ПК 4.4
материал

Онегина Елена Евгеньевна

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Виды мотивов

В классификации Л.И. Божович выделяет два основных типа учебных мотивов, имеющих разное происхождение и предметное содержание. Это:

1. познавательные, «порождаемые преимущественно самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения».

2. социальные, «порождаемые всей системой отношений, существующих между ребенком и окружающей его действительностью», лежат как бы за пределами учебного процесса.

А.К. Маркова отмечает, что сущность личности школьника и ее направленность определяет не само по себе наличие социальных или познавательных мотивов, а их качество. И выделяет две группы психологических характеристик этих мотивов:

1. содержательные характеристики прямо связаны с содержанием осуществляемой школьником учебной деятельности.

2. динамические характеристики связаны с психофизиологическими особенностями ребенка.

В классификации П.Я. Гальперина выделяются: «деловой мотив», «состязательный» мотив, познавательный интерес.

«Состязательная» мотивация - когда ученик старается учиться не хуже других или, лучше всех. Такому ученику часто все равно, что и как учить: зубрить, или пытаться понять суть - он одинаково старательно делает все, что от него требуют. Таким образом, состязательная мотивация может мобилизовать волевые усилия ученика, требовать от него преодоления трудностей и препятствий на пути к успешному выполнению учебных заданий и, безусловно, активизирует учебную деятельность. Однако, как и деловая мотивация, этот тип связан с учебной деятельностью не внутренне, а только внешне. Ученика интересует не понимание значения и смысла изучаемого материала, а его место среди сверстников. Со временем, по мере проникновения в глубокую суть изучаемого материала по основам разных наук, этот мотив может смениться на другой - интерес к самому процессу познания.

Познавательный интерес - это эмоционально окрашенное интеллектуальное отношение субъекта познавательной деятельности к объекту познания, проявляющееся как его мыслительная активность по теоретическому проникновению в сущность познаваемого с целью достижения полноты ориентировки в нем.

Виды мотивации

Внутренняя и внешняя

Внешняя основана на воздействии факторов окружающей среды: разного рода обстоятельств, условий, не имеющих отношения к конкретным видам деятельности. Часто к действиям людей побуждает чей-то успех или достигнутая в жизни цель.

Внутренняя всегда мотивирует личность сильнее, чем внешняя.

Внутренняя мотивация начинает «расти», если человек становится более уверенным в себе.

Положительная и отрицательная

Выделяют ряд принципов, на основе которых положительная мотивация имеет больший эффект:

Результат труда будет выше, если исполнитель чувствует свою значимость и вклад в какое-то дело.

Положительная мотивация сильнее отрицательной. Соответственно, похвала или материальная награда труда не должна заставлять себя ждать. Чем быстрее человек получает ожидаемое, тем выше его мотивация на дальнейшие действия в жизни.

Лучше, если люди будут в процессе работы получать награду или похвалу, а не только по достижении цели. Это объясняется тем, что объемная работа выполняется медленнее, цель труднодостижима.

Индивид должен быть уверен в достижении успеха.

Отрицательная мотивация труда обычно связана с наказанием за что-либо. Зачастую бывает, что при продолжительной отрицательной мотивации индивид теряет всякий интерес к выполнению действий.

Устойчивая и неустойчивая

В основе устойчивого мотивирования лежат обыденные потребности людей. К ним относятся жажда, голод, сон, общение, получение знаний и навыков. Индивид выполняет осознанные действия без особого труда для их достижения.

Неустойчивая же мотивация значительно слабее, есть необходимость в ее подкреплении с помощью внешних мотивов.

Стимулы:

Самоутверждение

Это вполне естественное желание людей быть признанными своим окружением. В основе лежит чувство собственного достоинства. Человек доказывает обществу свою значимость, уникальность. Это один из самых важных мотивов в деятельности людей, обеспечивающих личностное развитие.

Идентификация

Это желание человека быть похожим на кумира. В роли кумира может быть и кто-то из его окружения, и известная личность, и выдуманный герой.

Власть

Это потребность влиять на действия людей. Желание выполнять главную роль в деятельности коллектива, контролировать работу других, указывать, что делать.

Саморазвитие

Желание человека самосовершенствоваться. Развивать знания, умения, навыки.

Достижения

Большинство людей желает добиться лучших результатов своего труда, успеха в определенной сфере. Чаще это осознанный выбор личности наиболее сложных жизненных задач. Данный стимул – ведущий фактор для достижения признаний в определенной сфере труда. Достижение цели зависит не только от врожденных способностей человека, но и от его желания работать над собой, мотивировать себя на работу.

Просоциальный мотив

Важная мотивация для любой личности. В ее основе лежит чувство долга в отношении общества, ответственность. Люди, мотивируемые подобным образом, уверенные в себе, им присущи следующие качества: ответственность, серьезность, чувство совести, толерантное отношение к окружению, стремление достичь конкретных целей.

Аффилиация

Иными словами – присоединение. Мотивация базируется на желаниях людей устанавливать новые контакты, поддерживать дружелюбные отношения с другими представителями общества.



Предварительный просмотр:

Значение невербальной коммуникации в моей профессиональной деятельности

Для того, чтобы узнать какого значение невербальной коммуникации на мою профессиональную деятельность, нужно знать, что представляет из себя невербальная коммуникация.

Невербальная коммуникация – это обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретация. Невербальная коммуникация позволяет понимать жесты, мимику, позы, эмоции, внутреннее состояние человека в общении с другими людьми. С помощью данного вида коммуникации возможно получить больше информации, чем через общение с помощью слов. Человек воспроизводит свою мимику, свои жесты при общении неосознанно, что помогает определить также качество информации.

В своей профессиональной деятельности я должна буду встречаться и знакомиться со многими людьми, будто бы учащиеся, родители учащихся, коллеги или вышестоящее руководство. И для того, чтобы установить контакт с человеком нужно уметь понимать его. В этом и может помочь невербальная коммуникация. Я считаю, что иногда не всегда важно слушать, что человек говорит, нужно видеть, как он это говорит и что при этом использует. Если взрослый человек может скрыть свои движения и эмоции, то ребенок нет, что может помочь мне определить значимость его слов при столкновении мнении в какой-либо ситуации.

Перед выступлением на мастер-классах, на уроках, на более важных мероприятиях невербальная коммуникация играет большую роль. Иногда, для меня важна невербальная коммуникация при общении с самой собой. Я начинаю проигрывать свои дальнейшие шаги, слова, какие эмоции у меня при этом будут, как должны буду себя чувствовать люди при общении со мной: все это планируется заранее.  Такой способ позволяет мне понять, что следует говорить, а что нет, как об этом сообщать. Если идет урок, я должна понимать, как учащимся эмоционально правильно преподнести информацию, чтобы она у них закрепилась. Опять же вернемся к тому, что учащиеся запомнят больше мои движения, а уже по ним вспомнят то, о чем я говорила. На родительских собраниях, я должна уметь контролировать свои телодвижения, чтобы показать родителям свое положение и отношение к деятельности.

Таким образом, невербальная коммуникация в моей профессиональной деятельности занимает важную роль и, так как я понимаю ее важность в профессиональной деятельности, то и дальше планирую продолжать работать над собой в данном направлении.



Предварительный просмотр:

Принципы и специфика образовательного процесса

Принципы образовательного процесса

Под принципами образовательного процесса в педагогике понимают систему исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющую содержание, методы и формы педагогического процесса и обеспечивающую его успешность (Г. М. Коджаспирова).

Принципы образовательного процесса классифицируются по различным основаниям. В общей педагогике предлагаются классификации на основе дифференциации принципов целостного педагогического процесса и процессов, его составляющих (принципы воспитания и принципы обучения).

В некоторых учебных пособиях по педагогике принципы педагогического процесса делятся на группы в соответствии с их соотнесенностью с компонентами образовательного процесса как системы: принципы целеполагания, отбора и структурирования содержания, отбора методов и средств педагогического воздействия и т.д.

Выбор педагогом той или иной классификации принципов образовательного процесса определяется задачами педагогической деятельности, которые являются приоритетными.

В современных условиях развития общества и образования, характеризующихся обращением к человеку, его ценностью и правом на самореализацию, приоритетное место в системе принципов образовательного процесса принадлежит принципу гуманизации всех его составляющих: взаимодействия его субъектов, целей и содержания, средств и методов. Сущность данного принципа состоит в «очеловечивании» отношений субъектов образовательного процесса, в приоритетах общечеловеческих ценностей над идеологическими, индивидуальными и пр.

Практическое осуществление принципа гуманизации в образовательном процессе невозможно без учета потенциальных возможностей ребенка и веры в его успешность. Использование педагогической поддержки и сопровождения как механизмов воспитания позволяет создать условия для вхождения детей в окружающий мир, моделирования ситуаций успеха и продвижения в развитии; проявить уважительное отношение к желаниям и стремлениям воспитанников. Гуманизации отношений педагога и ребенка способствуют доброжелательное и открытое общение, предоставление ребенку возможности почувствовать себя субъектом отношений и деятельности.

Природосообразность в воспитании и обучении была определена как важнейшее требование к взаимодействию педагога и ребенка еще в трудах Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского. В современной педагогике под этим принципом понимают требование учета в образовательном процессе природы ребенка, его состояния здоровья, физиологического, психического и социального развития. Именно эти проявления, по мнению последователей концепции природосообразного обучения и воспитания человека, должны составить основание для конструирования и осуществления взаимодействия педагога и детей.

Принцип субъектности и активности участников образовательного процесса, означает требование к такому построению педагогического процесса, взаимодействию его субъектов, при котором ребенок получает возможность освоения и проявления в отношениях с окружающими людьми и в разных видах деятельности собственного «Я», личной инициативы и ответственности за действия и поступки, собственной позиции.

Принцип культуросообразности образовательного процесса. Данный принцип отражает связь всех компонентов образовательного процесса с культурой того общества, в котором этот процесс организуется и осуществляется.

Принцип научности. Речь идет о необходимости научной обоснованности применяемых в образовательном процессе педагогических средств, методов, их целесообразном сочетании и методике использования.

В контексте целостного педагогического процесса В. А. Сластенин и его последователи выделяют две группы принципов: организации педагогического процесса и руководства деятельностью воспитанников.

К первой группе относятся:

– принцип гуманистической направленности педагогического процесса (необходимость сочетания целей общества и личности);

– принцип связи педагогического процесса с жизнью и производственной практикой (соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами);

– принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу;

– принцип научности (приведение содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией);

– принцип ориентированности на единство знаний и умений, сознания и поведения (убежденность учащихся в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладение умениями и навыками социально ценного поведения);

– принцип обучения и воспитания детей в коллективе (оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса);

– принцип преемственности, последовательности и систематичности (закрепление ранее усвоенных знаний, умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование);

– принцип наглядности;

– принцип эстетизации всей детской жизни (развитие у воспитанников высокого художественно-эстетический вкуса).

Ко второй группе относятся:

– принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

– принцип сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе;

– принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

– принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности;

– принцип согласованности требований школы, семьи и общественности;

– принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий (воздействие не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом);

– принцип доступности и посильности;

– принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;

– принцип прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Специфика образовательного процесса

Первая особенность

Ребёнок есть деятельное существо, имеющее свои ещё не развитые и не проявленные силы и духовную безграничность. Он передаётся человеку, людям, ставшим уже взрослыми, умными, образованными, ставшим учителями и воспитателями и берущим на себя ответственность по завершению сотворения человека. Поэтому образовательный процесс должен охватить Ребёнка полностью, со всей его природой, принимать его следует таким, какой он есть, и творить в нём развитого, свободного и образованного человека. Оптимистическая, жизнеутверждающая и жизнерадостная сила образовательного процесса заключена во внутренней преемственности созидательных духовно-природных сил в Ребёнке.

Вторая особенность

Ребёнок есть целостное явление, и в нём развивается целостная личность. Целостность Ребёнка проявляется и утверждается в жизни и жизнью. Ребёнок не существует без личной жизни; она вбирает в себя всю совокупность окружающих его явлений в виде переживаний, впечатлений, стремлений. Жизнь влечёт Ребёнка в его будущее, и он стремится войти в неё со своей взрослостью и свободой, долгом и заботами, в качестве равноправного члена общества. Ребёнок может найти жизненный смысл только в том образовательном процессе, который предоставляет ему такую же стремительную жизнь. Исходя из сказанного, в силу целостности личности Ребёнка, образовательный процесс тоже должен быть целостным, а условием этого является развивающаяся в многообразных формах жизнь Ребёнка, жизнь детей.

Третья особенность

В жизни Ребёнка можно различить два её уровня: первый уровень есть спонтанная жизнь, то есть жизнь, проявляющаяся без педагогического вмешательства; второй уровень есть педагогизированная жизнь. Образовательный процесс составляет второй уровень жизни Ребёнка. Этот уровень жизни, как высший, должен вбирать в себя и первый уровень — спонтанную, самобытную жизнь Ребёнка и детей. Образовательный процесс — второй уровень жизни детей — принимает всю гамму их спонтанного, самобытного уровня жизни, обогащает и стимулирует её своими ферментами, мотивационными источниками и тем самым возвышает планку первого уровня жизни до второго. Урок является ведущей формой жизни детей и единицей непрерывного образовательного процесса, он есть не основная форма процесса обучения, как принято в традиционной педагогике и практике, а аккумулятор жизни Ребёнка. Урок лишается своего традиционного построения и нацеленности на обучение и преобразуется в неформальный, взаимоустремлённый конкретный процесс общения, процесс сотрудничества, в ходе которого решаются цели и задачи образования.

Четвёртая особенность

Мир есть венец сотрудничества. Сотрудничество должно быть добровольным. От сердца к сердцу — таков закон сотрудничества. Это значит: объединение целей и устремлений, сил и знаний; согласованность и взаимопонимание; взаимность и сорадость в успехе; взаимоуважение и взаимоутверждение. Подлинное сотрудничество появляется не в силу простого согласия осуществлять коллективно какой-либо проект; оно появляется вместе с радостью, с чувством совместимости, с желанием быть вместе, трудиться вместе, без всяких мыслей о награде и наказании. Обычно у маленьких детей есть тяготение к тому, чтобы находиться вместе и вместе что-то делать. Основы сотрудничества — это радость совместного бытия, совместного труда, совместной жизни. Стремление к сотрудничеству с людьми есть прирождённая черта Ребёнка, оно заложено как в его движущих силах, так и в индивидуальной направленности. В силу сказанного сотруднические взаимоотношения учителя с детьми должны стать естественным качеством гуманного образовательного процесса. Учитель закрепляет добрые взаимоотношения между детьми путём воспитания в них сотрудничества. Учитель и дети берегут ценность сотрудничества как в общении между собой, так и в раскрытии пространственных представлений; каждый бережёт его в мире своей духовной жизни. Сотруднические взаимоотношения развиваются в Ребёнке как качество его личности. Сотрудничество имеет ценность нравственную и ценность познавательную. Ребёнок в школе ведёт деятельность, которая поднимает его выше самого себя в духовном, нравственном и познавательном плане, и только сотрудничество делает возможным, чтобы воспитание опережало обучение, а обучение опережало развитие. Осуществление сотрудничества в образовательном процессе зависит от личностных качеств учителя. Учитель сам устремлён к сотрудничеству с людьми в своей каждодневной жизни, пробуждает дух сотрудничества в каждом ребёнке, насаждает этот дух в многогранной жизни детей.

Пятая особенность

Личность Ребёнка не станет полноценной без такого мощного качества познавательной активности, без такой глобальной способности, какой является оценочная деятельность. Оценочная деятельность осуществляется на базе аналитического сопоставления результата познания с образцом, эталоном этого результата. В образовательном процессе ведётся целенаправленное развитие и выращивание в Ребёнке способности к оценочной и самооценочной деятельности: принятие или творение эталонов, образцов, присвоение способов оценочных сопоставлений, оценочных, самооценочных суждений, контроля и самоконтроля и т. д.

Учительская оценочная деятельность, со своей стороны, утверждает в Ребёнке успех и предотвращает от неудачи. Всё это в образовательном процессе рождает содержательные оценки и упраздняет всякие формальные отметки и награды: цифровые, словесные или знаковые, материализованные или материальные. Из класса в класс дети переходят на основе характеристик учителей.

Шестая особенность

Вдохновителем образовательного процесса в Школе Жизни является Учитель. Гуманно-личностный подход к детям осуществляется учителем, который придерживается его основных идей и принципов и стремится к их творческому осуществлению. Учитель Школы следует "заповедям":

* Верить в безграничность ребёнка.

* Верить в свои Педагогические Способности.

* Верить в силу Гуманной педагогики.

Вера есть предчувствие знания. Она, как двигатель, напрягает энергию и тем усиливает работоспособность. Вера позволит учителю проникнуть в духовный мир детей, постичь безграничность каждого ребёнка, найти верные пути воздействия. Учителю нужно согласиться с целостной природой Ребёнка, с его основными природными страстями и искать пути провоцирования и удовлетворения этих страстей в образовательном процессе, в каждом моменте общения с Ребёнком. Учителю надо понять исключительную важность духовного развития детей, стремиться к обогащению духовной жизни каждого Ребёнка.

Вера учителя в безграничность Ребёнка находит своё воплощение через постижение им объективной закономерности, заключающейся в том, что становление человека зависит от качества очеловеченности среды. Это значит: о силе природы Ребёнка надо судить по тому, какой действительностью он окружён, кто его воспитатели и учителя, которые организуют для него педагогический процесс и живут в окружающем его мире. Очеловечивание среды вокруг каждого Ребёнка, гуманизация социума и самого образовательного процесса есть высшая забота учителя.

Учитель творит педагогический процесс и переустраивает окружающий мир так, чтобы в них Ребёнок:

* познавал и усваивал истинно человеческое;

* познавал себя как Человека;

* проявлял свою истинную индивидуальность;

* находил общественный простор для развития своей истинной природы;

* проникался общечеловеческими интересами;» был защищён от влияния, способного провоцировать его на асоциальные проявления.



Предварительный просмотр:

Профилактика употребления ПАВ

Основные понятия: Наркомания - психическая «заразное» заболевание, которая поражает мозг, оказывает воздействие на эмоции и душу, разрушает социальные связи; суть которого в постоянной зависимости человека от приема наркотика.

Влияние наркотиков:  

  1. Психическое расстройство - негативное влияние на деторождение.
  2. Тяжелые последствия хронического отравления организма – высокая смертность
  3. Инвалидизация – деградация личности.

Разновидности наркотика:

1.Амфетамины

2.Кокаин

3.Транквилизаторы или барбитураты

4.Опиаты

5.Марихуана и гашиш

Мифы о наркотиках:

  • Попробуй-пробуют все!
  • Попробуй-вредных последствий не будет!
  • Попробуй-если не понравится, прекратишь прием.
  • Существуют безвредные наркотики

При первом приеме наркотика можно умереть:

  • От неверно выбранной начальной дозы.
  • Из-за фальсификации наркотика.
  • Из-за употребления наркотика, приготовленного кустарным способом.
  • В силу индивидуальной непереносимости препарата.

Как сказать нет?

  1. Твердо отстаивайте свою позицию.
  2. Повторяйте свое «нет» вновь и вновь без объяснения причин и оправданий.
  3. Начните сами давить на противника: «Почему ты на меня давишь?»
  4. Откажитесь продолжать разговор: «Я не хочу об этом больше говорить».
  5. Предложите компромисс или альтернативный вариант.

Наркомания в школе проблема, которую тяжело переоценить

Подросток чаще всего пробует наркотик из любопытства, в компании более опытных приятелей. Наркомания в школе обнаруживается не сложно. Внимательное наблюдение выявит неадекватное поведение, изменения моторики и речи, расширенные или наоборот сильно суженные зрачки глаз, неуемную веселость или ступор.

Наркомания в школе должна быть остановлена с помощью эффективной профилактики этой беды. Для родителей это шанс вовремя, до наступления сформированной зависимости, узнать о проблемах ребенка и помочь ему справиться с бедой.

Необходима профилактика наркомании в школе

Это очень важная работа. Наркомания в школе достигла возрастной категории детей в 10-12 лет. Профилактика наркомании в школе должна начинаться с первых классов, иначе будет поздно. В современной культуре много встречается информации в фильмах, песнях, литературе, которая намекает или прямо утверждает о положительных свойствах наркотиков.

На обратную чашу весов в сознании ребенка следует постоянно класть информацию о разрушительной силе наркотиков. Эффективная профилактика наркомании должна быть внедрена в каждой школе.

Профилактика наркомании в нашей школе состоит в применении воспитательно-педагогических методов, направленных на:

- формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;

- передача учащимся знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью устойчивого отказа от приема психоактивных веществ;

- привитие учащимся, вступившим на путь первых проб психоактивных веществ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в процесс употребления наркотиков и анти-социальную деятельность.

Антинаркотическая работа в школа должна проводиться по трем направлениям:

Работа с учащимися;

Работа с родителями;

Работа с классными руководителями.

Работа с учащимися включает следующие мероприятия: Проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к употреблению ПАВ, профилактическая образовательная программа БОС «Сталкер», «Полезные навыки», «Полезные привычки»; беседы  и лекции специалистов  «Нет - наркотикам, Да – твоей жизни!»,  «Помогая другим, помогаю себе», «Подросток и ПАВ»; Окружная акция «Урок творчества» по изготовлению коллажей на тему: «Быть здоровым – это просто! Быть здоровым – это классно!», «14 шагов на пути к повышению самооценки и уверенности в себе», «Любите ребенка», «Здоровый образ жизни», «Как выйти из конфликтной ситуации»; классные часы на следующие темы: «О вреде курения», «О здоровом образе жизни»; Общешкольный классный час «О вреде наркомании и принятии ПАВ», «Береги здоровье смолоду».

Встречи с медицинскими работниками, с сотрудниками ПДН и ГИБДД.

Спортивные соревнования в рамках мероприятий: «Спорт как альтернатива вредным привычкам», «Школьное многоборье» соревнования по всем видам спорта: волейбол 8-11 классов,  баскетбол 5-9 классы, футбол 8-11 классов, «Веселые старты» 1-4 классы, «День Здоровья» 1-11 классов.

Конкурс рисунков на тему «Здоровый образ жизни», «О зависимости» 1-11 классы.

Тематические беседы с просмотром видео-роликов: «Алкогольное опьянение, детский алкоголизм, наркомания, токсикомания среди несовершеннолетних» 6-11 классов.

Основные формы профилактической работы с родителями:

– индивидуальные консультации;

– групповые консультации, родительские собрания;

– всеобуч родителей (лекции, практикумы, групповые дискуссии, обмен опытом семейного воспитания);

– организация совместного с детьми проведения досуга;

– организация совместных с детьми мероприятий и классных часов.

Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. С родителями ведется просветительская работа, которая включает в себя: родительские собрания, на которых осуждаются следующие темы и лекции с привлечением специалистов: «Роль семьи в предупреждении наркомании, табакокурения, токсикомании», «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья», уроки этикета для взрослых и детей «Как научиться быть ответственными за свои поступки», «Родительская ответственность», помощь школьного психолога и информация на сайте школы для родителей «Что надо знать о своих детях?»; «Куда обращаться за помощью в разных ситуациях»,  «Действие наркотиков и ПАВ на организм детей и подростков» (информация для педагогов и родителей), спортивный праздник с привлечением родителей «Мама, папа, я-спортивная семья»,  рекомендации для родителей по проведению детьми летного отдыха.

Методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам образовательных учреждений, психологам, социальным педагогам, родителям и раскрывают основные моменты, связанные с организацией тестирования обучающихся общеобразовательных учреждений, начального, среднего профессионального образования.



Предварительный просмотр:

Наркомания

От наркомании не застрахован никто – эта беда может прийти в любой дом и к любой семье. Прилежный отличник, безбашенный тусовщик, успешный бизнесмен – сегодня жертвы наркомании есть во всех социальных слоях и возрастных группах.

На самом деле, факторы, провоцирующие употребление наркотиков детьми, связаны между собой. Они кроются не только в воспитании ребенка, но и в других причинах, основными из которых являются:

  1. эмоциональная нестабильность школьников;
  2. желание казаться более взрослым в кругу одногодок;
  3. давление со стороны более авторитетных друзей;
  4. банальное детское любопытство – что же такое «кайф»?;
  5. подростковые депрессии и непонимание со стороны взрослых;
  6. занятость матерей и отцов, не замечающих проблем у ребенка.        

Внешность

В первую очередь проявляются внешние признаки наркомании:

  • кожа становится бледной или подозрительно красной, шелушится или приобретает жирный блеск;
  • в глазах появляется нездоровый блеск, они краснеют;
  • зрачки постоянно расширены или сужены до невидимости;
  • меняется мимика: лицо становится или слишком живым, или приобретает неизменное выражение (маскообразность);
  • вокруг рта или в уголках губ может появиться сильное раздражение;
  • на языке появляется налет или продольные трещины;
  • на теле можно разглядеть одиночные следы от уколов или целые инъекционные дорожки, а также синяки или царапинки (на руках, под мышками, в паху и т.д.).

Меняется и внешний вид человека: он перестает следить за собой, носит грязную и мятую одежду, отдает предпочтение темным цветам в гардеробе. Переходит на закрытые вещи с длинными рукавами, чтобы скрыть следы от иголок. Грязные сальные волосы, неухоженные ногти и несвежая одежда, солнцезащитные очки в любое время суток – классический облик наркомана.

Проблемы со здоровьем

Если родной человек начинает странно себя вести или перестает следить за собой, необходимо обратить внимание на его здоровье. Плохое самочувствие и постоянные болячки являются верными спутниками наркомании.

Об употреблении запрещенных препаратов могут сказать следующие признаки:

  • резкая потеря веса;
  • наркоман жалуется на «сушняк» и пьет очень много жидкости;
  • расстройства аппетита (долгое голодание, приступы обжорства, резкая любовь к сладкому);
  • бессонница и нарушение режима дня (по ночам человек не может заснуть, а днем спят или находятся в полусонном состоянии);
  • скачки артериального давления;
  • постоянный насморк и кашель, которые не лечатся классическими лекарствами;
  • желтые зубы и странный запах изо рта (при некоторых видах зависимости запах исходит и от одежды);
  • желудочно-кишечные расстройства (запоры сменяются диареей).

Изменения в поведении

Необычное поведение, новые друзья, манера общения – это самые первые звоночки, которые могут сигнализировать о развитии наркомании и у подростков, и у взрослых людей:

  • у наркозависимого резко меняется сфера интересов (любимые хобби, учеба перестают радовать, человек отказывается говорить о прежних увлечениях);
  • круг общения тоже становится другим (с прежними друзьями наркоман практически не общается, нередко появляется новая, подозрительная компания);
  • наркоманы всегда очень скрытны, подозрительны, перестают делиться с близкими своими переживаниями, не хотят рассказывать о своей жизни;
  • подростки становятся рассеянны, могут застывать в одной позе на долгое время, возникают провалы в памяти;
  • меняется речевая манера: наркоманы говорят отрывочно, отделываются резкими короткими фразами, часто отмалчиваются;
  • начинаются проблемы с учебой, плохие отметки, наркозависимые часто прогуливают школу/колледж/вуз;
  • у людей, принимающих запрещенные препараты, ощутимо меняется характер (они становятся раздражительны, замкнуты, с трудом идут на контакт);
  • наблюдаются резкие перемены в настроении и состоянии: от эйфории и безмятежности к нервозности и скандалам, от сильного возбуждения к полной апатии;
  • даже у самых спокойных начинаются вспышки гнева, немотивированная агрессия, грубость по отношению к членам семьи и любимым;
  • у молодежи в речи появляются специфические словечки и сленг («травка», «план», «приход», «колеса», «соль» и др.);
  • люди начинают врать своим близким, просить денег под самыми странными предлогами, на поздних стадиях – уносить вещи из дома.

Необычные предметы

Если появились подозрения, что родной человек подсел на запрещенные препараты, необходимо присмотреться, не появились ли у него необычные личные вещи.

Прием наркотиков нередко требует специальной «атрибутики», поэтому о возможной наркотической зависимости могут сказать следующие предметы:

  • ампулы, шприцы или иглы;
  • неизвестные таблетки;
  • курительные трубки и кальян;
  • плотные комочки с сильным запахом, похожие на пластилин;
  • длинные папиросы – «косяки»;
  • мини-весы;
  • жгуты, шнуры или ленты для пережимания вен;
  • почерневшие от огня ложечки;
  • различные трубочки;
  • клей, бутылки с ацетоном или растворителем.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=ee8e9678195e3030ccf6567f227d630f-l&n=13


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Признаки наркотической зависимости у школьников

Слайд 2

Причины?

Слайд 3

Причины: эмоциональная нестабильность; желание казаться более взрослым в кругу одногодок; давление со стороны более авторитетных друзей; банальное детское любопытство – что же такое «кайф»?; подростковые депрессии и непонимание со стороны взрослых; занятость матерей и отцов, не замечающих проблем у ребенка.

Слайд 5

Внешность бледная или подозрительно красная кожа, шелушится или приобретает жирный блеск ; расширенные или суженные зрачки; меняется мимика ; вокруг рта или в уголках губ может появиться сильное раздражение; на языке появляется налет или продольные трещины; на теле можно разглядеть одиночные следы от уколов или целые инъекционные дорожки, а также синяки или царапинки.

Слайд 6

Проблемы со здоровьем резкая потеря веса; жалуются на «сушняк» и пьют очень много жидкости; расстройства аппетита; бессонница и нарушение режима дня; скачки артериального давления; постоянный насморк и кашель, которые не лечатся классическими лекарствами; желтые зубы и странный запах изо рта; желудочно-кишечные расстройства.

Слайд 7

Изменения в поведении круг общения становится другим; рассеянность, могут застывать в одной позе на долгое время, возникают провалы в памяти; меняется речевая манера; проблемы с учебой, плохие отметки; ощутимо меняется характер; резкие перемены в настроении и состоянии; в речи появляются специфические словечки и сленг; люди начинают врать своим близким, просить денег под самыми странными предлогами, на поздних стадиях – уносить вещи из дома.

Слайд 8

Необычные предметы ампулы, шприцы или иглы; неизвестные таблетки; курительные трубки и кальян; плотные комочки с сильным запахом, похожие на пластилин; длинные папиросы – «косяки»; мини-весы; жгуты, шнуры или ленты для пережимания вен; почерневшие от огня ложечки; различные трубочки; клей, бутылки с ацетоном или растворителем.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Защитное слово

Согласно Федеральному закону «Об образовании» статья 13 пункт 2 (при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение).

Согласно мнению Павла Викторовича Сысоева, мы пришли к выводу, что в современное время проблема использования мультимедийных средств на уроках иностранного языка в начальной школе достаточно актуальна. Большинство учителей на своих уроках используют традиционные материалы обучения, что делает урок неинтересным. Помимо этого, большую часть обучающиеся отводят на зазубривание материала, а не на его освоение.

На основании данной проблемы нами была сформулирована тема курсовой работы «Мультимедийная среда как интерактивное средство обучения на уроках иностранного языка в начальной школе».

Вы можете ознакомиться с актуальностью проблемы исследования и теми, кто ей занимается.

Цель исследования также представлена на экране.

Задачи теоретического исследования также представлены на экране.

Ознакомьтесь с объектом и предметом исследования на экране.

Методы исследования, используемые в работы указаны на слайде.

В теории нами были рассмотрены:

  1. точка зрения Евгении Владиславовны Коротаевой о различии понятий «интерактивное обучения» и «интерактивное средство обучения»;
  2. основные цели и задачи обучения иностранного языка в рамках ФГОС;
  3. функции ИКТ при формировании УУД;
  4. теории современных преподавателей Павла Викторовича Сысоева и Максима Николаевича Евстигнеева об использовании современных технологий в обучении.
  5. влияние ИКТ на основные психические процессы по мнению современного преподавателя Екатерины Викторовны Панькиной.

Таким образом, мы пришли к выводам, что интерактивное обучение основано непосредственно на межличностных взаимодействиях субъектов, а интерактивное средство обучения направлено на диалог между пользователями и информационной системой обучения; использование мультимедийного сопровождения на уроке помогает глубже формировать УУД младших школьников на уроках иностранного языка, но в свою очередь имеет свои отрицательные аспекты, неучет которых отрицательно повлияет на формирование психических процессов.

Задачи методической части исследования – на экране.

Для данного исследования мы обратились к методическим статьям ранее представленных современных преподавателей Павла Викторовича Сысоева и Максима Николаевича Евстигнеева.

Нами были рассмотрены различные определения понятия «мультимедиа», его функции и особенности использования. Также мы рассмотрели современные учебные Интернет-ресурсы для изучения иностранного языка.

Остановимся подробнее на особенностях использования мультимедиа на уроках иностранного языка в начальной школе для доказательства цели курсовой работы.

Начнем с того, что мультимедиа – это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук. видеоизображение, графическое изображение и анимацию.

А мультимедийный урок – это урок, который построен с использованием мультимедийных средств.

Затем в нашей курсовой работе мы рассмотрели положительные и отрицательные аспекты использования мультимедиа в образовательном процессе. Некоторые из них вы можете увидеть на экране.

Каковы же преимущества использования мультимедиа, что может дать мультимедийный урок, в отличие от традиционного?

  1. увеличение интереса учащихся;
  2. «искра» любопытства;
  3. развитие творческих способностей детей;
  4. новые возможности для управления учебным процессом.

Возникает вопрос – «С помощью чего применение мультимедиа будет эффективном в рамках обучения?» главное, на что должен делать акцент учитель – это принципы. Благодаря принципам эффективное применение мультимедиа возможно.

Отсюда вытекает вопрос - «Что нужно планировать для мультимедийного урока учителю?» Внимание на экран.

Таким образом, мы пришли к выводу, что учитель должен обладать информационной компетенцией, а именно:

  1. отбирать информации из Интернет-ресурсов;
  2. ориентироваться в информационных потоках;
  3. способность применять Интернет-ресурсы в образовательном процессе.

Из всего вышесказанного мы составили одно определение к понятию мультимедийный урок или по-другому мультимедийная среда обучения.

Таким образом, мы доказали эффективность использования мультимедиа на уроках иностранного языка в начальной школе.

Мы считаем, что достаточно подробно рассмотрели теорию эффективного применения интерактивного средства обучения, что в дальнейшем поможет нам создать электронное пособие с видеоиграми, направленные на формирование лексического навыка.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Защитное слово

Добрый день! Онегина Елена, студентка 26 группы.

Представляю вашему вниманию доклад по теме: «Арт-терапия как психологическое направление в практике учителя начальной школы».

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что арт-терапия является интересной деятельностью для детей младшего школьного возраста, так как арт-терапия дает ребенку заряд бодрости, наделяет уверенностью, помогает справляться со сложными ситуациями. Арт-терапия способна на очищение и освобождение от негативных состояний (катарсистическая), на снятие нервно-психического напряжения, моделирование положительного состояния (регулятивная). Арт-терапия способна представить то же самое обучение по школьной программе значительно легче, основываясь на творческой деятельности, это даёт возможность для менее напряженного обучения в школе. Арт-терапия – это комфортный способ выражения чувств, она не имеет каких-либо ограничений и противопоказаний, содержит в себе достаточно большое количество видов, но все они имеют лишь одну цель – гармонизировать внутреннее развитие личности с помощью творческого подхода.  

Цель исследования – рассмотреть применение методов, техник и технологий арт-терапии и отобрать ее виды для возможного применения в работе с детьми младшего школьного возраста.

Основные задачи, поставленные в ходе исследования: изучить возникновение понятия арт-терапия и провести анализ использования арт-терапии при работе с детьми младшего школьного возраста.

Методы, использованные в ходе исследования, которые были поставлены нами, изображены на экране.

В настоящее время арт- терапией занимаются такие психологи, как Марина Киселева, Татьяна Зинкевич-Евстигнеева, Александр Копытин, Елена Белинская и другие.

Наша будущая профессия в первую очередь непосредственно связана с младшим школьным возрастом, именно поэтому мы решили совместить такие понятия как арт-терапия и ребенок младшего школьного возраста и выстроить интересную работу в этом направлении. В работе мы показали, как арт-терапия стала интенсивно развиваться в начале 21 века, какими специалистами она стала применяться. Как учитель начальных классов может использовать арт-терапию на своих уроках, какие методы, техники и технологии можно применить на уроках начальной школы.

Первая глава работы посвящена теоретическим проблемам.

В качестве основы, мы выбрали понятие Ирины Владимировны Сусаниной.

В первой главе («Психолого-педагогический анализ понятия «арт-терапия» в современной науке») мы рассмотрели такие вопросы как:

1) Историческая справка

2) Виды арт-терапии

3) Продуктивность арт-терапии

4) Методы, техники и технологии арт-терапии.

Из этого мы сделали следующие выводы:

  1. Арт-терапию, именно в области психотерапии, рассматривали такие известные психологи как Эдвард Адамсон, Эдит Крамер, Маргарет Наумбург, Ханс Принцхорн, Зигмунд Фрейд, Адриан Хилл, Карл Юнг. Все эти великие люди внесли невероятный вклад в развитие арт-терапии, чтобы она стала именно такой какая она есть в настоящее время. Для того, чтобы понять, как же арт-терапия развивалась на протяжении многих лет, и выявить какие изменения произошли в ней к моменту настоящего времени, нами была проведена сравнительная характеристика арт-терапии, обратите внимание на экран. Данная таблица позволила нам сделать вывод о том, что арт-терапия, как отдельный вид возникла не так давно, но именно благодаря ее быстрому развитию на протяжении многих лет, арт-терапия вошла в XXI век уже как устоявшаяся и уважаемая профессия.

2. Мы выбрали 8 видов арт-терапии, которые можно применить в работе учителя начальных классов, а также насколько применение арт-терапии является эффективным с детьми младшего школьного возраста и составили таблицу использования определенного вида арт-терапии на определенном уроке начальной школы, которая представлена на слайде.

3. С каждым годом арт-терапия, как направление развивается, способствуя ее применению в области педагогического образования на уроках в начальной школе.

Искусство – это невидимый мостик, который совмещает два противоположных мира: мир фантазии и реальности. Именно этот невидимый мостик «Фантазии и реальности ребенка» мы изобразили в нашем арт-объекте. Практически каждый человек может участвовать в арт-терапевтической деятельности, которая не требует от него каких-либо способностей и изобразительной деятельности, художественных навыков. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании.

 Арт-терапия для младшего школьника – это ступенька в мир творчества. Каждая работа ребенка позволяет ощутить радость ее завершения, что очень важно для формирования правильной самооценки.

Подробнее рассмотрим все виды арт-терапии, которые вызывают наибольший интерес у практиков.

К изотерапии и цветотерапии ребенок проявляет больший интерес, так как он превращает обычные черно-белые вещи в нечто красочное. В свою очередь, один из лучших антистрессовых приемов является игротерапия. Она позволяет ребенку раскрепоститься, расслабиться.

​Благодаря фототерапии ребенок естественнее выражает свои чувства и мысли не словами, а посредством образов, поэтому фотография выступает для него важнейшим средством общения с миром.

​С помощью библиотерапии ребенок может преодолеть свои проблемы через текст, прожить ситуацию вместе с героем. Книги способны утешить, отвлечь от стрессов, зарядить силами. Также ребенок может написать и свою книгу, перебирая варианты развития ситуации, понимать горев и полную власть в своем собственном мире. В таких книгах автор отождествляет себя с главным героем.

​Сказкотерапия представляет всегда тайну, интригу, которую так и хочется разгадать! Её с одинаковым желанием готовы часы напролет слушать и суперактивные живчики и неповоротливые молчуны. Волшебство – завораживающее действие.

Арт-терапия способна улучшить состояние гормонального фона человека. Во время глубокого расслабления в кровь выбрасывается большое количество эндорфинов, которые поднимают уровень артериального давления. Эти гормоны способны нормализовать работу сердца, нервной системы, ритмы мозга. В этот момент наш организм отдыхает.

Все виды арт-терапии будут лучше влиять на организм, если добавить к ним спокойную музыку. Действие музыки на организм очень разное. Музыка может волновать, а может успокаивать, может радовать, а может наводить на сильную грусть и слезы. Для релаксации лучше выбрать спокойную музыку, хорошее влияние на организм оказывает прослушивание музыкальных композиций не содержащих слов. Такая музыка по-настоящему творит чудеса.

В заключении следует отметить, что такое психологическое направление как арт-терапия играет важную роль в формировании личностного роста младшего школьника. Именно поэтому на уроках в начальных классах необходимо применение творческого подхода. Берегите себя, поменьше волнуйтесь и практикуйте все виды арт-терапии – это пойдет вам только на пользу.

На этом все, мы готовы ответить на ваши вопросы!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Челябинск, 2018 Доклад «Арт-терапия как психологическое направление в практике учителя начальной школы» Онегина Елена Евгеньевна студентка 26 группы Руководитель Зуева Ирина Фавадисовна

Слайд 2

Актуальность проблемы исследования 1. Высокий интерес теоретиков и практиков 2. Эффективность в работе 3. Позитивное влияние на: эмоциональную сферу личности; волевую саморегуляцию личности; познавательную сферу личности; сферу общения; игровую деятельность; учебную деятельность.

Слайд 3

Цель исследования - на основе анализа психолого-педагогической литературы рассмотреть применение методов, техник и технологий арт-терапии и отобрать ее виды для практики учителя начальной школы.

Слайд 4

Задачи исследования: изучить возникновение понятия «арт-терапии» в современной науке; представить виды арт-терапии в современной педагогической практике; провести анализ использования арт-терапии при работе с детьми младшего школьного возраста; подобрать методы, техники и технологии арт-терапии при работе с детьми младшего школьного возраста.

Слайд 5

Методы исследования: обзорно-аналитическое исследование психолого-педагогической литературы; системное изучение понятий.

Слайд 6

Основные понятия главы 1. Арт-терапия - это область, которая использует невербальный язык искусства для развития личности в качестве средства, дающего возможность контактировать с глубинными аспектами нашей духовной жизни. (И.В. Сусанина).

Слайд 7

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ АРТ-ТЕРАПИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ Рассмотрены вопросы: Историческая справка о развитии понятия «арт-терапия». Виды арт-терапии в современной педагогической практике. Продуктивность арт-терапии при работе с детьми младшего школьного возраста. Методы, техники и технологии арт-терапии при работе с детьми младшего школьного возраста.

Слайд 8

Сравнительная характеристика арт-терапии конца XIX века начала XX века и конца XX начала XXI века

Слайд 9

Арт-терапия Сказкотерапия Песочная терапия Изотерапия Цветотерапия Фототерапия Библиотерапия Игротерапия Музыкотерапия

Слайд 10

Вид арт-терапии Урок в начальной школе Музыкотерапия Музыка, литературное чтение, окружающий мир, внеклассная деятельность (ВД), внеурочная деятельность (ВуД), изобразительное искусство (ИЗО) Библиотерапия Литературное чтение, ВД, ВуД Сказкотерапия Литературное чтение, ВД, ВуД Песочная терапия Окружающий мир, ВД, ВуД Игротерапия Литература, ВД, ВуД Фототерапия ВД, ВуД Изотерапия ИЗО, окружающий мир, ВД, ВуД Цветотерапия ИЗО, ВД Применение арт-терапии на уроках начальной школы

Слайд 11

Заключение Такое психологическое направление, как арт-терапия играет важную роль в формировании личностного роста младшего школьника: современный специалист, не имеющий сертификата арт-терапевта, в нашем случаем это учитель начальной школы, может проводить арт-терапевтические занятия, используя различные арт-терапевтические методы, техники и технологии.

Слайд 12

Спасибо за внимание! Мы готовы ответить на Ваши вопросы.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: