«Организация обучения учащихся с ОВЗ, имеющих вид программного обучения 7.1 и 7.2, обусловленные ЗПР, интеллектуальной недостаточностью, расстройствами поведения и речи в условиях интегрированного образования».
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Горелова Варвара Ивановна

Методический материал подготовлен и дан в помощь классным руководителям, в чьих классах обучаются дети со ОВЗ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое школьное объединение

 «Организация обучения учащихся с ОВЗ, имеющих вид программного обучения 7.1 и 7.2, обусловленные ЗПР, интеллектуальной недостаточностью, расстройствами поведения и речи в условиях интегрированного образования».

  Современные приоритеты  образования и общества сейчас направлены на то, чтобы ребёнок с ОВЗ, имеющий любое отклонение в развитии, не чувствовал какое – либо отличие от детей с нормой развития.

  С появлением детей данной категории в начальных классах, перед учителями встала цель – подготовить  учеников со статусом ОВЗ к дальнейшему успешному обучению, сформировать у них определённые способности,  которые  в будущем будут применены при производительном и общественно полезном труде, достаточно качественно будут применены все обретённые ими способности  в самостоятельной жизни.

    Чтобы продолжить дальнейшее представление  темы, необходимо вспомнить, что такое ИНТЕГРАЦИЯ в педагогическом процессе.

   Это одна из сторон процесса развития, связанная с объединением в одно целое ранее разрозненных частей.

   И другое представление  интегрированного обучения  –  это обучение и воспитание детей с проблемами в развитии в учреждениях общей системы образования в едином потоке,  с нормально развивающимися детьми.

   Конечная цель интегрированного обучения детей с нарушениями в психофизическом  и умственном развитии – это выпустить граждан, имеющих определённые недостатки, но способные  войти в общество как полноправные граждане, способные к самостоятельной жизни, взаимоотношениям с окружающими людьми и продуктивной деятельности. 

   Принято считать, что интегрированное (совместное) обучение выступает как наиболее эффективное средство достижения конечной цели, но только в том случае, если в массовых образовательных учреждениях созданы условия, позволяющие получить качественное образование,  получить коррекционную помощь, трудовую и социальную подготовку.

    В данный момент вопрос интегрированного обучения широко обсуждается, ведутся споры, так как интеграция имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны,  дети с особыми образовательными   потребностями не изолированы от общества, но, с другой стороны, в массовых школах возможности коррекционного обучения ограничены.

Поэтому, интегрированное обучение эта актуальная проблема во всех образовательных учреждениях и учителя в соответствии с ФГО стандартами  обязаны владеть требуемыми знаниями,  иметь чёткое представление о том, какие дети будут учиться  в классе, на что и кого опираться учителю в работе.

Итак, в  Вашем классе ребёнок с проблемами в обучении.

Ваши действия?

     Главная задача педагога РАЗДЕЛИТЬ КЛАСС НА статусы:

  • Норма полная без статуса
  • Статус «ОВЗ» определённой категории: диабет, онкология, астма, порок сердца, энурез, язва и др., но с сохранным интеллектом;
  • Статус «ОВЗ» с сохранным интеллектом:
  • Глухие, позднооглохшие;
  • Слабослышащие;
  • Нарушение опорно-двигательного аппарата;
  • Аутистический спектр;
  • Слепые, поздноослепшие;
  • Слабовидящие;
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности;
  • Тяжелые нарушения речи (ТНР)
  • Статус «ОВЗ» с ЗПР (задержка психо/физического развития), но с относительно сохранным интеллектом, имеющих социально – педагогическую запущенность;
  • Статус «ОВЗ» с  ЗПР с неосложнённой умственной отсталостью
  • Статус «ОВЗ» с СДВГ (Синдром дефицита внимания и гиперактивности), осложнённый ЗПР или неосложнённой умственной отсталостью.

Эти же самые дети могут иметь первичные и вторичные дефекты.

    О каком же объёме знаний учителя идёт речь?

Учитель должен овладеть объем знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии, владеть соответствующими педагогическими технологиями, использовать в работе специальную литературу, посещать специальные семинары по работе с детьми с проблемами в психофизическом развитии, повышать свою квалификацию (методическое сотрудничество со школами 7 и 8 вида обучения). Повышать свою квалификацию в области коррекционного обучения и воспитания, чтобы в работе была продуктивность.

    Учителя должны строго понимать специфику состояния детей с ЗПР, интеллектуальной недостаточностью, с расстройствами поведения и речи и сосредоточить своё внимание на строгом соблюдении в общеобразовательной школе гигиенических нормативов, направленных на охрану и укрепление здоровья данных детей (охранительный и здоровье/сберегающий режим).

      Со стороны педагогов и узких специалистов должна проводиться огромная просветительская работа среди родителей по вопросу комфортности обучения  детей с интеллектуальной недостаточностью.

     Самим учителям широко изучать тему по интегрированному обучению, т.к. ещё не все педагоги чётко и ясно себе представляют, что это такое – обучение и воспитание детей с ОВЗ.

     На данном этапе внедрения интегрированного обучение в общеобразовательные школы,  учителя должны создавать комфорт и положительный  микроклимат в детском коллективе для всех категорий и статусов детей, чтобы все дети получали, лишь, положительные эмоции и имели положительные мотивации по отношению к учёбе.

    Но пока этот проблемный вопрос обсуждается, решается, наша работа началась, теперь каждый  учитель начального звена должен  знать,  что  в условиях интегрированного обучения детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, расстройствами поведения и речи в его рабочую деятельность входит:

  1. Диагностика:

-  уровня развития ребенка на основе изучения заключения ПМПК, характеристики из предшествующего ОУ, детских работ, бесед с родителями, наблюдений за ребенком, диагностики уровня знаний по предметам и ориентировки в окружающем мире, особенностей общения со сверстниками и взрослыми; по возможности, проведение предварительной коррекционной работы;

- изучение сопроводительных документов от узких педагогических специалистов и медиков;

  - учитель должен быть знаком с учебными планами коррекционно - развивающей школы VII вида и специальной (коррекционной) школы VIII вида, учебным  планом общеобразовательной школы (опираясь  на их содержание, педагог составляет   календарно-тематическое планирование).

В рабочую деятельность входит:

    2.   Составление на основе диагностических данных индивидуального образовательного маршрута ребенка:

- индивидуальная траектория образования в календарно-тематическом, поурочном планировании;

- планирование индивидуальных и групповых коррекционных занятий с педагогом (составляется с перспективой не более чем на 1 месяц).

    3.  Отслеживание динамики развития ребенка:

- регулярное изучение учащихся с целью выявления индивидуальных особенностей и определения направления коррекционно-развивающей работы;

- фиксация динамики развития обучающихся с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью в диагностических документах (дневник наблюдения, характеристика), плане коррекционных занятий, с учётом усвоения учащимися образовательных программ.

    4.  Взаимодействие со специалистами и родителями:

- изучение характеристики по вопросу усвоения программ во время нахождения в МДОУ или др. ОУ;

- изучение педагогом класса, специалистами условий семейного воспитания детей с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, как результат, выработка конкретных рекомендаций для родителей;

- знакомство специалистов с данными обследования и планом работы педагога, а педагога – с результатами диагностики и планами специалистов;

- предоставление родителям учащихся с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью в индивидуальном порядке данных о результатах диагностики, планах работы, динамике развития их детей с конкретными рекомендациями, как со стороны учителя, так и специалистов;

- проведение психолого-медико-педагогических консилиумов, педсоветов, семинаров по вопросам диагностики, коррекционного обучения, социальной адаптации учащихся с ЗПР и  интеллектуальной недостаточностью, работе с их родителями;

- участие имеющихся узких специалистов образовательного учреждения (дефектологов, логопедов, психологов, социальных педагогов, врачей) в работе методических объединений учителей, проведении родительских собраний;

- ведение педагогической документации, обеспечивающей взаимосвязь в работе специалистов (тетради взаимосвязи логопеда, психолога, дефектолога с педагогом, дневник наблюдений за учащимся, написание характеристик);

- работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям;

     5.  Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка:

- предупреждение психофизических перегрузок и эмоциональных срывов;

- профилактика детского травматизма через организацию физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, минуток отдыха  на уроках;

- проведение занятий на свежем воздухе и др.;

- создание климата психологического комфорта;

- обеспечение успешной учебной деятельности при использовании фронтальной и индивидуальной форм;

    6. Реализация коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса через проведение уроков, индивидуальных и групповых коррекционных занятий, классных часов, праздников, экскурсий и т.п.

Каждая из названных форм имеет свою структуру, методику проведения, целевые установки.

    7. Сотрудничество с  другими педагогами, обучающих этих детей.

    8. Подготовка сопроводительных документов классным руководителем на обучающихся с ОВЗ для будущего классного руководителя:

- Весь пакет уже имеющихся документов.

- Предоставление  устной  характеристики  на каждого обучающегося с ОВЗ, с целью  быстрого адаптирования его  в среднем звене в начале учебного года.

     9. Сотрудничество со школьным консилиумом, с узкими специалистами.

     10. Систематические консультации для родителей.

  Успешность и результативность любого обучения основывается на дидактических принципах специального и общего образования. Так и интегрированное  обучение опирается на принципы:

воспитания и развития;

- в интегрированном обучении важна систематичность и последовательность;  

- научность и в то же время доступность;

- строго соблюдается принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся

 Так, например, есть учащиеся, которые могут пересказать текст, а  другому ученику при пересказе поможет только опора на серию соответствующих картинок. Другие дети более продуктивно могут работать, отвечая на вопросы, которые задает учитель. Естественно, что с учениками этих групп следует по-разному организовывать работу, опираясь на сохранные психические функции, которые, воздействуя на недостатки, обусловливают их компенсацию;

- самый важный принцип при обучении и воспитании  детей с ОВЗ -  это тесня связь обучения и воспитания   с реальной жизнью.  

Учитель моделирует  и воспроизводит ситуации, которые  трудны  для ученика, но обязательно  могут возникнуть в обыденной жизни. Поэтому, необходимо создавать и моделировать для  детей всевозможные ситуации, конфликты  и учить ориентировать на их конструктивное разрешение;

- принцип  коррекции  заключается  в  исправлении  недостатков  интеллектуального и психофизического развития у  учащихся путем  использования специальных методических приемов;

   Учитывая, что дети с ЗПР и недостатками интеллекта имеют конкретно-образное мышление, имеют очень ограниченный круг представлений о предметах и явлениях окружающего мира, уместен принцип наглядности;

- принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения.

Учитель отбирает материал с учетом его доступности и практической значимости, что поможет совершенствовать речь детей.

     При изучении материала учитель располагает его так,  что усвоение сложных связей элементов, раскладывается  на элементы и поэтапное изучение.

    Учитель должен чётко знать, какие знания, представления и действия по теме имеет ученик. После чего выстраивает работу следующим образом:  определяет подготовительный этап, в течение которого устраняются некоторые недостатки речи, познавательной и вычислительной деятельности детей, актуализируется и организуется имеющийся у детей опыт и коррегируются  недостатки прошлого опыта.

     Таким образом, учитель готовит учащихся к усвоению последующих разделов программы, учитывая, что темп прохождения учебного материала, у каждого ученика индивидуален и соответствует развитию психических процессов.

- принцип  прочности  усвоения  знаний и учебных действий, который  отражается  в результатах  обучения.  

Прочность  достигается  специальной педагогической работой, направленной  на  углубление  и  закрепление  знаний, выработку учебных действий.  

Таким  средством  является  - повторение.

Это обязательный принцип, который строится на многократном закреплении изученного материала при помощи разнообразных упражнений;

постепенное включение самостоятельности учащихся при выполнении заданий.

   Результативность усвоения материала такими детьми реализуется благодаря использованию различных приемов обучения.

Различные приёмы помогают, как говорится, самому ребёнку «открыть глаза»  на то, что ребёнок про это уже слышал, что – то знал, а теперь сам может расширить знания, у него появляется мотивация к последующим познаниям, самостоятельному применению их на практике, формируется  самоконтроль за своими процессами деятельности.

   В работе ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывается  характерная особенность детей с ЗПР, с недостатками интеллекта, нарушением поведения -  это быстрое снижение познавательных интересов и мотивационной стороны речи.

   Для них требуется использование общих и определённых коррекционных приемов и видов работы, которые постоянно поддерживают активность детей:

  • наглядные опоры
  • практическая и игровая деятельность
  •  «сравнение и сопоставление»
  • « объяснение и доказательство»
  •  « анализ и синтез»
  •  « классификация и аналогия»

Для обеспечения переноса полученных знаний из одних условий в другие, для выработки навыка самоконтроля применяются упражнения типа:

  • «Проверяем себя»
  • «Сигнализация»
  • «Маленький учитель»
  • Элементы программированного обучения и др.

     Но зачастую бывает такое, что, даже,  в условиях интегрированного обучения, при  добром отношении со стороны сверстников и педагогов, дети не могут освоить программный материал, нет ожидаемой динамики в развитии, идёт  дистабилизация эмоционального состояния.

Тогда учащиеся в установленном порядке направляются на ПМПК для решения вопроса о форме дальнейшего обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция по теме: «Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования»

laquo;Нас трое: ты, я и болезнь. Если ты объединишься с болезнью, то я ничего не смогу сделать для тебя. Если же объединимся ты и я, то вместе мы победим болезнь».    ...

Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования.

Данное сообщение подготовлено для выступления на МО учителей начальных классов....

Выступление за заседании ШМО на тему «Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования»

quot;Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования"...

Рабочая программа «Профилактика нарушений письменной речи у учащихся первого класса, имеющих трудности в обучении»

Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования. В данной программе представлено тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий с обуч...

Статья"Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования"

Человек  должен  жить   среди  людей,   и   ребёнок  с  ОВЗ  –  прежде  всего, человек. Его реальные психологические пр...

Организация обучения учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования.

Как организовать обучение учащихся с ОВЗ в условиях интегрированного образования?...