Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса.
рабочая программа (3 класс)

Некрасова Ирина Николаевна

Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.

         Учебный предмет «Родной (русский) язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

Настоящая рабочая программа по родному (русскому) языку для 3 класса составлена на основе  примерной  программы  по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова, с учётом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом содержания начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий, отраженных в примерной (базисной) программе курса русский язык, школьного учебного плана на 2019-2020 учебный год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnoy_yazyk_3_a.docx60.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

города Азова

Утверждена

Приказом директора МБОУ СОШ № 13

№ 119 - О от  30.08. 2019 г.

__________        /Г.И.Черкесова/

            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  РОДНОМУ (РУССКОМУ)  ЯЗЫКУ

Уровень общего образования (класс):     начальное общее образование,   3 – А  класс

Количество  часов:      1 час в неделю,  30  часов в год

Учитель:    Некрасова Ирина Николаевна

2019 – 2020 учебный год

Пояснительная записка

Краткое описание

         Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования наряду с изучением обязательного курса русского языка предусмотрено изучение русского языка как родного языка обучающихся.

         Учебный предмет «Родной (русский) язык» не ущемляет права тех обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».

          Настоящая рабочая программа по родному (русскому) языку для 3 класса составлена на основе  примерной  программы  по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова, с учётом общих целей изучения курса, определенных Федеральным государственным стандартом содержания начального общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий, отраженных в примерной (базисной) программе курса русский язык, школьного учебного плана на 2019-2020 учебный год.

Программа 3 класса обеспечивается учебно-методическим комплектом:

Для  учителя:

  1. Примерная  программа  по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова.
  2. Учебник: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Русский родной язык. 3 класс. Учебное пособие.- М.: Просвещение. 2019 г.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);
  • Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-I «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).  
  • Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576) к результатам освоения основной образовательной программы начального общего  образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189«Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений №1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 №85, изменений №2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72, изменений №3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4.11.2015 №81).
  • Письмо Минобрнауки России от 03.03.2016 № 08-334«О внесении изменений в федеральные

государственное образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  • Письмо Рособрнадзора от 03.11.15, № 02-501 "По вопросам составления рабочих программ учебных предметов".
  • Положение о структуре рабочей программы педагога МБОУ СОШ № 13 г. Азова.
  • Примерная  программа  по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Александрова, Л.А. Вербицкая, С.И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В.Ю. Романова, Рябинина Л. А., О.В. Соколова.
  • Приказ об утверждении  примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2019 – 2020 учебный год (от 31.05.2019  № 24/4.1-7171)
  • Учебный план МБОУ СОШ № 13 на 2019-2020 уч. год (приказ № 119-о от  30.08.2019 г.)

Общие цели и задачи образования с учетом специфики учебного предмета, курса

       Содержание программы ориентировано на сопровождение основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. В то же время цели курса русского родного языка в рамках образовательной области «Родной язык и литературное чтение на родном языке» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.  

      В соответствии с этим курс русского родного языка направлен на достижение следующих ЦЕЛЕЙ:

  • расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
  • осознание национального своеобразия русского языка;
  • формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России;
  • овладение культурой межнационального общения;
  • формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете;
  • совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отражённой в языке;  
  • совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
  • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;
  • обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
  • приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
  • совершенствование способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции;  
  • изучение исторических фактов развития языка;  
  • расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.);  

Важнейшими ЗАДАЧАМИ курса являются:

  • приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа;
  • формирование первоначальных представлений младших школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира;
  •  расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т. п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира;
  • формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка.
  • расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.
  • расширение межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественно-научного и гуманитарного циклов.  

Характеристики объема (количество часов) по классам

В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 учебных недели в год.

В соответствии с календарным учебным графиком рабочая программа реализуется за 34 учебных часа в год.

В соответствии с  годовым календарным  планом-графиком  и расписанием занятий на 2019-2020 учебный год в МБОУ СОШ № 13 г. Азова рабочая программа реализуется за 30 учебных часов в год  и обеспечивает рациональное распределение учебного материала.

  1. четверть – 9 часов;
  2. четверть – 7 часов;
  3.  четверть –  8 часов;

4     четверть – 6 часов.

Итого  - 30 часов

Планируемые результаты   освоения программы

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

«Русский язык: прошлое и настоящее»:  

  • Распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношениями между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты).
  • Распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы.
  • Использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слов.
  • Понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.
  • Понимать значение фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения.
  • Использовать собственный словарный запас для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения.

«Язык в действии»: 

  • Произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного).
  • Выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности.
  • Проводить синонимические замены с учётом особенностей текста; правильно употреблять отдельные формы множественного числа имен существительных.
  • Пользоваться         учебными толковыми словарями         для определения лексического значения слова.
  • Пользоваться         орфографическим словарём для определения нормативного написания слов.

«Секреты речи и текста»:   

  • Различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации.
  • Владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога.
  • Использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление; использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения.
  • Владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа.
  • Анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами.
  • Создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
  • Оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
  • Соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста.
  • Приводить объяснения заголовка текста.
  • Редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.

Регулятивные УУД:

  • Осознавать способы и приёмы действий при решении учебных задач.
  • Осуществлять само- и взаимопроверку работ.
  • Оценивать правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов и критериев.  
  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.  
  • Осуществлять выбор под определённую задачу литературы, инструментов, приборов.                                                          
  • Оценивать собственную успешность в выполнения заданий.

Познавательные УУД

  • Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация таблица, схема, диаграмма, экспонат, модель и др.) Использовать преобразование словесной информации в условные модели и наоборот. Самостоятельно использовать модели при решении учебных задач.
  • Предъявлять результаты работы, в том числе с помощью ИКТ.
  • Анализировать, сравнивать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи (на доступном уровне).  
  • Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий.  
  • Активно участвовать в обсуждении учебных заданий, предлагать разные способы выполнения заданий, обосновывать выбор наиболее эффективного способа действия.
  • Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.

Коммуникативные УУД

  • Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, точно реагировать на реплики, высказывать свою точку зрения, понимать необходимость аргументации своего мнения.                  
  • Критично относиться к своему мнению, сопоставлять свою точку зрения с точкой зрения другого.
  • Участвовать в работе группы (в том числе в ходе проектной деятельности), распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель.
  • Осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе.
  • Воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка.
  • Приобщение к литературному наследию русского народа.
  • Обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
  • Расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в  отношении  языковых  единиц  и  текстов  разных функционально-смысловых типов и жанров.
  • Воспринимать историко-географический образ России (территория, границы, географические особенности, многонациональность, основные исторические события; государственная символика, праздники, права и обязанности гражданина.
  • Проявлять уважение к семье, к культуре своего народа и других народов, населяющих Россию.
  • Анализировать свои переживания и поступки. Ориентироваться в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей. Находить общие нравственные категории в культуре разных народов.

Содержание учебного предмета, курса

п/п

Содержательные линии и их характеристика

Кол-во

часов

Требования ФГОС

Планируемые результаты по предмету

Модели инструментария для оценки планируемых результатов

Базовый уровень

Повышенный (функциональный) уровень

1.

«Русский язык: прошлое и настоящее».

Расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов.

Взаимосвязь языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.  

12 ч.

-  распознавать слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений      между людьми (правда – ложь, друг – недруг, брат – братство – побратим);

- распознавать слова, называющие природные явления и растения (образные названия ветра, дождя, снега; названия растений);

- распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (ямщик, извозчик, коробейник, лавочник);

- распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты (балалайка, гусли, гармонь);

- понимать значение устаревших слов по указанной тематике;

- различать эпитеты, сравнения;

- использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;

- понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами

-употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта  в современных ситуациях речевого общения;

-употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения

Самоконтроль и

взаимоконтроль при

изучении учебного

материала.

Наблюдение.

Самостоятельная работа по освоению программного материала.

Проверочная работа в ходе текущего оценивания.

Самоанализ и самооценка учащихся.

Текущая аттестация.

Устный опрос.

Контрольная работа.

Списывание с творческим заданием.

2.

«Язык в действии».

Наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

7 ч.

-  произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)

- осознавать смыслоразличительную роль ударения;

-  различать по суффиксам различные оттенки значения слов;

-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных (родительный падеж множественного числа слов);

- владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением);

- различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа

- выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;

-редактировать письменный  текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок

Самоконтроль и

взаимоконтроль при

изучении учебного

материала.

Наблюдение.

Самостоятельная работа по освоению программного материала.

Проверочная работа в ходе текущего оценивания.

Самоанализ и самооценка учащихся.

Текущая аттестация.

Устный опрос.

Контрольная работа.

«Секреты речи и текста».

Совершенствование четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

11 ч.

-  строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;

- использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

- соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;

- создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;

-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);

- оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

-давать оценку невежливому речевому поведению.

-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;

-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);

-пользоваться основными способами правки текста.

-редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;

-анализировать типичную структуру рассказа

Самоконтроль и

взаимоконтроль при

изучении учебного

материала.

Наблюдение.

Самостоятельная работа по освоению программного материала.

Проверочная работа в ходе текущего оценивания.

Самоанализ и самооценка учащихся.

Текущая аттестация.

Устный опрос.

Контрольная работа.

Создание текста-повествования, текста-рассуждения.

Тематическое планирование

№п\п

Название темы (раздела)

Количество часов на изучение

Количество контрольных работ

Практические и лабораторные работы, экскурсии , проекты

( сочинения, изложения и др)

1.

«Русский язык: прошлое и настоящее».

12 ч.

1

Списывание с творческим заданием.

Контрольная работа по разделу: «Русский язык: прошлое и настоящее».

Презентация проектных работ

по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее».

2.

«Язык в действии».

7 ч.

1

Контрольная работа по разделу «Язык в действии».

Презентация проектных работ по разделу «Язык в действии».

3.

«Секреты речи и текста» 

11 ч.

2

Творческая работа. Создание текста-повествования о путешествии по городам.

Творческая работа. Сочинение-рассуждение по пословице «При солнышке тепло, при матушке добро».

Контрольная работа по разделу: «Секреты речи и текста».

Итоговая контрольная работа.

Презентация проектных работ

по разделу «Секреты речи и текста.

Всего:

30 ч.

4

Календарно – тематическое планирование

урока

Тема

Кол-во часов

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Виды, формы контроля

Сроки

план

факт

Русский язык: прошлое и настоящее  (12 ч)

1.

Где путь прямой, там не езди по кривой.

Правда, кривда, россказни в произведениях для детей.

 

1

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (правда – ложь).

Пословицы, поговорки, фразеологизмы, в которых отражены особенности мировосприятия и отношений между людьми

Распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.

02.09

 

2.

Кто друг прямой, тот брат родной.

Слова, связанные с отношениями между людьми.

1

Слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (друг – недруг,

брат – братство – побратим союзники, дружина)

Распознают слова, связанные с особенностями мировосприятия и отношений      между людьми.

Текущий.

Фронтальный. Взаимоконтроль.

 09.09

3.  

Дождик вымочит, а красно солнышко высушит.

Образные названия дождя.

Диалектные слова.

1

Слова, называющие природные явления: образные названия дождя. Диалекты Донского края.

Распознают слова, называющие природные явления.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.

 16.09

 

4.  

Сошлись два друга – мороз да вьюга. Образные названия снега.

Диалектные слова.

1

Слова,         называющие природные

явления: образные названия снега. Диалекты Донского края.

Распознают слова, называющие природные явления.

Текущий.

Фронтальный. Взаимоконтроль

23.09

5.

Ветер без крыльев летает.

Образные названия ветра.

Диалектные слова.

1

Слова,         называющие природные

явления: образные названия ветра. Диалекты Донского края.

Распознают слова, называющие природные явления.

Текущий.

Фронтальный.

 30.09

6.  

Какой лес без чудес.

Образные названия растений.

Диалектные слова.

1

Слова, называющие и характеризующие виды русского леса, части леса и растения леса.

Образные названия растений.

Диалекты Донского края.

Распознают слова, называющие растения.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.

07.10

7.  

Дело мастера боится.

Историзмы и архаизмы профессий.

Тест по теме: «Устаревшие слова».

1

Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры. Слова, называющие «исчезнувшие» профессии: ямщик, извозчик, коробейник, лавочник…

Распознают слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры.

Учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами.

Текущий.

Фронтальный. Работа в парах.

14.10

8.

Заиграйте, мои гусли…

Историзмы и архаизмы названий музыкальных инструментов.

1

Слова, обозначающие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие музыкальные инструменты Русские народные музыкальные инструменты: балалайка, гусли, гармонь…

Используют словарные статьи для определения лексического значения слова.

Текущий.

Фронтальный. Взаимоконтроль.

21.10

 

9.

Что ни город, то норов.

Этимология топонимов старинных русских городов.

1

Названия старинных русских городов. Сведения о происхождении гербов и названий старинных русских городов.  

Находят сведения о старинных русских городах в различных информационных источниках.

Текущий.

Фронтальный. Работа в группах.

28.10

2 четверть

10.  

У земли ясно солнце, у человека – слово.

Сказочные образы, эпитеты, сравнения.

Списывание с творческим заданием.

1

Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения

(например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.  

Списывание отрывка фольклорного текста с творческим заданием.

Учатся подбирать и употреблять  сравнения, эпитеты  в устной и письменной речи; работают со словарем синонимов.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.

11.11

11.

Проверочная работа по разделу  «Русский язык: прошлое и настоящее».

1

Контрольная работа по разделу  «Русский язык: прошлое и настоящее».

Индивидуальный контроль.

18.11

12.

Анализ и коррекция ошибок.

Презентация проектных работ

по разделу «Русский язык: прошлое и настоящее». 

1

Особенности устного выступления. 

Проектные задания:

  • «История моего имени и фамилии».
  • Странички «Природного словаря».
  • Откуда в русском языке это слово?
  • Место, в котором я живу. Улицы, связанные с профессиями, на карте моего города. и т. д.

Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.

25.11

Язык в действии (7 ч)

 

  13.

Для чего нужны суффиксы?

Многообразие и значение суффиксов русского языка.

1

Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфическая особенность русского языка.   (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).

Учатся различать по суффиксам различные оттенки значения слов.

Текущий.

Фронтальный. Работа в парах.

02.12

14.

Особенности рода имён существительных в русском языке? Существительные общего рода: задира, непоседа…

 

1

Специфика грамматической категории рода имен существительных в русском языке. Существительные общего рода: задира, непоседа…

Учатся определять  род существительных.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.

09.12

15.

Все ли         имена существительные

«умеют» изменяться по числам?

 

1

Существительные,         имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.

Учатся различать существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа.

Текущий.

Фронтальный. Взаимоконтроль.

16.12

  16.

Как изменяются имена существительные во множественном числе?

Несклоняемые имена существительные.

1

Практическое овладение нормами употребления форм числа имен существительных (родительный падеж множественного числа).

Несклоняемые имена существительные.

Учатся выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.

23.12

 

  17.

Зачем в русском языке такие разные предлоги?

Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных.

Учатся правильно и точно употреблять предлоги, образовывать предложно-падежных форм существительных.

Текущий.

Фронтальный. Работа в парах.

13.01

 18.

Проверочная работа по разделу «Язык в действии».

1

Контроль знаний.

Индивидуальный контроль.

20.01

19.

Анализ и коррекция ошибок.

Презентация проектных работ

по разделу «Язык в действии».

1

Особенности устного выступления.

Приобретение опыта поиска информации. Учатся публичному выступлению.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.

27.01

Секреты речи и текста (11 ч)

20.

Типы текстов. Текст – повествование. Характерные признаки текста-повествования.  

1

Типы текстов. Текст – повествование. Характерные признаки текста-повествования.  

Учатся определять типы текстов. Знакомятся с характерными признаками  текста-повествования.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.

03.02

21.

Структура текста-повествования.  

1

Структура и особенности текста-повествования.  

Знакомятся со

структурой текста-повествования.

Текущий.

Фронтальный. Взаимоконтроль.

10.02

22.

Творческая работа. Создание текста-повествования о путешествии по городам.

1

Создание текстов-повествований о путешествии по городам.

Создают текст-повествование.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.

17.02

23.

Учимся редактировать тексты.

1

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.

Учатся редактировать письменный  текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок.

Текущий.

Фронтальный. Работа в парах.

02.03

24.

Текст – рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения.  

1

Текст – рассуждение. Характерные признаки текста-рассуждения.  

Знакомятся с характерными признаками текста-рассуждения.  

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.

16.03

25.

Структура текста-рассуждения.  

1

Структура и особенности текста-рассуждения.  

Знакомятся со структурой и особенностями текста-рассуждения.  

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.

30.03

06.04

26.

Проверочная работа по разделу: «Секреты речи и текста».

1

Контроль знаний.

Индивидуальный контроль.

06.04

13.04

27.

Анализ и коррекция ошибок.

Учимся редактировать тексты.

1

Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы.

Учатся редактировать письменный  текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок.

Текущий.

Фронтальный. Работа в парах.

13.04

20.04

28.

Итоговая проверочная работа.

1

Контроль знаний.

Индивидуальный контроль.

20.04

27.04

29.

Анализ и коррекция ошибок.

Презентация проектных работ

по разделу «Секреты речи и текста».

1

Особенности устного выступления.

Приобретение опыта поиска информации. Учатся публичному выступлению.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.

27.04

18.05

30.

Презентация проектных работ

по разделу «Секреты речи и текста».

1

Особенности устного выступления.

Приобретение опыта поиска информации. Учатся публичному выступлению.

Текущий.

Фронтальный. Самоконтроль.

18.05

25.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету родной (русский) язык 3_класс

Рабочая программа составлена на основе примерной  программы  по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего о...

Рабочая программа по предмету «Родной русский язык», 1 класс, 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа по родному русскому языку для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования  по русскому языку, соответствующей Федеральному государстве...

Рабочая программа учебного предмета "Родной русский язык" для 3 класса

Данная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа»; УМК «Школа России». Авторской программы В.П.Канакиной...

Рабочая программа по предмету "РОДНОЙ русский язык", 4 класс, УМК "Перспектива".

Рабочая программа по предмету "РОДНОЙ русский язык", 4 класс, УМК "Перспектива"....

Рабочая программа по предмету родной русский язык 4 класс

Рабочая программа + КТП  по предмету родной русский язык 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по предмету Родной русский язык 1 класс

Рабочая программа по родному языку (русскому) и литературному чтению на родном языке (русском) для начальных классов составлена на основе нормативных документов, обозначенных в пояснительной...

Рабочая программа по предмету " Родной русский язык" 8 класс О. М. Александрова

Рабочая программа по предмету "Родной русский язык" 8 класс О. М. Александрова...