктограммы.

Тема «Как работать с книгой»

Какие книги используют исследователи, какие книги считаются научными. Что такое: справочник, энциклопедия и т. п. С чего лучше начинать читать научные книги. Практическая работа по структурированию текстов.

Тема «Что такое парадоксы»

Что такое парадокс. Какие парадоксы нам известны. Знакомство с самыми знаменитыми и доступными парадоксами. Практическая работа - эксперименты по изучению парадоксальных явлений.

Тема «Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях»

Что такое мысленный эксперимент. Практические задания по проведению мысленных экспериментов. Что такое модель. Рассказать о наиболее известных и доступных экспериментах на моделях. Практическое задание по экспериментированию с моделями (игрушки - как модели людей, техники и др.).

Тема «Как сделать сообщение о результатах исследования»

Чем исследование отличается от проекта. Практическое задание по проектированию

  • представлению итогов. Практическое задание по составлению планов проведения исследовательской работы и разработки проекта. Что такое доклад. Как составлять план своего доклада. Практические задания «Как сделать сообщение». Практические задания на сравнения и метафоры.

Подпрограмма «Исследовательская практика»

Тема «Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения тренировочных занятий подробно представлена в методических рекомендациях к программе.

Тема «Индивидуальная работа по «методике проведения самостоятельных исследований»

Методика проведения самостоятельных исследований для первоклассников подробно описана в методических рекомендациях. Каждый ребенок, получив «Папку исследователя», проводит собственные изыскания.

Тема «Экспресс-исследование»

Перед прогулкой по территории, прилегающей к школе, или экскурсией класс делится на группы по два-три человека. Каждая группа получает задание провести собственное мини-исследование. По итогам этих исследований (желательно сразу в этот же день) проводится мини-конференция. С краткими сообщениями выступают только желающие.

Тема «Семинар по итогам экскурсии»

Мини-семинар по итогам исследования, выполненного на экскурсии, можно провести на следующем после экскурсии занятии, через неделю. Каждому участнику и каждой микрогруппе выделить время на сообщение и ответы на вопросы.

Тема «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любую из описанных или разработать собственную.

Тема «Коллекционирование»

Каждый ребенок выбирает тему для своей коллекции и начинает сбор материала.

Тема «Экспресс – исследование «Какие коллекции собирают люди»

Дети проводят это исследование, пользуясь методами, которые они освоили в ходе тренировочных занятий. Итоги желательно подвести в ходе специального мини-семинара, где у каждого будет возможность сообщить о своих результатах.

Тема «Сообщения о своих коллекциях»

Семинар, на котором дети смогут сообщить о том, какие коллекции ими собраны.

Уточнить собственное исследовательское задание на летние каникулы.

Подпрограмма «Мониторинг»

2 часа отводятся на мини-конференции по итогам экспресс - исследований; 2 часа на мини-конференции по итогам собственных исследований и 2 часа на участие в защите работ учащихся вторых-четвертых классов.

Тема «Мини-конференция по итогам экспресс - исследований»

Дети выступают с короткими сообщениями по итогам собственных изысканий, сделанных в результате экспресс - исследований. Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Мини-конференция по итогам собственных исследований»

Дети выступают с краткими докладами по итогам собственных исследований, проведенных по методикам: «коллекционирование» и «продолжи исследование». Присутствующие задают вопросы и высказывают собственные мнения об услышанном.

Тема «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся вторых-четвертых классов»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам.

На процедуру защиты исследовательских работ и творческих проектов учащихся в среднем уходит около 4 академических часа. Поэтому два последних занятия по объему вдвое превышают обычные.

Содержание занятий 2 год обучения.

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем тренинговых занятий в классе _ 17 часов (из расчета один час в неделю). На домашнюю самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 3 часа.

Занятия в каждой четверти проводятся относительно автономно. Поэтому каждый цикл, имея разные акценты, содержит практически весь комплекс знаний, умений и навыков, отрабатываемых на тренинговых занятиях.

Первый цикл

Тема 1 «Научные исследования и наша жизнь»

Уточнение и корректировка детских представлений об исследовании и исследователях. Коллективное обсуждение вопроса о том, какие науки и какие области исследований им известны. Коллективное обсуждение вопросов о наиболее заинтересовавших детей исследованиях и открытиях, о возможностях применения их результатов. Беседа о самых интересных научных открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными доступными нам методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания - тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, животные, люди и т.п.).

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Сфера применения наблюдения в научных исследованиях. Информация об открытиях, сделанных преимущественно на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, микроскопы и др.). Практические задания на развитие наблюдательности.

Тема 4 «Эксперимент познание в действии»

Что мы знаем об экспериментировании? Как узнавать новое с помощью экспериментов. Планирование и проведение экспериментов с доступными объектами (вода, бумага и др.).

Тема 5 «Гипотезы и провокационные идеи»

Что такое гипотеза и что такое провокационная идея. Чем они похожи и чем отличаются. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Тема 6 «Анализ и синтез»

Что значит проанализировать объект или явление. Что такое синтез. Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения».

Тема 7 «Как давать определения понятиям»

Практическое использование приемов, сходных с определением понятий. Загадки как определения понятий. Составление кроссвордов.

Тема 8 «Планирование и проведение наблюдений и экспериментов» Коллективная беседа «Нужен ли исследователю план работы». Практическая работа

«Планируем и проводим собственные наблюдения». Практическая работа «Планируем и проводим собственные эксперименты».

Второй цикл

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Практические задания на развитие умений наблюдать и экспериментировать. Тема 2 «Основные логические операции»

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Тема 3 «Гипотезы и способы их конструирования»

Беседа на тему «Как рождаются гипотезы». Какими бывают гипотезы. Как подтвердить или опровергнуть гипотезу. Практические задания по теме «Конструирование гипотез».

Тема 4 «Искусство задавать вопросы»

Коллективная беседа о том, какими бывают вопросы. Как правильно задавать вопросы. Как узнавать новое с помощью вопросов. Бывают ли вопросы глупыми. Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Тема 5 «Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное»

Что такое оценка научных идей, кто и как может оценить идею. Знакомство с «матрицей по оценке идей». Практическая работа «Выявление логической структуры текста». Практические задания типа «Что сначала, что потом».

Тема 6 «Ассоциации и аналогии»

Знакомство с понятиями «ассоциация» и «аналогия».

Практические задания на выявление уровня сформированности и развитие ассоциативного мышления. Коллективная беседа «Использование аналогий в науке». Практическое задание на создание аналогий.

Тема 7 «Суждения, умозаключения, выводы»

Знакомство с логикой и правилами делать суждения, умозаключения и выводы. Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Тема 8 «Искусство делать сообщения»

Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму» и т.п.

Тема 9 «Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы» Коллективное обсуждение проблем: «Что такое защита», «Как правильно делать

доклад», «Как отвечать на вопросы». Практические задания «Вопросы и ответы», «Как доказывать идеи».

Самостоятельная исследовательская практика

Общий объем занятий 11 часов, из них 7 часов отведено на индивидуальную работу. Занятия проводятся периодически, в течение учебного года. На самостоятельную работу учащиеся будут затрачивать примерно 16 часов.

Тема 1 «Как выбрать тему собственного исследования»

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я-исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика  проведения  игр-исследований  описана  в  методических  рекомендациях.

Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 5 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем 6 часов. Из них на коллективную работу присутствие на защитах других ребят, на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите» Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об

итогах проведенных исследований.

Содержание занятий 3 год обучения

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем аудиторных занятий в школе 10 часов (из расчета один час в неделю в 3-й четверти). Временные затраты учащихся на домашнюю, самостоятельную работу должны составить примерно 4 часа.

Тема 1 «Наблюдение и экспериментирование»

Беседа о том, что такое наблюдение и экспериментирование. Практические задания по развитию умений наблюдать и экспериментировать.

Тема 2 «Методы исследования»

Совершенствование владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент). Практические задания-использование методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема 3 «Наблюдение и наблюдательность»

Коллективная беседа «Наиболее интересные научные открытия, сделанные методом наблюдения». Работа с приборами, созданными для наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы). Практические задания по развитию наблюдательности.

Тема 4 «Совершенствование техники экспериментирования»

Коллективная беседа «Как спланировать эксперимент». Анализ самых интересных экспериментов, выполненных в нашей группе (классе). Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Тема 5 «Интуиция и создание гипотез»

Знакомство с понятием «интуиция». Примеры интуитивных решений проблем. Как интуиция помогает в исследованиях. Как интуиция помогает вырабатывать гипотезы. Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по созданию и проверке собственных гипотез.

Тема 6 «Правильное мышление и логика»

Практические задания на анализ и синтез. Практические задания «Как делать обобщения». Классифицирование. Определение понятий.

Тема 7 «Искусство делать сообщения» Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Как подготовить текст выступления. Практические задания по структурированию текстов.

Тема 8 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Коллективная беседа «Умные и глупые вопросы». Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него.

Тема 9 «Семинар «Как подготовиться к защите»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий. Структурирование полученной информации. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.

Самостоятельная исследовательская практика

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования»

Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение планов выбора темы собственного исследования. Индивидуальная работа с учащимися (методика и правила выбора темы подробно описаны в методических рекомендациях к программе).

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Каждый ребенок должен иметь рабочую тетрадь «Я-исследователь». В ней последовательно изложено, какие задачи он должен решать.

Тема 3 «Коллективная игра-исследование»

Методика проведения коллективных игр-исследований описана в тексте методических рекомендаций. Предлагается выбрать любой из описанных или разработать собственный сценарий.

Тема 4 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту собственных работ.

Тема 5 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна хранить в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем часов 6. На коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), на индивидуальную подготовку к защите и на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу, отводится по 2 часа.

Тема 1 «Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов учащихся»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Подготовка собственных работ к защите»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Собственная защита исследовательских работ и творческих проектов» Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об

итогах проведенных исследований и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

Содержание занятий 4 год обучения

Тренинг исследовательских способностей

Общий объем занятий 10 часов аудиторных занятий плюс 2 часа на самостоятельную работу.

Тема 1 «Культура мышления»

Практические задания «Как давать определения понятиям». Анализ и синтез. Практические задания «Как правильно высказывать суждения», «Как делать обобщения», «Как классифицировать». Практические задания по структурированию текстов.

Тема 2 «Методы исследования»

Практические задания по совершенствованию владения основными методами исследования (подумать самостоятельно, спросить у другого человека, понаблюдать, провести эксперимент и др.). Практические задания _ тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Тема 3 «Научная теория»

Коллективная беседа «Как гипотеза превращается в теорию». Коллективная беседа о том, что такое научная теория, какими бывают научные теории. Главные особенности описательных теорий. Главные особенности объяснительных теорий. Коллективная беседа «Известные, но недоказанные гипотезы».

Тема 4 «Научное прогнозирование»

Что такое научный прогноз и чем он отличается от предсказания. Какими бывают научные прогнозы. Методы прогнозирования (экстраполяция, построение прогнозных сценариев). Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей. Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

Тема 5 «Совершенствование техники наблюдения и экспериментирования» Коллективная беседа _ как правильно проводить наблюдения и эксперименты.

Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов.

Тема 6 «Искусство задавать вопросы и отвечать на них»

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы. Практические задания по развитию умений слушать вопрос и отвечать на него. Коллективная игра «Вопросы и ответы».

Тема 7 «Ассоциации и аналогии»

Коллективная беседа «Ассоциации и аналогии в научном поиске». Практические задания на выявление уровня развития логического мышления. Практические задания на ассоциативное мышление. Практические задания на создание аналогий.

Тема 8 «Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов» Коллективная беседа «Предположения и результаты наблюдений и экспериментов».

Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения на основе наблюдений.

Тема 9 «Умение выявлять проблемы»

Коллективная беседа «Что означает выражение «уметь видеть проблемы». Практическое задание «Как люди смотрят на мир». Что такое проблемы и как их выявляют. Коллективная беседа «Проектирование и исследование». Цели и задачи исследования.

Тема 10 «Как подготовиться к защите»

Индивидуальная работа над подготовкой к защите собственных исследовательских работ. Анализ полученных материалов. Определение основных понятий.

Структурирование материалов. Подготовка текста доклада. Подготовка к ответам на вопросы. Разработка и выполнение рисунков, чертежей, схем, графиков, макетов, моделей.

Самостоятельная исследовательская практика Общий объем 16 часов аудиторных занятий, из них

13 часов отведено на индивидуальную работу. На самостоятельную работу учащихся предусмотрено примерно 22 часа. Занятия проводятся в течение учебного года.

Тема 1 «Определение проблемы и выбор темы собственного исследования» Коллективное обсуждение проблематики возможных исследований. Обсуждение

планов выбора темы собственного исследования.

Тема 2 «Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований»

Тема 3 «Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований»

Подготовка детских работ к публичной защите. Педагог проводит индивидуальную работу с учащимися, работающими в микрогруппах или индивидуально. Индивидуальное консультирование необходимо потому, что тематика работ очень разнообразна. Кроме того, большая часть ребят склонна сохранять в секрете от других результаты собственных изысканий до момента их завершения.

Тема 4 «Семинар»

Занятие, на котором желающие могут представить результаты собственных изысканий и провести предварительную защиту работ.

Мониторинг исследовательской деятельности

Общий объем 8 часов, из них 4 часа отводятся на коллективную работу (присутствие на защитах других ребят), 2 часа на участие в защите исследования и 2 часа на защиту, где ребенок (микрогруппа) представляет собственную работу.

Тема 1 «Участие в процедурах защит исследовательских работ и творческих проектов учащихся в качестве зрителей»

Участие предполагает заслушивание всех докладов об итогах проведенных исследований и выполненных проектах, вопросы авторам, высказывание собственных суждений.

Тема 2 «Участие в качестве зрителя в защите результатов исследований учеников основной школы»

Планирование собственного выступления. Подготовка текста доклада, схем, графиков, рисунков, чертежей, макетов. Подготовка к ответам на вопросы.

Тема 3 «Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов» Участие предполагает доклад, ответы на вопросы и заслушивание всех докладов об

итогах проведенных исследовании и выполненных проектах, а также вопросы авторам.

4. Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Я-исследователь»

1 год обучения

Тема

Основные виды деятельности

п.п

Тренинг. 12 ч.

1.

Что такое исследование?

Планирование  действий  в  соответствии  с

поставленной задачей и условиями ее реализации, в

том числе во внутреннем плане.

Осуществление

поиска

необходимой

2.

Наблюдение и

информации  для  выполнения  учебных  заданий  с

наблюдательность.

использованием учебной литературы.

Учет

выделенных

учителем

ориентиров

3.

Что такое

действийвновомучебномматериалев

эксперимент.

сотрудничестве с учителем.

4.

Учимся вырабатывать

Владение

основами

смыслового

чтения

гипотезы.

художественныхипознавательныхтекстов,

выделять  существенную  информацию  из  текстов

5.

Знакомство логикой.

разных видов.

Учет   разных   мнений   и   стремление   к

6.

Как задавать вопросы.

координации различных позиций в сотрудничеств.

Выполнение   различных

ролей

в

группе

7.

Учимся выделять главное и

(лидера, исполнителя, критика).

второстепенное.

8.

Как делать схемы.

Планирование  действий  в  соответствии  с

9.

Как работать с книгой.

поставленной задачей и условиями ее реализации, в

том числе во внутреннем плане.

10.

Что такое парадоксы

Анализ

объектов

с

выделением

существенных и несущественных признаков.

Формирование  навыка  решения

творческих

11.

Мыслительные

эксперименты и

задач  и  навыка  поиска,  анализа  и  интерпретации

эксперименты на моделях.

информации.

12.

Как сделать сообщение о

Допуск возможности существования у людей

результатах исследования.

различных   точек   зрения,   в   том   числе   не

совпадающих с его собственной, и ориентировка на

позицию партнера в общении и взаимодействии.

Формулировка

собственного

мнения

и

позиции.

13.

Тренировочное занятие по

Планирование

действия

в  соответствии

с

методике проведения

поставленной задачей и условиями ее реализации, в

самостоятельных

том числе во внутреннем плане.

исследований.

Осуществление

поиска

необходимой

14.

Индивидуальные занятия

информации  для  выполнения  учебных  заданий  с

по методике проведения

использованием учебной литературы.

самостоятельных

Учет

выделенных

учителем

ориентиров

исследований.

действийвновомучебномматериалев

15.

Экспресс- исследование.

сотрудничестве с учителем.

16.

Семинар по итогам

Возможность

существования

у

людей

экскурсии.

различных   точек   зрения,   в   том   числе   не

17.

Коллективная игра –

совпадающих с его собственной, и ориентироваться

исследование.

на позицию партнера в общении и взаимодействии.

18-20

Коллекционирование.

Владение

основами

смыслового

чтения

21-24

Экспресс - исследование

художественныхипознавательныхтекстов,

«Какие коллекции

выделять  существенную  информацию  из  текстов

собирают люди».

разных видов.

25-27

Сообщения о своих

Учет   разных   мнений   и   стремление   к

коллекциях.

координации различных позиций в сотрудничеств.

28-29

Мини  конференция по

Планирование  действия  в  соответствии  с

итогам экспресс –

поставленной задачей и условиями ее реализации, в

исследований.

том числе во внутреннем плане.

30-31

Мини  конференция по

Формулировка

собственного

мнения

и

итогам собственных

позиции.

исследований.

32-33

Участие в защитах

исследовательских работ и

творческих проектов

учащихся вторых –

четвертых классов.

2 год обучения

№\п.п.

Тема

Основные виды деятельности

Тренинг. 17ч.

1.

Научные исследования и наша

Коллективное

обсуждение

вопросов

о

жизнь

наиболее заинтересовавших детей исследованиях

и  открытиях,  о  возможностях  применения  их

2.

Методы исследования

результатов. Беседа о самых интересных научных

3.

Наблюдение и

наблюдательность

открытиях, использующихся в нашей жизни.

Тренировка

в

использовании

методов

4.

Эксперимент – познание в

действии

исследования   в   ходе   изучения   доступных

объектов   (вода,   свет,   комнатные   растения,

5.

Гипотезы и провокационные

идеи

животные, люди и т.п.).

Знакомство  с  приборами,  созданными  для

6.

Анализ и синтез

наблюдения   (телескопы,   микроскопы   и   др.).

7.

Как давать определения

понятиям

Практические

задания

на

развитие

наблюдательности.

Практические

задания

на

8.

Планирование и проведение

анализ и синтез

наблюдений и экспериментов

Практическое

использование

приемов,

Второй цикл

сходных

с  определением  понятий.

Загадки

как

9.

Наблюдение и

определения понятий. Составление кроссвордов.

экспериментирование

Коллективная

беседа

«Нужен

ли

10.

Основные логические

исследователю

план

работы».

Практическая

операции

работа

«Планируем

и

проводим

собственные

11.

Гипотезы и способы их

наблюдения».

конструирования

Практические задания по темам: как давать

12.

Искусство задавать вопросы

определения

понятиям,

проводить

анализ,

13.

Учимся оценивать идеи,

синтезировать,

обобщать,

классифицировать,

выделять главное и

второстепенное

  1. Ассоциации и аналогии

  1. Суждения, умозаключения, выводы

  1. Искусство делать сообщения

  1. Как подготовиться к защите собственной исследовательской работы

Исследовательская практика.11ч

  1. Как выбрать тему собственного исследования

19-20        Индивидуальная работа по

планированию и проведению

самостоятельных

исследований

21-22        Коллективная игра-исследование

23-26        Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

27-28        Семинар

Мониторинг. 6 ч

29-30        Участие в процедурах защит исследовательских работ в качестве зрителей.

31-32        Индивидуальная работа (подготовка к защите результатов собственных исследований)

33-34        Защита собственных исследований


делать умозаключения.

Практические задания по темам: как давать определения понятиям, проводить анализ, синтезировать, обобщать, классифицировать, делать умозаключения.

Практические занятия по тренировке умений задавать вопросы.

Практическая работа «Выявление логической структуры текста».

Практическое задание на создание аналогий.

Практические задания по развитию умений высказывать суждения и делать умозаключения.

Практические задания «Что сначала, что потом», «Составление рассказов по заданному алгоритму».

Коллективное обсуждение задачи выбора темы собственного исследования.

Подготовка детских работ к публичной защите.

3 год обучения

№п\п

Тема

Основные виды деятельности

Тренинг.11ч

1.

Культура мышления

Практические

задания

по    развитию

умений наблюдать и экспериментировать.

2.

Методы исследования

Использование

методов

исследования  в

3.

Научная теория

ходе изучения доступных объектов.

4.

Научное прогнозирование

Работа  с  приборами,   созданными   для

5.

Совершенствование техники

наблюдения

наблюдения (телескопы, бинокли, микроскопы и

др.).    Практические    задания    по    развитию

6.

и экспериментирования

наблюдательности.

7.

Искусство задавать вопросы и

отвечать на них

  1. Ассоциации и аналогии

  1. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

  1. Умение выявлять проблемы

  1. Как подготовиться к защите

Исследовательская практика. 17ч

12-13Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

14-16Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

17-26Индивидуальная консультационная работа по проведению самостоятельных исследований

27-28Семинар

Мониторинг. 6ч.

29-Участие в защитах

30исследовательских работ в качестве зрителей

31-Участие в защите результатов

32исследований учеников основной

школы в качестве зрителя

33-Защита собственных

34исследовательских работ


Анализ самых интересных экспериментов.

Практическое занятие «Проведение экспериментов».

Практические задания на продуцирование гипотез и провокационных идей.

Классифицирование.        Определение

понятий.

Структурирование текстов.

Определение основных понятий.

Структурирование        полученной

информации.        Подготовка        текста        доклада.

Подготовка к ответам на вопросы.

Разработка        и        выполнение        рисунков,

чертежей, схем, графиков, макетов, моделей и т.п.

Планирование действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации,

  • том числе во внутреннем плане. Осуществление поиска необходимой

информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Учет выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Учет        разных        мнений        и        стремление        к

координации различных позиций в сотрудничеств.

4 год обучения

№\п.п

Тема

Основные виды деятельности

Тренинг. 10ч

1.

Культура мышления

Анализ и синтез. Практические задания

«Как правильно высказывать суждения», «Как

2.

Методы исследования

делать  обобщения»,  «Как  классифицировать».

3.

Научная теория

Практические  задания

по  структурированию

4.

Научное прогнозирование

текстов.

5.

Совершенствование техники

наблюдения

Тренировка  в

использовании  методов

экспериментирования

  1. Искусство задавать вопросы и отвечать на них из наблюдений и экспериментов

  1. Умение выявлять проблемы

  1. Ассоциации и аналогии

  1. Как правильно делать выводы из наблюдений и экспериментов

  1. Как подготовиться к защите

Исследовательская практика.17ч

  1. Определение проблемы и выбор темы собственного исследования

12-16        Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований

17-24        Индивидуальная

консультационная работа

по проведению самостоятельных

исследований

25-26        Семинар

Мониторинг.6ч

27-30        Участие в защитах исследовательских работ в качестве зрителей.

31-32        Участие в защите результатов исследований учеников основной школы в качестве зрителя

33-34        Защита собственных исследовательских работ и творческих проектов.


исследования в ходе изучения доступных объектов. Исследования с помощью новейших информационных технологий.

Коллективная  беседа  _  как  правильно

проводить        наблюдения        и        эксперименты.

Практическое занятие _ проведение наблюдений и экспериментов. «Вопросы и ответы»,«Ассоциации и аналогии в научном поиске».

Ассоциативное        мышление.

Практические задания на создание аналогий. Планирование действия в соответствии

  • поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий

  • использованием учебной литературы.

Учет выделенных учителем ориентиров действий в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не

совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Владение основами смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов.

Учет        разных        мнений        и        стремление        к

координации различных позиций в сотрудничеств.

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:

– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

– владеть планированием и постановкой эксперимента

Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:

Должны научиться

Сформированные действия

Обучающиеся должны научиться

В ходе решения системы проектных задач у

 видеть проблемы;

ставить вопросы;

младших школьников могут быть

выдвигать гипотезы;

сформированы следующие способности:

давать определение понятиям;

Рефлексировать (видеть проблему;

классифицировать;

анализировать сделанное – почему

наблюдать;

получилось, почему не получилось, видеть

проводить эксперименты;

трудности, ошибки);

 делать умозаключения и выводы;

  Целеполагать (ставить и удерживать цели);

структурировать материал;

Планировать (составлять план своей

готовитьтекстысобственных

деятельности);

докладов;

Моделировать (представлять способ

объяснять, доказывать и защищать

действия в виде модели-схемы, выделяя все

свои идеи.

существенное и главное);

  Проявлять инициативу при поиске способа

(способов) решения задачи;

Вступать в коммуникацию

(взаимодействовать при решении задачи,

отстаивать свою позицию, принимать или

аргументировано отклонять точки зрения

других).

По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:

  • действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;

  • зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
  • обозначится граница исследования;

  • разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;

  • деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;

  • поведется последовательно исследование;
  • зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
  • проанализируются и обобщатся полученные материалы;
  • подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
  • организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;

  • простимулируется исследовательское творчество детей у 100% с привлечением родителей;

  • обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
  • организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
  • продемонстрируются  результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;

  • включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%;

  • создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации;

  • сформируются представления об исследовательском обучении

  • активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.

Возможные результаты:

  • альбом,

  • газета,
  • гербарий,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • коллекция,

  • костюм,
  • макет,
  • модель,
  • музыкальная подборка,
  • наглядные пособия,
  • паспарту,

  • плакат,
  • план,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,

  • сувенир-поделка,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия

Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и

исследовательских умений

1 год обучения

  • слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;
  • осваивать материал на основе внутреннего плана действий;
  • вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;
  • вести рассказ от начала до конца;
  • творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;

  • работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определѐнной целевой установкой.

2 год обучения

  • наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;
  • пересказывать подробно и выборочно;
  • выделять главную мысль на основе анализа текста;
  • делать выводы из фактов, совокупности фактов;
  • выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части
  • выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;

  • делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.

3 - 4 год обучения

  • переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;
  • отбирать необходимые знания из большого объѐма информации;
  • конструировать знания, положив в основу принцип созидания;
  • систематизировать учебный план;

  • пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;

  • высказывать содержательно свою мысль, идею;
  • формулировать простые выводы на основе двух – трѐх опытов;
  • решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;
  • свободно владеть операционными способами усвоения знаний;
  • переходить свободно от простого, частного к более сложному, общему.

Список литературы

Для учителя:

  1. Григорьев  Д.  В.,  Степанов  П.  В..  Стандарты  второго  поколения:  Внеурочная

деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010.  321с.

  1. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегративной технологии обучения [Текст]: / Гузеев В.В.. Директор школы № 6, 1995г.- 16с.

  1. Зверкова П.К. Развитие познавательной активности учащихся при работе с первоисточниками. [Текст]: / Зверкова П.К. М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 204с.

  1. Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е.,

2010, - 5с.

  1. Кривобок  Е.  В.  Исследовательская  деятельность  младших  школьников  [Текст]:  /

Кривобок Е. В. Волгоград: Учитель, 2008 – 126с.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: /

Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.

  1. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения [Текст]: / Савенков А.И. М.: Академия, 2005- 345с.

  1. Чечель  И.Д.  Метод  проектов  или  попытка  избавить  учителя  от  обязанностей

всезнающего оракула [Текст]: / Чечель И.Д. М.: Директор школы, 1998, № 3-        256с.

  1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе [Текст]: / Чечель И.Д. – М.: Сентябрь, 1998 - 320с.

  1. Полат Е. С.. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева, А. Е. Петров; Под редакцией Е. С. Полат. – М.: Издательский центр «Aкадемия», 1999г. – 224с.

  1. В.Я. Потанина Введение проектной деятельности в начальной школе [Текст]: - В.Я.

Потанина, М.: Академия, 2009 - 12с.

  1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия

  • мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

Для обучающихся:

  1. Рабочая тетрадь. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фѐдоров». 2008

  1. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.

Электронные ресурсы:

1.  Большая    детская    энциклопедия

для    детей.    [Электронный    ресурс]

http://www.mirknig.com/ (09.03.11)

  1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

  1. А.Ликум - Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vse m._5_ (09.03.11)

  1. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

  1. Большая Детская энциклопедия. Русский язык. [Электронный ресурс]http://www.booklinks.ru/ (09.03.11)

  1. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

  1. «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова[Электронный ресурс] http://standart.edu.ru/ (09.03.11)

  1. Проектная деятельность в начальной школе. [Электронный ресурс] http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,24968/Itemid,118 /http://www.nachalka.com/proekty (09.03.11)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Программа кружка «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.Развитие интеллекта – это целенаправленный и ор...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

"Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика»"

Программа  внеклассной работы по математике  для 1 класса c использованием ИТ....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению кружок « Театр Петрушка»

   Рабочая  программа  составлена  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе приме...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...