Рабочая программа по предмету Родной русский язык 1 класс
рабочая программа (1 класс)

Чукреева Анастасия Вячеславовна

Рабочая программа по родному языку (русскому) и литературному чтению на родном языке (русском) для начальных классов составлена на основе нормативных документов, обозначенных в пояснительной записке программы.

1. Место предметов в структуре основной образовательной программы

Предметы «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном языке (русском)» входят в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Старо – Татауровская СОШ»

РАССМОТРЕНО

         МЦ учителей

         начальных классов

Чукреева А.В_______

«  » ________ 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

МС протокол № __

Гороховская О.С._______

         «  » ________ 2021 г.

« УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Старо – Татауровская СОШ»

Чукреева Л.А._______

«  » ___________ 2021 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя  ____________________начальных классов________________________

(название предмета)

к учебникам родного языка 1 кл.,2 кл., 3кл., 4 кл.:учеб. для общеобразовательных учреждений /   О.Н.Крыловой, – Издательство «Экзамен», 2018г

 (автор)

1-4 классы

2021-2022 – 2024-25

(срок реализации программы)

Составлена на основе

авторской программы: Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам:

Школа развития речи: 1,2,3,4 класс  

(наименование программы)

(автор программы)______________Чукреева А.В.

(Ф.И.О. учителя)

Предмет  Родной язык

Класс ______1-4_____________

Учебный год 2021 - 2022

Старое – Татаурово

1. Пояснительная записка

         Рабочая программа учебного курса «Родной язык» для учащихся 1-4  классов МОУ «Старо – Татауровская СОШ» разработана  на основе:

  • Закона РФ «Об образовании» № 273 от 26.12.2012 года и в соответствии ФГОС НОО  
  • Примерной программы по предмету «Родной язык».
  • Авторской программы Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи: 1,2,3,4 класс.-М.: Росткнига, 2018 г (УМК «Школа России»), утвержденной МинОбр. РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ.
  • Образовательной  программы МОУ «Старо - Татауровская СОШ».

       Программа обеспечена учебно-методическим комплектом  О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом». 1-4 класс /Издательство «Экзамен», 2018г. Рабочие программы. Начальная школа. 1-4 класс. УМК «Школа России» Методическое пособие с электронным приложением /Авт.-сост. Т. А. Жукова; под редакцией Е. С Галанжиной., издательство Планета, 2018г  

       Курс «Родной язык» может использоваться на основе дидактической системы (УМК «Школа России»), рекомендован Министерством образования и науки РФ, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,   к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

УМК представлен пособиями:  

  1. Рабочие тетради Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи в 2-х частях: 1,2,3,4 класс.-М.: Росткнига, 2019
  2. Учебно-методический комплект О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом». /Издательство «Экзамен», 2018
  3. Методические пособия Соколова Т.Н. школа развития речи: Курс «Речь»: 1- 4 класс/ М.: Росткнига, 2018    

2. Планируемые результаты

       В результате изучения родного языка на уровне начального общего образования у обучающихся будут сформированы  следующие универсальные учебные действия (УУД): Коммуникативные: 

учащиеся научатся:

- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные: 

учащиеся научатся:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;

- вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;

- пользоваться словарями, справочниками; строить рассуждения

Личностные: 

у учащихся будут сформированы:

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

- осознание роли речи в общении людей;

- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; - внимание к мелодичности народной звучащей речи;

- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

- интерес к изучению языка.

Регулятивные 

учащиеся научатся на доступном уровне:

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

       К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны

знать: 

- многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

- изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

- стили речи: разговорный и книжный;

- типы текстов.

уметь: 

- уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

- выразительно читать небольшой текст по образцу;

- определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

- вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

- быть хорошим слушателем;

- определять лексическое значение слова;

- отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

- редактировать предложения;

- определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

- сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

- распознавать типы текстов;

- устанавливать связь предложений в тексте;

- распознавать стили речи

 

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

1 класс

Личностные

Обучающийся получит возможность для формирования следующих  личностных УУД:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
  • положительного отношения к урокам русского языка;
  • уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
  • интереса к языковой и речевой деятельности;
  • представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
  • представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
  • первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные УУД:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом;
  • высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные УУД :

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
  • понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
  • осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Коммуникативные УУД::

  • слушать собеседника и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
  • принимать участие в диалоге;
  • задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • принимать участие в работе парами и группами;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
  • оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.

Предметные

представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;

•представление о значимости языка и речи в жизни людей;

•представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);

•практические умения работать с языковыми единицами;

•представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;

•представление о правилах речевого этикета;

•адаптация к языковой и речевой деятельности.

2 класс

Личностные

-формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;

- понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

-формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

Метапредметные

Регулятивные УУД 

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД 

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД 

-уметь донести свою позицию до собеседника;

-уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

-уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

-учиться согласованно работать в группе:

      а) учиться планировать работу в группе;

      б) учиться распределять работу между участниками проекта;

      в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

      г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметные

-владение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

-умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач

3 класс

Личностные

-формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

-воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

-развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

-формирование духовных и эстетических потребностей;

-воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

-отработка навыков самостоятельной и групповой работы

Метапредметные

Регулятивные УУД 

-проговаривать последовательность действий на уроке;

-учиться работать по предложенному учителем плану;

-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;

-учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД 

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

-делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре);

-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД 

-уметь донести свою позицию до собеседника;

-уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста);

-уметь слушать и понимать высказывания собеседников;

-уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

-учиться согласованно работать в группе:

      а) учиться планировать работу в группе;

      б) учиться распределять работу между участниками проекта;

      в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

      г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Предметные

-сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека

4 класс

Личностные

-эмоциональность;

-умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

-эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей;

-сочувствовать другим людям, сопереживать;

-чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

-интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

-потребность в чтении;

-интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

-интерес к изучению языка;

-осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения

Метапредметные

Регулятивные УУД: 

-самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

-в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД: 

-вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

-пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

-извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

-перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

-пользоваться словарями, справочниками;

-осуществлять анализ и синтез;

-устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД: 

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

-адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

-владеть монологической и диалогической формами речи;

-высказывать и обосновывать свою точку зрения;

-слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-задавать вопросы.

Предметные

-иметь первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

-произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

-пользоваться толковым словарём;

-практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

-писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

-читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения;

-делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

-воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

-создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.

-понимать то, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

-сформировать позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

-овладеть представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;

-уметь ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

-овладеть учебными действиями с языковыми единицами и уметь использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач

3. Содержание учебного предмета 1 класс

(33 часа)

       Речь и ее значение в жизни. Техника речи.

Речь. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкость, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием в процессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание  нескольких скороговорок.

Слово.

       Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные слова. Слова – «родственники». Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)

Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).

Слова, противоположные по смыслу (антонимы).

Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову  слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».

Умение определить лексическое значение слова (в том числе на основе словообразовательного анализа). Умение определить лексическое значение  многозначного слова  по предметным картинкам, контексту.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к данному слову.

Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным графическим или звуковым сходством.

Предложение и словосочетание.

       Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком. Умение  членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова. Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным, восклицательным знаками).

Текст.

       Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от  отдельных предложений, не  объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам. По плану, по опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление деформированного текста.

Литературное творчество

Читать художественные тексты, осмысливая их до чтения, во время чтения и после чтения (с помощью учителя), озаглавливать текст, составлять простой план, пересказывать текст. Инсценировать произведения известных авторов. Сравнивать героев сказок.

Содержание учебного предмета 2 класс

(34 часа)

       Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

       Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание.

       Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

       Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

       Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

       В результате изучения учебного курса учащиеся должны

знать:

  • многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • распознавать стили речи;
  • выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.
  •  восстанавливать деформированный текст;
  • устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;
  • составлять планы различных видов.

Содержание учебного предмета 3 класс

(34 часа)

       Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово.

       Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание.

       Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст.

       Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения.

       Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.      

       В результате изучения учебного курса учащиеся должны

знать:

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;
  • изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;
  • стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • распознавать стили речи;
  • выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

Содержание учебного предмета 4 класс

(34 часа)

Культура речи.

       Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками.

Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме.  Драматические импровизации.

Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог.

Слово.

Повторение изученного в 2 – 3 классах.

Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря;  отличать  многозначные слова от омонимов.

Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы.

Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста.

Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.

Речевой этикет: формы обращения.

Предложение и словосочетание.

       Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом.

Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение…

Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов.

Текст.

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический).

Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и  стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.

Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы  композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

       В результате изучения учебного курса учащиеся должны

знать:

  • многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
  • изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
  • иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.

уметь:

  • распознавать типы текстов;
  • устанавливать связь предложений в тексте;
  • распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое и сложноподчинённое предложение.
  • определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в тексте; преобразовывать текст с  параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот.
  • восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи.

4. Содержание тем учебного курса

1 класс

Наименование учебного раздела/ Количество часов.

Содержание программы.

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля.

Пр/р

Р/р

Прое

кт

1

Культура речи

(13 часов)

Различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;

владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;

использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;

владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;

анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.

Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно отблагодарить?)

Как люди приветствуют друг друга

Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми

Спрашиваем и отвечаем

Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание)

Зачем людям имена

Имена в малых жанрах фольклора

Текст

Формирование общего представления о тексте и его признаках (смысловом единстве предложений, их связи друг с другом).

уметь различать группы слов, предложений связанных по смыслу от простого набора слов, составлять текст.

уметь делить текст на предложения, составлять текст из предложений на заданную тему

Заглавие текста

Выделение в тексте главной мысли и подбора заглавия к тексту.

уметь находить главные строки текста, озаглавливать его.

1

2

Язык в действии

(14 часов)

Выделяем голосом важные слова

Роль логического ударения

Произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);

Осознавать смыслоразличительную роль ударения;

Где поставить ударение

Смыслоразличительная роль ударения

Слово и его значение

Лексическое значение слова, словарный состав языка

Однозначные и многозначные слова

Формирование первичного представления о многозначности слов.

Определяют однозначность или многозначность слова;

определяют лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам, контексту

Как сочетаются слова

Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов)

2

1

1

3

Русский язык: прошлое и настоящее

(6 часов)

Как писали в старину

Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок. Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита. Практическая работа «Оформление буквиц и заставок»

распознают и понимают значение устаревших слов по указанной тематике;

используют словарные статьи для определения лексического значения слова;

учатся понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами

Дом в старину: что как называлось

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.)

Во что одевались в старину

Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта: как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.)

Итоговый тест

1

1

Итого

33 часа

4

1

2

2 класс

Наименование учебного раздела/ Количество часов.

Содержание программы.

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля.

 Пр/р

Р/р

Проект

1

Культура речи

(2 часа)

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения

1

2

Слово

(8 часов)

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова. Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

1

1

3

Предложение и словосочетание

(3 часа)

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов

1

4

Текст

(18 часов)

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование. Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст. Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок

2

3

5

Культура общения

(3 часа)

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой

1

Итого

34 часа

5

4

1

3 класс

Наименование учебного раздела/ Количество часов.

Содержание программы.

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля.

 Пр/р

Р/р

Проект

1

Культура речи

(2 часа)

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

1

2

Слово

(17 часов)

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле. Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации. Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов. Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

1

1

2

3

Предложение и словосочетание

(2 часа)

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

1

4

Текст

(7 часов)

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана. Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

1

1

5

Культура общения

(6 часов)

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации

1

1

Итого

34 часа

4

4

2

4 класс

Наименование учебного раздела/ Количество часов.

Содержание программы.

Текущий и промежуточный контроль. Формы контроля.

Пр/р

Р/р

Проект

1

Культура речи

(2 часа)

Основные качества речи: правильность, точность, богатство, выразительность. Умение совершенствовать (исправлять, редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и речевыми ошибками. Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст – диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации. Выразительное чтение, интонация. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение импровизировать. Умение инсценировать диалог

 1

2

Слово

(7 часов)

Повторение изученного в 2 – 3 классах. Лексическое значение слова. Многозначные слова и омонимы. Каламбуры. Умение определять значение многозначного слова и омонимов с помощью толкового словаря; отличать многозначные слова от омонимов. Прямое и переносное значение слова. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная характеристика. Крылатые слова и выражения. Пословицы, поговорки, афоризмы. Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы. Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с учетом лексических особенностей текста. Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем. Речевой этикет: формы обращения

1

 

1

3

Предложение и словосочетание

(3 часа)

Предложение. Простое и сложное предложение. Предложение со сравнительным оборотом. Умение редактировать простое и сложное предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употребленные слова, распространять предложение… Умение составлять простое сложносочиненное и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно – следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать предложения разных типов

1

 

4

Текст

(22 часа)

Текст. Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова и ключевые предложения. План. Виды плана (вопросный, цитатный, картинный, мимический). Стили речи: разговорный, книжные (научный, публицистический, деловой), художественный. Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле. Типы текста: повествование, описание, рассуждение, оценка действительности. Соотношение типа текста и стиля речи. Умение составлять художественное описание природы с элементами оценки действительности, описание животного в научно – публицистическом стиле, художественное повествование с элементами описания. Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Лексические, тематические, грамматические и интонационные средства связи. Умение определять средства связи предложений в тексте. Временная соотнесенность глаголов. Использование глагольного времени в переносном значении. Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными членами и наоборот. Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой связи

1

9

1

Итого

34 часа

4

9

2

5. Тематическое планирование 1 класс

Количество часов в году: 33  часа

Количество часов в неделю:   1 час

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Первая четверть (9 часов)

Культура речи (9 часов)

1

Вежливые слова Вн.чт. С. Маршак. «Новому читателю»

2

2

Как люди приветствуют друг друга  Вн.чт. С. Маршак. «Курочка Ряба и десять утят»

2

3

Спрашиваем и отвечаем Вн.чт. С. Маршак «Волк и лиса». 

2

4

Зачем людям имена Вн.чт. А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый...». 

2

5

Проверочная работа по итогам 1 четверти

1

Вторая четверть (7 часов)

Культура речи (4 часа) (продолжение)

6

Текст. Вн.чт. К. Чуковский. «Айболит».

2

7

Заглавие текста. Вн.чт.  Г. Юдин. «Почему «А» первая».

2

Язык в действии (3 часа)

8

Выделяем голосом важные слова. Вн.чт. Т. Коти. «Катя и буквы».

2

9

Проверочная работа по итогам 2 четверти

1

Третья четверть (9 часов)

Язык в действии (9 часов)(продолжение)

10

Где поставить ударение. Вн.чт. В. Лунин. «Козлята». «Никого не обижай».

2

11

Слово и его значение. Вн.чт. Т. Павлова. «Рассказ мудрой вороны».

2

12

Однозначные и многозначные слова. Вн.чт. С. Михалков. «Сами виноваты».    

2

13

Проект «Слова»

1

14

Развитие речи «Редактирование текста»

1

15

Проверочная работа по итогам 3 четверти

1

Четвертая четверть (8 часов)

Язык в действии (2 часа)(продолжение)

16

Как сочетаются слова. Вн.чт. С. Михалков «Как бы жили мы без книг?»

2

Прошлое и настоящее (6 часов)

17

Как писали в старину Вн.чт.  Л. Пантелеев. «Две лягушки».

2

18

Дом в старину: что как называлось Вн.чт. В. Бианки. «Разговор птиц в конце лета».

1

19

Во что одевались в старину Вн.чт. Н. Сладков. «Без слов».

1

20

Проект «Прошлое и настоящее»

1

21

Проверочная работа по итогам 1 класса

1

Итого

33

 

 

Тематическое планирование 2 класс

Количество часов в году: 34  часа

Количество часов в неделю:   1 час

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Первая четверть (9 часов)

Культура речи (2 часа)

1

Устная и письменная речь. Вн. чт. Е. Благинина Стихи. Характеристика главного героя

2

Выразительность речи  Проверочная работа «Речь»

Слово (7 часов)

3

Слово и его значение. Лексическое значение слова.

Вн. чт. Рассказы И.Соколова-Микитова о природе. Главная мысль текста.

4

Многозначные слова, их употребление в речи. Вн. чт. В.Осеева «Плохо». Заголовок текста.

5

Прямое и переносное значения слов.  Вн. чт. Л.Толстой «Два товарища». Опорные слова.

6

Омонимы, их значение в речи. Значение омонимов. Вн. чт. Рассказы В.Бурлакова о природе. План текста.

7

Омофоны. Омоформы.  Вн. чт. Рассказы А.Тихонова о жителях водоемов. Главные герои текста.

8

Синонимы, их значение в речи. Словарь синонимов. Вн. чт. С.Михалков «Аисты и лягушки». Анализ художественного текста.

9

Антонимы, их значение в речи. Проект: «Слова»   

Вторая четверть (7 часов)

Слово (1 час) (продолжение)

10

Развитие речи «Обучающее изложение «Ежик».     

Предложение и словосочетание (3 часа)

11

Фразеологизмы, их значение в речи.  Вн. чт. И.Соколлов-Микитов «На лесной дороге». Главная мысль текста  

12

Загадки, их художественные особенности. Пословицы. Употребление в речи образных выражений. Вн. чт. Русские и бурятские народные загадки и пословицы.

13

Сравнение. Олицетворение.  Проверочная работа «Предложение и словосочетание»

Текст (3 часа)

14

Текст. Признаки текста. Тема текста. Заглавие. Вн. чт. Л.Яхтин «Силачи». Деление текста на части.

15

Текст. Опорные слова. Вн. чт. А Тихонов «Сороки»  Опорные слова

16

Проверочная работа «Текст».   

Третья четверть (10 часов)

Текст (10 часов) (продолжение)

17

План. Деление текста на части. Научный стиль. Вн. чт. Энциклопедии для детей. Краткое содержание

18

Составление текста по данному плану. Виды плана. Вн. чт. К.Ушинский «Играющие собаки». Деление текста на части.

19

Картинный план. Цитатный план. Вн. чт. И. Соколов- Микитов. Рассказы о животных. Анализ художественного текста. Стили речи.

20

Обобщение по теме «Виды плана». Проверочная работа «Виды плана».   

21

Связь между предложениями в тексте. Типы текста.  Вн. чт. И.Соколов-Микитов «Белки». Типы текста.

22

Развитие речи «Работа с деформированным текстом». Вн. чт. С.Михалков  «Не стоит благодарности». Слова – антонимы.

23

Связь между частями текста. Вн. чт Г.Цыферов «Жил на свете слоненок». Жанры произведения.

24

Составление текста  по данному началу. Вн. чт. В.Кологрив «Кузнечик». Типы речи.

25

Редактирование текста. Как избежать повторов в тексте? Вн. чт. С.Аксаков «Верный друг». Характеристика главных героев.

26

Типы текста. Текст описание. Вн. чт. Н. Юрцевич «Красавица русских лесов». Анализ художественного текста.

Четвертая четверть (8 часов)

Текст (5 часов) (продолжение)

27

Развитие речи «Обучающее сочинение-описание».  

28

Текст – сравнительное описание. Коллективное составление текста.

Вн. чт. В.Танасийчук «Упорные лососи». Анализ художественного текста.

29

Текст -  повествование.  Сравнение текстов. Вн. чт. В.Коржиков «Осенняя прогулка». Картинный план

30

Типы текста. Рассуждение. Вн. чт. Сказки разных народов. Характеристика главных героев

31

Развитие речи «Сочинение на тему «Мой выходной день

Культура общения (3 часа)

32

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Вн. чт. Сказки братьев Гримм. Главная мысль текста

33

Итоговая проверочная работа 

34

Использование вежливых слов с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой. Вн. чт. Ш.Перро «Золушка». Характеристика главных героев.

Итого:

34ч

Тематическое планирование 3 класс

Количество часов в году: 34  часа

Количество часов в неделю:   1 час

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Первая четверть (9 часов)

Культура речи (2 часа)

1

Устная и письменная речь. Вн. чт. С.Я Маршак Стихи. Характеристика главного героя

2

Выразительность речи  Проверочная работа «Речь»

Слово (7 часов)

3

Слово и его значение. Лексическое значение слова. Вн. чт. Рассказы И. Соколова-Микитова о природе. Главная мысль текста.

4

Многозначные слова. Вн. чт. Весёлые стихи Б. Заходера. Главная мысль текста.

5

Омонимы, омоформы и омофоны. Вн. чт. «Рассказы и сказки Е. Пермяка». Опорные слова.

6

Фразеологизмы. Вн. чт. Сказки Г.Х Андерсена. План текста.

7

Сравнения. Вн. чт. Рассказы Е. Чарушина. Характеристика главных героев

8

Олицетворение. Вн. чт. Рассказы Н.Н. Носова. Заголовок текста.

9

Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты.  Проект «Выразительные средства языка»  

Вторая четверть (7 часов)

Слово (7 часов) (продолжение)

10

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные. Вн. чт. Знакомство с журналом «Мурзилка» Составление вопросов к тексту

11

Откуда приходят слова  Вн. чт.  Рассказы о животных В.Чаплиной. Анализ художественного текста.

12

Этимология. Вн. чт. Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют..В.Л.Дуров. Деление текста на части

13

Как тебя зовут? Вн. чт. «Здравствуй, гостья-зима!» (Стихи русских поэтов –классиков). Рисунок к произведению

14

Наши фамилии. Вн. чт. Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима. Деление текста на части

15

Проект « Что в имени тебе моем…»   

16

Топонимы. Вн. чт. Сказки А. Толстого для детей. Картинный план

Третья четверть (10 часов)

Слово (3 часа) (продолжение)

17

Устаревшие слова. Вн. чт. «Лес не школа, а всему учит» (Рассказы Н. Сладкова). Жанр произведения

18

Развитие речи «Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри».   

19

Проверочная работа «Слово»

Предложение и словосочетание (2 часа)

20

Предложение. Словосочетание  Вн. чт.  Книга – наш лучший друг. Цитатный план

21

Развитие речи «Редактирование простого предложения» 

Текст (5 часов)

22

Типы текстов. Вн. чт. Книги о защитниках Отечества. А.Гайдар Главная мысль произведения

23

Тема текста. Опорные слова. Вн. чт.  Книги о человеке и его делах.  План текста

24

Связь предложений в тексте. Цепная связь предложений в тексте. Параллельная связь предложений в тексте Вн. чт.  Мама и мы .  (Стихи, рассказы, сказки). Рисунок к стихотворению

25

Развитие речи «Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание».   

26

Единый временной план текста. Вн. чт. «Мы все хотим побывать на Луне» (Книги о космонавтах). Основная мысль текста

Четвертая четверть (8 часов)

Текст (2 час) (продолжение)

27

Стили речи. Вн. чт. Книги о труде. План текста

28

Проверочная работа «Текст»

Культура общения (6 часов)

29

Культура общения. Вн. чт. Читаем любимые книги. Характеристика любимого героя

30

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Вн. чт. Газеты и журналы для детей.  Стили текстов

31

Использование вежливых слов в диалоге с учётом речевой ситуации. Вн. чт. Любимые книги – любимые писатели. Рисунок к любимому произведению

32

Развитие речи «Обучающее изложение по тексту с присутствием диалоговой речи»

33

Итоговая проверочная работа

34

Словари. Вн. чт. Стихи и сказки Дж.Родари.

Итого:

34ч

Тематическое планирование 4 класс

Количество часов в году: 34  часа

Количество часов в неделю:   1 час

Наименование раздела и тем

Кол-во часов

Первая четверть (9 часов)

Культура речи (2 часа)

1

Основные качества речи.  Вн. чт. П. Бажов «Уральские сказы». План текста

2

Монолог и диалог как разновидность речи.   Проверочная работа «Культура речи»

Слово (7 часов)

3

Омонимы, омофоны, омоформы, каламбуры. Вн. чт. Э. Сетон-Томпсон «Чинк». Характеристика главного героя

4

Фразеологизмы. Применение их в сказках. Использование фразеологизмов в разговорной речи  Вн. чт. Г.Х. Андерсен «Оле-Лукойе». Фразеологизмы

5

Диалектизмы. Вн. чт. Былина « Садко» Диалектизмы

6

Сравнение, эпитеты, олицетворение. Работа с текстом. Проект «Выразительные средства языка»

7

Метафора. Вн. чт. И. А. Бунин «Листопад» Сравнение, эпитеты, олицетворение

8

Пословицы и поговорки. Афоризмы. Вн. чт. Малые жанровые формы. Афоризмы

9

Проверочная работа «Слово»  

Вторая четверть (7 часов)

Предложение и словосочетание (3 часа)

10

Простое и сложное предложение. Вн. чт. Ю. Яковлев «Верный друг». Картинный план

11

Предложение со сравнительным оборотом. Вн. чт. В. И. Даль «Война грибов с ягодами». Сравнительные обороты

12

Словосочетание  Проверочная работа «Предложение и словосочетание»

Текст (4 часа)

13

Подготовка к написанию сочинения по пословице. Вн. чт. Малые жанровые формы. Смысл пословицы

14

Развитие речи «Сочинение по пословице»

15

Художественный стиль. Общее понятие. Вн. чт. А. Платонов «Сухой хлеб». Основная мысль текста

16

Развитие речи «Сочинение – пейзажная зарисовка»

Третья четверть (10 часов)

Текст (10 часов) (продолжение)

17

Рифма. Вн. чт. И. И. Козлов «Вечерний звон». Рифмованные слова

18

Диалог и монолог. Вн. чт. В. Короленко «Слепой музыкант». Диалог

19

Драматические импровизации Вн. чт. А. Гайдар «Дальние страны». Опорные слова

20

Композиция текста. Основные элементы композиции. Вн. чт. Г. М. Цыферов «Тайна запечного сверчка». Цитатный план

21

Композиция. Развитие речи «Работа с деформированным текстом»

22

Художественный стиль. Развитие речи «Сочинение – миниатюра в художественном стиле».

23

Развитие речи «Сочинение на определенную тему»

24

Развитие речи «Сочинение сказки по опоре»

25

Публицистический стиль. Развитие речи «Сочинение в публицистическом стиле».

26

Газетно – публицистический стиль. Вн. чт. Газеты и журналы для детей.  Стили текстов

Четвертая четверть (8 часов)

Текст (8 часов) (продолжение)

27

Проект «Деловая игра «Вёрстка газеты».

28

Официально – деловой стиль. Вн. чт.

29

Тезисы. Конспект. Аннотация. Вн. чт. Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник». Краткий конспект.

30

Развитие речи «Я пишу письмо».

31

Личный дневник. Вн. чт. С.Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке». Дневник Мышонка

32

Развитие речи «Сочинение «Мои любимые стихи».

33

Обобщение. Итоговая проверочная работа.

34

Лингвистический турнир 

Итого:

34ч

Родной язык (контроль и оценка знаний)

1 класс

Проверочные работы:

№ 1 – «По итогам 1 четверти»

№ 2 – «По итогам 2 четверти»

№ 3 – «По итогам 3 четверти»

№ 4 – «По итогам 1 класса»

Развитие речи:

№ 1 – «Редактирование текста»

Проекты:

№ 1 - «Слово»

№ 2 – «Прошлое и настоящее»

2 класс

Проверочные работы:

№ 1 – «Речь»

№ 2 – «Предложение и словосочетание»

№ 3 – «Текст»

№ 4 – «Виды плана»

№ 5 – «Итоговая»

Развитие речи:

№ 1 – «Обучающее изложение «Ёжик»

№ 2 – «Работа с деформированным текстом»

№ 3 – «Обучающее сочинение-описание»

№ 4 – «Сочинение «Мой выходной день»

Проект:

«Слово»

3 класс

Проверочные работы:

№ 1 – «Речь»

№ 2 – «Слово»

№ 3 – «Текст»

№ 4 – «Итоговая»

Развитие речи:

№ 1 – «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

№ 2 – «Редактирование простого предложения»

№ 3 – «Сочинение по картине В.Е. Маковского «Свидание»

№ 4 – «Обучающее изложение по тексту с присутствием диалоговой речи»

Проекты:

№ 1 – «Выразительные средства языка»

№ 2 – «Что в имени тебе моем…»

4 класс

Проверочные работы:

№ 1 – «Культура речи»

№ 2 – «Слово»

№ 3 – «Предложение и словосочетание»

№ 4 – «Итоговая»

Развитие речи:

№ 1 – «Сочинение по пословице»

№ 2 – «Сочинение – пейзажная зарисовка»

№ 3 – «Работа с деформированным текстом»

№ 4 – «Сочинение – миниатюра в художественном стиле»

№ 5 – «Сочинение на определенную тему»

№ 6 – «Сочинение сказки по опоре»

№ 7 – «Сочинение  в публицистическом стиле»

№ 8 – «Я пишу письмо»

№ 9 – «Мои любимые стихи»

Проекты:

№ 1 – «Выразительные средства языка»

№ 2 – «Деловая игра «Вёрстка газеты»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету родной (русский) язык 3_класс

Рабочая программа составлена на основе примерной  программы  по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего о...

Рабочая программа по предмету «Родной русский язык», 1 класс, 2018 – 2019 учебный год

Рабочая программа по родному русскому языку для 1 класса разработана на основе Примерной программы начального общего  образования  по русскому языку, соответствующей Федеральному государстве...

Рабочая программа по предмету "Родной (русский) язык" 1-4 класс

Рабочая программа составлена с использованием Примерной программы  Русский родной язык.  под ред. О. М. Александровой. 0,5 часа в неделю...

Рабочая программа по предмету "Родной русский язык" для 3 класса

Программа по "Родному русскому языку" в 3 классе по учебнику О.М.Александровой, Л.А.Вербицкой, С.И. Богданова....

Рабочая программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса.

Программа учебного предмета «Родной (русский) язык» для 3 класса разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации школ, в которых федеральным государственным образоват...

Рабочая программа учебного предмета "Родной русский язык" для 3 класса

Данная программа составлена на основе примерной основной образовательной программы образовательного учреждения Начальная школа»; УМК «Школа России». Авторской программы В.П.Канакиной...

Рабочая программа по предмету "РОДНОЙ русский язык", 4 класс, УМК "Перспектива".

Рабочая программа по предмету "РОДНОЙ русский язык", 4 класс, УМК "Перспектива"....