Методика организации домашней учебной работы младших школьников
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Суминова Марина Алексеевна

Для достижения планируемых результатов от учителя требуется профессиональное умение применять и сочетать в своей работе разнообразные организационные формы обучения и постоянно их совершенствовать. Существует многообразие форм организации обучения.

Проблема отношения младших школьников к домашним заданиям на сегодняшний день остается актуальной и требует решения. В большей степени положительное отношение к домашней работе связано с её объемом, видами и методикой задавания.      

В статье описаны теоретические основы и практические советы организации домашней работы обучающихся начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика организации домашней учебной работы младших школьников

Продолжением работы в классе является домашняя самостоятельная работа учащихся, которая очень важна в процессе обучения школьников.

К сожалению, как показывает школьная практика, задавание уроков на дом имеет множество недостатков, как со стороны учителей, так и при выполнении домашней работы школьниками.

Некоторые из учителей задают задания на дом наспех и часто забывают о том, как важна эта форма обучения. Иногда задавание домашних заданий не выделяется учителем как отдельный этап урока. Учителю необходимо помнить о том, что  домашнюю работу можно задавать на любом этапе урока, не только в конце, но в начале, в середине и в течение урока.

Нередко учителя задают однотипные, однообразные виды домашних заданий. Во многих школах это является типичной проблемой. Можно столкнуться с тем, что чаще задаются задания: выучи определение, выполни письменные упражнения из учебника, реши задачу и тому подобные. Некоторые учителя организуют деятельность младших школьников так, что у учеников не возникает потребности в выполнении домашней учебной работы. А такая потребность должна возникать обязательно.

Ш.А. Амонашвили утверждает, что каждый ребёнок с момента  рождения устремлён к познанию мира и не ждёт, пока кто-то заставит его это делать. Принуждать ребёнка учиться нет необходимости, дети сами хотят учиться и познавать окружающий их мир.  Негуманно заставлять учащегося делать домашние задания, «в выполнении которых он не видит жизненного смысла». Учитель обязан сделать ребёнка добровольным  и заинтересованным  соратником, равноправным участником педагогического процесса [1].

Важно отметить то, что главной и основной целью обучения является развитие личности школьников. Цель домашних заданий – личностное развитие ребёнка, стимулирования интереса к учению, формирование творческого мышления. Именно поэтому методика задавания уроков на дом имеет большое значение. Учителю необходимо тщательно продумывать каждое домашние задания для учеников.

Свои недостатки имеет не только методика задавания домашних заданий, но и выполнение домашней учебной работы школьниками. Школьники не осуществляют самоконтроль за тем, что они читают, и понимают ли они прочитанное. Нередко, выполняя домашние задания по учебнику, школьники не понимают текст, так как ученики сбиваются на полумеханическое чтение. Часто ученики  не умеют расчленять материал на отдельные смысловые части. Из этого вытекает проблема – школьники не могут качественно выполнить задание по прочитанному материалу.

Вторым недостатком в выполнении домашней работы является то, что некоторые школьники, выполняют письменные задания без предварительного усвоения теоретического материала, на котором основаны эти задания. Следствием этого может быть то, что учащиеся не только допускают существенные ошибки в выполняемых заданиях, но и не понимают связей, которые существуют между теоретическим материалом и практическими упражнениями.

Также недочетом во время выполнения домашней работы является неумение школьника организовать свое рабочее время и рабочее пространство. У многих школьников нередко отсутствует распорядок дня или установленный режим, связанный с выполнением домашней учебной работы. Это может привести к быстрому, но некачественному выполнению задания, а также к поверхностному изучению материала. А некоторые школьники могут забыть про домашнее задание и не выполнить его [3].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что причиной некачественного выполнения домашней работы школьниками является неправильная организация домашней работы как в школе, так и дома.

Успешное выполнение домашнего задания зависит от того, на каком этапе урока и в какой форме оно было задано, какого оно вида, был ли проведен подробный инструктаж, посильным ли оказалось задание и так далее. Поэтому учителю необходимо заранее продумывать не только урок, но и то, что он задаст школьникам для самостоятельного выполнения, и  в какой форме он это сделает [4].

Следует выбирать задания, которые направлены на применение того материала, который не в полной мере отработан на уроке. Но не стоит забывать, что закрепление пройденного на уроке материала - не единственная функция домашних заданий.

Во время планирования домашнего задания необходимо учитывать то, что:

  • домашняя работа может зависеть как от уровня общего развития класса, так и от уровня развития отдельного ученика;
  • домашнее задание направлено на усвоение знаний и умений, и отработку навыка  всеми школьниками;
  • если использовать домашнее задание с целью развития личностных качеств учащихся, то необходимо  его перспективное планирование;
  • задавать домой нужно только те задания, которые ученики способны выполнить;
  • задавать домашнюю работу только в том случае, если на следующем уроке будет выделено время для проверки задания.

Выбор вида домашнего задания зависит от различных факторов, например от уровня усвоения материала школьниками или уровня подготовки учеников. Именно из-за этого планировать домашнюю учебную работу школьников нелегко.

Кроме этого, учителю необходимо продумать инструктаж по выполнению домашнего задания. Многие учащиеся часто не понимают, что от них требуется и что им необходимо выполнить. Поэтому учителю просто необходимо проинструктировать учащихся на уроке о том, как правильно выполнять домашнюю работу. Учителю можно заранее предотвратить неправильное выполнение домашней работы с помощью использования карточек с направляющим планом выполнения или алгоритмом выполнения. С помощью инструктажа можно избежать некоторых ошибок при выполнении домашней работы, улучшить качество выполнения и тем самым положительно повлиять на итог работы.

М.М. Магамирзаев определяет инструктаж как последовательность указаний, устанавливающих порядок выполнения работы [7, с.124].

В зависимости от содержания и способов выполнения домашней работы учитель изменяет вид инструктажа. Приведем виды инструктажа:

  1. Учитель сообщает ученикам, что домашнее задание будет аналогично тем заданиям, которые были выполнены ранее в классе. Учащиеся с учителем разбирают несколько примеров в классе.
  2. Учитель с учениками анализируют домашнее задание, рассматривают его наиболее сложные элементы, выделяют существенное и несущественное в задании.
  3. Учитель рекомендует план проведения домашней работы.
  4. Демонстрация образцов работ [8, с. 34].

По данным Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – психоневрологических отклонений, в 3 раза – патология органов пищеварения, то есть уже имеющиеся отклонения в состоянии здоровья переходят в хронические заболевания.

Перегрузка домашними заданиями может возникнуть, если учащиеся будут плохо подготовлены к их выполнению. Например, если учащиеся не поняли цель или смысл задания, если оно слишком большое по объёму и недостаточно связано с тем, что было изучено в ходе урока, если задания носят однообразный тренировочный характер, который совсем не затрагивает интересов школьника.

        Большое значение имеет степень сложности и объем домашних заданий. Если ученику задать на дом задание, которое является для него слишком сложным, то школьник может прибегнуть к помощи родителей, а в худшем случае вообще не выполнить данное задание [6]. Это не приведет к желаемому результату. Или наоборот, может получиться так, что ребенок получит просто задание, которое ему будет неинтересно выполнять. Это тоже негативно скажется на результате выполнения задания. Учитывая это можно предупредить перегрузку учащихся (см.таблицу 1).

Таблица 1

Нормы выполнения домашних заданий

Учебный предмет

2 класс

3 класс

4 класс

Математика

Задача или 2 столбика выражений

Задача или 3 столбика выражений, но не более 16

Задача и 2 выражения, или 2 задачи, или задача и 4 примера

Русский язык

15 – 17 слов; упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

25 – 28 слов;

упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

35 – 37 слов;

упражнение для домашней работы может включать не более одного дополнительного грамматического задания

Литературное чтение

Не более 1 – 1,5 страниц

Не более 2 – 2,5 страниц

Не более 3 – 3,5 страниц

Окружающий мир

Не более 1 – 1,5 страниц

Не более 2 – 2,5 страниц

Не более 3 – 3,5 страниц

Любой предмет

20 минут

30 минут

30 минут

Всего

1,5 часа

2 часа

2 часа

[11, с.3]

Существуют примерные временные пределы для выполнения домашних заданий с учетом возрастных особенностей школьников:

  • В первом классе – домашние задания отсутствуют;
  • Во втором  - третьем классе – до 1,5 часа;
  • В четвёртом - пятом классах – до 2 часов;
  • В шестом – восьмом классах – до 2,5 часов;
  • В девятом - одиннадцатом – до 3,5 часов [9].

Можно сделать вывод, что для улучшения отношения младших школьников к домашним заданиям, в первом классе домашние задания задавать не нужно. Объем заданий для учащихся  второго и третьего классов должен быть таким, чтобы учащиеся смогли выполнить всю работу не более чем за 1,5 часа. А для учеников четвертого класса время выполнения домашней работы не должно превышать двух часов. Увеличение нагрузки может приводить к негативным последствиям. Со временем  у детей может отмечаться большая распространённость и выраженность нервно-психических нарушений,  утомляемость, сопровождаемая различными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням (дети начинают чаще пропускать занятия, следствием этого может стать неуспеваемость), и другие нарушения.

С 1 сентября 2016 в году в силу вступает новый стандарт образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ОВЗ могут обучаться как в коррекционных образовательных организациях, так и в обычной школе в условиях инклюзивного образования. В связи с этим учителю необходимо знать и учитывать особенности каждого школьника с ограниченными возможностями здоровья не только для проведения урока, но и для того, чтобы заданная домашняя работа принесла пользу. Например, обучение в первом (первом дополнительном) классе проводится без домашней учебной работы, а перед выполнением домашней работы в последующих классах  школьнику с ОВЗ необходима прогулка в течение 1 часа [10].

Необходимо обратить внимание на ещё одну проблему, связанную с организацией домашней работы – отношение семьи к ней. Учителю стоит организовывать сотрудничество с родителями или родственниками младшего школьника [2]. Будет полезным объяснить всю важность домашней учебной работы, её сущность и значение помощи родителей во время выполнения домашних заданий. Ведь не рекомендуется постоянно оказывать непосредственную помощь учащимся в выполнении домашних заданий, поскольку подобная помощь не способствует развитию их самостоятельности. Помогать ребенку необходимо только в том случае, если у него возникли трудности, с которыми школьник не в состоянии самостоятельно справиться.

Родителям и учителю необходимо знать и помнить, что от успешности приготовления домашних заданий, часто зависит успешность всего учения в целом и успеваемость младшего школьника.

Во время организации домашних заданий перед учителем встают два наиболее сложных вопроса – «Как проверить домашнюю работу?» и «Как её оценить?»

Для того чтобы понять, как нужно проверить работу школьников, нужно понять суть проверки. Она заключается в проверке нескольких параметров: правильность; качество; степень самостоятельность школьника.

Н.Н.Поспелов считает, что необходимость проверки домашних работ, учащихся диктуется основными задачами урока. Если при решении этих задач особой нужды в проверке нет, то проводить ее не стоит. Для младшего школьника проверка имеет огромное воспитательное и психологическое значение, так как домашняя работа является одной из его обязанностей, которую он должен регулярно выполнять с первых дней обучения в школе. Нельзя откладывать проверку домашнего задания, ведь лучше проверить сразу и вернуть проверенное учащимся, когда они еще помнят испытываемые трудности и заинтересованы в оценке своих усилий [8].

Формы проверки могут быть самыми различными:

  1. контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников на уроке;
  2. контроль устных заданий у отдельных учащихся в то время, когда все остальные учащиеся обсуждают и дополняют;
  3. непрямой контроль, основанный на наблюдениях за работой ученика на уроке;
  4. внеурочная проверка тетрадей;
  5. взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями;
  6. контроль письменных работ, который проводят отлично успевающие школьники;
  7. самоконтроль, то есть сверка выполненного домашнего задания с написанным правильным вариантом на доске [5].

Во время проверки задания не стоит забывать, что в первую очередь мы оцениваем качество выполненной работы. Проверка работы всегда предполагает отметку.

Стоит упомянуть и правила домашней учебной работы школьников. Они основываются на психолого-педагогических закономерностях учебно-познавательной деятельности младшего школьника по овладению изучаемым материалом. Перечислим важнейшие из этих правил:

  1. Учащимся необходимо знать, что процесс усвоения знаний должен носить рассредоточенный характер. Это значит, что для прочного усвоения программного материала следует вдумчиво учить уроки и обращаться к их изучению несколько раз в течение  времени. Если это условие будет выполняться, то в памяти знания сохраняются  на долгое время.
  2. Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Доказано психологическими опытами, что усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после его восприятия. Чтобы исключить забывание полученных знаний, которые были усвоены на уроке, необходимо провести работу по их закреплению в день их восприятия, то есть в день проведения урока. Но это, не исключает необходимости повторения и воспроизведения усвоенного материала и накануне очередных занятий.
  3. Приступая к подготовке домашних заданий, обязательно нужно создать психологический настрой на их аккуратное выполнение и прочное усвоение изучаемого материала. Необходимо продумать цель, которую надо достичь при выполнении домашнего задания. Будет разный результат в двух случаях, если хочется выполнить домашнее задание побыстрее, а потом пойти гулять, и если поставить цель как можно лучше выполнить задание, не проявлять торопливости и стремиться к глубокому осмыслению и усвоению материала.
  4. Если домашнее задание включает в себя усвоение материала по учебнику и выполнение различных упражнений, то его подготовку нужно начинать с работы над учебником [2].


Список литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике / Ш.А. Амонашвили – М.: Просвещение, 2001. – 496с.
  2. Белявцева Т. Ю. Родительское собрание "Как помочь ребенку в выполнении домашних заданий" / Т. Ю. Белявцева // Классный руководитель. - 2006. - N 7. - С.84-86. 
  3. Вергелес Г.И. Дидактика: учеб. пособие для студентов факультетов начального          образования / Г.И. Вергелес, В.С. Конева. – М.: Высшая школа, 2006. - 272с.
  4. Вергелес Г.И. Младший школьник: Помоги ему учиться: книга для учителей и родителей / Г.И. Вергелес, Л.А. Матвеева, А.И. Раев - СПб.: Союз, 2000.- 159 с.
  5. Дрелов Х.М. Домашние задания: книга для учителя / Х.М. Дрелов, Х.Век, Д.Хесс. – М.: Просвещение, 1989. – 80с.
  6. Любимова В. В. Домашнее задание в контексте ФГОС : участие родителей - благо или вред? / В. В. Любимова // Математика в школе. - 2015. - № 5. - С. 3-6.
  7. Магамирзаева М.М. Домашние задания / М.М.Магамирзаева // Начальная школа. – 1972. - №9. – С. 33 – 35.
  8. Поспелов Н.Н. Как готовить учащихся к выполнению домашних заданий / Н.Н.  Поспелов – М.: Просвещение, 1993. – 547с.
  9. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях от 29.12.2010 № 189 (ред.от 24.11.2015). – М.: Просвещение, 2015. – 29с.
  10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптивным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья от 10.07.2015 № 26 (ред.от 14.08.2015). – М.: Просвещение, 2015. –  21с.
  11. Шихова Н.Н. Положение о домашнем задании: Локальные акты / Н.Н. Шихова – М.: Знание, 2012. – 8с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация домашней учебной работы школьников.

Статья для родителей и учителей....

Организация самостоятельной учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком.

Организация самостоятельной учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком.Ключевые слова: универсальная учебная деятельность; группы универсальных учебных действия; ос...

доклад "Дифференциация учебной работы младших школьников"

Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Поскольку та или иная индивидуальная особенность часто является типической, т.е. характерной для нескольких учеников, то индивидуальный...

Организация домашней учебной работы школьников

В материале описаны  особенности организации домашней учебной работы школьников, её цели, функции, объём, виды, способы проверки и назначение....

Методики диагностики мотивации учебной деятельности младших школьников

Мониторингу в начальной школе придается особое значение, так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личност...

Методика организации игр-исследований с младшими школьниками

В практике работы с младшими школьниками нередко используются индивидуальные и коллективные игры. Среди них есть такие, которые позволяют активизировать исследовательскую деятельность ребенка, освоить...

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ...