Методические рекомендации по организации работы с детьми по ознакомлению с событиями, связанными с Победой в Великой Отечественной войне
план-конспект

Степанова Анна Сергеевна

Методические рекомендации по организации работы с детьми по ознакомлению с событиями, связанными с Победой в

Великой Отечественной войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomend_vov.docx1005.77 КБ

Предварительный просмотр:

Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше.

Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

А.Н. Толстой

Есть события, над которыми время не властно, и чем дальше в прошлое уходят годы. Тем яснее становится их величие. К таким событиям относится Великая Отечественная война. Всё дальше в прошлое уходят годы страшной войны, но подвиг людей восставших на защиту отечества, будет вечно жить в памяти российского народа. Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В этот день вспоминают тех, кто остался на полях сражений и кто после войны налаживал мирную жизнь. И наступит тот день и час, когда уйдут из жизни все фронтовики, и уже некому будет вспомнить или рассказать о бессмертном мужестве и страданиях нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

В современных условиях, когда происходят изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Чтобы быть уверенным, что дети вырастут настоящими патриотами своей страны, необходимо их с дошкольного возраста знакомить с историей своей страны, с главными историческими событиями, к которым относится Великая Отечественная война.

«Патриотическое чувство формируется в результате воспитательного воздействия, начиная с самого детства». Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Не следует также забывать, что война является одним из наиболее важных исторических опытов и практик в формировании, воспитании и восприятии настоящего мужчины. Хорошо и важно, чтобы герои были своими, близкими, тогда им легче равняться.

Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально –психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго. От того как будут сформированы патриотические чувства в первые годы жизни ребёнка, во многом зависит его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые уже незримо связывают его со своим народом, своей страной

И тут возникает вопрос: как донести до них ту или иную информацию?

КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ О ВОЙНЕ

  • Первый способ — говорите об этом с ребенком!
  • Второй способ — просмотр тематических передач по телевизору вместе с детьми. Только здесь следует оговорка — не все подряд. Идеальными для просмотра станут старые военные фильмы, в которых раскрыт смысл, которые несут в себе доброту, свет, веру в Победу. Это «В бой идут одни старики», «Максим Перепелица», «Офицеры», «Журавли». Параллельно с ними посмотрите всей семьей военный парад, концерты военных песен.
  • Третий способ — общение с ветеранами. Зачастую пожилые люди легче находят контакт с детьми, нежели родители. И они обязательно подберут нужные слова, рассказывая ребенку о пережитом.
  • Четвертый способ — расскажите о ваших воевавших предках.
  • Пятый способ — делайте упор на юный возраст солдат, ушедших на войну. Постоянно упоминайте в рассказах о том, что те, кого сейчас называют героями, в то время были обычными ребятами, такого же возраста, как и ваши дети, с такими же интересами.
  • Шестой способ — договоритесь с воспитателями детского сада о том, что 9 мая они будут проводить с детьми утренники на тему Войны. Проведение таких мероприятий оставляет в душе ребенка глубокий след, заставляет прочувствовать и прожить кусочек той, военной жизни самому.
  • Седьмой способ — посещение памятных мест, поздравление ветеранов.

КАК РАССКАЗАТЬ ДЕТЯМ ПРО ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Каждый год все больше времени уходит с тех пор, как прогремели первые праздничные салюты, возвещающие о капитуляции фашистской Германии и завершении Великой Отечественной войны. Подрастают новые поколения, которым следует знать о том, что символизирует День победы.

Инструкция:

  • Начните с вопроса «А ты знаешь, какой скоро праздник?» Эта фраза

должна заинтересовать малыша, ведь дети очень любят праздники.

  • Затем усадите его рядом, как будто собираетесь рассказать секрет или сказку. Заранее приобретите книгу о войне для детей с большими картинками и фотоиллюстрациями. Само по себе повествование не должно быть слишком долгим, иначе ребенку наскучит слушать о войне, ведь в этой истории не будет ничего смешного или веселого. Но в рассказе обязательно должна быть названа дата Великой Победы. Объясните, что Великой она называется потому, что когда «дедушка был маленьким мальчиком, как ты», немецкие фашисты без предупреждения напали на нашу страну. Они хотели установить свои порядки и поэтому взрывали огромные бомбы, стреляли и забирали в плен. Но наши войска дали отпор, потому что идти на фронт было долгом каждого. Объясните ребенку значение непонятных слов. Не забудьте добавить, что война длилась долгих четыре года, и что много солдат не вернулось домой. А 9 мая 1945 года фашистские войска были разбиты, и наступила долгожданная победа. В этот день все радуются тому, что теперь люди живут под мирным небом, а дети говорят ветеранам «спасибо» и дарят рисунки с праздничным салютом.
  • Чтобы заинтересовать ребенка праздником победы, предложите ему нарисовать в подарок ветерану праздничный рисунок или смастерить поделку. Чтобы тема Великой Отечественной войны не была забыта, возвращайтесь к ней несколько раз до тех пор, пока ребенок не пойдет в школу и не начнет изучать историю. По мере взросления добавляйте к рассказу больше значительных фактов, а также повествуйте о том, как воевали ваши деды и бабушки.

ЧТО ПОКАЗАТЬ ДЕТЯМ НА ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Со дня Победы в Великой Отечественной войне прошло уже больше

половины века, но этот праздник отмечают до сих пор, тем самым отдавая

дань героическому подвигу предков. С каждым годом ветеранов становится

все меньше, а ведь важно, чтобы молодое поколение знало и помнило свою

историю. Сегодня учителя, родители посвящают немало времени теме

войны, знакомству детей с историческими местами и памятниками. 9 мая

является самым подходящим поводом для этого. Что же показать детям в

День Победы?

Ежегодно в городах России проходят торжественные военные парады и различные праздничные программы. Сходите на них с детьми. Демонстрация военной техники, парад войск, возложение цветов к Вечному Огню и к могилам героев не оставят их равнодушными. Примите участие в праздничных гуляньях, пусть дети поучаствуют в тематических конкурсах. Совершите с ними небольшое путешествие по историческим местам,

памятникам героям войны. Пусть ваши дети самостоятельно возложат цветы, а потом от увиденного и услышанного выразят свои впечатления посредством рисунка или поделки.

Можно отправиться в столицу России и посетить Поклонную гору. Там вы найдете настоящий мемориальный комплекс, который посвящен Великой Отечественной войне. Сходите также на художественную выставку, выставку военной техники или посетите исторический музей. Там дети могут познакомиться не только с военными атрибутами, но и фотографиями, различными документами того времени, посмотреть картины, посвященные военной тематике. Интересными для детей являются костюмированные экскурсии, которые проводятся во многих городах России. Ежегодно в этот день проходят оригинальные фотовыставки, посвященные военной теме: выдающимся деятелям, героям, современной интерпретации военных мотивов. Такие фотовыставки имеют большое значение: они не только отражают прошлое, но и показывают отношение современности к прошлому, к своей истории, подавая отличный пример детям.

 Отправьтесь в какой-либо парк культуры и отдыха. Там вы сможете увидеть специально подготовленную ко Дню Победы музыкальную программу, скульптурные и художественные работы на военную тематику или поучаствовать в художественных конкурсах. В некоторых городах устраивают специальную выставку восковых фигур, где в скульптурах запечатлены герои войны, видные военные деятели (например, маршал Жуков). Дети должны знать героев в лицо. В завершении дня можно посмотреть праздничный фейерверк, который устраивают в День Победы.

КАК ОТМЕТИТЬ ДЕНЬ ПОБЕДЫ С ДЕТЬМИ

9 мая является святым праздником для граждан России. В этот день люди вспоминают о страшной войне и той цене, которая была заплачена за победу. Чтобы рассказать детям об этом, эта дата подходит как нельзя

лучше. Но конечно, чтобы все это для подрастающего поколения не

превратилось в повинность, необходимо уделять внимание ветеранам не

только в этот день.

Инструкция:

  • Один из способов поведать ребенку о страданиях людей, переживших то время – это общение с ветеранами. Зачастую пожилым людям с детьми легче найти контакт, чем родителям. Слушать рассказы очевидцев, которые подберут нужные слова и расскажут правдивые истории, передавая истинные чувства, ребенку всегда интереснее.2
  • Расскажите о своих воевавших предках. Сделайте упор в своем рассказе на совсем юный возраст солдат, которые ушли на войну. В рассказах постоянно упоминайте, что те, кого называют сейчас героями, были в то время такого же возраста обычными ребятами со своими интересами.
  • Детский сад, школа – те места, где педагоги могут рассказать ребенку о тех суровых днях, при этом организовав тематическую постановку. В душе ребенка такие мероприятия оставляет глубокий след, заставляя самому прожить и прочувствовать свой кусочек военной жизни. Наличие зрителей и единомышленников сближает и помогает окунуться глубже в военную эпоху, придите на такой концерт всей семьей. К подобному мероприятию готовьтесь вместе с ребенком. Помогите выучить песни военных лет, найти или пошить военную форму.
  • Яркий наглядный пример памяти о войне – братские могилы, памятник Скорбящей матери. Вместе с ребенком посетите эти места, к Вечному огню возложите цветы, рассмотрите внимательно на каменных плитах надписи. В этот день там обязательно будут ветераны, пусть ваши дети вручат им цветы и поздравят их с праздником.
  • Музей боевой славы может стать еще одним мероприятием. Лучше, чтобы этот он был под открытым небом. Здесь детям будет позволено дотронуться до стальных гигантов, ознакомиться с их боевыми характеристиками, прослушать интересные истории, которые связаны с этой боевой техникой, просмотреть захватывающее видео.
  • Если останутся еще желание и силы, завершить день можно просмотром хорошего фильма. Для просмотра выберите картину, которая доступна для понимания детей и взрослых. Пусть это будет фильм для семейного просмотра, ведь редко дети и родители смотрят фильмы вместе.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАК РАССКАЗАТЬ РЕБЕНКУ О ВОЙНЕ?»

Войны и революции в мире происходят постоянно: мы сталкиваемся с ними во время телевизионных новостей или даже на улицах своего города.
Мы стараемся защитить своих детей от страшной информации о происходящем за окном, но правильно ли это? Рано или поздно малыши замечают, что мама с папой чем-то расстроены, — и здесь начинаются «неудобные» вопросы.

Как рассказать ребенку о войне, чтобы не напугать его и не травмировать его пока еще не окрепшую детскую психику? 

Нашему поколению, наверное, было проще понять, что такое Великая отечественная война, чем поколению наших детей. У нас были живые деды-ветераны, родные и просто знакомые, много популярных фильмов и книг о войне, рассказы о пионерах-героях, все это изучали в садиках и школах. Помню, как мой пятилетний брат играл с друзьями во дворе в войну. Дети делились на 2 команды – “наших’ и “фашистов”. Но игра не складывалась с самого начала: дети уже знали, кто такие фашисты, и никто не хотел быть фашистом даже понарошку…

Но с каждым годом эта война все больше уходит в прошлое, становится историей, страницами книг и кадрами старых фильмов, а не живыми переживаниями и рассказами очевидцев. Почти ни в одной семье не осталось дедушки, который на 9 мая, надев ордена, расскажет внукам о войне, увиденной своими глазами. Или бабушки, что с гордостью покажет полуистлевшие письма с фронта и поделится, как выживали, как верили, как ждали своих с победой. Теперь это должны делать мы, родители. Больше никто за нас не сделает. Ведь мы хотим, чтобы наши дети помнили героическую историю своей Родины, помнили подвиги своих прадедов. hello_html_m57a78df3.jpg

Конечно, все зависит от возраста ребенка и от его интереса к теме. И 9 мая – такой особенный день, когда можно и нужно поговорить об этом. Ведь именно в этот день у детей может возникнуть множество вопросов: 

Мама, а какой сегодня праздник? День какой победы, кто кого победил? А что такое война? Почему она называется Великая Отечественная? С кем воевали и зачем? Почему люди вообще воюют?“ 

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА:

КАК РАССКАЗАТЬ О ПОДВИГЕ ДЕТЯМ?

Прошло много лет со дня Великой Победы – победы нашей страны над фашистской Германией. А что знают наши дети о событии, которое перевернуло новейшую историю и изменило судьбы всего мира? Что для них 9 мая и как сегодняшним родителям рассказывать детям о Великой Отечественной войне?

Детские психологи советуют начинать разговор о войне с азов. Ведь качество преподавания истории в школах зачастую не выдерживает никакой критики, а дошколятам познаний о ней взять и вовсе негде. Поэтому ребенку требуется объяснять, в силу его возраста и понимания, разумеется, что Вторая мировая война – это самая большая и самая страшная война во всей истории человечества, которая была начата Германией и ее союзниками.

В боевых действиях принимало участие 61 государство, причем повсеместно – от Европы до Африки. Во Второй мировой войне участвовало 1,7 млрд. человек – а это 80% населения всей Земли. Поэтому ее и назвали мировой. И если бы не наша страна (тогда ее называли по-другому – Советский Союз), остальным государствам вряд ли удалось бы победить фашистов. Именно советская армия смогла прогнать захватчиков, освободить Европу, разгромить фашистские войска, и водрузить над Рейхстагом красный флаг. Конечно, после этого рассказа у вашего «почемучки» возникнет масса вопросов – попробуем ответить на самые распространенные из них.

Почему люди воюют? Этот вопрос наверняка задаст в первую очередь любой думающий ребенок. И продолжит: «неужели все немцы плохие?». Вам следует объяснить малышу, что в мире есть много стран и там живут очень разные люди.

У каждой страны есть свои правители, и не всегда они бывают порядочными и справедливыми. Когда у власти оказываются плохие люди, они начинают творить плохие дела – например, воевать. Стоит объяснить также, что для обычных людей Германии Вторая мировая война стала такой же бедой, как и для людей нашей страны.

Почему война – это плохо? Современный ребенок, растущий на компьютерных стрелялках, вряд ли сможет самостоятельно разобраться, почему воевать – это плохо. Ведь это так интересно, к тому же всегда можно «оживиться» и начать все заново. Задача родителей – донести до малыша истину, что настоящая война совсем не похожа на шутер. Там все взаправду: и слезы, и боль, и смерть. Никто не сможет перегрузить компьютер и оживить погибшего бойца.

Расскажите о том, что во время Второй мировой войны было истреблено огромное количество людей – порядка 55 млн. человек. Такого не было за всю историю человечества! Причем фашисты не щадили всякого, кто им не покорялся или просто был не нужен «новому порядку» – и женщин, и стариков, и детей. Можно только представить себе радость всего мира, когда наши войска разгромили фашистов.

Почему это важно для меня и моей семьи? Ветеранов Великой Победы с каждым годом становится все меньше. Но наверняка в вашей семье были родственники, которые воевали на полях Второй мировой или работали в тылу, приближая День победы. Прекрасно, если дедушка, бабушка, прадед или прабабушка смогут рассказать вашему чаду об этих страницах нашего прошлого. Но даже если в живых не осталось никого из родственников – свидетелей тех страшных и героических событий, вы можете и должны познакомить своего ребенка с собственной семейной историей. Показывайте ему пожелтевшие фотографии, рассказывайте о том, как ваши (а значит, и его!) предки боролись с фашистами, показывайте награды и семейные реликвии, связанные с Великой Отечественной войной. Словом, помогите маленькому человеку ощутить себя частью великой истории, наследником тех людей, которые не побоялись, выстояли, победили.

В разговоре с совсем маленькими детьми не рекомендуется рассказывать обо всех ужасах, лучше сконцентрировать свое внимание на основных понятиях о войне, не вдаваясь в подробности. Расскажите ребенку о том, что война - неизбежное событие на протяжении всей истории человечества. Причины для начала войны могут быть разными. Одни нападают, другим приходится защищаться, но при этом страдают все.

Ребенок может задать вопрос: «Кто и почему нападает, а другие защищаются?». Здесь хорошо бы почитать сказку и на примере сказочных героев рассказать о войне.

Потом уже можно рассказать и о Великой Отечественной войне – рассказать так, чтобы ребенок почувствовал в первую очередь гордость за свою страну и радость победы, а не страх перед ужасами войны. 

Самое ценное, что могут сделать родители, это донести до сознания ребенка, что мир лучше любой войны».

Очень важны для детей и визуально-тактильные ощущения. Ребенку можно показать старые фотографии участвовавших в войне членов семьи, их ордена и письма, рассказать их истории. Есть и другие вещи – живые свидетельства прошлого, которые могут пробудить у ребенка гордость за свою страну: памятники боевой славы, вечный огонь, парк Победы. Прежде чем вести туда ребенка – прочитайте их историю, чтобы было о чем рассказать. Большое впечатление могут произвести песни военных летстихи про войну. Мальчика наверняка заинтересует и парад военной техники

Прекрасно, если вы отправитесь с ребенком в военный музей и позволите ему пощупать там жесткую шинель или щербатую солдатскую кружку. Попробуйте вместе представить, каково было защитнику Родины спать в холодном блиндаже, укрывшись одной такой шинелью, или пить из кружки кипяток, чтобы хоть как-то согреться.

И, конечно, в День Победы сходите к могиле Неизвестного солдата. Положив яркие цветы на блестящий гранит, ребенок наверняка осознает, как это важно и нужно для всех нас – чтить память о подвиге наших предков. А если вы знакомы с ветераном войны – непременно поздравьте его вместе с ребенком, подарите цветы и открытку, сделанную собственными руками.

И конечно, незаменимую помощь окажут книги и фильмы. Детям наиболее близки и понятны будут произведения про участвовавших в войне детей или написанные от лица детей.

  • «Мальчиш-Кибальчиш» А.П.Гайдара
  • «Сын полка» В.П.Катаева
  • «Дорогие мои мальчишки» Л.А.Кассиля
  • «Девочка из города» Воронкова Л.Ф.
  • «Васек Трубачев и его товарищи» В.Осеевой
  • «Галина мама» С.Георгиевской
  • «Вот как это было» Ю.Германа
  • «Девчонка идет на войну» Маргариты Родионовой
  • «Дорогие мои мальчишки» Льва Кассиля
  • сборники военных рассказов Леонида Пантелеева
  • «А зори здесь тихие» Бориса Васильева (эта гениальная книга, конечно, не для малышей) и многие другие повести и рассказы. Детям помладше можно вкратце пересказать эти произведения своим языком. Есть и совсем простые рассказы для детей 4-5 лет, например, 
  • «О блокадном Ленинграде»
  • «О мальчике Тишке и отряде немцев».

С фильмами о войне дело обстоит несколько сложнее. Визуализация войны, стрельбы, убийств всегда воспринимается более глубоко и эмоционально, чем чтение или рассказ, так что необходимо учитывать возраст и впечатлительность Вашего ребенка. Кроме того, старые фильмы о войне – в основном черно-белые и вряд ли надолго задержат внимание ребенка, новые – наоборот, чересчур уж зрелищные.

В любом случае, сначала посмотрите фильм сами и убедитесь, что он будет понятен Вашему ребенку и не содержит особо пугающих сцен. Младшим школьникам можно рекомендовать классику: 

  • «В бой идут одни старики»
  • «А зори здесь тихие»
  • «Отец солдата»
  • «Четыре танкиста и собака»
  • «Четвертая высота»
  • «Среди добрых людей»
  • «Садись рядом, Мишка!»
  •  «Девочка ищет отца»
  • современная кинолента «Мы из будущего», а также фильмы, снятые по рекомендованным выше книгам. Главное, избегать кровопролитных сцен при просмотре с самыми маленькими.

Однако не стоит перебарщивать и с героической “составляющей” войны. Ребенок должен понять, война – это плохо и страшно, что все нормальные люди боятся войны и хотят жить в мире. И о войнах нужно помнить в первую очередь для того, чтобы не допустить новых. 

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ В БЕСЕДАХ О ВОЙНЕ:

  1. Не пытайтесь «вылить» на ребенка сразу всю возможную информацию: она должна быть строго дозированной в зависимости от его возраста и подготовленности. По мере взросления малыша вы сможете рассказать ему больше.
  2. Очень важна умеренность в описании ужасов войны. К примеру, не стоит подробно расписывать детсадовцам или младшим школьникам, что творилось в концлагерях или в блокадном Ленинграде. Тем самым вы только дадите им повод для ночных кошмаров. А вот подростку уже можно и нужно знать о дневнике Тани Савичевой и подвиге молодогвардейцев.
  3. Не стоит лгать и умалчивать. Вполне возможны вопросы, в особенности от детей постарше, почему фашистские войска так легко прошли глубоко на территорию нашей страны и даже едва не захватили Москву. Придется поговорить с ребенком и о том, что творилось в те годы в Советском Союзе и почему наша армия оказалось не подготовлена к войне.
  4. Будьте готовы к нелицеприятным вопросам. Возможно, ваш вдумчивый ребенок захочет понять, почему по улицам нашей страны, победившей фашизм, маршируют коротко стриженные парни со свастикой на рукаве. Наверное, честнее всего будет сказать, что это – просто агрессивные дураки, которые совершенно не знают историю. И потому не понимают, что не победи наш народ Гитлера, они могли бы вовсе не родиться на свет. Ведь Гитлер считал всех тех, кто не ариец, людьми десятого сорта. В том числе и славян. А потому и их дедушек-бабушек могли бы запросто уничтожить, и они сами никогда бы не родились.
  5. Настройтесь на эмоциональную искренность. Признайтесь ребенку, что вам нелегко рассказывать о войне и что это вообще сложная тема. Но вы постараетесь объяснить все правильно… А признание мужественного папы в том, что он боится войны, и совсем ее не хочет, произведет гораздо больший эффект, чем все «воспитательные речи» вместе взятые. 

ВЫВОД

Патриотическое воспитание школьников, являясь одним из ключевых направлений образования, реализуется, в том числе и через знакомство детей с государственными праздниками. В частности, с Днём Победы. Но готовясь к мероприятиям, посвящённым 9 Мая, перед педагогом встаёт вопрос выбора формы и содержания разговора об этом событии с детьми конкретной возрастной группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по организации работы над осмыслением темы сочинения младшими школьниками

На мой взгляд, необходима система специальных упражнений по формированию у младших школьников умений определять, формулировать, раскрывать тему сочинения. Система всегда основана на принципе пос...

Методические рекомендации по организации работы с интерактивными тетрадями на уроках в начальной школе.

Методические рекомендации по организации работы с интерактивными тетрадями на уроках английского языка в начальной школе....

Методические рекомендации по организации работы с детьми по ознакомлению детей с событиями, связанными с Победой ВОВ

Методические рекомендации по организации работы с детьми по ознакомлению детей с событиями, связанными с Победой ВОВ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИССЛЕДОВАНИЮ И ВЫСТУПЛЕНИЮ ПО ТЕМЕ «МОЙ РОДСТВЕННИК – УЧАСТНИК ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ.»

Цель методических рекомендаций: оказание помощи педагогическим работникам, имеющим отношение к организации  исследовательской деятельности обучающихся, в подготовке обучающихся  в соответств...

Методические рекомендации по организации работы с детьми с ОВЗ

Инклюзивное образование создает условия для включения ребенка с ОВЗ в систему классического образования, воспринимая ребенка таким, какой он есть, изменяет под его потребности образовательную систему,...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ...